РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ В КЛУБЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 10
1.1. Понятие и содержание двигательной моторики 10
1.2. Возрастные и психологические особенности детей
дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛУБЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 34
2.1. Цели, задачи, содержание опытно -поисковой работы 34
2.2. Описание результатов опытно-поисковой работы по развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических
занятиях в клубе по месту жительства 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 10
1.1. Понятие и содержание двигательной моторики 10
1.2. Возрастные и психологические особенности детей
дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛУБЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 34
2.1. Цели, задачи, содержание опытно -поисковой работы 34
2.2. Описание результатов опытно-поисковой работы по развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических
занятиях в клубе по месту жительства 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования основное внимание уделяется физическому воспитанию детей, начиная с дошкольного возраста. Направленность этого процесса заключается в обеспечении успешного физического развития детей, укреплении их здоровья, преодолении гиподинамии, формировании двигательных умений и навыков, развития физических качеств, воспитании интереса к различным видам двигательной деятельности. Целенаправленное обучение детей дошкольного возраста физическим упражнениям направлено на формирование разнообразных пластических навыков, на выполнение непрерывно совершенствующихся различных движений [2, с. 376].
Учитывая сказанное выше, целесообразно пересмотреть определенные позиции по овладению детьми жизненно необходимыми основными движениями, техникой выполнения которых дети овладевают на занятиях по физкультуре и используют их в двигательной деятельности. Обучая дошкольников физическим упражнениям, педагог должен уметь подбирать методы и приемы в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнения. Теоретико-методологические основы данной проблемы рассматриваются в трудах классиков отечественной педагогики (П. Лесгафт, В. Гориневский, Е. Аркин), а также в научных исследованиях современных ученых (Е. Вильчковский, А. Кенеман, Д. Хухлаева, Т. Осокина, М. Ефименко). В их работах выделены этапы выполнения физических упражнений. В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется взаимосвязь обучения и воспитания, т. к. формирование двигательных навыков обусловливает изменение форм и функций организма. Благодаря этому, укрепляется здоровье детей, улучшается строение тела и воспитываются необходимые физические качества (ловкость, скорость, сила и т.д.), одновременно осуществляется нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. Физическое воспитание является совместной деятельностью педагога и детей, направленной на овладение дошкольниками системой знаний, двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств, воспитание положительных нравственных и волевых черт характера [11].
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из важнейших целевых ориентиров дошкольного образования является решение задач по развитию двигательной моторики детей дошкольного возраста, благоприятно сказывающейся на их развитии, снятии психического напряжения. Развитие двигательной моторики является важнейшим условием психического и физического развития на протяжении всего дошкольного возраста. Психомоторика обусловливает самые разные проявления человеческой активности: языка (сокращение мышц гортани и полости рта), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), восприятие различных параметров движений. Психомоторика определяется различными психическими состояниями человека, его типологическими особенностями: экстраверсия-интроверсия, свойствами нервной системы и т.п. Изучение развития психомоторных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой, с практической точки зрения.
В целом, проблемам психомоторики посвящено значительное количество монографий и учебно -методической литературы. Такими авторами, как Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.А. Берштейн, А.Р. Лурия, Е.А. Смирнова проводились исследования по изучению особенностей развития двигательной моторики у детей. В работах М.М. Кольцовой, Н.М. Щеловановой, Е.И. Исениной раскрыта связь двигательной моторики и речевой функции. Е.А. Аркиными, Н.А. Берштейном, А. Валлоном проведены исследования, связанные с психомоторным развитием детей. Исследования А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой показывают, что психика и моторика детей дошкольного возраста находятся в неразрывной связи. Т. Бауэром, А.В. Запорожцем, Е.М. Мастюковой доказано, что темп психомоторного развития детей дошкольного возраста может варьироваться, однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных и психических функций.
