ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Понятие и содержание технологии тьюторского сопровождения 11
1.2. Особенности развития одаренных детей в хореографическом
коллективе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 38
2.1. Проектирование тьюторского сопровождения одаренных детей 38
в хореографическом коллективе 38
2.2. Описание тьюторского сопровождения одаренных детей в
хореографическом коллективе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Сфера дополнительного художественного образования детей является не только школой приобретения знаний и умений в области различных видов искусства, но и для проявления индивидуальных способностей и одаренности учащихся. Применение технологии тьюторского сопровождения
способствовует созданию условий для развития интеллектуальной активности, самоорганизации, самостоятельности учеников, развития общих и специальных способностей.
Внедрение технологии тьюторского сопровождения в сферу дополнительного образования, в первую очередь, означает создание «среды выбора». Ребёнку предоставляется свобода в выборе пути самореализации, он сам становится «куратором» своей деятельности, связанной с творчеством. Также технология тьюторского сопровождения предоставляет ребёнку такую функцию, как «навигация». Тьютор показывает преимущества и риски при осуществлении тьюторантом дальнейшего выбора, выстраивает стратегии развития и дальнейшие шаги в реализации заданной самим учеником главной цели, связанной с образовательной деятельностью.
Исторически первым документом в России, узаконившим тьюторство, является «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в котором представлены «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённые приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.08.2010 г. 761н.; стандарты в области тьюторского
сопровождения указывает стандарт «Специалиста в области воспитания» от 10.01.2017 г.; а также Приказ Министерства образования № 1015 от
30.08.2013 г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Концепция дополнительного образования детей от 04.09.14 г. №1726-р.
Истоки первой тьюторской практики относятся ко времени появления первых европейских университетов. Согласно Н. В. Рыбалкиной, феномен тьюторства зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах Великобритании, а к концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, выполняя воспитательные функции. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется, он начинает выполнять образовательные функции. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы обучения, а в течение XVIII-XIX веков начинает занимать центральное место в старейших английских университетах.
В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторских практик подобного рода не возникло. Традиции наставничества складывались в системе домашнего обучения. Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в стране стало оформляться в конце 1980-х годов в период реформирования системы отечественного образования. В 1989 году П.Г. Щедровицким проведен первый конкурс тьюторов в Москве.
В настоящее время тьюторское сопровождение рассматривается как педагогическая технология: исследуется понятийный аппарат,
разрабатываются различные классификации, вопросы практического внедрения и др.
Г.К. Селевко изучает педагогическую технологию как наиболее рациональные пути обучения, использующиеся в качестве системы принципов, методов, алгоритмов в обучении. В. П. Беспалько говорит о педагогической технологии, как о содержательной технике реализации учебного процесса. В. М. Розин выделяет специфику педагогической технологии, состоящей в конструировании и реализации учебного процесса, гарантирующего достижение учебных поставленных целей.
Д. Б. Богоявленская рассматривает педагогические технологии как базу для оказания психолого-педагогической поддержки одарённых детей. Г. Б. Корнетов дифференцирует педагогические технологии на две группы:
1) технологии с диагностично заданными целями, стандартами, системой предписаний, алгоритмами, контрольными заданиями и т.д.;
2) технологии, учитывающие индивидуальные особенности учащихся и педагогов, имеющие достаточно гибкие рекомендации.
Технологию тьюторского сопровождения исследуют Т М. Ковалева, Е. Б. Колосова, Е.С. Комраков, Л. А. Косолапова, Д. А. Логинов и др. Т.М. Ковалева разработала ресурсную схему общего тьюторского действия. Е. Б. Колосова, рассматривая различные модели деятельности тьютора как представителя новой педагогической профессии в отечественной системе образования, выделила ряд профессиональных инструментов в работе тьютора. Е.С. Комраков описал проектировочную деятельность тьютора в системе открытого дистанционного профессионального образования . Л. А. Косолапова в своих работах изучает проблему разработки профессиограммы компетентностой модели современного учителя-тьютора. Д.А. Логинов выделяет функции тьютора в образовательном процессе, объединяющем урочную и внеурочную деятельность, приемы определения индивидуальной образовательной траектории учащихся, сценарии прохождения индивидуальных образовательных маршрутов. Кроме того, в практике тьюторского сопровождения выделяются два направления: работа с инклюзией и работа с одаренными детьми.
