РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗЯНЯТИЯХ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста
1.2. Мультипликация и ее особенности проведения занятий в центре
дополнительного образования 15
1.3. Роль сказки в развитии творческих способностей на основе
создания мультфильма 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШЕОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1. Учебно-методическое обеспечение занятий по мультипликации
2.2. Диагностическое исследование уровня развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма 59
2.3. Развитие творческих способностей в процессе создания
мультипликационного фильма 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста
1.2. Мультипликация и ее особенности проведения занятий в центре
дополнительного образования 15
1.3. Роль сказки в развитии творческих способностей на основе
создания мультфильма 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШЕОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1. Учебно-методическое обеспечение занятий по мультипликации
2.2. Диагностическое исследование уровня развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма 59
2.3. Развитие творческих способностей в процессе создания
мультипликационного фильма 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
Актуальность исследования: связь мультипликации и трудового обучения является особо значимой и ценной для педагогики. Поэтому все чаще в учреждениях дополнительного образования появляются детские студии, где мультипликаторы проводят мастер-классы для детей. Создание изделий для мультфильма, персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены, сопровождаются выбором необходимых материалов и формированием манипулятивно-моторных навыков пальцев рук у детей.
Совокупность мультипликации и трудового обучения показывает хорошие результаты, как в развитии творческого потенциала, так и в совершенствовании будущих профессиональных качеств.
Художественная деятельность всегда занимала особое место в развитии и формировании творческих способностей. Благодаря сочетанию теоретических и практических занятий, в результате которых появляется готовый продукт самостоятельного детского труда, мультипликация дает большие возможности для развития творческих способностей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, способствующие быстрому и точному усвоению технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера, линий, пространственных отношений, цвета и движения.
Исходя из этих теоретических положений, была выдвинута гипотеза, которая стала основой опытно-поисковой работы.
Предположения о том, что развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма в условиях дополнительного образования будет эффективным, если в процессе занятий применяется методическое обеспечение целенаправленное на развитие творческих способностей, в котором ведущая роль отводиться:
• взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма, таких как: живопись, графика, литература, декоративно - прикладное творчество, музыка;
• включению разнообразных видов изобразительной деятельности, таких как: рисование, лепка, конструирование, роспись по ткани, изготовление персонажей из различных материалов, а так же технической деятельности: техника съемки, работа с фотоаппаратом;
• использованию системы знаний и упражнений, направленных на раскрытие изобразительно - выразительных возможностей мультипликации, освоение детьми различных материалов и технических приемов;
• проведению теоретических занятий с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, примеров персонажей, и практических занятий с использованием технических средств.
Цель исследования: разработать, обосновать, а так же провести опытно-поисковую работу для проверки эффективности методов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства при работе над мультипликационным фильмом на занятиях в центре дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Предмет исследования составляет процесс целенаправленного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма на занятиях в центре дополнительного образования.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
• изучение видов и принципов мультипликации и технологий их создания;
• изучение теоретических аспектов создания мультипликационного фильма в центре дополнительного образования;
• определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма;
• разработка алгоритма создания мультипликационного фильма с детьми младшего школьного возраста на занятиях в центре дополнительного образования;
• разработка сценария, персонажей, задних планов, декоративных элементов сцены для мультфильма;
• разработка и апробация рабочей программы по организации и проведения занятий по мультипликации в центре дополнительного образования в процессе опытно-поисковой работы;
Для реализации поставленной цели и решения ряда задач по проверке гипотезы были использованы методы:
• теоретический анализ и изучение литературы по педагогике, методике, эстетике, психологии и мультипликации;
• наблюдение за познавательной, репродуктивной, а так же творческой деятельностью детей младшего школьного возраста в процессе работы по созданию мультфильма;
• анализ результатов детского творчества в центре дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Барышева Т.А. «Креативность. Диагностика и развитие», Мелик- Пашаев, А.А, Адаскина А.А., Кудина, Г.Н. Новлянская, З.Н. Чубук Н.Ф. «Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей», Тихонова Е.Р. «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации», Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. «Мультфильм руками детей».