Следует отметить, что специфика развивающего влияния хореографического искусства на личность недостаточно изучена. В частности, недостаточно изученными являются вопросы развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии. Теоретики хореографической педагогики Г.А. Березова, Л.И. Богаткова, А.С. Фомин и др. считают, что приобщение детей к танцевальному искусству важно для их духовного обогащения, творческого развития и формирования необходимых нравственных и физических качеств. Особенно актуальна эта проблема на этапе дошкольного образования, как основы социокультурного становления личности. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для привлечения детей к занятиям хореографией с целью их всестороннего и гармоничного развития. Содержание и структура хореографической деятельности соответствуют возрастным особенностям развития дошкольников, ведущей игровой деятельности детей и исторической логике развития хореографического искусства [6, с. 13].
Использование различных видов музыкальной деятельности, и в частности музыкально-ритмических движений, в повседневной жизни дошкольников способствует развитию музыкальных и познавательных способностей, активизирует мышление, внимание, развивает воображение, фантазию, воспитывает активность, дисциплину, улучшает моторику и общее состояние организма, а также координацию действий человека, направленную на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук или ног.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между социальными потребностями общества в необходимости развития личности ребенка и недостаточным вниманием к созданию условий для развития двигательной моторики детей дошкольного возраста;
- между теоретической разработанностью проблемы развития двигательно-моторных способностей и недостатком теоретических работ по проблеме их развития на хореографических занятиях с детьми дошкольного возраста;
- между наличием высокого потенциала к развитию двигательной моторики у детей в дошкольном возрасте и недостатком методического обеспечения по проблеме ее развития в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Указанные противоречия определяют актуальность и проблему исследования: поиск и теоретическое обоснование способов развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях, а также позволяют сформулировать тему магистерской диссертации: «Развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста на занятиях хореографии в клубе по месту жительства».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
Объект исследования - процесс развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
Предметом исследования является комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов, обеспечивающих развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- в процессе обучения учитывать возрастные, психологические и психомоторные особенности детей дошкольного возраста;
- использовать комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения: объяснительно -иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации;
- разработать программу хореографических занятий для развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования, дать определение понятиям «психомоторика», «двигательная моторика», «психомоторные способности», «двигательные способности», охарактеризовать их содержание;
2) охарактеризовать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста;
3) выявить комплекс методов и приемов, способствующих развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях: объяснительно -иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
4) провести опытно-поисковую работу на хореографических занятиях в клубе по месту жительства, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого -педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования:
- основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка и развитии способностей (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин и др.);
- основные положения возрастной психологии о развитии детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. М. Бреслав, С. А. Козлов и др.);
- основные положения теории и методики обучения хореографическому искусству (И.И. Бадаева, И.А. Степаник, И.Г. Соснина, Е.Б. Юнусова);
- основные положения методологии о проведении научно - педагогического исследования (В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось с 2019-2020 г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме; определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание и критерии оценивания опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Базой исследования явился клуб по месту жительства «Родник» в г. Екатеринбурге в 2019-2020 учебном году. В опытной работе приняли участие 20 учащихся дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в изучении проблемы развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «двигательная моторика» применительно к детям дошкольного возраста, под которой понимается интегрированная способность человека, направленная на развитие психически обусловленных умственных и моторных действий, связанных с выполнением определенной последовательности движений на хореографических занятиях;
- в разработке комплекса общепедагогических и специфических хореографических методов обучения для хореографических занятий с детьми дошкольного возраста в клубе по месту жительства: объяснительно-иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
Практическая значимость состоит:
- в разработке программы хореографических занятий для развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста в клубе по месту жительства;
- в формировании критериев и условных уровней оценивания двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «двигательная моторика» применительно к детям дошкольного возраста понимается как интегрированная способность человека, направленная на развитие психически обусловленных умственных и моторных действий, связанных с выполнением определенной последовательности движений на хореографических занятиях;
- комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, способствующих развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства: объяснительно-иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Учитывая сказанное выше, целесообразно пересмотреть определенные позиции по овладению детьми жизненно необходимыми основными движениями, техникой выполнения которых дети овладевают на занятиях по физкультуре и используют их в двигательной деятельности. Обучая дошкольников физическим упражнениям, педагог должен уметь подбирать методы и приемы в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнения. Теоретико-методологические основы данной проблемы рассматриваются в трудах классиков отечественной педагогики (П. Лесгафт, В. Гориневский, Е. Аркин), а также в научных исследованиях современных ученых (Е. Вильчковский, А. Кенеман, Д. Хухлаева, Т. Осокина, М. Ефименко). В их работах выделены этапы выполнения физических упражнений. В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется взаимосвязь обучения и воспитания, т. к. формирование двигательных навыков обусловливает изменение форм и функций организма. Благодаря этому, укрепляется здоровье детей, улучшается строение тела и воспитываются необходимые физические качества (ловкость, скорость, сила и т.д.), одновременно осуществляется нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. Физическое воспитание является совместной деятельностью педагога и детей, направленной на овладение дошкольниками системой знаний, двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств, воспитание положительных нравственных и волевых черт характера [11].
