ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятие «композиция» и ее место в сфере изобразительного
искусства 9
1.2. Психолого-педагогические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 48
2.1. Классические и инновационные методики обучения композиции 48
2.2. Опытно-экспериментальный этап. Разработка комплекса заданий, 56
направленных на повышения уровня построения композиции....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена важностью композиции в изобразительном искусстве и недостаточной разработанностью эффективных упражнений для детей младшего школьного возраста, направленных на развитие навыков построения композиции, в содержании дополнительных предпрофессиональных программ в ДХШ г. Радужный, ХМАО-Югры.
Ключевое условие для создания художественного произведения - осмысление художником темы и ее последующее раскрытие через художественный образ. Художественный образ, который возникает в подсознании художника, стремится к своему воплощению средствами композиции, выводя сам процесс творения в высшую степень осмысления и анализа действительности, проходящий через личные качества творца - его мировоззрение, верования, ценности и установки. Преследуя определенную цель, мастер художественного слова сам выбирает какими методами и средствами он будет воплощать свой образ, наделенный главной идеей, не забывая при этом о главных отличительных чертах композиции - целостности и выразительности. Человеческое естество, как элемент огромной и сложной структуры, называемой «природа», стремится к гармонизации пространства вокруг себя. Стремление к гармонии является естественным процессом и имеет свои законы, так как именно на гармонии построена наша объективная реальность. Гармония, выраженная в математических символах, являет собой четкую последовательность чисел. Художники математическую гармонию в произведениях искусства используют это правило и называют его «золотым сечением». Но, в большей степени, произведения изобразительного искусства создаются посредством интуиции. Художник проходит свой личный духовный и творческий путь, создает только ему свойственную композицию произведения, поистине уникальную, ни на что непохожую, индивидуальную. Вкладывая в композицию свои чувства и эмоции, художник своим произведением находит эмоциональный отклик у других людей, будоража их воображение, их чувственный опыт и активизируя мыслительную деятельность. Через свои произведения художник может воспевать любовь, семейные ценности, а может показать обратную сторону жизни - страдания или смерть. И каждая работа будет вызывать поток эмоций у зрителей, переосмысление жизненных ценностей и приоритетов, так как в этом и суть искусства - удовлетворение духовно-эстетических потребностей.
Средствами композиции художник стремится завладеть вниманием зрителя, полностью погрузить его в искусственно созданную реальность, заставить его почувствовать радость, счастье, боль, страх. Все то, без чего невозможна реальная человеческая жизнь. Именно в этих, как по крупицам собранным эмоциях и ситуациях, отражается такая многообразная и такая интересная человеческая судьба. Средствами композиции художник создает глубину и иллюзию пространства, превращая плоскость холста в объемный, дышащий, динамичный образ.
Большой вклад в практику и теорию композиции внесли: П.П. Чистяков, Н.Н. Волков, А.А. Дейнека, К.Ф. Юон, Е.А. Кибрик, и другие. Практически во все задания дисциплин художественного цикла - зарисовки с натуры, декоративное рисование, прикладное творчество - включают в себя задачи, требующие решения в соответствии с принципами и законами композиции. Общие законы композиции являются базой для любого вида изобразительного искусства и лежат в основе детского художественного творчества, требуя системного подхода в их изучении. Возрастные особенности и вопросы развития личности с точки зрения педагогической практики были рассмотрены у Н.М. Сокольниковой, В.С. Кузина, Е.И. Игнатьева, Н.Н. Ростовцева, С.Е. Игнатьева, Е.В. Шорохова и др. Под системой традиционных культурных ценностей и активного взаимодействия с окружающим миром у детей формируется детское творческое мировоззрение, которое будет руководить будущими способностями, талантом и мастерством, а как следствие, возможным будущим вкладом в изобразительное искусство.
Противоречие на социально-педагогическом уровне при исследовании данной темы построено на том, что до определенного возраста психические возможности восприятия ребенком действительности не позволяют преподавателям в полной мере использовать общеизвестные методы обучения композиции.
