Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение словарного запаса детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Работа №95789

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Содержание словарной работы в среднем дошкольном
возрасте 10
1.3. Методика обогащения словаря детей среднего дошкольного
возраста 13
1.4. Анализ образовательных программ ДОУ в аспекте обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЕ 29
2.1. Диагностика уровня сформированности словарного запаса у
детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на обогащение
словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71

Современным обществом однозначно обозначен запрос на личность, обладающую способностью четко, емко и понятно выражать свою мысль. Современная школьная программа дает современному школьнику роль исследователя, ставит серьезные задачи для самостоятельного, творческого решения, что предполагает наличие у ребенка способности правильным образом излагать суть своей позиции, поставленные цели и пути их достижения. Для решения данных задач школьник должен обладать соответствующим словарным запасом. Работа по обогащению словаря начинается еще в начале дошкольного детства, чтобы к его завершению ребенок был способен к изучению школьной программы и обладал достаточным словарным запасом. ФГОС ДО указывается, что к завершению дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения...» [48, с. 12].
На протяжении дошкольного детства основным видом детской деятельности остается игра. Именно в игре ребенок активно развивается, учится общаться, выражать свою мысль, обозначать свои действия, усваивать новые слова. В связи с этим для обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста успешно используется сюжетно-ролевая игра, которая помогает решать сразу ряд задач по обогащению словаря дошкольника: ознакомление с новым словом, возможность его многократного употребления и закрепления в разных речевых ситуациях. Вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования: «Обогащение словарного запаса детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».
Проблема исследования состоит в недостаточной разработанности технологии использования сюжетно-ролевых игр в области обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, разработать и описать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на обогащение словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Объект - процесс обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет - комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на обогащение словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста;
• Изучить содержание словарной работы в среднем дошкольном возрасте;
• Изучить методику обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста;
• Провести анализ образовательных программ ДОУ в аспекте обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста;
• Организовать проектировочную работу по обогащению словарного запаса детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической,
лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта, метод диагностирования.
Теоретическая основа исследования включила работы различных отечественных исследователей. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста рассматривались на основе, в первую очередь, трудов М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, А.Г. Арушановой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой. Сущность словарной работы в ДОО рассматривается в трудах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохина, Б.И. Яшиной. Содержание словарной работы в среднем дошкольном возрасте отражено в работах М.М. Алексеевой, Л.В. Лопатиной, Б.И. Яшиной. Методика обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста рассмотрена в трудах М.М. Алексеевой, В.И. Логиновой, Е.И. Тихеевой, Б.И. Яшиной.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 57» города Первоуральска. Количество диагностируемых детей средней группы - 20. Возраст детей 4 - 5лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обогащение словарного запаса детей дошкольников - одна из приоритетных задач образования в ДОО. Эффективным средством обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, в силу возрастных особенностей, является сюжетно-ролевая игра.
Анализ научной литературы, в первую очередь, трудов М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина, позволил сделать вывод, о том, что в среднем дошкольном возрасте наблюдается проявление индивидуальных особенностей и недостатков речевого развития детей, что обуславливается тем, что именно средний дошкольный возраст является этапом завершения становления речи. В среднем дошкольном возрасте, при благоприятных условиях ребенком усваивается звуковая система языка, совершенствуется словопроизношение (однако имеются еще некоторые недочеты), дети овладевают произношением всех звуков родного языка, происходит становление произвольности речи, формируется фонематическое восприятие.
На основе анализа трудов М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохина, Б.И. Яшиной, мы заключили, что содержание работы по обогащению словаря детей средней группы предполагает «расширение объема словаря, уточнение значений слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, развитие синонимии и антонимии слов, развитие словообразования».
Изучив работы М.М. Алексеевой, В.И. Логиновой, Е.И. Тихеевой, Б.И. Яшиной, мы сделали вывод, что в научной литературе выделяют две группы методов формирования словаря детей среднего дошкольного возраста: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны (рассматривание игрушек, дидактические игры и т.д.). Широко используемым средством в области обогащения словаря детей дошкольного возраста являются сюжетно-ролевые игры. Игровые действия в таких играх способствуют активизации имеющегося запаса слов; данными играми создаются такие ситуации, в которых ребенок вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
В рамках современных образовательных программ словарная работа с детьми средней группы направлена преимущественно на количественный показатель, на расширение словаря дошкольников. Особое внимание обращается на качественное развитие словаря. Для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста рекомендуется использование таких методов и приемов, как наблюдение, организация трудовой деятельности, развитие понимания значений обобщающих слов, организация игр с иллюстрациями, расширение ориентировки детей в ближайшем окружении, расширение представлений о явлениях, событиях, развитие умения использовать вариативные формы обращения, правильно формулировать вопросы, использовать элементы объяснительной речи.
На основе проведенного анализа методической литературы были определены критерии и методики диагностирования уровня развития словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. Проведенное диагностирование показало, что преобладающая доля воспитанников (60%) обладают низким уровнем осознанности смысловой стороны слов, часто употребляют в своей речи слова, не понимая их смысла. 55% дошкольников средней группы обладают низким уровнем развития умения обобщать слова, 45% - средним. У 60% детей был выявлен средний уровень
словообразования, у 40% - низкий. В равных долях (45%) дети проявили средний и низкий объем словаря. Наиболее низкие результаты были получены при исследовании осознанности смысловой стороны слов, изучении умения обобщать слова, также словарный запас дошкольников средней группы беден глаголами. В итоге выяснилось, что 55% детей среднего дошкольного возраста обладают средним уровнем, а 45% - низким уровнем сформированности словарного запаса, что обуславливается неразвитостью способности к словообразованию, недостаточным уровнем осознанности смысловой стороны слов.
Проведенная диагностика позволила выявить следующие проблемы в области обогащения словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста: недостаточный уровень осознанности смысловой стороны слов; неразвитость способности к словообразованию; недостаточный уровень развития умения обобщать слова; бедность глагольного словаря. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости организации работы по формированию словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.
С опорой на результаты проведенного анализа психолого­педагогической литературы и с учетом выявленных проблем была спланирована работа по обогащению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста; был сформирован комплекс игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. Все сюжетно-ролевые игры были разбиты на соответствующие блоки: 1) формирование осознанности смысловой стороны слов; 2) развитие способности к словообразованию; 3) развитие умения обобщать слова; 4) формирование глагольного словаря. В процессе проведения игр, обращалось внимание на осознание детьми смысловой стороны слов. Положительно оценивалась инициатива детей в использовании во время игры предметов-заместителей; использование в речи воспитанников вежливых слов, определении детьми главных ролей, второстепенных.
Можно сделать вывод, что выбором содержания, форм и методов содержания сюжетно-ролевых игр был обеспечен положительный результат в развитии показателей сформированности словарного запаса, что было выявлено в процессе проектировочной работы.