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из важнейших целевых ориентиров дошкольного образования является решение задач по развитию двигательной моторики детей дошкольного возраста, благоприятно сказывающейся на их развитии, снятии психического напряжения. Развитие двигательной моторики является важнейшим условием психического и физического развития на протяжении всего дошкольного возраста. Психомоторика обусловливает самые разные проявления человеческой активности: языка (сокращение мышц гортани и полости рта), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), восприятие различных параметров движений. Психомоторика определяется различными психическими состояниями человека, его типологическими особенностями: экстраверсия-интроверсия, свойствами нервной системы и т.п. Изучение развития психомоторных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой, с практической точки зрения.
В целом, проблемам психомоторики посвящено значительное количество монографий и учебно -методической литературы. Такими авторами, как Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.А. Берштейн, А.Р. Лурия, Е.А. Смирнова проводились исследования по изучению особенностей развития двигательной моторики у детей. В работах М.М. Кольцовой, Н.М. Щеловановой, Е.И. Исениной раскрыта связь двигательной моторики и речевой функции. Е.А. Аркиными, Н.А. Берштейном, А. Валлоном проведены исследования, связанные с психомоторным развитием детей. Исследования А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой показывают, что психика и моторика детей дошкольного возраста находятся в неразрывной связи. Т. Бауэром, А.В. Запорожцем, Е.М. Мастюковой доказано, что темп психомоторного развития детей дошкольного возраста может варьироваться, однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных и психических функций.
Следует отметить, что специфика развивающего влияния хореографического искусства на личность недостаточно изучена. В частности, недостаточно изученными являются вопросы развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии. Теоретики хореографической педагогики Г.А. Березова, Л.И. Богаткова, А.С. Фомин и др. считают, что приобщение детей к танцевальному искусству важно для их духовного обогащения, творческого развития и формирования необходимых нравственных и физических качеств. Особенно актуальна эта проблема на этапе дошкольного образования, как основы социокультурного становления личности. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для привлечения детей к занятиям хореографией с целью их всестороннего и гармоничного развития. Содержание и структура хореографической деятельности соответствуют возрастным особенностям развития дошкольников, ведущей игровой деятельности детей и исторической логике развития хореографического искусства [6, с. 13].
Использование различных видов музыкальной деятельности, и в частности музыкально-ритмических движений, в повседневной жизни дошкольников способствует развитию музыкальных и познавательных способностей, активизирует мышление, внимание, развивает воображение, фантазию, воспитывает активность, дисциплину, улучшает моторику и общее состояние организма, а также координацию действий человека, направленную на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук или ног.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между социальными потребностями общества в необходимости развития личности ребенка и недостаточным вниманием к созданию условий для развития двигательной моторики детей дошкольного возраста;
- между теоретической разработанностью проблемы развития двигательно-моторных способностей и недостатком теоретических работ по проблеме их развития на хореографических занятиях с детьми дошкольного возраста;
- между наличием высокого потенциала к развитию двигательной моторики у детей в дошкольном возрасте и недостатком методического обеспечения по проблеме ее развития в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Указанные противоречия определяют актуальность и проблему исследования: поиск и теоретическое обоснование способов развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях, а также позволяют сформулировать тему магистерской диссертации: «Развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста на занятиях хореографии в клубе по месту жительства».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
Объект исследования - процесс развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
Предметом исследования является комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов, обеспечивающих развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста .
Гипотеза исследования: развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- в процессе обучения учитывать возрастные, психологические и психомоторные особенности детей дошкольного возраста;
- использовать комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения: объяснительно -иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации;
- разработать программу хореографических занятий для развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования, дать определение понятиям «психомоторика», «двигательная моторика», «психомоторные способности», «двигательные способности», охарактеризовать их содержание;
2) охарактеризовать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста;
3) выявить комплекс методов и приемов, способствующих развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях: объяснительно -иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
4) провести опытно-поисковую работу на хореографических занятиях в клубе по месту жительства, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого -педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования:
- основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка и развитии способностей (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин и др.);
- основные положения возрастной психологии о развитии детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. М. Бреслав, С. А. Козлов и др.);
- основные положения теории и методики обучения хореографическому искусству (И.И. Бадаева, И.А. Степаник, И.Г. Соснина, Е.Б. Юнусова);
- основные положения методологии о проведении научно - педагогического исследования (В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось с 2019-2020 г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме; определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание и критерии оценивания опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Базой исследования явился клуб по месту жительства «Родник» в г. Екатеринбурге в 2019-2020 учебном году. В опытной работе приняли участие 20 учащихся дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в изучении проблемы развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «двигательная моторика» применительно к детям дошкольного возраста, под которой понимается интегрированная способность человека, направленная на развитие психически обусловленных умственных и моторных действий, связанных с выполнением определенной последовательности движений на хореографических занятиях;
- в разработке комплекса общепедагогических и специфических хореографических методов обучения для хореографических занятий с детьми дошкольного возраста в клубе по месту жительства: объяснительно-иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
Практическая значимость состоит:
- в разработке программы хореографических занятий для развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста в клубе по месту жительства;
- в формировании критериев и условных уровней оценивания двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «двигательная моторика» применительно к детям дошкольного возраста понимается как интегрированная способность человека, направленная на развитие психически обусловленных умственных и моторных действий, связанных с выполнением определенной последовательности движений на хореографических занятиях;
- комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, способствующих развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях в клубе по месту жительства: объяснительно-иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста на занятиях хореографией в клубе по месту жительства и позволяет сделать следующие выводы.
Уточнено определение понятий: «психомоторика», «двигательная моторика», «психомоторные способности», «двигательные способности», охарактеризовано их содержание. Под психомоторикой понимается двигательная деятельность человека, определяемая развитием высшей нервной деятельности. Двигательная моторика рассматривается как двигательная активность организма, как последовательность движений, необходимых для выполнения определенных действий.
Охарактеризованы возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности развития их двигательной моторики. В данном возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов, активно развивается психомоторика. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц, такие как скорость, сила, ловкость, выносливость.
Описано проведение опытно -поисковой работы, проведенной в 2019¬2020 учебном году с дошкольниками на хореографических занятиях в клубе по месту жительства. Сформированы критерии и показатели оценивания уровней развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста: ходьба, бег, прыжки. Разработана программа занятий, направленная на развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста.
Выявлен комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, способствующий развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста в процессе выполнения практических заданий на хореографических занятиях: объяснительно-иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
Результаты констатирующего этапа опытно -поисковой работы, проведенной в клубе по месту жительства «Родник», показали, что исследуемые дети обеих групп имеют преимущественно средний уровень двигательной подготовленности. Меньшая часть детей не смогла умело справиться с поставленными перед ними задачами. Особые сложности у детей возникли во время теста «бег». Дети во время выполнения упражнения отрывали руки от талии, взгляд был направлен под ноги, плечи поднимались вверх к ушам, колени поднимались на недостаточную высоту, стопы в расслабленном состоянии.
