ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3 Лингвистические основы совершенствования умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 17
1.4. Содержание работы по совершенствованию умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы 22
1.5. Анализ программ ДОУ и методических рекомендаций в аспекте
проблемы совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по 1 главе 36
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
2.1. Диагностика уровня сформированности умений монологической
речи у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы 47
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Речь является важным условием существования и развития человека в социуме. Хорошо сформированные речевые навыки позволяют осуществлять успешную коммуникацию с другими людьми, а также последовательно осваивать все многообразие психической и социальной жизни, начиная, с рождения.
Развитие монологической речи является основной и главной задачей речевого воспитания дошкольников. В монологической речи реализуется центральная, коммуникативная, функция языка. Монологическая речь считается наивысшей формой мыслительной деятельности, определяющей общий уровень как речевого, так и умственного развития ребенка.
Актуальность изучения проблемы развития монологической речи у детей обусловлена неповторимостью и особенностью самого дошкольного возраста, спецификой психофизиологического, социально-личностного развития ребенка, проявляющихся в оригинальности средств познания и видом практической деятельности. Период дошкольного детства - важный этап, когда закладываются подходящие возможности для гармоничного и полноценного развития личности дошкольника.
Актуальность исследования. Проблема развития монологической речи действительно является весьма значимой и актуальной на современном этапе развития социума и образовательной системы. Практика дошкольных образовательных учреждений показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети оказываются не способными грамотно составить связный рассказ, понятно и подробно пересказать любимую сказку. Старшим дошкольникам тяжело самостоятельно построить подробное описание предмета либо рассуждение на конкретную тему.
Развитие умений монологической речи можно считать важной и приоритетной задачей дошкольного образования, что обусловлено, в первую очередь, тем, что речь - это центральный компонент коммуникативного взаимодействия ребенка, как с взрослым, так и со сверстником.
Современные теоретические подходы, определяющие концепцию развития умений монологической речи в дошкольном возрасте, основываются на изучении различных аспектов онтогенеза развития связной речи: взаимосвязи речи и мышления: Ш. Бутон [5], К. Бюллер [6], Л.С. Выготский [8], А. Валлон [7], М. Доналдсон [11], Ж. Пиаже [31], Л. Рубинштейн [33]; механизмов порождения речевого высказывания: Н.И. Жинкин [13], А.А. Леонтьев [22], А.Р. Лурия [25]; речи как средства общения: И.А. Зимняя [13], А.Н. Леонтьев [23] и др.
Психолингвистические исследования выявляют общие закономерности освоения детьми норм и правил построения синтаксических конструкций: М. М. Бахтин [2], А. Н. Гвоздев [9], Н.И. Ленская [21], A.M. Шахнарович [47], Л.В. Щерба [49], С.И. Цейтлин [45], Л.П. Якубинский [52] и др.
Между тем недостаточно изученными остаются проблемы совершенствования таких умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, как составление простых и сложных предложений, рассказа на основе личного опыта, пересказ знакомого текста, в процессе освоения художественной литературы.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
2. Рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть лингвистические основы совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
4. Описать содержание работы по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы
5. Проанализировать содержание программы ДОУ и методических рекомендаций в аспекте проблемы совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
6. Выявить уровень сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
7. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
Объект исследования: процесс совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
Предмет исследования: комплекс упражнений по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
Методологическую основу исследования составляют: концепция о взаимосвязи речи и мышления, концепция деятельностного развития, концепция о закономерностях речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский [8], Н.И. Жинкин [14], А.А. Леонтьев [23], А.Р. Лурия [26], Л. Рубинштейн [33], Д.Б. Эльконин [51]).
Для решения поставленных целей и задач был использован комплекс методов исследования, включающих: теоретический анализ общей и специальной психологической, педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования, наблюдение.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 3, структурное подразделение детский сад «Лучик», старшая разновозрастная группа.
В исследовании принимало участие 10 детей 5-7 лет.
В первой главе удалось провести анализ научной и методической литературы в ходе, которого были определены теоретические основы совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
В ходе работы нами были последовательно решены заявленные задачи.
Во-первых, нами были рассмотрены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и сделаны выводы о том, что старший дошкольный возраст занимает существенное место в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходят существенные изменения в его психической сфере.
