Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Работа №95779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Речь. Речевая деятельность. Богатство речи как особое качество
речи 7
1.2. Особенности речевого развития детей младшего школьного
возраста 9
1.3. Методы и приёмы обогащения речи младших школьников на уроках
русского языка 14
1.4. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте обогащения речи детей младшего школьного
возраста 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАЗ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Диагностика уровня богатства речи младших школьников 29
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста на уроках русского
языка 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61

Проблема обогащения речи младших школьников остается актуальной в любые времена, поскольку речь возникает и совершенствуется в процессе общения.
Младший школьный возраст - самый благоприятный этап, для того, чтобы дети могли научиться конкретным культурным ценностям. Начальная школа - это этап обучения, при котором школьники пытаются овладеть нормами речи и письма, и они также должны научиться использовать языковые средства согласно условиям и задачам речи, чтобы применять их в различных условиях общения. В это время учитель получает главную роль. Учитель помогает детям понять требования к языковой активности, правильно создавать фразы, а также контролирует правильность их формулировки, ясность, красочность и содержательность языка.
К проблеме выразительности речи детей всегда придавалось особое значение. В данное время уже сформировалась определенная тенденция в насыщении словарного запаса учащихся начальной школы, были найдены проблемы развития языка, выявлены вероятные пути совершенствования языковой компетенции школьников и обнаружены психические качества письменного и устного языка учащихся.
Содержание курса по русскому языку в начальных классах устанавливает требования к овладению детьми шести-десятилетнего возраста языком. На практике наблюдается довольно скудный словарный запас младших школьников, иногда его недостаточно, чтобы разъяснить свои мысли окружающим. Овладение большим лексическим запасом не может быть спонтанным. Очень важной задачей в работе над речью является формирование словарной работы и определение ее основных областей, а также управление процессом направленного на насыщение словарного запаса детей.
Важную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка имеет работа лексикой - семантическое значение слова, особенности его употребления в речи, нормы сочетаемости с другими словами в грамматических и синтаксических конструкциях,
парадигматические связи слов, синонимические и антонимические отношения. Для этого необходимо включать в процесс урока работу с лингвистическими словарями.
Исследовательскую работу по развитию и обогащению речи детей младшего школьного возраста проводят такие педагоги, как О. М. Казарцева, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Г. И. Сорокина. Психолингвисты изучают становление значения слова в речевой способности ребёнка, а также особенности формирования и понимания высказываний и текста. Наиболее значимые в этом плане являются работы А.А. Брудного, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурина и других.
Анализ состояния педагогической практики и научно-методической литературы говорят о недостатках по решению проблемы, обогащения речи у младших школьников:
- имеющиеся дидактические средства не позволяют в полном объёме проводить работу над обогащением речи младших школьников;
-не полностью разработаны педагогические условия и их реализация в обогащении речи младших школьников.
Несмотря на особое внимание к работе с обогащением лексики учащихся, эти задачи не решаются полностью, так как языковая среда (семья, общение с ровесниками, СМИ), в которой ребенок растет, за стенами школы, не всегда является образцом для подражания. Кажется, что дети, которые так много лет учились в школе, должны в полной мере владеть богатствами родной речи. Но на самом деле у учеников есть бедный словарный запас, речь скучная и однообразная.
Данное положение указывает на необходимость решения проблемы: какие педагогические условия должны быть созданы для того, чтобы эффективно обогатить речь учащихся начальной школы.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленных на обогащение речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Объектом исследования процесс развития богатства речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет - комплекс упражнений по обогащению речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме обогащения речи младших школьников.
2) Дать описание основным методам и приёмам обогащения речи детей младшего школьного возраста.
3) Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы в свете возможности реализации работы по обогащению речи младшего школьного возраста.
4) Разработать диагностику оценки уровня развития богатства речи младших школьников и апробировать её на практике.
5) Разработать комплекс упражнений по обогащению речи на уроках русского языка, посредством включения их в процесс обучения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической, философской, лингвистической и методической литературы по проблеме; сравнительный анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение). Для обработки полученных данных, установления закономерностей применялись методы математической обработки результатов.
Базой исследования являлась МАОУ СОШ №9 г. Североуральска. В исследовании принимали участие 27 учащихся 3 класса школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанной комплекса упражнений позволяет повысить уровень развития богатства речи у младших школьников средствами устной и письменной речи. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в практике начального образования.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обращение к теме исследования в связи с актуальностью проблемы обогащения языка младших учеников за счет использования лексических словарей на уроках русского языка.
