ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста
1.2. Мультипликация и ее особенности проведения занятий в центре
дополнительного образования 15
1.3. Роль сказки в развитии творческих способностей на основе
создания мультфильма 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШЕОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1. Учебно-методическое обеспечение занятий по мультипликации
2.2. Диагностическое исследование уровня развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма 59
2.3. Развитие творческих способностей в процессе создания
мультипликационного фильма 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
Актуальность исследования: связь мультипликации и трудового обучения является особо значимой и ценной для педагогики. Поэтому все чаще в учреждениях дополнительного образования появляются детские студии, где мультипликаторы проводят мастер-классы для детей. Создание изделий для мультфильма, персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены, сопровождаются выбором необходимых материалов и формированием манипулятивно-моторных навыков пальцев рук у детей.
Совокупность мультипликации и трудового обучения показывает хорошие результаты, как в развитии творческого потенциала, так и в совершенствовании будущих профессиональных качеств.
Художественная деятельность всегда занимала особое место в развитии и формировании творческих способностей. Благодаря сочетанию теоретических и практических занятий, в результате которых появляется готовый продукт самостоятельного детского труда, мультипликация дает большие возможности для развития творческих способностей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, способствующие быстрому и точному усвоению технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера, линий, пространственных отношений, цвета и движения.
Исходя из этих теоретических положений, была выдвинута гипотеза, которая стала основой опытно-поисковой работы.
Предположения о том, что развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма в условиях дополнительного образования будет эффективным, если в процессе занятий применяется методическое обеспечение целенаправленное на развитие творческих способностей, в котором ведущая роль отводиться:
• взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма, таких как: живопись, графика, литература, декоративно - прикладное творчество, музыка;
• включению разнообразных видов изобразительной деятельности, таких как: рисование, лепка, конструирование, роспись по ткани, изготовление персонажей из различных материалов, а так же технической деятельности: техника съемки, работа с фотоаппаратом;
• использованию системы знаний и упражнений, направленных на раскрытие изобразительно - выразительных возможностей мультипликации, освоение детьми различных материалов и технических приемов;
• проведению теоретических занятий с обязательной демонстрацией мультипликационных фильмов, примеров персонажей, и практических занятий с использованием технических средств.
Цель исследования: разработать, обосновать, а так же провести опытно-поисковую работу для проверки эффективности методов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства при работе над мультипликационным фильмом на занятиях в центре дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Предмет исследования составляет процесс целенаправленного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма на занятиях в центре дополнительного образования.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
• изучение видов и принципов мультипликации и технологий их создания;
• изучение теоретических аспектов создания мультипликационного фильма в центре дополнительного образования;
• определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма;
• разработка алгоритма создания мультипликационного фильма с детьми младшего школьного возраста на занятиях в центре дополнительного образования;
• разработка сценария, персонажей, задних планов, декоративных элементов сцены для мультфильма;
• разработка и апробация рабочей программы по организации и проведения занятий по мультипликации в центре дополнительного образования в процессе опытно-поисковой работы;
Для реализации поставленной цели и решения ряда задач по проверке гипотезы были использованы методы:
• теоретический анализ и изучение литературы по педагогике, методике, эстетике, психологии и мультипликации;
• наблюдение за познавательной, репродуктивной, а так же творческой деятельностью детей младшего школьного возраста в процессе работы по созданию мультфильма;
• анализ результатов детского творчества в центре дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Барышева Т.А. «Креативность. Диагностика и развитие», Мелик- Пашаев, А.А, Адаскина А.А., Кудина, Г.Н. Новлянская, З.Н. Чубук Н.Ф. «Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей», Тихонова Е.Р. «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации», Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. «Мультфильм руками детей».
Научная новизна исследования:
• разработана, обоснована и проверена в ходе опытно-поисковой работы методика по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования, основанная на изучении структуры творчества, а так же учитывающая индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. Основой в данной методике является взаимодействие различных видов искусства, объединенных единой целью и результатом - создание мультипликационного фильма, использование изобразительной и технической деятельности, а так же заданий и упражнений, направленных на развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста;
• изучены и выявлены психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования;
• теоретически обоснованы методы организации и проведения занятий по мультипликации, направленные на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, решена научно-педагогическая задача развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации в центре дополнительного образования.