Исследование уровня двигательной подготовленности старших дошкольников мы провели повторно, чтобы выявить динамику изменений развития двигательной моторики у детей. Результаты повторного исследования показали, что уровень двигательной подготовленности детей ЭГ преимущественно средний, но при систематическом участии их в специально разработанной нами программе, которая реализуется на хореографических занятиях в клубе по месту жительства, этот уровень при проведении эксперимента изменился в положительную сторону. Так, показатели ходьбы изменились следующим образом: высокий - 20 %, средний - 70 %, низкий - 10 %. Бег - соответственно 30 % высокий уровень 70 % - средний, низкий уровень не выявлен. Прыжки: высокий - 40 %, средний - 50 %, 10 % - низкий. Таким образом, было выявлено, что благодаря систематическому участию детей на занятиях по хореографии в клубе по месту жительства, активное внедрение методов (объяснительно - иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации) достигнуто положительное влияние на развитие двигательной моторики, а также физической силы, выносливости в целом.
Уточнено определение понятий: «психомоторика», «двигательная моторика», «психомоторные способности», «двигательные способности», охарактеризовано их содержание. Под психомоторикой понимается двигательная деятельность человека, определяемая развитием высшей нервной деятельности. Двигательная моторика рассматривается как двигательная активность организма, как последовательность движений, необходимых для выполнения определенных действий.
Охарактеризованы возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности развития их двигательной моторики. В данном возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов, активно развивается психомоторика. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц, такие как скорость, сила, ловкость, выносливость.
Описано проведение опытно -поисковой работы, проведенной в 2019¬2020 учебном году с дошкольниками на хореографических занятиях в клубе по месту жительства. Сформированы критерии и показатели оценивания уровней развития двигательной моторики у детей дошкольного возраста: ходьба, бег, прыжки. Разработана программа занятий, направленная на развитие двигательной моторики у детей дошкольного возраста.
Выявлен комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, способствующий развитию двигательной моторики у детей дошкольного возраста в процессе выполнения практических заданий на хореографических занятиях: объяснительно-иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации.
Результаты констатирующего этапа опытно -поисковой работы, проведенной в клубе по месту жительства «Родник», показали, что исследуемые дети обеих групп имеют преимущественно средний уровень двигательной подготовленности. Меньшая часть детей не смогла умело справиться с поставленными перед ними задачами. Особые сложности у детей возникли во время теста «бег». Дети во время выполнения упражнения отрывали руки от талии, взгляд был направлен под ноги, плечи поднимались вверх к ушам, колени поднимались на недостаточную высоту, стопы в расслабленном состоянии.
Исследование уровня двигательной подготовленности старших дошкольников мы провели повторно, чтобы выявить динамику изменений развития двигательной моторики у детей. Результаты повторного исследования показали, что уровень двигательной подготовленности детей ЭГ преимущественно средний, но при систематическом участии их в специально разработанной нами программе, которая реализуется на хореографических занятиях в клубе по месту жительства, этот уровень при проведении эксперимента изменился в положительную сторону. Так, показатели ходьбы изменились следующим образом: высокий - 20 %, средний - 70 %, низкий - 10 %. Бег - соответственно 30 % высокий уровень 70 % - средний, низкий уровень не выявлен. Прыжки: высокий - 40 %, средний - 50 %, 10 % - низкий. Таким образом, было выявлено, что благодаря систематическому участию детей на занятиях по хореографии в клубе по месту жительства, активное внедрение методов (объяснительно - иллюстративный и игровой методы, метод упражнений и метод импровизации) достигнуто положительное влияние на развитие двигательной моторики, а также физической силы, выносливости в целом.



