ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
1.1. Общая характеристика понятия «интерес», «интерес к
художественной литературе» и фольклору 8
1.2. Особенности литературного развития старшего дошкольника .... 12
1.3. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 18
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Диагностика сформированности интереса к чтению у старших
дошкольников 24
2.2. Модель формирования интереса к чтению у дошкольников 6-7
года жизни 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 120
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [49, с. 4].
«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать» [41, с.2].
На сегодняшний день чтение произведений художественной литературы рассматривается как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального, творческого и социального потенциала нации.
Чтение считается основой образования и развития человека, его нравственного становления. Уважение к книге воспитывается с дошкольного возраста. Чтение является основополагающим в понимании целостной картины мира, способствует духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий. Процесс чтения также учит толерантности.
Важнейшая роль книги определена ещё во времена Древней Руси Ярославом Мудрым. На протяжении долгого времени книга была связана исключительно со взрослым человеком, но с недавнего времени данный вопрос связывают с дошкольным возрастом, изучаются его особенности и потребности в выборе книг, впечатления от процесса чтения.
Чем раньше книга войдет в жизнь ребенка, тем интереснее сделает его мир, обогатит его новыми открытиями и знаниями, научит ребенка ценить и любить чтение.
Развитие интереса к чтению в современной России обозначена как государственная задача развития культуры, грамотности нации. «Страна с не читающим населением - это страна отверточных технологий, страна - поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы». Это обращение к соотечественникам прозвучало 7 сентября 2001 года в городе Москве на Всероссийском Конгрессе в поддержку Чтения. В ноябре 2006 года в нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. В России 2015 год был объявлен годом Литературы.
Развитие человека, его интеллекта, воображения начинается с чтения. Книга формирует такие качества, как сострадание, милосердие, человеколюбие, влияет на нравственное начало в целом, то есть развивает человеческую душу. Более того, общение с книгой является основой для формирования грамотной речи, делая ее выразительной, логичной и понятной каждому. Постоянно читающий человек умеет правильно понимать, преобразовывать информацию, находить главную мысль и отношение автора, что позволяет ему быть успешным в современном мире благодаря качественному анализу и эрудированности. Литература, как и любой другой вид искусства, вдохновляет человека, заряжает его энергией и побуждает к развитию.
Вопрос развития ребенка дошкольного возраста как читателя, его интерес к книге и чтению в дошкольной педагогике и психологии активно изучали Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко и другие. Они отмечали, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности [14].
Детская литература играет важную роль в формировании ребенка как личности. На каждом возрастном этапе она имеет свое особое значение, отмечала Н.С. Карпинская [26, с.57].
В 30-е годы педагоги-ученые положили начало определению содержания литературного образования дошкольников.
Л.С. Выготский отмечал, что программа должна быть сходна со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть программой самого ребенка. Чтение - это неотъемлемая часть каждого человека и общества в целом, поэтому необходимо приобщать ребенка к чтению литературных произведений, знакомить его с различными жанрами художественной литературы, развивать интерес и любовь к книге [8].
Таким образом, в 30-е годы был поставлен вопрос о том, что необходимо определить содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду и сформулировать его специфическую задачу - заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства».
Дальнейшие многолетние усилия педагогов и психологов А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Б.М. Теплов, А.М. Леушина, Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская, Е.А. Флерина создали теоретические и практические предпосылки для разработки современной дидактики, в которой содержание обучения определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны: с одной стороны - это тот учебный материал, который должен освоить ребенок, например, книга, с другой стороны - формирование умения воспринимать, понимать произведения литературы.
В настоящее время для ребенка-дошкольника предоставлена развитая индустрия развлекательных телепередач и мультфильмов, которые часто имеют низкий эстетический и этический уровень, что является активным конкурентом процессу чтения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. «Волшебная картинка» более привлекательна для дошкольника, так как у него ещё не сформировано критическое мышление. На данном этапе развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста становится актуальной задачей, потому что в этом возрасте закладывается фундамент когнитивной деятельности ребёнка. Правильное руководство детским чтением положительно закладывает, формирует нравственное начало и познавательный интерес.
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших школьников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Данные исследований показали, что 71% детей не любят читать в свободное время, а увлечены чтением художественной литературы только 29% детей. Самой интересной литературой для детей стали энциклопедии, приключенческие и фантастические книги и произведения, которые советуют родители [29, с.36].