Практическая значимость: разработанная программа о проведении занятий по мультипликации, направлена на развитие творческих способностей детей, способствует большей эффективности организации учебно-воспитательного процесса на занятиях изобразительным искусством и мультипликации в центре дополнительного образования.
База опытно-поисковой работы: МБУ ДО ДЮЦ «Вариант», изостудия «Радуга», Свердловская область г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 12 детей младшего школьного возраста, учащиеся в изостудии «Радуга».
Опытно поисковая работа проходила в три этапа:
• на первом этапе был проведен теоретический анализ литературных и методологических источников по особенностям проведения занятий мультипликации и проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, творческих способностей, а так же разрабатывалась рабочая программа «Юные мультипликаторы», содержащая комплекс занятий, и диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческих способностей на занятиях по мультипликации, определялись нынешние уровни развития творческих способностей;
• на втором этапе, для мультфильма были разработаны персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены, снят мультфильм, а так же в конце обучения проведена повторная диагностика по развитию творческих способностей;
• на третьем этапе был проведен контрольный тест, для проверки полученных знаний и навыков, который содержал в себе задание нарисовать персонажа в нескольких действиях «Один день приключений моего персонажа».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В выпускной работе были изучены теоретические подходы к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации. На основе изучения литературных источников по теме исследовательской работы, было подробно изложено понятие «мультипликация» - это технические приемы получения движущихся изображений, иллюзий движений или изменения формы объектов с помощью множества статичных изображений и сцен, а так же персонажей или сцен мультфильмов, ее виды: кукольная, пластилиновая, комбинированная, песочная, силуэтная, «живопись по стеклу», анимация перекладка, и ее принципы. Так же было раскрыто понятие «Творческие способности» - это индивидуальные способности, служащие для выполнения или овладения какой либо творческой деятельности. Они присутствуют в любой человеческой деятельности, такой как музыка, изобразительное искусство, математика. Было обосновано присутствие сказки в мультфильме. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека. Можно сказать, что сказка - это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Так же в вкратце было ознакомление с литературой по сказкотерапии. Сказкотерапия - это метод использования истории так, чтобы сказ помог ребенку решить какие-то свои сомнения и вопросы. Аллегоричные сюжеты слушатель перекладывает на собственную жизненную ситуацию и находит ответ, видит определенную модель поведения и решает ей следовать.
Во второй главе, была проведена опытно-исследовательская работа, по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по мультипликации. В ходе, которой были поставлены и выполнены задачи:
• определены психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе создания мультипликационного фильма;
• рассмотрена и обоснована связь мультипликации с изобразительным искусством и ее возможности развития творческих способностей;
• определены нынешние навыки развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
• разработана и реализована на практике рабочая программа с комплексом занятий по мультипликации;
• разработан и реализован алгоритм создания мультипликационного фильма с детьми младшего школьного возраста на занятии в центре дополнительного образования;
• разработан сценарий, персонажи, задние планы, декоративные элементы сцены для мультфильма;
Результаты диагностического исследования показали, что у детей младшего школьного возраста уровень развития творческих способностей находится на высоком уровне:
• достаточно высокий уровень творческих навыков рисования животных, птиц;
• недостаточно развито творческое мышление в отношении создания эмоций персонажей и декораций для мультфильма;
• достаточно хорошо развито воображение в отношении написания сценария;
• хорошо развита творческая и эмоциональная активность, стремление к созданию чего-то нового, повышение самозначимости, активное обсуждение проделанной работы, несмотря на то, что они сами же создавали мультфильм, они с восхищением обращали внимание на свою работу со стороны, замечая и обсуждая каждую деталь и персонажей в мультфильме.
Разработанная программа по технологии создания мультипликационного фильма для детей младшего школьного возраста имеет положительное влияние на уровень развития творческих способностей и познавательной активности, что дает подтверждение выдвинутой гипотезе.
Детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, позволяющая решать ряд задач в рамках образовательной организации дополнительного образования. В процессе работы над мультфильмом дети научились выступать в роли сценариста, художника, мультипликатора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. Помимо этого дети познакомились с историей искусств (в частности, мультипликации). Таким образом, результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что цели и задачи реализованы.
Создание тематических мультфильмов в образовательном учреждении дополнительного образования позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, развить познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности. Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей в том случае, если соблюдается ряд условий:
-Плюрализм мнений. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно на основе диалога;
-Фиксирование и учёт пожеланий детей;
-Добровольность. Ни в коем случае не заставлять ребенка участвовать в процессе против его воли;
-Грамотная организация совместной партнёрской деятельности детей в микрогруппах.
1. Анимация из всего [Электронный ресурс] // Уроки для детей и взрослых. Режим доступа: http://studio-molino.ru/p0158.htm
2. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации / С.В. Асенин. Москва: Искусство,1974. 288 с.
3. Асенин С.В. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира / С.В. Асенин. Москва: Искусство, 1995. 318 с.
4. Асенин С.В. Мир мультфильма / С.В. Асенин. Москва: Искусство, 1968. 288 c.
5. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе. — 2009, т.в. 6.
6. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография / Т.А. Барышева; Рос. гос. ун-т им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 205 с.
7. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - СПб: Лань, 2006. - 123 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
9. Борев Ю.Б. Эстетика. — Ростов на Дону: Феникс, 2004.
10. Все комбинированные с фильмами мультфильмы и мультики [Электронный ресурс] // Ваша онлайн библиотека мультиков. Режим доступа: http://le-mult.ru/kombinirovannaya-filmanimaciya
11. Виды мультипликации [Электронный http://studio-molino.ru/ p0158.htm
ресурс] // Режим доступа:
12. Виды мультипликации [Электронный http://risfilm.narod.ru/
ресурс] // Режим доступа:
13. Виды мультипликации [Электронный http://multland.my1.ru/
ресурс] // Режим доступа:
14. Виды мультипликации [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://relax.dviger/
15. Возникновение и первые годы развития советской мультипликации [Электронный ресурс] // История отечественной мультипликации. Режим доступа: http://www.myltik.ru/index.php/index.php?topic=interes/history&fe= history 3
16. Волков А.А. Мультипликационный фильм [Текст] / А.А. Волков. Москва: Знание, 1974. 39 с.
17. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. Москва: Издательство «АСТ», 2018. 416 с.
18. Грегор К. Визуализация идей: набросок, эскиз, раскадровка / К. Грегор, Н. Шлемп-Улкер. Мюнхен: Stiebner Verlag GmbH, 2006. 204 с.
19. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. Москва: Просвещение, 2010. 223 с.
20. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. // Лингвистика креатива: Коллективная монография / под общей ред. проф. Т.А.Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. 379 с.
21. Гусакова А. А. Мультфильмы в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2010.
22. Гуськова А. А.. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост.- Волгоград : Учитель, 2011. - 151 с.
23. Душан Вукотич. Искусство мультипликации не знает границ, потому что совпадает с границами фантазии [Электронный ресурс] / Вукотич Душан // История развития и возникновения анимации. Режим доступа: http: //animation-diary.blogspot.ru/2011/04/blog-post_12.html
24. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Златоуст, 1998. - 352 с.
25. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО Речь, 2000. - 310 с.
