Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Речь. Речевая деятельность. Связная речь 6
1.2. Особенности развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Методы и приемы развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 14
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика уровня развития умений связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Комплекс игр, направленный на развитие умений связной речи
детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Речь. Речевая деятельность. Связная речь 6
1.2. Особенности развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Методы и приемы развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 14
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика уровня развития умений связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Комплекс игр, направленный на развитие умений связной речи
детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Актуальность темы исследования обуславливается социальным запросом общества на личность, обладающую достаточно развитой речью. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из приоритетных задач речевого воспитания дошкольников, их речевой подготовки к школе, где речь и язык становятся не только средством, но и предметом изучения. На связную речь ребенка возложены важные социальные функции, среди которых установка связи с окружающими людьми. Старшему дошкольнику предстоит поменять свой маленький коллектив группы детского сада на большой шумный класс; где предстоит научиться четко и внятно отвечать на поставленные вопросы, научиться выстраивать свое высказывание, выражать свои мысли. Коммуникативная функция является основной функцией связной речи. Именно в связной речи отражаются все достижения ребенка в овладении родным языком. По тому, как ребенок строит связное высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная программа должна обеспечить речевое развитие ребенка, которое предполагает овладение речью, как средством общения и культуры развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи [33]. В связи с этим только целенаправленное речевое воспитание может привести к достаточно высокому уровню овладения речью. Выше изложенное позволяет нам говорить об актуальности темы исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Для того чтобы педагог мог целенаправленно и последовательно вести работу по развитию связной речи детей, ему необходимо владеть методикой, быть ознакомленным с методическими основами развития связной речи дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Рассмотреть понятия «речь», «речевая деятельность» и «связная речь»;
• Охарактеризовать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Изучить методы и приемы развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Провести анализ программ ДОУ в аспекте развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Исследовать уровень развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из трудов различных ученых. Так, содержание таких понятий, как «речь», «речевая деятельность», «связная речь» раскрываются в работах М. М. Алексеевой, Ф. А. Сохина, А. В. Текучева, Б. И. Яшиной, Р. О. Якобсона и других ученых. Критерии связности речи дошкольников сформулированы в работе О. С. Ушаковой. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, Н. Н. Бартош, А. М. Леушиной, М. И. Лисиной, К. В. Полищук, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина.
Методы и приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста приводятся в трудах Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, других исследователей.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого
педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.
База исследования: 20 детей старшей группы «Солнышко» МБОУ СОШ №29 СП «Детский сад» п. Прогресс.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная программа должна обеспечить речевое развитие ребенка, которое предполагает овладение речью, как средством общения и культуры развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи [33]. В связи с этим только целенаправленное речевое воспитание может привести к достаточно высокому уровню овладения речью. Выше изложенное позволяет нам говорить об актуальности темы исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Для того чтобы педагог мог целенаправленно и последовательно вести работу по развитию связной речи детей, ему необходимо владеть методикой, быть ознакомленным с методическими основами развития связной речи дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Рассмотреть понятия «речь», «речевая деятельность» и «связная речь»;
• Охарактеризовать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Изучить методы и приемы развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Провести анализ программ ДОУ в аспекте развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Исследовать уровень развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из трудов различных ученых. Так, содержание таких понятий, как «речь», «речевая деятельность», «связная речь» раскрываются в работах М. М. Алексеевой, Ф. А. Сохина, А. В. Текучева, Б. И. Яшиной, Р. О. Якобсона и других ученых. Критерии связности речи дошкольников сформулированы в работе О. С. Ушаковой. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, Н. Н. Бартош, А. М. Леушиной, М. И. Лисиной, К. В. Полищук, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина.
Методы и приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста приводятся в трудах Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, других исследователей.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого
педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.
База исследования: 20 детей старшей группы «Солнышко» МБОУ СОШ №29 СП «Детский сад» п. Прогресс.
• Охарактеризовать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Изучить методы и приемы развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Провести анализ программ ДОУ в аспекте развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Исследовать уровень развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Социальный запрос общества на личность, обладающую сформированной связной речью обуславливает актуальность темы исследования. В процессе исследования выяснилось, что речь представляет собой способность выражать свои мысли, а речевая деятельность является деятельностью, в процессе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели. Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Старший дошкольник способен развернуто рассказать и объяснить увиденное, используя при этом элементы сравнения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуются навыки диалогической речи, детьми свободно используются фразы речевого этикета, они умеют договориться, их речь интонационно окрашена, в зависимости от ситуации меняется темп и ритм речи. Старшим дошкольником активно осваиваются разные типы связной речи, разнообразие типов связи слов в предложении, между предложениями.