На теоретико-педагогическом уровне противоречие выбранной темы прослеживается в малой разработанности программ по «Основам изобразительной грамоты и рисования» для обучающихся 1 -3 класса именно в контексте теории композиции, уделяя внимание больше приемам использования свойств цвета и линий, нежели собрания этих приемов в единую целостную систему композиции.
На научно-исследовательском уровне противоречие связано с тем, что само определение «композиция» при всех описанных свойствах, таких как «равновесие», «целостность» и т.д., не имеет четкой формулировки, основываясь больше на интуитивном уровне художника, что не позволяет рассматривать термин «композиция» как чисто научное определение, которое имеет свои границы.
Степень разработанности проблемы.
Несмотря на важность и значимость композиции в изобразительном искусстве и рассмотрение проблемы развития композиционного мышления у обучающихся младшего школьного возраста, недостаточно полно решены вопросы, связанные с методологической разработанностью композиционных упражнений, которые бы были понятны детям возраста 7-10 лет.
Цели и задачи исследования.
Цель исследования - при помощи анализа теоретического материала исследований в области изучения детского творчества и экспериментального исследования определить педагогические условия, при которых степень построения композиции на уроках в детской художественной школе у детей младшего школьного возраста будет более гармоничной.
Задачи исследования:
1. Уточнить понятие «композиция», определить ее место и значение в изобразительном искусстве.
2. Провести анализ возрастных особенностей восприятия детьми композиции при работе на плоскости.
3. Провести анализ существующих методик, методов и форм обучения детей композиционным навыкам.
4. Составить перечень заданий, направленных на повышение уровня навыков в составлении композиции у обучающихся 3го класса «Детской художественной школы».
5. Экспериментально подтвердить или опровергнуть эффективность разработанных заданий.
Объект исследования - процесс обучения композиции на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - навыки построения композиции на занятиях в детской художественной школе.
В основе методологии данного исследования лежат
- теории философии образования по проблеме активизации процесса обучения (Б. Г. Ананьев, JI. С. Выготский, В.В. Давыдов, М. И. Махмудов),
- теории творческой активности личности (В.Р. Аронов, Я. Л. Коломенский, Д. В. Эльконин, А.М. Матюшкин),
- теории обучения учащихся изобразительному искусству (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Е. В. Шорохов, А.А. Дейнека).
- материалы статей научно-методического характера, освещающие проблемы и вопросы организации дополнительного художественного образования, методики обучения живописи и изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: Умение выстраивать композицию у младших школьников на уроках изобразительного искусства будет развиваться более эффективно, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- на уроках изобразительного искусства будет проводиться анализ художественных произведений с точки зрения законов композиции;
- использование развивающих методов в обучении теоретическим вопросам композиции;
- выполнение специально разработанного комплекса упражнений, соединяющих в себе интуитивные и логические компоненты мышления;
- показателями эффективности развивающих методов и разработанных упражнений будет выступать самостоятельное использование композиционных закономерностей обучающимися в своей творческой деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что произведены попытки конкретизировать понятие «композиция» в изобразительном искусстве в контексте принципов, основанных на философском знании, так как данное понятие относится не к научному закону. Также разработан комплекс заданий с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, направленный на повышение уровня композиционных навыков и развития композиционного мышления.
Эмпирическая база опытно-поисковой работы. Был изучен материал по теории композиции, по психолого-педагогическим особенностям обучения детей младшего школьного возраста.
Основные положения, представленные на защиту:
1. занятия композицией существенно способствуют зарождению интереса к изобразительному искусству и дальнейшей самостоятельной художественной деятельности.
2. перечень композиционных упражнений и развивающих технологий, используемых на уроках композиции, являются необходимым условием художественного развития и активизируют его у младших школьников, так как способствуют формированию их мышления.