Изучение и синтез лингвистической, психологической, педагогической и методологической литературы по проблеме исследования привели к выводу, что при использовании словарей необходимо, систематическое обогащение словаря, специфическими языковыми ситуациями: включение заданий направленных на развитие у детей внимания к слову и его смысловым оттенкам.
В соответствии с идеей и закономерностью исследования на
эмпирическом уровне были решены следующие задачи:
• анализ психологической, педагогической, лингвистической и методологической литературы по проблеме обогащения речи младших школьников;
• описание основных методов и способов обогащения речи детей младшего школьного возраста;
• проанализированы программы и учебники для начальной школы по русскому языку с учетом возможности проведения работ по обогащению речи в младшем школьном возрасте;
- диагностика была разработана для оценки уровня развития языкового богатства младших учеников, и был проверен на практике;
- разработан ряд упражнений, направленных на обогащение речи, на уроках русского языка, включив их в процесс обучения;
Исследованием было выяснено, что работа по обогащению лексики младших школьников тесно связана с упорядоченным развитием у учеников умственных действий, способностью анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать и выделять основные характеристики языкового материала .
Важная сторона исследовательского обучения заключалась в определении главных направлений работы над словом, при использовании лингвистических словарей, которые обогатили бы лексический запас младших школьников.
Итоги исследования приводят к следующим выводам:
1. Обогащению словаря учащихся начальных классов способствует работа с лингвистическими словарями русского языка, которая основана на современных результатах лингвистики, и где учтены возрастные и психологические особенности учащихся .
2. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальных классов показывает, что при решении проблемы обогащения речи с помощью лингвистических словарей, есть еще не использованные возможности, для пополнения словаря с помощью неизвестных слов.
3. Анализ научной и методологической литературы, изучения опыта учителей начальных классов и различной документации данной школы в городе Североуральске, показал, что вопрос обогащения лексического состава проводится при помощи лингвистических словарей но стоит обратить внимание на то, что это работа проводится эпизодично и бессистемно.
4. На основе достижений лингвистики, психологии, педагогики и методики преподавания русского языка, методическая система упражнений и заданий была разработана. А также был разработан минимальный словарь, облегчающий проведение словарной работы.
5. Предлагаемая методическая система упражнений предусматривает работу со многими типами лингвистических словарей русского языка, способствующая обогащению речи учащихся начальной школы.
6. Предлагаемая методическая система упражнений основана на соблюдении принципа преемственной связи между начальной и средней школы в области обогащения речи учащихся новыми словами и может быть использована для создания плана уроков по русскому языку.
7. Итоги исследовательской работы и окончательной проверки подтвердили предположение о том, что использование лингвистических словарей в системе упражнений для развития конкретных языковых навыков, обогащению словаря учащихся начальной школы будет этому помогать.
Важность проблемы обогащения лексики учеников языковыми словарями не позволяет нам остановится на достигнутом уровне. Необходимо развивать следующие аспекты:
-Обогащение лексического запаса младших учеников на основе использования языковых словарей в рамках интеграции преподавания и чтения на уроках русского языка, а особенно внеклассного чтения;
-Обогащение словарного запаса с точки зрения взаимодействия между школой и семейным образованием;
-Систематическое использование языковых словарей для факультативных занятий по русскому языку, обогащение словарного запаса младших школьников порядка одного региона.


1. Адамик. Самый полный курс русского языка / Авт. Н. В. Адамчик. - Минск: Харвест,2008. - 848 с.
2. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2013. - 368с.
3. Бельчикова, В.П. Единые требования к речевому развитию учащихся/ В.П. Бельчикова. - Самара : СИПКРО, 2013.-50с.
4. Бельчикова, В.П. Единые требования к речевому развитию учащихся/ В.П. Бельчикова. - Самара: СИПКРО, 2014.-50с.
5. Богуславская Н.Е., Капинос В.И, Купалова А.Ю. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
6. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития/ Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2013. - 286 с.
7. Гальперин, В.Е. Текстовый объект лингвистического исследования/ В.Е. Гальперин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 213с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.:
Просвещение, 2011. - 218с.
9. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2013. - 354с.
10. Гончарова, В.А. Нарушение письменной речи у младших школьников / В.А. Гончарова, И.А. Пивоварова. - М. : Феникс, 2008.-222с.
11. Данилова, Е.Е. Младший школьник: развитие познавательных способностей / Е.Е. Данилова, И.В. Дубовина. - М. : Просвещение, 2003.157с.
12. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М. : Просвещение, 2002. - 198с.
13.Зубарева, Л.В. Развитие словестнологического мышления и связной речи младших школьников / Л.В. Зубарева. - Волгоград: Учитель, 99с.
14. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. - М. : Просвещение, 2000. - 255с.
15. Казарцева, О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М. : Флинта, 2008. - 496с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