Научная новизна исследования:
• разработана, обоснована и проверена в ходе опытно-поисковой работы методика по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования, основанная на изучении структуры творчества, а так же учитывающая индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. Основой в данной методике является взаимодействие различных видов искусства, объединенных единой целью и результатом - создание мультипликационного фильма, использование изобразительной и технической деятельности, а так же заданий и упражнений, направленных на развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста;
• изучены и выявлены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования;
• теоретически обоснованы методы организации и проведения занятий по мультипликации, направленные на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, решена научно-педагогическая задача развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования.
Практическая значимость: разработанная программа о проведении занятий по мультипликации, направлена на развитие творческих способностей детей, способствует большей эффективности организации учебно-воспитательного процесса на занятиях изобразительным искусством и мультипликации в центре дополнительного образования.
База опытно-поисковой работы: МБУ ДО ДЮЦ «Вариант», изостудия «Радуга», Свердловская область г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 12 детей младшего школьного возраста, учащиеся в изостудии «Радуга».
Опытно поисковая работа проходила в три этапа:
• на первом этапе был проведен теоретический анализ литературных и методологических источников по особенностям проведения занятий мультипликации и проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, творческих способностей, а так же разрабатывалась рабочая программа «Юные мультипликаторы», содержащая комплекс занятий, и диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей на занятиях по мультипликации, определялись нынешние уровни развития творческих способностей;
• на втором этапе, для мультфильма были разработаны персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены, снят мультфильм, а так же в конце обучения проведена повторная диагностика по развитию творческих способностей;
• на третьем этапе был проведен контрольный тест, для проверки полученных знаний и навыков, который содержал в себе задание нарисовать персонажа в нескольких действиях «Один день приключений моего персонажа».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Совокупность мультипликации и трудового обучения показывает хорошие результаты, как в развитии творческого потенциала, так и в совершенствовании будущих профессиональных качеств.
Художественная деятельность всегда занимала особое место в развитии и формировании творческих способностей. Благодаря сочетанию теоретических и практических занятий, в результате которых появляется готовый продукт самостоятельного детского труда, мультипликация дает большие возможности для развития творческих способностей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, способствующие быстрому и точному усвоению технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера, линий, пространственных отношений, цвета и движения.
Исходя из этих теоретических положений, была выдвинута гипотеза, которая стала основой опытно-поисковой работы.
Предположения о том, что развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма в условиях дополнительного образования будет эффективным, если в процессе занятий применяется методическое обеспечение целенаправленное на развитие творческих способностей, в котором ведущая роль отводиться:
• взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма, таких как: живопись, графика, литература, декоративно - прикладное творчество, музыка;
• включению разнообразных видов изобразительной деятельности, таких как: рисование, лепка, конструирование, роспись по ткани, изготовление персонажей из различных материалов, а так же технической деятельности: техника съемки, работа с фотоаппаратом;
• использованию системы знаний и упражнений, направленных на раскрытие изобразительно - выразительных возможностей мультипликации, освоение детьми различных материалов и технических приемов;
• проведению теоретических занятий с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, примеров персонажей, и практических занятий с использованием технических средств.
Цель исследования: разработать, обосновать, а так же провести опытно-поисковую работу для проверки эффективности методов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства при работе над мультипликационным фильмом на занятиях в центре дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Предмет исследования составляет процесс целенаправленного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма на занятиях в центре дополнительного образования.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
• изучение видов и принципов мультипликации и технологий их создания;
• изучение теоретических аспектов создания мультипликационного фильма в центре дополнительного образования;
• определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма;
• разработка алгоритма создания мультипликационного фильма с детьми младшего школьного возраста на занятиях в центре дополнительного образования;
• разработка сценария, персонажей, задних планов, декоративных элементов сцены для мультфильма;
• разработка и апробация рабочей программы по организации и проведения занятий по мультипликации в центре дополнительного образования в процессе опытно-поисковой работы;
Для реализации поставленной цели и решения ряда задач по проверке гипотезы были использованы методы:
• теоретический анализ и изучение литературы по педагогике, методике, эстетике, психологии и мультипликации;
• наблюдение за познавательной, репродуктивной, а так же творческой деятельностью детей младшего школьного возраста в процессе работы по созданию мультфильма;
• анализ результатов детского творчества в центре дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Барышева Т.А. «Креативность. Диагностика и развитие», Мелик- Пашаев, А.А, Адаскина А.А., Кудина, Г.Н. Новлянская, З.Н. Чубук Н.Ф. «Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей», Тихонова Е.Р. «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации», Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. «Мультфильм руками детей».