Детское чтение изучается с точки зрения различных аспектов: психологических, социально-психологических, культурологических и педагогических. В данной работе акцент сделан именно на педагогических аспектах развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития интереса к детской художественной литературе и фольклору у старших дошкольников.
Предмет исследования: методы и приемы развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: изучить теоретический опыт
стимулирования интереса старших дошкольников к чтению художественной литературы и фольклора и на этой основе создать комплекс мероприятий, направленных на повышение у ребенка интереса к чтению.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику детскому чтению.
2. Описать особенности литературного развития старшего дошкольника.
3. Разработать модель формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ образовательных программ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.
Методы исследования: теоретические методы (описание, анализ источников, индукция, дедукция).
Проектировочная работа проводилась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 6 «Дельфин» г. Новоуральск. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы (6-7 лет) этого детского сада в количестве 10 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Практическая значимость исследования: теоретически обоснованный комплекс мероприятий, способствующий развитию интереса к художественной литературе, чтению, к детской книге у детей старшего дошкольного возраста, а также модель развития интереса к чтению могут быть использованы воспитателями в образовательном процессе ДОУ.
Детство - важный этап в жизни человека, становлении личности. Чтение, которое базируется на интересах человека и его личностных качеств, является одним из важнейших факторов в становлении личности, формировании сознания и духовного мира человека. Чтение заставляет думать и является основой интеллектуальной базы человека. Поэтому интерес и уважение к книге должно воспитываться с дошкольного возраста. Чтение обогащает внутренний мир ребенка, расширяет границы его сознания, формирует целостную картину мира, а также учит толерантности и взаимопониманию.
Важно учитывать особенности развития ребенка дошкольного возраста при выборе образовательных программ, создании условий, чтобы раскрыть творческий потенциал дошкольника и привить любовь и уважение к книге.
Чтобы определить уровень сформированности интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста были проведены три педагогические диагностики. Исследование проводилось на основе наблюдения и анализа поведения дошкольников при взаимодействии с книгой по следующим параметрам: интерес к слушанию чтения книг; понимание содержания литературного произведения; способность к воспроизведению содержания; отражение в инсценировке особенностей характера героя произведения; знание сказок, умение определять героев и устанавливать взаимоотношения между ними; умения различать художественные произведения по жанрам: сказка, рассказ, стихотворение. Результаты исследования, полученные на основе количественного и качественного анализов, показали, что высокий интерес к чтению сформирован только у 20% дошкольников, средний уровень интереса зафиксирован у 30% воспитанников, низкий уровень интереса к чтению был выявлен у 50% детей.
На основании полученных данных исследования разработана модель деятельности педагога, определен комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению. Дети начали выбирать деятельность, связанную с художественной литературой, проявлять к ней положительное отношение, анализировать тексты, играть в игры, основанные на художественных произведениях. Эти знания и навыки используются воспитанниками в непрерывной образовательной деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, а также в свободной деятельности.
Детское чтение отвечает интересам и потребностям детей в получении новой информации и познании окружающего мира, в интересном проведении досуга, в увлекательных историях, в общении со значимыми людьми. Тем не менее, интерес к чтению необходимо и пробуждать, и стимулировать. Для развития интереса к чтению необходимо создавать благоприятные условия.
Интерес к чтению усиливается, если чтение подкреплено игрой. Однако этот интерес зависит от примера и действий родителей относительно процесса чтения, а так же от усилий дошкольных педагогов и воспитателей.
1. Беляев М.Ф. Психология интереса. М.: Просвещение, 1957. 180 с.
2. Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. Новосибирск, 1968. 34 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе // Детский сад от А до Я. 2016. № 4. С. 150 -153.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychological.slovaronline.com/%D0%98/681-INTERES (дата обращения: 01.02.2018).
6. Бородина В.А. Технологии читательского развития [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2003/911 .htm (дата обращения: 04.04.2018).
7. Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5 - 7 лет / А.Н. Вераксы, Н.Е. Вераксы. М.: Мозаика - Синтез, 2014. 60 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. 434 с.
9. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории
вопроса [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm (дата обращения:
09.04.2018).
10. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
11. Гриценко З.А. Методика приобщения детей к чтению. М.: Академия, 2008. 320 с.
12. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения: методические рекомендации для родителей по организации чтения дошкольникам в рамках программы «Из детства - в отрочество». М.: Просвещение, 2000. 106 с.
13. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями). М.: Просвещение,
2004. 144 с.
14. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание. 2008. № 2. С. 15-20.
15. Гриценко З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 8. С. 19-27...