Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Работа №95800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы формирования культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования в
аспекте формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика сформированности культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование культуры общения
у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69

С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно поэтому, как отмечает О.М. Казарцева, «формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, поскольку отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [21, с. 261].
Проблема культуры речевого общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что рассматриваемая проблема не нашла должного отражения в методической литературе для педагогов дошкольного образования, и они не владеют в достаточной мере способами формирования культуры речевого общения детей у старшего дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится о том, что «социально­коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [48].
По мнению Н.В. Микляевой, формирование культуры речевого общения у дошкольников - это «процесс обучения детей принятым в обществе нормам и правилам речевого общения, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках и в формулах речевого этикета» [18, с. 119].
Проблема формирования культуры речевого общения дошкольника нашла свое отражение в научных исследованиях отечественных педагогов
(Н.А. Виноградова, Л.С. Даренская, О.М. Казарцева, Н.В. Микляева,
Ю.В. Микляева, Г.А. Широкова и др.). В работах этих авторов подчеркивается
значение культуры речевого общения для успешной социализации,
эффективности межличностного общения, сотрудничества и партнерства детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• осуществить отбор методов и приемов работы по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста;
• выявить критерии и показатели сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследовательского материала);
• эмпирические (наблюдение, методы сбора, обработки информации).
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под формированием культуры речевого общения понимается процесс, направленный на становление этической культуры ребенка, развитие у него тактичности, чуткости, деликатности в общении со сверстниками и взрослыми, умения выражать эти качества с помощью языковых средств, адекватных речевой ситуации. В этом процессе значительную роль имеет игровая деятельность, проводимая в регламентированной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве происходит, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи является важным фактором решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения детей.
Анализ ФГОС ДО и программной документации показал, что проблема формирования культуры речевого общения реализуется через образовательную область «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие всех компонентов речи, овладение диалогической и монологической речью, нормами речи. Все программы делают акцент на формирование культуры речевого общения через формирование навыков этикетной речи и речевую коммуникацию.
Для диагностического изучения уровней сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста использовались 2 блока заданий. Первый блок - диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные нами в соответствии с методикой Е.О. Смирновой. Второй блок - наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста во время их общения со взрослыми и сверстниками в режимных моментах: в организованной деятельности (НОД, совместная деятельность), в игровой деятельности, на прогулке, в самостоятельной деятельности по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой.
Результаты диагностики детей показали, что 15% (3 детей) имеют
высокий уровень, у 50% (10 детей) - средний уровень и у 35% (7 детей) - низкий уровень сформированности культуры речевого общения. Таким
образом, у детей преобладают низкий и средний уровни. Это не вполне оптимальные результаты, которые говорят о необходимости проведения педагогической работы с детьми по формированию у них культуры речевого общения.
Разработанный нами комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, включает дидактические и речевые игры, игры-инсценировки, игры-тренинги и сюжетно­ролевые игры. Нами разработано тематическое планирование, которое позволяет поэтапно проводить эти игры и успешно решать задачи формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения игр используются следующие методы работы с детьми: словесные, игровые, наглядные, практические.
Этот комплекс может быть рекомендован воспитателям старших групп и родителям для формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2010. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 290 с.
3. Басько, Е. Ф. Развитие любознательности детей 6-8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования [Текст] / Е. Ф. Басько. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2013. - 192 с.
4. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников : пособие для воспитателей [Текст] / О. Ю. Брезгина. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 112 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 268 с.
6. Веракса, Н. Е. Детская психология [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Юрайт, 2014. - 446 с.
7. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков. - СПб. : Питер, 2016. - 272 с.
8. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] / Сост. : А. М. Леушина. - М. : Просвещение, 2014. - 370 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по речевому развитию детей. - М. : Владос, 2014. - С. 52-68.
10. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 208 с.
11. Гризик, Т. И. В мире слов [Текст] / Т. И. Гризик. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2013. - 48 с.
12. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 220 с.
13. Давыдов, В. В. Генезис развития личности в детском возрасте [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С. 22-24.
14. Даренская, Л. С. Воспитание культуры общения [Текст] / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. - 2012. - №1. - С. 18-23.
15. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. А. Деркунская, А. Г. Рындина. - М. : Центр педагогического образования, 2017. - 112 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