26. Иванов Вано. Немного из истории развития советской мультипликации [Электронный ресурс] // Фильм. народ. Режим доступа: http://risfilm.narod.ru/ page16.html
27. Интересные факты о мультфильмах [Электронный ресурс] // Справочный центр. Режим доступа: http://malpme.ru/interesnye-fakty-o-multfilmax/
28. Интересные факты о мультфильмах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.utro.ru/http://www.sovetmult.ru/
29. История российской мультипликации [Электронный ресурс] // Театр- кино. Режим доступа: http://russia.rutut.ru/teatr-kino/istorija-rossijskoj- multiplikacii
30. История мультипликации [Электронный ресурс] //истории события и явления. Режим доступа: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/ istorija _ multiplikacii.html
31. История возникновения мультфильмов или как появилась анимация? [Электронный ресурс] // Все о кино. Режим доступа: http://mufilm.ru/ viewtopic.php?id=1359
32. История анимации [Электронный ресурс] // Студия. Режим доступа: http: //animation-ua.com/ru/shkola/istorija-animacii/96-history-of-animation
33. История российской мультипликации. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://russia.rutut.ru/
34. История мультипликации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.letopis.info/
35. История мультипликации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// mufilm.ru/
36. История мультипликации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://animation-ua.com/ru/
37. История мультипликации [Электронный ресурс] //. Режим доступа: http:// myltik.ru /index.php/
38. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным // Искусство в школе 2006. — № 1
39. Как создать мультфильм [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://newtonew.com/culture/kak-sozdayut-multfilmy/
40. Капкова С.В. Энциклопедия отечественной мультипликации / С.В. Капкова. Москва: Алгоритм, 2006. 816 с.
41. Клуб «ДВИЖ^Ь» [Электронный ресурс] // Развлечения, интересные заметки. Режим доступа: http://relax.dviger.com/
42. Красный Ю.Е., Курдюмова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюмова. Москва: Просвещение, 1990. 176 с.
43. Комбинированная мультипликация [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://le-mult.ru/ kombinirovannaya-filmanimaciya
44. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. - М.: Прогресс-Традиция, 1998.
45. Лыкова И.И. Куда уходят детские рисунки // Обруч. — 2002. — № 1
46. Макларен Норман. Творческие методы [Электронный ресурс] / Макларен Норман // Журнал об авторской мультипликации. Режим доступа: http://artanimation.ru
47. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф.Чубук. Дубна: Феникс+, 2009. 272 с.
48. Мультипликация [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://artanimation.ru/
49. Ожившая живопись [Электронный ресурс] // Биографии художника. Режим доступа: http://nasati.ru/ozhivshaya-zhivopis.html
50. Понятие и виды анимации [Электронный ресурс] // Методические разработки. Режим доступа: http://24ikt.ru/Flash/master2/html/default.php
51. Принципы мультипликации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://animation-diary.blogspot.ru/
52. Размахнин А. Тайная миссия советской мультипликации [Электронный
ресурс] // Ру/статьи. Режим доступа: http://www.utro.ru/articles
/2006/09/05/ 580611. shtml
53. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002.-200с.
54. Самый полный каталог русскоязычных ресурсов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://multland.my1.ru/
55. Сказкотерапия теория и практическое применение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/
56. Советская мультипликация [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mults.info/
57. Советская мультипликация [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sovetmult.ru/
58. Советская мультипликация [Электронный ресурс] // Мульт. информация. Режим доступа: http://mults.info/sovetskaya_multiplikaciya/
59. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
60. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону, 2002. - 576 с.
61. Тихонова Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. Издание второе. Переработанное и дополненное / Е.Р. Тихонова. Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. 59 с.
62. Факты о мультфильмах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://malpme.ru/
63. Флешь мультипликация [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://24ikt.ru/ Flash/master2/html/default.php
64. Хитрук Ф.С. Профессия - аниматор. В 2 т. Т. 1. / Ф.С. Хитрук. Москва: Гаятри, 2008. 303 с.
65. Чему учат советские мультфильмы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://whatisgood.ru/tv/cartoons/chemu-uchat-sovetskie- i sovremennye-multfilmy/
66. Чему учат советские и современные мультфильмы? [Электронный ресурс] // Научи хорошему. Режим доступа: http://whatisgood.ru/tv/cartoons
/chemu-uchat-sovetskie-i-sovremennye-multfilmy/
67. Эрлинг Эрикссон. Оживляй-ка поживей! / пер. А.Г. Кристианстад. Москва: Книжная типография АБ, 2003. 80 с.
68. Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки / П.И. Яничев // Журнал практического психолога. - 1999. - № 10-11. - С. 27-37