Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста

Работа №95825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Лингвистические основы формирования грамматического строя речи у
детей среднего дошкольного возраста 6
1.2 Особенности формирования грамматического строя речи у детей
среднего дошкольного возраста 10
1.3 Методы и приемы, направленные на формирование грамматического
строя речи у детей среднего дошкольного возраста 17
1.4 Анализ программ ДОУ в аспекте формирования грамматического
строя речи у детей среднего дошкольного возраста 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1 Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи у
детей среднего дошкольного возраста 39
2.2 Описание комплекса упражнений по формированию грамматического
строя речи у детей среднего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83

Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования.
Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «...формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова, соединять их в предложения...» [61].
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Осуществляя работу по развитию речи, ребенка невозможно не включить в исследовательскую, познавательную деятельность, ведь речь не только является неразлучным спутником познания, но и его силой совершенствования.
Речь имеет большое влияние и на поведение дошкольника, ведь благодаря ей появляется возможность решать различные проблемы в условиях различных видов деятельности, будь она познавательной, бытовой, игровой, учебной или трудовой. Такая деятельность создает определенные условия, на которые ребенок и ориентируется.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о большой значимости темы нашего исследования в современном образовании.
Комплексный подход к решению задач по формированию грамматического строя речи у дошкольников был создан на основе исследований педагогов, психологов и лингвистов: В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожеца, М.М. Кониной, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, А.А. Пешковского, С.Л. Рубинштейна, О.И. Соловьевой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику и выявить начальный уровень формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
6. Подобрать комплекс упражнений, направленных на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного образования;
- частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации, устный опрос, анализ продуктов учебной деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Лесная сказка» городского округа Среднеуральск.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Во - первых, в современных условиях модернизации системы образования предъявляются повышенные требования к речевой компетенции как работников дошкольных организаций, так и детей. Поэтому воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в области коммуникации и уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать поставленные перед ним задачи по формированию грамматического строя речи.
Во - вторых, формирование речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Становление и формирование всех сторон речи, фонетической, лексической, грамматической, является фундаментом для последующего усвоения родного языка.
В - третьих, процесс грамматического строя в дошкольном детстве многогранен по своей сути. Он связан с интеллектуальным развитием, поскольку умственно-языковые взаимосвязи, которые включены в овладение родным языком, активно влияют на сам процесс обучения родному языку.
В - четвертых, задачи развития грамматического строя реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей, не только, в средней группе, но и в разных возрастных группах.
В процессе исследования использовалась диагностика, подобранная нами на основании методик, следующих авторов: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. Были продиагностированы, такие показатели как, степень сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста: умение образовывать
существительные множественного числа; умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывать прилагательные с существительными разного рода; употреблять глаголы мужского и женского рода; умение согласовывать глаголы с существительными в единственном или множественном числе.
Результат диагностики показал, что высокий уровень проявления показателей степени сформированности грамматического строя выявлен у 2 (20%) воспитанников, у 4 детей (40%) — средний уровень проявления показателей, у 4 (40%) воспитанников - низкий уровень проявления
показателей.
Содержание деятельности по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста призвано не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в смысловом аспекте их употребления. Поэтому предложенный нами комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи направлен на создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение уровня речевой культуры взрослых; целенаправленное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок, а так же подразумевает активное участие родителей.


1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М.: 2003. С. 27-43.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2006. 256 с.
3. Артеменко О.Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса // Вестник Карачаево- Черкесского государственного университета. 2007. № 22. 390 с.
4. Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. 164 с.
5. Белошистая А., Смаги А. Развиваем связную речь // Дошкольное воспитание. 2009. №7. С. 20-25.
6. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
7. Веракса Н.Е. От рождения до школы: Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.
8. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 52.
9. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябова. М.: МГУ, 1967. C. 76-94.
10. Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
11. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Изд. РАО, 1994. С. 104-108.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 311 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во
«Детствопресс». СПб, Изд-во «Творческий центр Сфера», 2007. 470 с.
15. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1993. 17 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