Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №95773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Понятие и содержание технологии тьюторского сопровождения 11
1.2. Особенности развития одаренных детей в хореографическом
коллективе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 38
2.1. Проектирование тьюторского сопровождения одаренных детей 38
в хореографическом коллективе 38
2.2. Описание тьюторского сопровождения одаренных детей в
хореографическом коллективе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


Сфера дополнительного художественного образования детей является не только школой приобретения знаний и умений в области различных видов искусства, но и для проявления индивидуальных способностей и одаренности учащихся. Применение технологии тьюторского сопровождения
способствовует созданию условий для развития интеллектуальной активности, самоорганизации, самостоятельности учеников, развития общих и специальных способностей.
Внедрение технологии тьюторского сопровождения в сферу дополнительного образования, в первую очередь, означает создание «среды выбора». Ребёнку предоставляется свобода в выборе пути самореализации, он сам становится «куратором» своей деятельности, связанной с творчеством. Также технология тьюторского сопровождения предоставляет ребёнку такую функцию, как «навигация». Тьютор показывает преимущества и риски при осуществлении тьюторантом дальнейшего выбора, выстраивает стратегии развития и дальнейшие шаги в реализации заданной самим учеником главной цели, связанной с образовательной деятельностью.
Исторически первым документом в России, узаконившим тьюторство, является «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в котором представлены «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.08.2010 г. 761н.; стандарты в области тьюторского
сопровождения указывает стандарт «Специалиста в области воспитания» от 10.01.2017 г.; а также Приказ Министерства образования № 1015 от
30.08.2013 г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Концепция дополнительного образования детей от 04.09.14 г. №1726-р.
Истоки первой тьюторской практики относятся ко времени появления первых европейских университетов. Согласно Н. В. Рыбалкиной, феномен тьюторства зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах Великобритании, а к концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, выполняя воспитательные функции. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется, он начинает выполнять образовательные функции. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы обучения, а в течение XVIII-XIX веков начинает занимать центральное место в старейших английских университетах.
В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторских практик подобного рода не возникло. Традиции наставничества складывались в системе домашнего обучения. Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в стране стало оформляться в конце 1980-х годов в период реформирования системы отечественного образования. В 1989 году П.Г. Щедровицким проведен первый конкурс тьюторов в Москве.
В настоящее время тьюторское сопровождение рассматривается как педагогическая технология: исследуется понятийный аппарат,
разрабатываются различные классификации, вопросы практического внедрения и др.
Г.К. Селевко изучает педагогическую технологию как наиболее рациональные пути обучения, использующиеся в качестве системы принципов, методов, алгоритмов в обучении. В. П. Беспалько говорит о педагогической технологии, как о содержательной технике реализации учебного процесса. В. М. Розин выделяет специфику педагогической технологии, состоящей в конструировании и реализации учебного процесса, гарантирующего достижение учебных поставленных целей.
Д. Б. Богоявленская рассматривает педагогические технологии как базу для оказания психолого-педагогической поддержки одарённых детей. Г. Б. Корнетов дифференцирует педагогические технологии на две группы:
1) технологии с диагностично заданными целями, стандартами, системой предписаний, алгоритмами, контрольными заданиями и т.д.;
2) технологии, учитывающие индивидуальные особенности учащихся и педагогов, имеющие достаточно гибкие рекомендации.
Технологию тьюторского сопровождения исследуют Т М. Ковалева, Е. Б. Колосова, Е.С. Комраков, Л. А. Косолапова, Д. А. Логинов и др. Т.М. Ковалева разработала ресурсную схему общего тьюторского действия. Е. Б. Колосова, рассматривая различные модели деятельности тьютора как представителя новой педагогической профессии в отечественной системе образования, выделила ряд профессиональных инструментов в работе тьютора. Е.С. Комраков описал проектировочную деятельность тьютора в системе открытого дистанционного профессионального образования . Л. А. Косолапова в своих работах изучает проблему разработки профессиограммы компетентностой модели современного учителя-тьютора. Д.А. Логинов выделяет функции тьютора в образовательном процессе, объединяющем урочную и внеурочную деятельность, приемы определения индивидуальной образовательной траектории учащихся, сценарии прохождения индивидуальных образовательных маршрутов. Кроме того, в практике тьюторского сопровождения выделяются два направления: работа с инклюзией и работа с одаренными детьми.