Теоретическая значимость опытно-поисковой работы заключается в том, рассматривается композиционные навыки с точки зрения этапов развития мышления у детей, а как следствие, выявляются те педагогические условия, при которых учебный процесс будет наиболее эффективным.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями отделений изобразительного искусства в детских школах искусств и детских художественных школах при работе с детьми. При использовании разработанных в ходе исследования упражнений, основанных на новых знаниях о развитии психолого-педагогических особенностей композиционного мышления у детей младшего школьного возраста, существенно трансформируются существующие подходы к обучению курса Основ изобразительной грамоты и рисования, затрагивающих темы, связанные с построением композиции, в художественных школах.
Считаю целесообразным использовать сочетание методов исследования, таких как:
Теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования; обобщение и систематизация, изучение педагогического опыта в области преподавания живописи и изобразительного искусства.
Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, включающего в себя 64 наименования. Работа иллюстрирована 3 таблицами, 2 диаграммами, содержит 7 приложений с 30 рисунками.
Апробация материалов осуществлялась на базе Детской художественной школы г. Радужный, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрено понятие «композиции» применительно к изобразительному искусству методами сбора информации из литературных источников, анализа и обобщения. Композиция - сложный мыслительный процесс создания художественного произведения от возникновения идеи, выбора масштаба и формы холста до ее полной реализации, в котором ведущую роль играет выразительность и целостность художественного образа. Выразительность и целостность художественного образа достигается путем использования таких форм построения композиции как точечная с ярко-выраженным композиционным центром, линейно-ленточная, плоскостная и другие. В процессе работы над композицией художник решает задачи организации пространства (плановость, масштабность и т.д.), выявления главного (как точку, вокруг организуется пространство изображения, привлекая на себя внимание зрителя), колористического решения (так как в исследовании определено, что главной задачей художественного произведения является найти эмоциональный отклик у зрителя, психологические особенности восприятия цвета могут решить поставленную задачу), выразительности.
Художник самостоятельно выбирает формы и методы построения композиции, ориентируясь на свою интуицию, личное понимание прекрасного и тех целей, которые он преследует в результате работы над своим творческим произведением, но при этом организованно и согласованно связывает все компоненты между собой, придерживаясь правила подчиненности второстепенного главному.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены возрастные процессы, психические новообразования и особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что отсутствие жизненного опыта и соответствующих нейронных связей не позволяет младшим школьникам с первых лет обучения качественно решать проблемы составления композиции на уроках изобразительного искусства в детской художественной школе. Этот аспект следует учитывать при построении занятий и разработке заданий по композиции, так как композиционные навыки являются основой дальнейшего эффективного обучения в сфере изобразительного искусства. Следует особое внимание уделять разбору художественных произведений с точки зрения построения композиции. Так как мышление младших школьников тяготеет к пониманию схем, то именно схематический разбор композиции полотен известных художников будет более понятен и эффективен при дальнейшей работе с организацией плоскости листа. Немаловажным аспектом является выбор темы композиции, так как именно тематика зачастую задает выбор конкретных средств выразительности.
Во второй главе опытно-поисковой работы проведен анализ существующих программ по изобразительному искусству с точки зрения разработанности заданий на составление композиции, рассмотрены традиционные и инновационные методики обучения композиции. Разработан и апробирован на учащихся 3 класса комплекс творческих заданий, направленных на улучшение навыков составления композиции. Результаты экспериментального этапа опытно-поисковой работы показали, что при использовании заданий, направленных на целенаправленное оттачивание навыков организации пространства листа, приводят к лучшему пониманию законов и общих терминов композиции.
1. Авсиян, О.О. О композиции картины и сбор материала к ней / О.О. Авсиян // Художник. — 2006. — №7. — С. 8
2. Альберти, Л.Б. Три книги о живописи // Десять книг о зодчестве.
[Текст] — В 2 т. — Т. 2 / Л. Б. Альберти. — М.: Всесоюз. Акад. Архитектуры, 1935. — 793.
3. Алексеев, Н. Г., Юдин, Э. Г. О психологических методах изучения
творчества: Проблемы научного творчества в современной
психологии. [Текст] / Н. Г. Алексеев. — М., —1971. — С. 151—203.
4. Аронов, В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной художественной культуры XX века. [Текст] / В. Р. Аронов. — М.: Советский художник, 1987. — 232 с.