Проблемы одаренности и особенности одаренных детей исследуются в отечественной и зарубежной психологии (Дж. Рензулли, А. Таннебаум, П. Торренс, А. М. Матюшкин, В. Н. Дружинин, А. И. Савенков и др.). Дж. Рензулли характеризует одарённость как сочетание интеллектуальных способностей, креативности и мотивации. П. Торренс представил модель одаренности, в которую включил творческие способности, творческие умения, творческую мотивацию. А. Танненбаум рассматривает одаренность как взаимодействие пяти факторов: общих интеллектуальных способностей; специальных способностей в конкретной области; специальных
характеристик неинтеллектуального характера: личностных, волевых); ближайшего окружения, способствующего развитию выдающихся способностей; случайных факторов или счастливого стечения обстоятельств.
Отечественный психолог А.М. Матюшкин выделяет главную цель в работе с одаренными учениками: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей, проявляющих стремление к творческому поиску и высокий уровень способностей, а не только в отборе и продвижении одаренных детей. В. Н. Дружинин и А. М. Матюшкин принимают участие в разработке «Рабочей концепции одарённости» для выявления и развития одарённых детей. А. И. Савенков апробировал на практике оригинальные методики диагностики детской одаренности, в процессе развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка средствами искусства и художественной деятельности.
В педагогике хореографиического образования изучаются особенности двигательно-моторной одаренности (В. Шебеко, В. С. Фарфель и др.). В. Шебеко использует личностно ориентированный и индивидуальный подходы в процессе развития и совершенствования двигательных способностей детей, имеющих признаки психомоторной одаренности. В. С. Фарфель разработал классификацию разнообразных упражнений в процессе физического воспитания учащихся.
Однако проблема тьюторского сопровождения одарённых детей в сфере хореографического искусства изучена недостаточно.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между содержанием нормативных документов, социальными потребностями в необходимости наращивания творческого потенциала общества и недостаточным вниманием к вопросам внедрения технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в образовании;
- между высоким потенциалом технологии тьюторского сопровождения и недостаточно эффективным ее использованием в практике работы хореографических коллективов;
- между теоретической разработанностью технологии тьюторского сопровождения в общей педагогике и отсутствием ее методического обеспечения применительно к одаренным детям в хореографических коллективах.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование технологии тьюторского сопровождения применительно к одаренным детям в хореографических коллективах, которая определила тему исследования: «Технология тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путём проверить алгоритм технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе.
Объект исследования: процесс развития одаренных детей в хореографическом коллективе.
Предметом исследования являются этапы и алгоритм реализации технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования: развитие одаренных детей будет более эффективным при условии:
- использования личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся;
- реализации технологии тьюторского сопровождения по этапам: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический;
- разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создания плана-карты познавательных интересов и портфолио достижений тьюторанта в сфере хореографической деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить литературу по исследуемой проблеме, дать определение понятиям «технология», «технология тьюторского сопровождения»;
2) охарактеризовать принципы, этапы, алгоритм технологии тьюторского сопровождения;
3) разработать алгоритм индивидуального образовательного маршрута, плана-карту познавательных интересов и портфолио тьюторанта в хореографической деятельности;
4) провести опытную работу, обобщить полученные результаты, сделать выводы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ передового педагогического опыта; обобщение;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытная работа, обобщение.
Методологическая основа исследования:
- основные положения отечественной и зарубежной психологии об одаренности и развитии одаренных детей (В. Н. Дружинин, А. М. Матушкин,
A. И. Савенков, Дж. Рензулли, П. Торренс, А. Таннебаум и др.);
- основные теоретические положения педагогики о педагогических технологиях (В. П. Беспалько, Д. Б. Богоявленская, Г. К. Селевко, Г. Б. Корнетов и др.);
- основные теоретические положения теории и практики внедрения технологии тьюторского сопровождения (Т М. Ковалева, Е. Б. Колосова, Е. С. Комраков, А. И. Косолапова, Д. А. Логинов и др.);
- основные положения теории и методики хореографического образования о развитии двигательно-моторной сферы ребенка (В. Шебеко,
B. С. Фарфель, В. А. Петьков и др.);
- основные положения методологии о проведении научно - педагогического исследования (А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось в 2017-2019 г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по изучаемой проблеме;
определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи
исследования.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание опытной работы, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, их интерпретация и оформление, формулировались выводы диссертационного исследования.
Базой исследования явились: Ансамбль песни и танца «Родничок» (2017 г.) и Танцевальная компания «Majestic» г. Екатеринбурга (2018-2019 г.г.).
Научная новизна исследования заключается в применении технологии тьюторского сопровождения к одаренным учащимся в хореографическом коллективе.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «Технология тьюторского сопровождения» одарённых детей в хореографическом коллективе, под которой понимается совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности;
- в выявлении принципов, этапов, алгоритмов технологии тьюторского сопровождения для одаренных детей в хореографическом коллективе.
