Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы формирования культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования в
аспекте формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика сформированности культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование культуры общения
у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы формирования культуры речевого общения
у детей старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования в
аспекте формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика сформированности культуры речевого общения у детей
старшего дошкольного возраста 34
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование культуры общения
у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно поэтому, как отмечает О.М. Казарцева, «формирование культуры речевого общения детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, поскольку отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [21, с. 261].
Проблема культуры речевого общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что рассматриваемая проблема не нашла должного отражения в методической литературе для педагогов дошкольного образования, и они не владеют в достаточной мере способами формирования культуры речевого общения детей у старшего дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится о том, что «социальнокоммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [48].
По мнению Н.В. Микляевой, формирование культуры речевого общения у дошкольников - это «процесс обучения детей принятым в обществе нормам и правилам речевого общения, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках и в формулах речевого этикета» [18, с. 119].
Проблема формирования культуры речевого общения дошкольника нашла свое отражение в научных исследованиях отечественных педагогов
(Н.А. Виноградова, Л.С. Даренская, О.М. Казарцева, Н.В. Микляева,
Ю.В. Микляева, Г.А. Широкова и др.). В работах этих авторов подчеркивается
значение культуры речевого общения для успешной социализации,
эффективности межличностного общения, сотрудничества и партнерства детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• осуществить отбор методов и приемов работы по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста;
• выявить критерии и показатели сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследовательского материала);
• эмпирические (наблюдение, методы сбора, обработки информации).
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема культуры речевого общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что рассматриваемая проблема не нашла должного отражения в методической литературе для педагогов дошкольного образования, и они не владеют в достаточной мере способами формирования культуры речевого общения детей у старшего дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится о том, что «социальнокоммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [48].
По мнению Н.В. Микляевой, формирование культуры речевого общения у дошкольников - это «процесс обучения детей принятым в обществе нормам и правилам речевого общения, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках и в формулах речевого этикета» [18, с. 119].
Проблема формирования культуры речевого общения дошкольника нашла свое отражение в научных исследованиях отечественных педагогов
(Н.А. Виноградова, Л.С. Даренская, О.М. Казарцева, Н.В. Микляева,
Ю.В. Микляева, Г.А. Широкова и др.). В работах этих авторов подчеркивается
значение культуры речевого общения для успешной социализации,
эффективности межличностного общения, сотрудничества и партнерства детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования культуры речевого
общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать состояние проблемы формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
• осуществить отбор методов и приемов работы по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста;
• выявить критерии и показатели сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследовательского материала);
• эмпирические (наблюдение, методы сбора, обработки информации).
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Под формированием культуры речевого общения понимается процесс, направленный на становление этической культуры ребенка, развитие у него тактичности, чуткости, деликатности в общении со сверстниками и взрослыми, умения выражать эти качества с помощью языковых средств, адекватных речевой ситуации. В этом процессе значительную роль имеет игровая деятельность, проводимая в регламентированной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве происходит, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи является важным фактором решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения детей.
Анализ ФГОС ДО и программной документации показал, что проблема формирования культуры речевого общения реализуется через образовательную область «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие всех компонентов речи, овладение диалогической и монологической речью, нормами речи. Все программы делают акцент на формирование культуры речевого общения через формирование навыков этикетной речи и речевую коммуникацию.
Для диагностического изучения уровней сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста использовались 2 блока заданий. Первый блок - диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные нами в соответствии с методикой Е.О. Смирновой. Второй блок - наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста во время их общения со взрослыми и сверстниками в режимных моментах: в организованной деятельности (НОД, совместная деятельность), в игровой деятельности, на прогулке, в самостоятельной деятельности по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой.
Результаты диагностики детей показали, что 15% (3 детей) имеют
высокий уровень, у 50% (10 детей) - средний уровень и у 35% (7 детей) - низкий уровень сформированности культуры речевого общения. Таким
образом, у детей преобладают низкий и средний уровни. Это не вполне оптимальные результаты, которые говорят о необходимости проведения педагогической работы с детьми по формированию у них культуры речевого общения.
Разработанный нами комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, включает дидактические и речевые игры, игры-инсценировки, игры-тренинги и сюжетноролевые игры. Нами разработано тематическое планирование, которое позволяет поэтапно проводить эти игры и успешно решать задачи формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения игр используются следующие методы работы с детьми: словесные, игровые, наглядные, практические.
Этот комплекс может быть рекомендован воспитателям старших групп и родителям для формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование культуры речевого общения в дошкольном детстве происходит, прежде всего, под влиянием взрослых: воспитателей и родителей. Совместная деятельность дошкольной образовательной организации и семьи является важным фактором решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения детей.
Анализ ФГОС ДО и программной документации показал, что проблема формирования культуры речевого общения реализуется через образовательную область «Речевое развитие», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие всех компонентов речи, овладение диалогической и монологической речью, нормами речи. Все программы делают акцент на формирование культуры речевого общения через формирование навыков этикетной речи и речевую коммуникацию.
Для диагностического изучения уровней сформированности культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста использовались 2 блока заданий. Первый блок - диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные нами в соответствии с методикой Е.О. Смирновой. Второй блок - наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста во время их общения со взрослыми и сверстниками в режимных моментах: в организованной деятельности (НОД, совместная деятельность), в игровой деятельности, на прогулке, в самостоятельной деятельности по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой.
Результаты диагностики детей показали, что 15% (3 детей) имеют
высокий уровень, у 50% (10 детей) - средний уровень и у 35% (7 детей) - низкий уровень сформированности культуры речевого общения. Таким
образом, у детей преобладают низкий и средний уровни. Это не вполне оптимальные результаты, которые говорят о необходимости проведения педагогической работы с детьми по формированию у них культуры речевого общения.
Разработанный нами комплекс игр, направленный на формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, включает дидактические и речевые игры, игры-инсценировки, игры-тренинги и сюжетноролевые игры. Нами разработано тематическое планирование, которое позволяет поэтапно проводить эти игры и успешно решать задачи формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения игр используются следующие методы работы с детьми: словесные, игровые, наглядные, практические.
Этот комплекс может быть рекомендован воспитателям старших групп и родителям для формирования культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Формирование культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Формирование навыка использования формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018