Проблемы одаренности и особенности одаренных детей исследуются в отечественной и зарубежной психологии (Дж. Рензулли, А. Таннебаум, П. Торренс, А. М. Матюшкин, В. Н. Дружинин, А. И. Савенков и др.). Дж. Рензулли характеризует одарённость как сочетание интеллектуальных способностей, креативности и мотивации. П. Торренс представил модель одаренности, в которую включил творческие способности, творческие умения, творческую мотивацию. А. Танненбаум рассматривает одаренность как взаимодействие пяти факторов: общих интеллектуальных способностей; специальных способностей в конкретной области; специальных
характеристик неинтеллектуального характера: личностных, волевых); ближайшего окружения, способствующего развитию выдающихся способностей; случайных факторов или счастливого стечения обстоятельств.
Отечественный психолог А.М. Матюшкин выделяет главную цель в работе с одаренными учениками: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей, проявляющих стремление к творческому поиску и высокий уровень способностей, а не только в отборе и продвижении одаренных детей. В. Н. Дружинин и А. М. Матюшкин принимают участие в разработке «Рабочей концепции одарённости» для выявления и развития одарённых детей. А. И. Савенков апробировал на практике оригинальные методики диагностики детской одаренности, в процессе развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка средствами искусства и художественной деятельности.
В педагогике хореографиического образования изучаются особенности двигательно-моторной одаренности (В. Шебеко, В. С. Фарфель и др.). В. Шебеко использует личностно ориентированный и индивидуальный подходы в процессе развития и совершенствования двигательных способностей детей, имеющих признаки психомоторной одаренности. В. С. Фарфель разработал классификацию разнообразных упражнений в процессе физического воспитания учащихся.
Однако проблема тьюторского сопровождения одарённых детей в сфере хореографического искусства изучена недостаточно.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между содержанием нормативных документов, социальными потребностями в необходимости наращивания творческого потенциала общества и недостаточным вниманием к вопросам внедрения технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в образовании;
- между высоким потенциалом технологии тьюторского сопровождения и недостаточно эффективным ее использованием в практике работы хореографических коллективов;
- между теоретической разработанностью технологии тьюторского сопровождения в общей педагогике и отсутствием ее методического обеспечения применительно к одаренным детям в хореографических коллективах.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование технологии тьюторского сопровождения применительно к одаренным детям в хореографических коллективах, которая определила тему исследования: «Технология тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путём проверить алгоритм технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе.
Объект исследования: процесс развития одаренных детей в хореографическом коллективе.
Предметом исследования являются этапы и алгоритм реализации технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования: развитие одаренных детей будет более эффективным при условии:
- использования личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся;
- реализации технологии тьюторского сопровождения по этапам: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический;
- разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создания плана-карты познавательных интересов и портфолио достижений тьюторанта в сфере хореографической деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по исследуемой проблеме, дать определение понятиям «технология», «технология тьюторского сопровождения»;
2) охарактеризовать принципы, этапы, алгоритм технологии тьюторского сопровождения;
3) разработать алгоритм индивидуального образовательного маршрута, плана-карту познавательных интересов и портфолио тьюторанта в хореографической деятельности;
4) провести опытную работу, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ передового педагогического опыта; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение.
