Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Особенности формирования читательских умений у младших
школьников в литературном образовании 10
1.3. Методы и приемы формирования читательских умений
у младших школьников на уроках литературного чтения 19
1.4. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте
формирования у младших школьников читательских умений 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 36
2.1. Диагностика сформированности читательских умений
у младших школьников 36
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование читательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Особенности формирования читательских умений у младших
школьников в литературном образовании 10
1.3. Методы и приемы формирования читательских умений
у младших школьников на уроках литературного чтения 19
1.4. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте
формирования у младших школьников читательских умений 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 36
2.1. Диагностика сформированности читательских умений
у младших школьников 36
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование читательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность. Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы. Проблема становления читательской деятельности младшего школьника изучалась на протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку и литературе. На сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательских умений младших школьников, создано большое количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя.
Современные методисты согласны в мнении: ребенок в начальной школе должен развиваться как «квалифицированный», «эстетически развитый», «грамотный», компетентный читатель, способный к полноценному восприятию и эстетической оценке литературного произведения.
В последние годы проблема формирования читательских умений приобрела особую актуальность по той причине, что современные школьники проводят очень много времени за компьютером в ущерб чтению, а так же актуальность исследования обусловлена тем, что у детей в начальных классах формирование навыков чтения недостаточно полноценно, в результате чего школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, которая требует большого напряжения их интеллектуальных сил, и интерес к процессу чтения постепенно пропадает.
Сегодня ребенок, который не только умеет, но еще и сам стремится читать, делает это с удовольствием, а не «по принуждению» - огромная редкость. В решении этой проблемы важное место принадлежит общеобразовательной школе, которая призвана формировать ценностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В предметной области «Литературное чтение» в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя формирование читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы с учетом интересов, соответствующих уровню своей читательской компетентности, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены следующие результаты читательской деятельности младшего школьника, связанные с требованиями к формированию читательских умений у обучающихся НОО:
1) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [52].
Объект исследования: процесс формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
• изучить литературу по проблеме формирования читательских умений у младших школьников в литературном образовании;
• проанализировать современные образовательные программы и учебники по литературному чтению для начальных классов в аспекте работы по формированию читательских умений у младших школьников;
• выявить критерии и показатели сформированности читательских умений у детей младшего школьного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
• частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, одного приложения.
Современные методисты согласны в мнении: ребенок в начальной школе должен развиваться как «квалифицированный», «эстетически развитый», «грамотный», компетентный читатель, способный к полноценному восприятию и эстетической оценке литературного произведения.
В последние годы проблема формирования читательских умений приобрела особую актуальность по той причине, что современные школьники проводят очень много времени за компьютером в ущерб чтению, а так же актуальность исследования обусловлена тем, что у детей в начальных классах формирование навыков чтения недостаточно полноценно, в результате чего школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, которая требует большого напряжения их интеллектуальных сил, и интерес к процессу чтения постепенно пропадает.
Сегодня ребенок, который не только умеет, но еще и сам стремится читать, делает это с удовольствием, а не «по принуждению» - огромная редкость. В решении этой проблемы важное место принадлежит общеобразовательной школе, которая призвана формировать ценностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В предметной области «Литературное чтение» в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя формирование читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы с учетом интересов, соответствующих уровню своей читательской компетентности, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены следующие результаты читательской деятельности младшего школьника, связанные с требованиями к формированию читательских умений у обучающихся НОО:
1) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [52].
Объект исследования: процесс формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
• изучить литературу по проблеме формирования читательских умений у младших школьников в литературном образовании;
• проанализировать современные образовательные программы и учебники по литературному чтению для начальных классов в аспекте работы по формированию читательских умений у младших школьников;
• выявить критерии и показатели сформированности читательских умений у детей младшего школьного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
• частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, одного приложения.
Изучив психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы проанализировали состояние проблемы формирования читательских умений у детей младшего школьного возраста.
Согласно мнению Г.Н. Кудиной, «развитая читательская деятельность заключается не только в прочитывании и получении удовольствия и от художественного текста, и от процесса чтения, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста, составлении своеобразной читательской партитуры» [27]. Важным аспектом в развитии читателя- ребенка является формирование у него читательских умений: умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст по названию / иллюстрации; умения воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка; умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины; умения воссоздавать в воображении художественные картины; умения осваивать идею произведения. Анализ поступков, речевая характеристика персонажей; система взаимоотношений между ними в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.
Главная задача литературного образования в начальном общем образовании - научить начинающих читателей видеть функции средств литературного языка, ощущать их неповторимость и красоту. Нужно уделять внимание развитию способности сопереживания литературным героям, описанию словом чувств, которые испытывает читатель-ребенок в процессе читательской деятельности.
Анализ учебников по литературному чтению для 4 класса начальной школы показал, что программы литературного чтения содержат множество заданий по формированию читательских умений у обучающихся младших классов. Однако, стоит отметить, большинство заданий однотипны.
Проведена диагностика сформированности читательских умений у младших школьников, организованная в форме комплексной письменной работы. Результаты диагностики свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности читательских умений у обучающихся 4 класса.
На основании теоретического анализа проблемы формирования читательских умений у младших школьников, анализа учебных хрестоматий по литературному чтению и проведенной диагностики, мы разработали комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности читательских умений у обучающихся начального общего образования.
Согласно мнению Г.Н. Кудиной, «развитая читательская деятельность заключается не только в прочитывании и получении удовольствия и от художественного текста, и от процесса чтения, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста, составлении своеобразной читательской партитуры» [27]. Важным аспектом в развитии читателя- ребенка является формирование у него читательских умений: умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст по названию / иллюстрации; умения воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка; умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины; умения воссоздавать в воображении художественные картины; умения осваивать идею произведения. Анализ поступков, речевая характеристика персонажей; система взаимоотношений между ними в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.
Главная задача литературного образования в начальном общем образовании - научить начинающих читателей видеть функции средств литературного языка, ощущать их неповторимость и красоту. Нужно уделять внимание развитию способности сопереживания литературным героям, описанию словом чувств, которые испытывает читатель-ребенок в процессе читательской деятельности.
Анализ учебников по литературному чтению для 4 класса начальной школы показал, что программы литературного чтения содержат множество заданий по формированию читательских умений у обучающихся младших классов. Однако, стоит отметить, большинство заданий однотипны.
Проведена диагностика сформированности читательских умений у младших школьников, организованная в форме комплексной письменной работы. Результаты диагностики свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности читательских умений у обучающихся 4 класса.
На основании теоретического анализа проблемы формирования читательских умений у младших школьников, анализа учебных хрестоматий по литературному чтению и проведенной диагностики, мы разработали комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности читательских умений у обучающихся начального общего образования.
Подобные работы
- Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения (Волгодонский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Роль учителя в формировании читательского интереса младших
школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2019 - Формирование читательских умений младших школьников на уроках
внеклассного чтения (на материале английской литературы для детей)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





