Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования звуков в речи в младшем дошкольном
возрасте 10
1.3. Анализ нормативных документов по формированию звуковой культуры
речи у детей младшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. . ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 27
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий, направленного на формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного
возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования звуков в речи в младшем дошкольном
возрасте 10
1.3. Анализ нормативных документов по формированию звуковой культуры
речи у детей младшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. . ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 27
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий, направленного на формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного
возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
В настоящее время актуальность темы воспитания звуковой культуры речи обусловливается той уникальной значимостью, которую представляет родной язык в развитии личности дошкольника. Язык и речь рассматривались в психологии, философии и педагогике как «участок», в котором встречаются разные линии психического формирования - мышление, воображение, память, чувства. Являясь основным средством человеческого общения, постижения действительности, язык является ключевым каналом приобщения к ценностям нравственной культуры от поколения к поколению, обязательным условием развития и обучения.
Дошкольный возраст - это этап активного овладения ребенком разговорного языка, становления и формирования всех сторон речи - фонетической (вырабатывание фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полновесное владение родным языком в дошкольном периоде является основным условием решения задач интеллектуального, эстетического и духовного воспитания детей в максимально-сенситивный этап развития. Чем раньше начнется обучение ребенка родному языку, тем лучше ребенок станет им пользоваться в ближайшем будущем. Следовательно, главной задачей воспитания речи является развитие звуковой культуры речи, расширение и активизация словаря, формирование грамматической структуры речи, обучение связной речи, которые реализуются на протяжении всего дошкольного возраста.
В течение каждого возрастного этапа происходит постепенное усложнение структуры речевой работы, сменяются и методики обучения. У каждой из перечисленных целей есть целый круг задач, которые нужно решать параллельно и вовремя. Сегодня актуальность вопроса воспитания звуковой культуры речи обусловливается той уникальной ролью, которую играет родной язык в развитии индивидуальности ребенка-дошкольника.
Необходимо верно понимать задачу формирования звуковых речевых навыков и начинать непосредственную работу по её культурному воспитанию. Следовательно, данная работа будет ориентирована на решение вопросов развития речевых навыков, так как правильная регулярная работа может поспособствовать младшим дошкольникам, в полной мере понять фонетическую и фонематическую сторону речи, это будет им полезно в будущем для школьного образования. Неотъемлемой составляющей речевого развития является непосредственно звуковая часть культуры речи. Дети младшего дошкольного возраста приобретают навыками этой культуры в ходе коммуникации с окружающим обществом. Большое воздействие на воспитание звуковых речевых навыков у младших дошкольников оказывает педагог.
Таким образом, можно отметить, что термин «звуковая культура речи» широк и своеобразен. Речь идет о фактическом произношении звуков, которые характеризуют речь, элементах звуковой речевой экспрессии, которые связаны с двигательными средствами выражения, и культурных элементах вербальной коммуникации.
Значимыми элементами для речевого слуха ребенка является речевое дыхание, если оно может наблюдаться у младших дошкольников, то можно обобщить, что у малышей присутствуют некоторые предпосылки для благополучного появления речи. Звуковые языковые качества усваиваются детьми плавно. К предстоящему дошкольному возрасту у детей формируется речевой аппарат, функционирует и фонематический слух.
Целью исследования является теоретическое обоснование и описание комплекса педагогических мероприятий, ориентированных на формирование звуковой культуры речи детей раннего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс педагогических мер по формированию звуковой культуры речи у детей раннего дошкольного возраста.
На основании цели в работе поставлены перечисленные задачи:
1. Сделать анализ психологической и педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить возрастную и психологическую специфику детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить основные направления в процессе формирования звуковой культуры речи.
4. Описать диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
5. Описать комплекс педагогических мероприятий , направленных на формирование звуковой культуры речи..
Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования:
• теоретический - анализ литературных источников по проблеме исследования,
• эмпирический - наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, математический - подсчет результатов диагностики.
База исследования: «Центр развития ребенка - Детский сад №3» г. Екатеринбурга. Количество испытуемых - на начало периода 30 детей в возрасте 3-4 лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложений.