Работа по развитию диалогической речи старших дошкольников направлена, в первую очередь на формирование умений, необходимых для общения. Содержание работы по развитию монологической речи включает такие направления, как: развитие умения отбирать необходимый материал и последовательно располагать его в нужной последовательности, умения пользоваться средствами языка. Старших дошкольников учат составлять рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность, обучают двум основным типам монологов: самостоятельному рассказу и пересказу.
Современному педагогу доступно разнообразие методов и приемов развития связной речи старших дошкольников, среди которых выделяют традиционные (разговор педагога с детьми, совместная деятельность, беседы, дидактические игры) и современные (мнемотехника, синквейн, игровые технологии, ИКТ).
Анализ образовательных программ показал, что основной акцент в программе «Детство» сделан на развитие способности дошкольников старшей группы к самостоятельному последовательному пересказу, описательному рассказу. Также пристальное внимание обращено на грамматически правильное оформление рассказа. Авторы программы «От рождения до школы» в качестве средств развития связной речи рассматривают: рассказывание о предмете, содержании сюжетной картины, по картинкам с последовательно развивающимся действием; рассказывание о событиях из личного опыта, придумывание своих концовок к сказкам, составление небольших рассказов творческого характера на тему, предложенную педагогом. В «Программе развития речи дошкольников» (О.С. Ушаковой) четко прослеживается усложнение содержания работы по развитию связно речи при переходе дошкольников из старшей группы в подготовительную к школе. Наблюдается усложнение решаемых задач.
Проведенная диагностика позволила говорить о наличии в развитии связной речи старших дошкольников следующих трудностей: неумении использовать лексические средства, наличии продолжительных пауз и повторов при рассказывании, неумении начать и закончить предложение.
С опорой на полученные результаты диагностики был разработан комплекс игр, направленных на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста: оборудована предметно-развивающая среда, проведена консультация для родителей, реализован комплекс дидактических игр и упражнений, сюжетных игр, подобранных с учетом выявленных проблем на констатирующем этапе.
• Изучить методы и приемы развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Провести анализ программ ДОУ в аспекте развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Исследовать уровень развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Социальный запрос общества на личность, обладающую сформированной связной речью обуславливает актуальность темы исследования. В процессе исследования выяснилось, что речь представляет собой способность выражать свои мысли, а речевая деятельность является деятельностью, в процессе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели. Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Старший дошкольник способен развернуто рассказать и объяснить увиденное, используя при этом элементы сравнения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуются навыки диалогической речи, детьми свободно используются фразы речевого этикета, они умеют договориться, их речь интонационно окрашена, в зависимости от ситуации меняется темп и ритм речи. Старшим дошкольником активно осваиваются разные типы связной речи, разнообразие типов связи слов в предложении, между предложениями.
Работа по развитию диалогической речи старших дошкольников направлена, в первую очередь на формирование умений, необходимых для общения. Содержание работы по развитию монологической речи включает такие направления, как: развитие умения отбирать необходимый материал и последовательно располагать его в нужной последовательности, умения пользоваться средствами языка. Старших дошкольников учат составлять рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность, обучают двум основным типам монологов: самостоятельному рассказу и пересказу.
Современному педагогу доступно разнообразие методов и приемов развития связной речи старших дошкольников, среди которых выделяют традиционные (разговор педагога с детьми, совместная деятельность, беседы, дидактические игры) и современные (мнемотехника, синквейн, игровые технологии, ИКТ).
Анализ образовательных программ показал, что основной акцент в программе «Детство» сделан на развитие способности дошкольников старшей группы к самостоятельному последовательному пересказу, описательному рассказу. Также пристальное внимание обращено на грамматически правильное оформление рассказа. Авторы программы «От рождения до школы» в качестве средств развития связной речи рассматривают: рассказывание о предмете, содержании сюжетной картины, по картинкам с последовательно развивающимся действием; рассказывание о событиях из личного опыта, придумывание своих концовок к сказкам, составление небольших рассказов творческого характера на тему, предложенную педагогом. В «Программе развития речи дошкольников» (О.С. Ушаковой) четко прослеживается усложнение содержания работы по развитию связно речи при переходе дошкольников из старшей группы в подготовительную к школе. Наблюдается усложнение решаемых задач.
Проведенная диагностика позволила говорить о наличии в развитии связной речи старших дошкольников следующих трудностей: неумении использовать лексические средства, наличии продолжительных пауз и повторов при рассказывании, неумении начать и закончить предложение.
С опорой на полученные результаты диагностики был разработан комплекс игр, направленных на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста: оборудована предметно-развивающая среда, проведена консультация для родителей, реализован комплекс дидактических игр и упражнений, сюжетных игр, подобранных с учетом выявленных проблем на констатирующем этапе.
Подобные работы
- Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с фольклорными произведениями
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связной речи детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой (Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2022





