ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 6
1.1. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
художественной литературы 6
1.2. Особенности развития умений монологической речи 11
у детей старшего дошкольного возрастаОшибка! Закладка не определена.
1.3. Лингвистические основы совершенствования умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 15
1.4. Содержание работы по совершенствованию умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы 20
1.5. Анализ программного содержания ДОУ в аспекте проблемы
совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 31
2.1. Диагностика сформированное™ умений монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ1 56
Актуальность темы исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, требования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров: на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, употреблять речь для выражения своих мыслей, чувств и желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Речевое развитие является одним из важнейших достижений ребёнка дошкольного возраста и рассматривается как общая проблема воспитания в современном дошкольном образовании. В настоящее время уже доказано, что развитие речи неразрывным образом связано с развитием сознания человека, познанием окружающего мира, развитием личности ребёнка в целом.
Одной из приоритетных задач обучения и воспитания дошкольников - это как развитие речи, так и развитие речевого общения. Владеть родным языком - это не значит, что достаточно только уметь правильно строить предложения. Ребёнок должен научиться рассказывать: не только называть предмет, но и научиться его описать, рассказать о каком-то явлении или событии, о череде событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и связанными друг с другом логически, то есть речь ребёнка должна быть связной.
Связная речь представляет собой одну из сложнейших форм речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесный контакт речевого и умственного развития ребёнка, развития их восприятия и мышления, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, вычленять основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает фундамент к успешному обучению в школе.
При подготовке ребёнка к школе одну из главных ролей играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Монологическая речь - это речь одного лица, выражающего собственные мысли в более или менее развёрнутой форме, планы, оценку событий и т.д. Формирование связной монологической речи считается основной задачей речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Непосредственно в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и интеллектуального развития ребёнка старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский; Н.И. Жинкин; А.А. Леонтьев; Ф.А. Сохин и др.). [10]
Объект исследования: процесс совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.
Предмет исследования: комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.
Задачи
1. Исследование методической литературы, педагогической литературы, лингвистической литературы, посвященной формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программу младшего дошкольного возраста, с точки зрения формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической речи старших дошкольников.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Выпускную квалификационную работы мы разделили на две части.
Первая глава - это теоретическая часть, в ней мы рассмотрели:
• Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы.
Дети старшего дошкольного возраста воспринимают произведение на слух, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику пробирается в содержание произведения.
Существует два типа отношения к художественным произведениям: «Первый тип отношения - эмоционально-образный предполагает собой конкретную чувственную отдачу ребенка старшего дошкольного возраста на образы, стоящие в центре художественного произведения. Второй тип отношения - интеллектуально-оценочный находится в зависимости от житейского и читательского опыта ребенка, в котором существуют элементы анализа».
• Особенности развития умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте начинается смена ситуативной речи на контекстную речь. Появление контекстной речи связано с тем, что у дошкольников расширяется словарный запас, они начинают осваивать грамматический строй языка, могут самостоятельно употреблять различные языковые средства. Постепенно происходит усложнение грамматической стороны речи, поэтому высказывания детей начинают быть наиболее полными, последовательными и связными.
• Лингвистические основы совершенствования умений монологической речи у старшего дошкольного возраста.
Монологическая речь, являющаяся основой риторики, есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.
Монологическая речь характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматическим оформлением. В отличие от диалога, в монологической речи, ответственность за выполнение коммуникации несет только говорящий при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим.
Нами было рассмотрено содержание работ по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.
Был проведен анализ двух образовательных программ: «Детство» (под ред. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) и «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой, в аспекте проблемы совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава - это практическая часть, в ней мы провели диагностику сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в городе Екатеринбург в мае 2017 года в МБДОУ - детский сад № 219.
В нем принимали участие дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, среди участников исследования было 5 мальчиков и 5 девочек.
Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста показала, что только у одного воспитанника (10%) из 10 высокий уровень развития монологической речи. Четверо воспитанников (40%) показали - средний уровень, а пять ребят (50%) старшего дошкольного возраста показали - низкий уровень.
Полученные данные о состоянии связной речи у детей свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы. Поэтому нами было принято решение разработать комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы.
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение: учебник для студентов филологических специальностей педагогических институтов / Г.Л. Абрамович. - 6-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Просвещение, 1975. - 352 с.
2. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.
3. Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2013. - 445 с.
4. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевогоразвития детей на занятиях. - М, 2003.
5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010. - 400 с
6. Алиева Т. Ребенок в мире образа//Д.В. - 1996. - №2. - с 82-87.
7. Андросова В. Обучение детей восприятию художественной литературы. [Текст] / В. Андросова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 3. - С. 18 - 21.
8. Белоусова Л.Е. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста - СПб., «Детство-Пресс», 2000г. - 128с.
9. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники - Спб., «Детство-Пресс», 2001г. - 96с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей - М. «Просвещение»., 2004. - 256с.
11. Васильева М.А., Гербова В.В., Т.С. Комаровой Т.С.Программа воспитания и обучения в детском саду - 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
12. Васина Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 146 - 149.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. «Просвещение» 2006. - 242с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. - 472с.
15. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в
детском саду: Методическое руководство для воспитателей,
работающих по программе «Радуга» - М.2006. - 122с...