Дошкольный возраст - это этап активного овладения ребенком разговорного языка, становления и формирования всех сторон речи - фонетической (вырабатывание фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полновесное владение родным языком в дошкольном периоде является основным условием решения задач интеллектуального, эстетического и духовного воспитания детей в максимально-сенситивный этап развития. Чем раньше начнется обучение ребенка родному языку, тем лучше ребенок станет им пользоваться в ближайшем будущем. Следовательно, главной задачей воспитания речи является развитие звуковой культуры речи, расширение и активизация словаря, формирование грамматической структуры речи, обучение связной речи, которые реализуются на протяжении всего дошкольного возраста.
В течение каждого возрастного этапа происходит постепенное усложнение структуры речевой работы, сменяются и методики обучения. У каждой из перечисленных целей есть целый круг задач, которые нужно решать параллельно и вовремя. Сегодня актуальность вопроса воспитания звуковой культуры речи обусловливается той уникальной ролью, которую играет родной язык в развитии индивидуальности ребенка-дошкольника.
Необходимо верно понимать задачу формирования звуковых речевых навыков и начинать непосредственную работу по её культурному воспитанию. Следовательно, данная работа будет ориентирована на решение вопросов развития речевых навыков, так как правильная регулярная работа может поспособствовать младшим дошкольникам, в полной мере понять фонетическую и фонематическую сторону речи, это будет им полезно в будущем для школьного образования. Неотъемлемой составляющей речевого развития является непосредственно звуковая часть культуры речи. Дети младшего дошкольного возраста приобретают навыками этой культуры в ходе коммуникации с окружающим обществом. Большое воздействие на воспитание звуковых речевых навыков у младших дошкольников оказывает педагог.
Таким образом, можно отметить, что термин «звуковая культура речи» широк и своеобразен. Речь идет о фактическом произношении звуков, которые характеризуют речь, элементах звуковой речевой экспрессии, которые связаны с двигательными средствами выражения, и культурных элементах вербальной коммуникации.
Значимыми элементами для речевого слуха ребенка является речевое дыхание, если оно может наблюдаться у младших дошкольников, то можно обобщить, что у малышей присутствуют некоторые предпосылки для благополучного появления речи. Звуковые языковые качества усваиваются детьми плавно. К предстоящему дошкольному возрасту у детей формируется речевой аппарат, функционирует и фонематический слух.
Целью исследования является теоретическое обоснование и описание комплекса педагогических мероприятий, ориентированных на формирование звуковой культуры речи детей раннего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников.
Предмет исследования - комплекс педагогических мер по формированию звуковой культуры речи у детей раннего дошкольного возраста.
На основании цели в работе поставлены перечисленные задачи:
1. Сделать анализ психологической и педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить возрастную и психологическую специфику детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить основные направления в процессе формирования звуковой культуры речи.
4. Описать диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
5. Описать комплекс педагогических мероприятий , направленных на формирование звуковой культуры речи..
Для решения проблемы исследования и проверки правильности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы педагогического исследования:
• теоретический - анализ литературных источников по проблеме исследования,
• эмпирический - наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, математический - подсчет результатов диагностики.
База исследования: «Центр развития ребенка - Детский сад №3» г. Екатеринбурга. Количество испытуемых - на начало периода 30 детей в возрасте 3-4 лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложений.
Родной язык для малыша - средство общения и познания. Он является одним из самых существенных приобретений в дошкольном возрасте. Именно в этот период ребенок особенно восприимчив к усвоению речи. Речевое развитие ребенка в ДОУ можно определить как основной фундамент создания подходящих условий для полновесного проживания ребенком дошкольного детства, воспитания основ базовой культуры его личности, всестороннего формирования психических и физических особенностей в соответствии с его возрастными и личными качествами.
В настоящей работе были рассмотрены теоретические основы формирования звуковой культуры у ребенка младшего дошкольного возраста, в условиях ДОУ:
• освоен теоретический материал по звуковой культуре речи как основной стороны речевого развития;
• установлена взаимосвязь, подвижных игр, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики с речевым развитием дошкольников;
• на основе приобретенных и обработанных теоретических знаний была разработана рабочая программа по развитию речи, направленная на формирование и развитие всех сторон речи детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Фонематическое представление о звуковом составе языка складывается у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ).
Основные задачи по формированию звуковой культуры речи:
1. Осуществить работу по развитию звуковой культуры речи через пальчиковые игры в младшей группе.