Методологическая основа исследования:
- основные положения отечественной и зарубежной психологии об одаренности и развитии одаренных детей (В. Н. Дружинин, А. М. Матушкин,
A. И. Савенков, Дж. Рензулли, П. Торренс, А. Таннебаум и др.);
- основные теоретические положения педагогики о педагогических технологиях (В. П. Беспалько, Д. Б. Богоявленская, Г. К. Селевко, Г. Б. Корнетов и др.);
- основные теоретические положения теории и практики внедрения технологии тьюторского сопровождения (Т М. Ковалева, Е. Б. Колосова, Е. С. Комраков, А. И. Косолапова, Д. А. Логинов и др.);
- основные положения теории и методики хореографического образования о развитии двигательно-моторной сферы ребенка (В. Шебеко,
B. С. Фарфель, В. А. Петьков и др.);
- основные положения методологии о проведении научно - педагогического исследования (А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось в 2017-2019 г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме;
определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи
исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Базой исследования явились: Ансамбль песни и танца «Родничок» (2017 г.) и Танцевальная компания «Majestic» г. Екатеринбурга (2018-2019 г.г.).
Научная новизна исследования заключается в применении технологии тьюторского сопровождения к одаренным учащимся в хореографическом коллективе.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «Технология тьюторского сопровождения» одарённых детей в хореографическом коллективе, под которой понимается совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности;
- в выявлении принципов, этапов, алгоритмов технологии тьюторского сопровождения для одаренных детей в хореографическом коллективе.
Практическая значимость заключается:
- в разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создании плана-карты познавательных интересов для одаренных детей;
- в создании портфолио тьюторанта в сфере хореографической деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «Технология тьюторского сопровождения» применительно к деятельности участников хореографического коллектива понимается как
совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности;
- принципы, этапы, алгоритмы использования технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе.
Апробация результатов проходила в публикации статьи:
1. Орлова А. А. Границы танца в современной культуре: думаем, пишем, обсуждаем // Материалы VIII Межвузовской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) факультета современного танца Гуманитарного университета. Екатеринбург, [б.и.], 2018. 54 - 59 с.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены.
Дано определение понятиям «технология», «педагогическая технология» и «технология тьюторского сопровождения». Под технологией понимается искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. Педагогическая технология рассматривается как модель совместной деятельности педагога и учащегося по проектированию, организации и проведению учебного процесса; как индивидуальная авторская методика работы учителя. Под «технологией тьюторского сопровождения» понимается педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося, работу с образовательным заказом семьи. Технология тьюторского сопровождения направлена на создание и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей потенциал ученика, особенности социально-образовательной среды и задачи конкретного вида деятельности.
Применительно к участникам хореографического коллектива технология тьюторского сопровождения рассматривается как совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности.
Охарактеризованы принципы технологии тьюторского сопровождения: принцип научности; принцип системного и деятельностного методологических подходов; принцип учёта перспектив профессионального роста и карьеры тьютора; принцип надежности, предполагающий описание профессии «тьютор» в разнообразных, в том числе нестандартных условиях; принцип учёта гуманистической сущности тьюторской деятельности.
Описаны четыре этапа технологии тьюторского сопровождения: диагностический этап, проектировочный этап, реализационный этап, аналитический этап.
Охарактеризованы особенности познавательного, психосоциального, двигательно-моторного развития одаренных детей. Познавательная сфера отличается любознательностью, активностью и самостоятельностью, оригинальностью, гибкостью и продуктивностью мышления, лёгкостью ассоциирования, способностью к прогнозированию, высокой концентрацией внимания, отличной памятью, способностью к оценке. В психосоциальном развитии одарённых детей выделяется перфекционизм, стремление к самоактуализации, самостоятельность и социальная автономность, эгоцентризм, стремление к лидерству и творческое восприятие случайностей. Двигательная одаренность, проявляющаяся в высоком уровне развития двигательной моторики и психомоторики , включает хорошую координацию в пространстве, свободную двигательную ориентацию под музыку, способность к танцевальной импровизации.
Описаны этапы проектирования тьюторского сопровождения одарённых детей: диагностический, проектировочный, реализационный и аналитический. На диагностическом этапе происходит определение интересов, пожеланий, познавательных, психосоциальных особенностей развития, двигательно-моторных способностей. На проектировочном этапе проектируется индивидуальный образовательный маршрут, создается план-карта познавательного интереса, включающая учебную, концертную, фестивальную, исследовательскую деятельность тьюторанта.
