Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №95782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
241
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Особенности формирования читательских умений у младших
школьников в литературном образовании 10
1.3. Методы и приемы формирования читательских умений
у младших школьников на уроках литературного чтения 19
1.4. Анализ учебников по литературному чтению в аспекте
формирования у младших школьников читательских умений 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 36
2.1. Диагностика сформированности читательских умений
у младших школьников 36
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование читательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

Актуальность. Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы. Проблема становления читательской деятельности младшего школьника изучалась на протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку и литературе. На сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательских умений младших школьников, создано большое количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя.
Современные методисты согласны в мнении: ребенок в начальной школе должен развиваться как «квалифицированный», «эстетически развитый», «грамотный», компетентный читатель, способный к полноценному восприятию и эстетической оценке литературного произведения.
В последние годы проблема формирования читательских умений приобрела особую актуальность по той причине, что современные школьники проводят очень много времени за компьютером в ущерб чтению, а так же актуальность исследования обусловлена тем, что у детей в начальных классах формирование навыков чтения недостаточно полноценно, в результате чего школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, которая требует большого напряжения их интеллектуальных сил, и интерес к процессу чтения постепенно пропадает.
Сегодня ребенок, который не только умеет, но еще и сам стремится читать, делает это с удовольствием, а не «по принуждению» - огромная редкость. В решении этой проблемы важное место принадлежит общеобразовательной школе, которая призвана формировать ценностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В предметной области «Литературное чтение» в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя формирование читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы с учетом интересов, соответствующих уровню своей читательской компетентности, может самостоятельно, уверенно и бегло читать разнообразную художественную литературу, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать литературные стили и жанры, обсуждать прочитанное, анализировать детали сюжета, портретные черты героев произведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены следующие результаты читательской деятельности младшего школьника, связанные с требованиями к формированию читательских умений у обучающихся НОО:
1) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [52].
Объект исследования: процесс формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
• изучить литературу по проблеме формирования читательских умений у младших школьников в литературном образовании;
• проанализировать современные образовательные программы и учебники по литературному чтению для начальных классов в аспекте работы по формированию читательских умений у младших школьников;
• выявить критерии и показатели сформированности читательских умений у детей младшего школьного возраста;
• на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
• методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
• частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, одного приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы проанализировали состояние проблемы формирования читательских умений у детей младшего школьного возраста.
Согласно мнению Г.Н. Кудиной, «развитая читательская деятельность заключается не только в прочитывании и получении удовольствия и от художественного текста, и от процесса чтения, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста, составлении своеобразной читательской партитуры» [27]. Важным аспектом в развитии читателя- ребенка является формирование у него читательских умений: умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст по названию / иллюстрации; умения воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка; умения эмоционально откликаться на художественные образы и картины; умения воссоздавать в воображении художественные картины; умения осваивать идею произведения. Анализ поступков, речевая характеристика персонажей; система взаимоотношений между ними в синтезе дает цельную картину произведения и приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения.
Главная задача литературного образования в начальном общем образовании - научить начинающих читателей видеть функции средств литературного языка, ощущать их неповторимость и красоту. Нужно уделять внимание развитию способности сопереживания литературным героям, описанию словом чувств, которые испытывает читатель-ребенок в процессе читательской деятельности.
Анализ учебников по литературному чтению для 4 класса начальной школы показал, что программы литературного чтения содержат множество заданий по формированию читательских умений у обучающихся младших классов. Однако, стоит отметить, большинство заданий однотипны.
Проведена диагностика сформированности читательских умений у младших школьников, организованная в форме комплексной письменной работы. Результаты диагностики свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности читательских умений у обучающихся 4 класса.
На основании теоретического анализа проблемы формирования читательских умений у младших школьников, анализа учебных хрестоматий по литературному чтению и проведенной диагностики, мы разработали комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности читательских умений у обучающихся начального общего образования.


1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. М.: АСТ, 2008. 180 с.
2. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге // Начальная школа плюс до и после. 2012. С. 27-28.
3. Баязова Л.Б., Волков В.А. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Начальная школа. 1998. С. 60-63.
4. Беленкова В.М. Приемы выработки у детей навыков чтения // Начальная школа. 2001. С. 20-22.
5. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. Вологда, 2009. С. 54-59.
6. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. М.: ЭКСМО, 2010. 345 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
8. Бунеев Р.Н, Чтение и начальное литературное образование / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. М.: Баласс, 1999. 57 с.
9. Васильева М.С Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. М.: Просвещение, 2009. 342 с.
10. Введение в литературоведение: Учебник для филологических университетов / Под ред. Г.Н. Поспелова. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2008. 460 с.
11. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. проф. Т.Г. Рамзаевой. СПб.: Специальная литература, 2009. 321 с.
12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
13. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной
педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2009. 178 с.
14. Горецкий В.Г. Вопросы методики чтения в начальной школе /
B. Г. Горецкий, М.И. Оморокова. М.: ЭКСМО, 2009. 245 с.
15. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2001. №8. С. 48-58...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