2. Закрепить усвоенные звуки и вести работу над искаженными или заменяемыми.
Можно сделать вывод, что цель достигнута и проделанная целенаправленная, педагогическая работа подняла уровень воспитания.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель - полно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста.
Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Охвачены понятия игры как категории дошкольной педагогики, а также проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Исследовав данные вопросы, пришли к выводу разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. На основании проделанной работы, сделаны выводы.
План обучения в ДОУ предусматривает формирование всех областей устной речи: расширение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя, улучшение связной речи и звукопроизношения. Следовательно, развитие звуковой культуры речи является составным компонентом организации занятий по развитию речи.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика освоения звуковой культурой речи считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети младшего дошкольного возраста весьма сенситивны к влияниям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи.
Были установлены общие методические рекомендации к формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу над формированием звуковой культуры речи у детей.
Для проведения начального этапа исследования нами была использована диагностика, предложенная Е.А. Стребелевой.
В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста. В диагностике приняли участие 17 детей. Диагностические задания предлагались детям в индивидуальной форме, что позволило получить наиболее точные данные.
В результате исследования, высокий уровень развития ЗКР составил 24% 4 человека. Низкий уровень развития ЗКР составил 41% 7 детей.
Анализ полученных результатов выявил необходимость разработки практического материала для ЗКР детей младшего дошкольного возраста.
Для проведения проектировочной работы был разработан перспективный план с комплексом игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи. Также мной были изготовлены дидактические игры по развитию речи по лексическим темам. Пособия для развития мелкой моторики рук: " Тактильное лото," Собери бусы", всевозможные шнуровки, игры с прищепками.
Таким образом, была более подробно изучена проблема формирования звуковой культуры речи путем введения игровой деятельности образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.
В настоящей работе были рассмотрены теоретические основы формирования звуковой культуры у ребенка младшего дошкольного возраста, в условиях ДОУ:
• освоен теоретический материал по звуковой культуре речи как основной стороны речевого развития;
• установлена взаимосвязь, подвижных игр, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики с речевым развитием дошкольников;
• на основе приобретенных и обработанных теоретических знаний была разработана рабочая программа по развитию речи, направленная на формирование и развитие всех сторон речи детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Фонематическое представление о звуковом составе языка складывается у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ).
Основные задачи по формированию звуковой культуры речи:
1. Осуществить работу по развитию звуковой культуры речи через пальчиковые игры в младшей группе.
2. Закрепить усвоенные звуки и вести работу над искаженными или заменяемыми.
Можно сделать вывод, что цель достигнута и проделанная целенаправленная, педагогическая работа подняла уровень воспитания.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель - полно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста.
Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Охвачены понятия игры как категории дошкольной педагогики, а также проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Исследовав данные вопросы, пришли к выводу разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. На основании проделанной работы, сделаны выводы.
План обучения в ДОУ предусматривает формирование всех областей устной речи: расширение словарного запаса, совершенствование
грамматического строя, улучшение связной речи и звукопроизношения. Следовательно, развитие звуковой культуры речи является составным компонентом организации занятий по развитию речи.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика освоения звуковой культурой речи считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети младшего дошкольного возраста весьма сенситивны к влияниям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи.
Были установлены общие методические рекомендации к формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу над формированием звуковой культуры речи у детей.
Для проведения начального этапа исследования нами была использована диагностика, предложенная Е.А. Стребелевой.
В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста. В диагностике приняли участие 17 детей. Диагностические задания предлагались детям в индивидуальной форме, что позволило получить наиболее точные данные.
В результате исследования, высокий уровень развития ЗКР составил 24% 4 человека. Низкий уровень развития ЗКР составил 41% 7 детей.
Анализ полученных результатов выявил необходимость разработки практического материала для ЗКР детей младшего дошкольного возраста.
Для проведения проектировочной работы был разработан перспективный план с комплексом игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи. Также мной были изготовлены дидактические игры по развитию речи по лексическим темам. Пособия для развития мелкой моторики рук: " Тактильное лото," Собери бусы", всевозможные шнуровки, игры с прищепками.
Таким образом, была более подробно изучена проблема формирования звуковой культуры речи путем введения игровой деятельности образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