На реализационном этапе создается портфолио тьюторанта как результат выполнения индивидуального образовательного маршрута: информационно-тематическое портфолио, презентационное портфолио, портфолио достижений.
На аналитическом этапе происходит корректировка образовательной цели, подведение итогов, обсуждение дальнейшей перспективы развития тьюторанта.
Описано тьюторское сопровождение Олеси Ш. - участницы старшей группы ансамбля песни и танца «Родничок» (2017-2019 учебный год).
В ходе лиагностического этапа дана характристика личностных достижений, познавательных, психосоциальных и двигательно-моторных способностей тьюторанта. На проетировочном этапе по представленному алгоритму разработан индивидуальный образовательнвый маршрут (ИОМ). Указана цель: личностно-профессиональное развитие тьюторанта средствами хореографического искусства в соответствии с интересами, склонностями, способностями через познание, труд, игру, исследовательскую активность.
Сформулированы задачи ИОМ:
- получение теоретических знаний в области современного танца;
- практическое освоение различных техник современного танца: техник Марты Грэм, Хосе Лимона, Матс Эка, Охада Нахарина;
- сочинение хореографических композиций и миниатюр в стилистике современного танца;
- участие в фестивалях, конкурсах, танцевальных проектах и т.д.;
- получение высшего образования в сфере педагогики и хореографии.
Для выполнения индивидуального образовательного маршрута составлена план-карта познавательного интереса, включающая четыре вида деятельности: учебную, концертную, фестивальную и исследовательскую.
На реализационном этапе составлено порфтолио достижений тьюторанта, демонстрирующее ее успешность в сфере хореографического образования, перечислены ее достижения в учебной, концертной, фестивальной, исследовательской деятельности. Аналитический этап показал, что поставленные задачи выполнены.
Таким образом, проведенная работа подтвердила гипотезу: развитие одаренных детей будет более эффективным при условии:
- использования личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся;
- реализации технологии тьюторского сопровождения по этапам: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический;
- разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создании плана-карты познавательных интересов и портфолио достижений тьюторанта в сфере хореографической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «технология тьюторского сопровождения» одарённых детей в хореографическом коллективе, под которой понимается совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности;
- в выявлении принципов, этапов, алгоритмов технологии тьюторского сопровождения для одаренных детей в хореографическом коллективе.
Практическая значимость заключается:
- в разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создании плана-карты познавательных интересов для одаренных детей;
- в создании портфолио тьюторанта в сфере хореографической деятельности.



1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, 2011. 224 с.
2. Альманах тьюторских практик и технологий. М.: Тверь: СФК-Офис, 2016. 200 с.
2. Александрова Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. М.: СФК-Офис, 2013. 156 с.
3. Александрова Н. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. СПб: Лань; Планета музыки, 2011. 624 с.
4. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://thetutor.ru. (дата обращения 03.05.2019).
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMIA, 2002. 320 с.
7. Васютина И.В. Выявление и развитие одарённых детей. Инновационные педагогические технологии / матер. V международной научной конференции. Казань: Бук, 2016. 132 с.
8. Волошина Е.А. Школа на пути к открытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции. М.: СФК-Офис, 2013. 274 с.
9. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности. М.:
Академический Проект, 2006. 223 с.
10. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского
сопровождения. Челябинск: Южный Урал, 2017. 93 с.
11. Гордон Р. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся. Ижевск: ERGO, 2010. 332 с.
12. Гордон Э., Гордон Э. Столетия тьюторства. Ижевск: 2008.49 с.
13. Гордон Э., Морган Ч. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся. Ижевск: ERGO, 2010. 332 с.
14. Громова Е., Громов Ю.И., Гавликовский Н., Запесоцкий А., Звездочкин В., Ивановский Н., Муськина Е., Неугасова Т., Сапогов А., Тарасова Н., Фадеева С. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. СПб.: СПбГУ, 2006. 632 с.
15. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. Основы подготовки специалистов хореографов. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. 156 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