Мы выяснили, что возраст 5-7 лет характеризуется становлением произвольности всех психических процессов: памяти, восприятия, воображения, мышления.
Во-вторых, были рассмотрены особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста и сделаны выводы о том, что развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высокого уровня осознанности, и характеризуется качественными изменениями всех ее сторон: фонетической, лексической, грамматической.
Речь ребенка к старшему дошкольному возрасту становится контекстной из ситуативной, развивается регулирующая функция речи, позволяющая регулировать деятельность ребенка, складываются планирующая функции речи, совершенствуется звуковая и смысловая стороны речевой деятельности, обогащается словарный запас, формируется связность речи. К концу старшего дошкольного возраста ребенок способен активно пользоваться связной речью, осознавать ее строение, критически относится к грамматическим ошибкам, контролировать свою речь.
В-третьих, были раскрыты лингвистические основы совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Основными свойствами монологической речи является ее произвольность, развернутость, логическая последовательность сообщения, ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
Особенности формирования монологической речи детей дошкольного возраста подробно описываются в трудах Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. Ученые убедительно доказывают, что старший дошкольный возраст является сенситивным для совершенствования умений монологической речи.
Для понимания системы целенаправленного формирования монологической речи в старшем дошкольном возрасте ключевое значение приобретает учет механизмов порождения речи, среди которых: наличие внутреннего замысла, отбор словоформ в соответствии с замыслом, контроль за использованием языковых средств и пр.
Успешное овладение детьми умениями монологической речи возможно в процессе последовательного систематического обучения. Важным условием успешности данной работы можно считать становление специальных мотивов, потребности в использовании различных типов монологических высказываний; высокий уровень сформированности самоконтроля, усвоения лексических и грамматических средств конструирования развернутого сообщения.
В-четвертых, было описано содержание работы по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы.
Одним из эффективных средств реализации работы по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста является использование художественной литературы.
Наиболее эффективными приемами совершенствования умений монологической речи можно считать: наглядные (рассматривания картин, фотографий, описание и рассказывание по игрушкам и картинам); словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, речевой образец, повторное проговаривание, вопрос); практические (дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, пластические этюды).
В-пятых, мы проанализировали содержание нескольких образовательных программ с точки зрения изучения методики совершенствования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что современное дошкольное образование характеризуется тенденцией внедрения вариативных программ в непосредственную деятельность дошкольных учреждений. Между тем большинство современных известных программ относится к комплексными, основные задачи и методы речевого развития в них представлены далеко не равноценно.
Детальный анализ показал, что содержание работы по совершенствованию умений монологической речи в трех образовательных программах, отобранных для анализа, в целом схоже. Для совершенствования монологической речи употребляются детей похожие типы монологов: описание, повествование и рассуждение, но существенно отличаются некоторые методические приемы и виды монологических текстов.
Например, в программе «От рождения до школы» дети составляют рассказы из личного опыта, рассказы по серии сюжетных картин, рассказы по иллюстрациям различных художественных произведений, рассказы по собственноручно выполненным рисункам, пересказы художественных текстов, творческое рассказывание.
Во второй главе, в ходе разработки проектировочной работы по совершенствованию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы, нами были последовательно решены оставшиеся задачи исследования.
В-шестых, был выявить уровень сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Целью исследования, проведенного на базе МБДОУ № 3, структурное подразделение детский сад «Лучик», в старшей разновозрастной группе, стало выявление уровня сформированности умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и практическая разработка комплекса упражнений, направленного на совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественной литературы. В исследовании принимало участие 10 воспитанников ДОУ 6-7 лет...
1. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.
• 144 с.
3. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1984. № 5.
4. Богуславская, З.М., Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.
5. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика / под ред. A.M. Шахнаровича. - М.: Прогресс, 1984. - С. 307-324.
6. Бюллер, К. Очерк духовного развития ребенка. - М., 1930. - 222 с.
7. Валлон, А. От действия к мысли. - М., 1956. - 238 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.
• М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1961. - 471 с.
10. Гомзяк, О.С. Говорим правильно. - М.: ГНОМ и Д, 2007. -128 с.
11. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985. -192 с.
12. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М, 2004. - 107 с.
13. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. - М.:
Просвещение, 1966. - С. 5-25.
14. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
15. Зимняя, И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - С. 64-72...