Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №95785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Возрастные и психолого-педагогические основы речевого развития у
детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингвометодистические основы формирования развития звуковой
культуры речи у детей дошкольного возраста 12
1.3 Методы и приемы формирования артикуляционных умений у детей
дошкольного возраста 20
1.4 Игра как средство формирования артикуляционных умений у детей
дошкольного возраста 25
1.5 Анализ образовательных программ в аспекте проблемы формирования
артикуляционных умений у детей дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1 Диагностика сформированности артикуляционных умений у детей дошкольного возраста 35
2.2 Комплекс игр, заданий и упражнений, направленный на формирования артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста в игровой
деятельности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных умений. Таким образом, развития речи является основой для познания ребенком-дошкольником окружающей действительности, делает его отношения со сверстниками и взрослыми содержательным, полноценным.
Наука педагогики еще в начале XX века выделила общепринятое мнение о том, что речь, а вернее своевременное, верное ее формирование у ребенка дошкольного возраста является наиболее важным фактором его развития в силу того, что только развития речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Принимая во внимание, что тема работы затрагивает одно из качеств речи - звуковую культуру, речь в этом труде пойдет о звукопроизношении. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой невозможно развитие иных ее качеств - эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи у детей дошкольного возраста, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Основное свойство звукопроизношения - верность, правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий в этот на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой воспринимать речь других людей, учится концентрировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей работают органы речи, а также включены процессы мышления, внимания.
Формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте является основной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу с 2014 года. В данном нормативном акте, стандартизирующем дошкольное образование, содержится прямое указание на то, что речевое развития детей дошкольного возраста является одним из ведущих образовательных областей [26].
Речевое развития по ФГОС ДО содержит такие компоненты, как овладение речью, как средством вербальной коммуникации, овладение грамматически правильной речью, овладение качествами связной речи (как монологической, так и в диалоге), обогащение активного словаря, овладение средствами выразительности речи, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте.
Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия XX века и в современности является задержка формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев недостатки звукопроизношения детей пропадают из-за правильной работы педагогов и родителей детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в дошкольном периоде.
Значимым является исследования педагогов и психологов, указывающие на то, что большинство недостатков звукопроизношения имеют не серьезные нарушения, а привычку речи, связанную с неправильным воспитанием и отсутствием контроля.
Как говорилось выше, на сегодняшний момент вопрос полноценного развития детей, а особенно - речи детей, стоит в педагогике наиболее остро.
Нужно выделить, что все недостатки звукопроизношения необходимо устранять в младшем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать, разработать и описать комплекс игр, заданий и упражнений, направленный на формирования артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования артикуляционных
умений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на формирования артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические и лингвистические особенности развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
2. Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования артикуляционных умений;
3. Проанализировать ФГОС и программ воспитания ДОУ по разделу формирования артикуляционных умений;
4. Провести диагностику уровня сформированности
артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс игр, заданий и упражнений, направленный на их формирование.
Исследованиями на тему звукопроизношения детей принадлежат целой плеяде русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, А.М. Шахнарович, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
В данном исследовании будут изучены и проанализированы психолого­педагогические основы вопроса формирования артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы.
База исследования: МАДОУ №49 г. Серова.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе изучения была рассмотрена тема «Формирование артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности». Работа включает в себя две главы. Теоретическая глава была посвящена исследованию психолого-педагогических вопросов формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в целом и формирования артикуляционных умений в частности. Вторая глава - описанию проектировочной работы по формированию артикуляционных умений.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель - полно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования артикуляционных умений путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста. Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности овладения детьми артикуляционными умениями. Охвачены понятия игры как категории методики, а также проведена диагностика уровня сформированности артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста. Исследовав данные вопросы, пришли к выводу разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование артикуляционных умений у детей младшего дошкольного возраста.
На основании проделанной работы, сделаны выводы.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика сформированности артикуляционных умений считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети младшего дошкольного возраста весьма сенситивны к влияниям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы по формированию и совершенствованию артикуляционных умений. Были установлены общие методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный метод интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий в образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу по формированию артикуляционных умений. Таким образом, была более подробно изучена проблема формирования по формированию и совершенствованию артикуляционных умений путем введения игровой деятельности в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2015. - 400 с.
2. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова. - М. : Просвешение, 2014. -47 с.
3. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова ; худож. Н. Н. Бутусова [и др.]. - М. : Каисса, 2016. - 95 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2017. - 75 с.
5. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда [Текст] : УчебнО - методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. - 65 с.
6. Волина, В. В. Учимся играя [Текст] / В. В. Волина. - М. : Новая школа, 2015. - 63 с.
7. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2018. - 71 с.
8. Веракса, Н. Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольника [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 142 с.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М. : Просвещение, 2017. - 206 с.
10. Ефимова, В. И. Игры со звуками и буквами [Текст] / В. И. Ефимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 12-13.
11. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Гном и Д, 2018. - 49 с.
12. Максаков, А. И. Учите, играя [Текст] / А. И. Максаков, Г. А. Туманова. - М. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -70 с.
13. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 54 с.
14. Негневицкая, Е. И. Основы теории и практики логопедии [Текст] /Е. Н. Негневицкая, А. М. Шахнарович. - М. : Просвещение, 2016. - 148 с.
15. Нищева, Н. В. ИГРАЙКА. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения [Текст] / Н. В. Нищева.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 350 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