Научная новизна исследования:
• разработана, обоснована и проверена в ходе опытно-поисковой работы методика по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования, основанная на изучении структуры творчества, а так же учитывающая индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. Основой в данной методике является взаимодействие различных видов искусства, объединенных единой целью и результатом - создание мультипликационного фильма, использование изобразительной и технической деятельности, а так же заданий и упражнений, направленных на развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста;
• изучены и выявлены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования;
• теоретически обоснованы методы организации и проведения занятий по мультипликации, направленные на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, решена научно-педагогическая задача развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования.
Практическая значимость: разработанная программа о проведении занятий по мультипликации, направлена на развитие творческих способностей детей, способствует большей эффективности организации учебно-воспитательного процесса на занятиях изобразительным искусством и мультипликации в центре дополнительного образования.
База опытно-поисковой работы: МБУ ДО ДЮЦ «Вариант», изостудия «Радуга», Свердловская область г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 12 детей младшего школьного возраста, учащиеся в изостудии «Радуга».
Опытно поисковая работа проходила в три этапа:
• на первом этапе был проведен теоретический анализ литературных и методологических источников по особенностям проведения занятий мультипликации и проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, творческих способностей, а так же разрабатывалась рабочая программа «Юные мультипликаторы», содержащая комплекс занятий, и диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей на занятиях по мультипликации, определялись нынешние уровни развития творческих способностей;
• на втором этапе, для мультфильма были разработаны персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены, снят мультфильм, а так же в конце обучения проведена повторная диагностика по развитию творческих способностей;
• на третьем этапе был проведен контрольный тест, для проверки полученных знаний и навыков, который содержал в себе задание нарисовать персонажа в нескольких действиях «Один день приключений моего персонажа».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В выпускной работе были изучены теоретические подходы к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации. На основе изучения литературных источников по теме исследовательской работы, было подробно изложено понятие «мультипликация» - это технические приемы получения движущихся изображений, иллюзий движений или изменения формы объектов с помощью множества статичных изображений и сцен, а так же персонажей или сцен мультфильмов, ее виды: кукольная, пластилиновая, комбинированная, песочная, силуэтная, «живопись по стеклу», анимация перекладка, и ее принципы. Так же было раскрыто понятие «Творческие способности» - это индивидуальные способности, служащие для выполнения или овладения какой либо творческой деятельности. Они присутствуют в любой человеческой деятельности, такой как музыка, изобразительное искусство, математика. Было обосновано присутствие сказки в мультфильме. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека. Можно сказать, что сказка - это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Так же в вкратце было ознакомление с литературой по сказкотерапии. Сказкотерапия - это метод использования истории так, чтобы сказ помог ребенку решить какие-то свои сомнения и вопросы. Аллегоричные сюжеты слушатель перекладывает на собственную жизненную ситуацию и находит ответ, видит определенную модель поведения и решает ей следовать.
