ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Речь. Речевая деятельность. Связная речь 6
1.2. Особенности развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Методы и приемы развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 14
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика уровня развития умений связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Комплекс игр, направленный на развитие умений связной речи
детей старшего дошкольного возраста 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
Актуальность темы исследования обуславливается социальным запросом общества на личность, обладающую достаточно развитой речью. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из приоритетных задач речевого воспитания дошкольников, их речевой подготовки к школе, где речь и язык становятся не только средством, но и предметом изучения. На связную речь ребенка возложены важные социальные функции, среди которых установка связи с окружающими людьми. Старшему дошкольнику предстоит поменять свой маленький коллектив группы детского сада на большой шумный класс; где предстоит научиться четко и внятно отвечать на поставленные вопросы, научиться выстраивать свое высказывание, выражать свои мысли. Коммуникативная функция является основной функцией связной речи. Именно в связной речи отражаются все достижения ребенка в овладении родным языком. По тому, как ребенок строит связное высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная программа должна обеспечить речевое развитие ребенка, которое предполагает овладение речью, как средством общения и культуры развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи [33]. В связи с этим только целенаправленное речевое воспитание может привести к достаточно высокому уровню овладения речью. Выше изложенное позволяет нам говорить об актуальности темы исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Для того чтобы педагог мог целенаправленно и последовательно вести работу по развитию связной речи детей, ему необходимо владеть методикой, быть ознакомленным с методическими основами развития связной речи дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Рассмотреть понятия «речь», «речевая деятельность» и «связная речь»;
• Охарактеризовать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Изучить методы и приемы развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Провести анализ программ ДОУ в аспекте развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Исследовать уровень развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из трудов различных ученых. Так, содержание таких понятий, как «речь», «речевая деятельность», «связная речь» раскрываются в работах М. М. Алексеевой, Ф. А. Сохина, А. В. Текучева, Б. И. Яшиной, Р. О. Якобсона и других ученых. Критерии связности речи дошкольников сформулированы в работе О. С. Ушаковой. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, Н. Н. Бартош, А. М. Леушиной, М. И. Лисиной, К. В. Полищук, Ф. А. Сохина, Д. Б. Эльконина.
Методы и приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста приводятся в трудах Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, других исследователей.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого
педагогической литературы, стандартов, программ, учебников, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, моделирование; эмпирические - метод тестирования детей, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения и приложений.
База исследования: 20 детей старшей группы «Солнышко» МБОУ СОШ №29 СП «Детский сад» п. Прогресс.
• Охарактеризовать особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Изучить методы и приемы развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Провести анализ программ ДОУ в аспекте развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Исследовать уровень развития умений связной речи детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать комплекс игр, направленных на развитие умений связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Социальный запрос общества на личность, обладающую сформированной связной речью обуславливает актуальность темы исследования. В процессе исследования выяснилось, что речь представляет собой способность выражать свои мысли, а речевая деятельность является деятельностью, в процессе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели. Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Старший дошкольник способен развернуто рассказать и объяснить увиденное, используя при этом элементы сравнения. В старшем дошкольном возрасте совершенствуются навыки диалогической речи, детьми свободно используются фразы речевого этикета, они умеют договориться, их речь интонационно окрашена, в зависимости от ситуации меняется темп и ритм речи. Старшим дошкольником активно осваиваются разные типы связной речи, разнообразие типов связи слов в предложении, между предложениями.
Работа по развитию диалогической речи старших дошкольников направлена, в первую очередь на формирование умений, необходимых для общения. Содержание работы по развитию монологической речи включает такие направления, как: развитие умения отбирать необходимый материал и последовательно располагать его в нужной последовательности, умения пользоваться средствами языка. Старших дошкольников учат составлять рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность, обучают двум основным типам монологов: самостоятельному рассказу и пересказу.
Современному педагогу доступно разнообразие методов и приемов развития связной речи старших дошкольников, среди которых выделяют традиционные (разговор педагога с детьми, совместная деятельность, беседы, дидактические игры) и современные (мнемотехника, синквейн, игровые технологии, ИКТ).
Анализ образовательных программ показал, что основной акцент в программе «Детство» сделан на развитие способности дошкольников старшей группы к самостоятельному последовательному пересказу, описательному рассказу. Также пристальное внимание обращено на грамматически правильное оформление рассказа. Авторы программы «От рождения до школы» в качестве средств развития связной речи рассматривают: рассказывание о предмете, содержании сюжетной картины, по картинкам с последовательно развивающимся действием; рассказывание о событиях из личного опыта, придумывание своих концовок к сказкам, составление небольших рассказов творческого характера на тему, предложенную педагогом. В «Программе развития речи дошкольников» (О.С. Ушаковой) четко прослеживается усложнение содержания работы по развитию связно речи при переходе дошкольников из старшей группы в подготовительную к школе. Наблюдается усложнение решаемых задач.
Проведенная диагностика позволила говорить о наличии в развитии связной речи старших дошкольников следующих трудностей: неумении использовать лексические средства, наличии продолжительных пауз и повторов при рассказывании, неумении начать и закончить предложение.
С опорой на полученные результаты диагностики был разработан комплекс игр, направленных на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста: оборудована предметно-развивающая среда, проведена консультация для родителей, реализован комплекс дидактических игр и упражнений, сюжетных игр, подобранных с учетом выявленных проблем на констатирующем этапе.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений /М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [Текст] /Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. - 2018. - №17. - С. 271- 273.
3. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. - 2014. - 235 с.
4. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. - 2016. - №7.- С. 35-38.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
6. Бычихина, П. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / М. В. Новиков. - 2016. - С. 143-146.
7. Виксниньш, О. В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / О. В. Виксниньш. - Ставрополь: СФ ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова», 2015. - С. 161-243.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] : сборник избранных трудов / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 235с.
9. Галеева, Е. В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Галеева, Н. Н. Бартош // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - № 2. - С. 127-131.
10. Галкина, И. А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. А. Галкина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №2. - С.69-71.
11. Галкина, И. А. Исследование сформированности связной речи у
детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. А. Галкина // Научные исследования: теория, методика и практика сборник материалов
Международной научно-практической конференции. - 2017. - С.56-60.
12. Градусова, Л. В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Градусова, Н. И. Левшина, И. С. Дементьева ; под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск : МаГУ, 2010 . - 96 с.
13. Григорьева, Т. С. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в экспериментально-поисковой деятельности [Текст] / Т. С. Григорьева, Л. Н. Рыжова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 10. - С. 49-51.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 528 с.
15. Ерастов, Н. Л. Культура связной речи [Текст] / Н. Л. Ерасов. - Ярославль, 2013. - 183 с...