ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
дошкольного возраста 5
1.2. Звуковая культура речи: сущность понятия 12
1.3. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 16
1.4. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 20
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного образования
в аспекте формирования звуковой культуры у детей младшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей
младшего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры
речи детей младшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками. Когда ребенок овладевает речью, это перестраивает его психику, дает возможность воспринимать окружающую его действительность более осознанно. По словам К.Д. Ушинского, «родное слово является фундаментом всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний» [40, с. 132]. Освоение родного языка является одним из самых главных приобретений в дошкольном детстве. Вот почему процесс развития речи рассматривается в современном дошкольном образовании как общий фундамент воспитания и обучения детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие». Одной из ее задач является «развитие звуковой и интонационной культуры речи» [52]. Это комплексная задача, так как ее решение предполагает организацию педагогической работы с детьми по «развитию правильного звукопроизношения, развитию речевого слуха, воспитанию орфоэпической правильности речи» [40, с. 250].
Говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, Л.С. Выготский подчеркивал, что «сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой» [12, с.42].
Интерес к проблеме формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста связан, прежде всего, с важностью развития произносительной стороны речи в процессе речевого, психического развития детей и их коммуникативных умений. Многие дошкольники испытывают значительные затруднения в произносительной и выразительной организации высказываний, что является причиной необходимости организации целенаправленной работы по формированию звуковой культуры речи как важнейшего компонента нормированной речи и культуры общения.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на
формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• проанализировать современные образовательные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
• осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
• выявить критерии и показатели сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследовательского материала);
• эмпирические (наблюдение, методы сбора, обработки информации).
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Формирование звуковой культуры речи имеет огромное значение для формирования полноценной личности детей младшего дошкольного возраста, налаживания детьми социальных контактов, для дальнейшей учебной деятельности в школе.
Звуковая культура речи дошкольников - это владение культурой речепроизношения, включающей в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, речевой слух, четкую дикцию, и умения пользоваться вербальными (силой, тембром, тоном)и невербальными (мимикой, жестами) средствами выразительности речи.
Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха, обеспечивающего правильное и четкое звукопроизношение. Усвоение ребенком звуковой стороны слова - это сложная работа, подразделяющаяся на следующие разделы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное звукопроизношение, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, действия со словами (собственное рифмотворчество)
Формирование правильного произношения детьми звуков родного языка является основной линией развития речи детей младшего дошкольного возраста. Чтобы добиться положительных успехов при формировании звуковой культуры речи у младших дошкольников необходимо:
• правильно организовать развивающую среду дошкольников, которая должна способствовать формированию звуковой культуры речи;
• использовать в работе игры и упражнения, направленные на решение данной проблемы;
• включать в образовательную деятельность разных субъектов: родителей, сотрудников дошкольной образовательной организации.
На начальном этапе проектировочной деятельности было проведено исследование уровня сформированности звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. В ходе данного исследования были выявлены перспективы дальнейшей работы, разработан комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
В содержание комплекса включены игры на формирование всех сторон звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Достоинство предложенного комплекса состоит в подробном описании условий реализации каждой игры, необходимого материально-технического оборудования, разнообразии игровых приемов, речевого материала.
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян; под ред. С.Л. Новоселовой. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 285 с.
2. Артеменко, О. Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса [Текст] / О. Н. Артеменко // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета. - Карачаевск : Изд-во КЧГУ. - 2013. - № 22. - С. 39-42.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2013. - 238 с.
4. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Безрукова. - М. : Сфера, 2012. - 56 с.
5. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 268 с.
7. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей [Текст] / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-Пресс, 2013. - 192 с.
8. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов-н/Д. : Феникс,
2015. - 468 с.
9. Волина, В. В. Учимся играя [Текст] / В. В. Волина. - М. : Сфера, 2013. - 120 с.
10. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков. - СПб. : Питер, 2012. - 272 с.
11. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст] / В. Н. Волчкова. - Воронеж : ТЦ «Учитель»,
2013. - 392 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2012. - 352 с.
13. Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи [Текст] / М. Г. Генинг. - Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 2012. - 122 с.
14. Герасимова, А. С. Энциклопедия обучения и развития дошкольника [Текст] / А. С. Герасимова. - СПб. : Издательский Дом «Нева», 2013. - 352 с.
15. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 124 с...