1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия. - 2000. - 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез. - 1999. - 272 с.
3. Бойко И. Н. Методы активизации словаря детей дошкольного возраста / И. Н. Бойко //Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016.
• № 4. - С. 101-105.
4. Белинова Н. В. Активизация словаря детей среднего дошкольного
возраста в игровой деятельности / Н. В. Белинова, И. В. Карасева // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС сборник статей по материалам Всероссийской научно­практической конференции. Нижегородский государственный
педагогический университет им. К. Минина - 2016. - С. 6-12.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение. - 1981. - 256 с.
6. Бушкина Е. В. Потенциальные возможности сюжетно-ролевой игры в интеграции задач образовательных областей / Е. В. Бушкина, И. А. Надежкина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. ст. - 2012. - № 10.- С. 55-59.
7. Буршит И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И. Е. Буршит, А. А. Зайцева // Символ науки. - 2016.
• № 1/2. - С.139-141.
8. Васильева Е. В. Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Васильева. - РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 - 31 с.
9. Гурова И. В. О проблеме развития словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры / И. В. Гурова, Н. В. Пудовкина // Научное отражение. - 2017. - № 5-6. - С. 55-56.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена,
2014. - 321 с.
11. Дятлова Е. Е. Развитие словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. -
С. 22-24.
12. Зотова И. В. Особенности развития словаря дошкольников / И. В. Зотова, Л. Р. Куртлуша // Наука, техника и образование. - 2017. - № 8. - С. 77-80.
13. Ибатуллина Л. Р. Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Л. Р. Ибатуллина // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. - 2016. - С. 62-63.
14. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
15. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. - №27. - С. 669-673...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