Во второй главе, была проведена опытно-исследовательская работа, по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации. В ходе, которой были поставлены и выполнены задачи:
• определены психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма;
• рассмотрена и обоснована связь мультипликации с изобразительным искусством и ее возможности развития творческих способностей;
• определены нынешние навыки развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
• разработана и реализована на практике рабочая программа с комплексом занятий по мультипликации;
• разработан и реализован алгоритм создания мультипликационного фильма с детьми младшего школьного возраста на занятии в центре дополнительного образования;
• разработан сценарий, персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены для мультфильма;
Результаты диагностического исследования показали, что у детей младшего школьного возраста уровень развития творческих способностей находится на высоком уровне:
• достаточно высокий уровень творческих навыков рисования животных, птиц;
• недостаточно развито творческое мышление в отношении создания эмоций персонажей и декораций для мультфильма;
• достаточно хорошо развито воображение в отношении написания сценария;
• хорошо развита творческая и эмоциональная активность, стремление к созданию чего-то нового, повышение самозначимости, активное обсуждение проделанной работы, несмотря на то, что они сами же создавали мультфильм, они с восхищением обращали внимание на свою работу со стороны, замечая и обсуждая каждую деталь и персонажей в мультфильме.
Разработанная программа по технологии создания мультипликационного фильма для детей младшего школьного возраста имеет положительное влияние на уровень развития творческих способностей и познавательной активности, что дает подтверждение выдвинутой гипотезе.
Детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, позволяющая решать ряд задач в рамках образовательной организации дополнительного образования. В процессе работы над мультфильмом дети научились выступать в роли сценариста, художника, мультипликатора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. Помимо этого дети познакомились с историей искусств (в частности, мультипликации). Таким образом, результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что цели и задачи реализованы.
Создание тематических мультфильмов в образовательном учреждении дополнительного образования позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, развить познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности. Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей в том случае, если соблюдается ряд условий:
-Плюрализм мнений. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно на основе диалога;
-Фиксирование и учёт пожеланий детей;
-Добровольность. Ни в коем случае не заставлять ребенка участвовать в процессе против его воли;
-Грамотная организация совместной партнёрской деятельности детей в микрогруппах.
Во второй главе, была проведена опытно-исследовательская работа, по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации. В ходе, которой были поставлены и выполнены задачи:
• определены психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма;
• рассмотрена и обоснована связь мультипликации с изобразительным искусством и ее возможности развития творческих способностей;
• определены нынешние навыки развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
• разработана и реализована на практике рабочая программа с комплексом занятий по мультипликации;
• разработан и реализован алгоритм создания мультипликационного фильма с детьми младшего школьного возраста на занятии в центре дополнительного образования;
• разработан сценарий, персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены для мультфильма;
Результаты диагностического исследования показали, что у детей младшего школьного возраста уровень развития творческих способностей находится на высоком уровне:
• достаточно высокий уровень творческих навыков рисования животных, птиц;
• недостаточно развито творческое мышление в отношении создания эмоций персонажей и декораций для мультфильма;
• достаточно хорошо развито воображение в отношении написания сценария;
• хорошо развита творческая и эмоциональная активность, стремление к созданию чего-то нового, повышение самозначимости, активное обсуждение проделанной работы, несмотря на то, что они сами же создавали мультфильм, они с восхищением обращали внимание на свою работу со стороны, замечая и обсуждая каждую деталь и персонажей в мультфильме.
Разработанная программа по технологии создания мультипликационного фильма для детей младшего школьного возраста имеет положительное влияние на уровень развития творческих способностей и познавательной активности, что дает подтверждение выдвинутой гипотезе.
Детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, позволяющая решать ряд задач в рамках образовательной организации дополнительного образования. В процессе работы над мультфильмом дети научились выступать в роли сценариста, художника, мультипликатора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. Помимо этого дети познакомились с историей искусств (в частности, мультипликации). Таким образом, результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что цели и задачи реализованы.
Создание тематических мультфильмов в образовательном учреждении дополнительного образования позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, развить познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности. Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей в том случае, если соблюдается ряд условий:
-Плюрализм мнений. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно на основе диалога;
-Фиксирование и учёт пожеланий детей;
-Добровольность. Ни в коем случае не заставлять ребенка участвовать в процессе против его воли;
-Грамотная организация совместной партнёрской деятельности детей в микрогруппах.