5. Бакушинский, А. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А. Бакушинский. — М.: Карапуз, 2009. — 302 с., с цв.ил.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. [Текст] / А.С. Белкин. — М.: Изд. центр «Академия», — 2000. — 192 с.
7. Бицилли, П. Место Ренессанса в истории культуры. [Текст] / П. Бицилли // СПб.: Мифрил, 2011. — С. 20 - 22.
8. Богоявленская, Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2004. Т.1. — № 2. — С.54-65.
9. Бреусова, Т.А. Методы и приемы обучения младших школьников основам композиции на уроках изобразительного искусства. [Текст] / Т.А. Бреусова // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. — 2019. - № 1 (15). — С. 14-16.
10. Васютинский, Н.А. Золотая пропорция. [Текст] / Н.А. Васютинский. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 368.
11. Волков, Н.Н. Восприятие картины. [Текст] / Н.Н. Волков. — М.: Просвещение, 2006. — 65 с.
12. Волков, Н. Н. Композиция в живописи. [Текст] / Н. Н. Волков. — М.: Искусство, 1977. — 263 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М:, Просвещение, 2007. — 180 с.
14. Галигузова, Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста. [Текст] / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. — 1993. — №2. — С.16 - 26.
15. Гаосян, Л. Пути совершенствования художественного образования
младших школьников средствами изобразительного искусства в Китае. [Текст] / Л. Гаосян // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2018. — № 2. — С. 110-116.
16. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психол.
проблемы построения учеб. Предметов. [Текст] / В. В. Давыдов. Психол. ин-т. Рос. акад. образования. — 2. изд. — М. : Пед. о-во России, 2000. — 478 с.
17. Даниэль, С. Картина классической эпохи. [Текст] / С. Даниэль. — Л.: Искусство, 2006. — 122 с.
18. Дейнека, А.А. Учитесь рисовать. [Текст] / А.А. Дейнека. — М.: АХ,
2009. — 23 с.
19. Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. [Текст] / Э. Делакруа. — М.: АХ, 2008. — 56 с.
20. Дудинская, И.И. Формирование композиционных умений школьников в процессе работы над ритмическим построением изображения. [Текст] / И.И. Дудинская // Инновационное развитие. — 2017. — № 4 (9). - С. 119-122.
21. Зубрилин, К.М. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству: дис.канд. пед. Наук.
[Текст] / К.М. Зубрилин. — М., 2009. — 149 с.
22. Игнатьев, Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. [Текст] / Е.И. Игнатьев. — М.: Знание, 2008. — 60 с.
23. Илющенко, В.Л. Активизация композиционного мышления студентов на занятиях по рисунку портрета: дис. канд. пед. Наук. [Текст] / В.Л. Илющенко. — М., 2000.
24. Казначеева, С.А., Бондарева, С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. [Текст] / С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 47 с.
25. Кибрик, Е.А. Проблемы композиции // Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. [Текст] / Е. А. Кибрик. — М.: Изд-во Российской академии художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств МГАХИ им. В. И. Сурикова, 1999.
26. Кириенко, В.И. Психология способностей и изобразительной деятельность / И.В. Кириенко. — М.: АПН, 2009. — 170 с.
27. Коломенский, Я. Л. Человек: психология. [Текст] / Я. Л. Коломенский. — М.: Просвещение, 1986. —72 с.
28. Костин, В. И. Что такое художественный образ [Текст]. / В.И. Костин. — М.: Сов. художник, 1962. — 60 с.: ил.; 20 см. — (Беседы об искусстве; Вып. 11).
29. Кершенштейнер, Г. Развитие художественного творчества ребенка. [Текст] / Г. Кершенштейнер. С предисл. проф. К. Лампрехта (ректора Лейпциг. ун-та), прив.-доц. А.Н. Бернштейна, д-ра К. Кершенштейнера (специально для рус. пер.). Пер. с нем. и ред. С.А. Левитана: Т.1 [и единственный]. — М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914.
30. Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. [Текст] / Н.А. Курочкина. — СПб.: Детство-Пресс,2004. — с.272.
31. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности. [Текст] / А.М. Матюшкин. // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. С.29 - 33.
32. Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие. [Текст] / Е. Е. Миронова. — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006 — 146 с.
33. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2001. — 56 с.
34. Научный закон. Философия: Энциклопедический словарь. [Текст] — М.: Гардарики. Под редакцией А.А.Ивина, 2004.
35. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие. [Текст] / Е.И. Николаева. — СПб.: Питер, 2019. — 256 с.
36. Панкратова, Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством: дис.канд. пед. Наук. [Текст] / Л.И. Панкратова. — М., 1998. — 232 с.
37. Паранюшнин, Р. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. [Текст] / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — с. 79, [4]: ил.
38. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества. [Текст] / В.И. Петрушин. — М.: Академический проспект, 2008. — 490 с.
39. Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников. [Текст] / Н.Н. Поддьяков. // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.16-19.
40. Подольский, А. И. Психологическая концепция П. Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки. [Текст] / А. И. Подольский. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 2012. — №4. С. 11-22.
41. Психологический словарь - справочник. [Текст] — Минск: Харвест, 2001. — 421 с.
42. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] / Н.И. Пьянкова. — М.: Просвещение, 2006. — 15 с.
43. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]/ Н. Н. Ростовцев. — М.: Агар, 2000. — с. 251.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2005. — 713.
45. Руднев, И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве: Монография [Текст] / И.Ю. Руднев. — М.: Мир науки, 2019. — с. 93.
46. Руднев, И.Ю. Принципы инновационного обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования. [Текст] / И.Ю. Руднев // Наука и школа. — 2018. №3. — С. 159-167.
47. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / А.И. Савенков. — М.: Академия, 2000. —232 с.
48. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. [Текст] / Н.М. Сокольникова. — Обнинск: Титул, 1998. — 80 с.: цв.ил.
49. Сидорова, Ю.С. Педагогические технологии в обучении детей изобразительному искусству. [Текст] / Ю.С. Сидорова//Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2010. №5. С. 192-198.
50. Телегина, И.С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников. [Текст] / И.С. Телегина. // Вестник Нижневартовского государственного университета. [Текст] — 2015. — №2.
51. Тихонова, Е.В. Основы психологии художественного образования // Педагогическое образование в России. [Текст] / Е.В. Тихонова. — 2017. — №9. — С. 26-31.
52. Тургель, В.А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте: Монография. [Текст] / В.А. Тургель. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 169 с.
53. Фаворский, В.А. Литературно-теоретическое наследие. [Текст] / В.А.
Фаворский. — М.: Советский художник, 1988. —588 с.
54. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного
возраста. [Текст] / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 2006. — 130 с.
55. Чеканцев, П.А. Размышления о композиции в изобразительном
искусстве. [Текст] / П.А. Чеканцев //Преподаватель XXI век. Наука, образование, культура. — 2015. — № 4. С. 146-152.
56. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919 [Текст] / П. П. Чистяков. — М.: Искусство, 1953. — 592 с.
57. Чувашов, А. С. Модель структуры теории композиции в изобразительном искусстве. [Текст] / А. С. Чувашов. // Электронный научный журнал Apriori. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — №1. С. 1-18.
58. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и
возрастная психология). [Текст] / И.В. Шаповаленко. — М.:
Гардарики, 2005. — 349 с.
59. Шорохов, Е. В. Композиция. [Текст] / Е.В. Шорохов. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.: ил.
60. Шубина, Е. А. Особенности развития композиционного мышления детей младшего школьного возраста графическими средствами. [Текст] / Е. А. Шубина. // Образование и наука в современных условиях, 2015. — № 4 (5). С. 135-139.
61. Энгельс, Ф. Анти - Дюринг. [Текст] / Ф. Энгельс. — М.: Изд-во АСТ, 2019. — 540 с.
62. Юон, К. О живописи. [Текст] / К. Юон. — М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937. — 279 с.
63. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность : Кн. для учителей и родителей. [Текст] /В. С. Юркевич. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. — 128 с.