Практическая значимость заключается:
- в разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создании плана-карты познавательных интересов для одаренных детей;
- в создании портфолио тьюторанта в сфере хореографической деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «Технология тьюторского сопровождения» применительно к деятельности участников хореографического коллектива понимается как
совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности;
- принципы, этапы, алгоритмы использования технологии тьюторского сопровождения одаренных детей в хореографическом коллективе.
Апробация результатов проходила в публикации статьи:
1. Орлова А. А. Границы танца в современной культуре: думаем, пишем, обсуждаем // Материалы VIII Межвузовской студенческой научно-практической конференции (с международным участием) факультета современного танца Гуманитарного университета. Екатеринбург, [б.и.], 2018. 54 - 59 с.
В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены.
Дано определение понятиям «технология», «педагогическая технология» и «технология тьюторского сопровождения». Под технологией понимается искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. Педагогическая технология рассматривается как модель совместной деятельности педагога и учащегося по проектированию, организации и проведению учебного процесса; как индивидуальная авторская методика работы учителя. Под «технологией тьюторского сопровождения» понимается педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося, работу с образовательным заказом семьи. Технология тьюторского сопровождения направлена на создание и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей потенциал ученика, особенности социально-образовательной среды и задачи конкретного вида деятельности.
Применительно к участникам хореографического коллектива технология тьюторского сопровождения рассматривается как совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности.
Охарактеризованы принципы технологии тьюторского сопровождения: принцип научности; принцип системного и деятельностного методологических подходов; принцип учёта перспектив профессионального роста и карьеры тьютора; принцип надежности, предполагающий описание профессии «тьютор» в разнообразных, в том числе нестандартных условиях; принцип учёта гуманистической сущности тьюторской деятельности.
Описаны четыре этапа технологии тьюторского сопровождения: диагностический этап, проектировочный этап, реализационный этап, аналитический этап.
Охарактеризованы особенности познавательного, психосоциального, двигательно-моторного развития одаренных детей. Познавательная сфера отличается любознательностью, активностью и самостоятельностью, оригинальностью, гибкостью и продуктивностью мышления, лёгкостью ассоциирования, способностью к прогнозированию, высокой концентрацией внимания, отличной памятью, способностью к оценке. В психосоциальном развитии одарённых детей выделяется перфекционизм, стремление к самоактуализации, самостоятельность и социальная автономность, эгоцентризм, стремление к лидерству и творческое восприятие случайностей. Двигательная одаренность, проявляющаяся в высоком уровне развития двигательной моторики и психомоторики , включает хорошую координацию в пространстве, свободную двигательную ориентацию под музыку, способность к танцевальной импровизации.
Описаны этапы проектирования тьюторского сопровождения одарённых детей: диагностический, проектировочный, реализационный и аналитический. На диагностическом этапе происходит определение интересов, пожеланий, познавательных, психосоциальных особенностей развития, двигательно-моторных способностей. На проектировочном этапе проектируется индивидуальный образовательный маршрут, создается план-карта познавательного интереса, включающая учебную, концертную, фестивальную, исследовательскую деятельность тьюторанта.
На реализационном этапе создается портфолио тьюторанта как результат выполнения индивидуального образовательного маршрута: информационно-тематическое портфолио, презентационное портфолио, портфолио достижений.
На аналитическом этапе происходит корректировка образовательной цели, подведение итогов, обсуждение дальнейшей перспективы развития тьюторанта.
Описано тьюторское сопровождение Олеси Ш. - участницы старшей группы ансамбля песни и танца «Родничок» (2017-2019 учебный год).
В ходе лиагностического этапа дана характристика личностных достижений, познавательных, психосоциальных и двигательно-моторных способностей тьюторанта. На проетировочном этапе по представленному алгоритму разработан индивидуальный образовательнвый маршрут (ИОМ). Указана цель: личностно-профессиональное развитие тьюторанта средствами хореографического искусства в соответствии с интересами, склонностями, способностями через познание, труд, игру, исследовательскую активность.
Сформулированы задачи ИОМ:
- получение теоретических знаний в области современного танца;
- практическое освоение различных техник современного танца: техник Марты Грэм, Хосе Лимона, Матс Эка, Охада Нахарина;
- сочинение хореографических композиций и миниатюр в стилистике современного танца;
- участие в фестивалях, конкурсах, танцевальных проектах и т.д.;
- получение высшего образования в сфере педагогики и хореографии.
Для выполнения индивидуального образовательного маршрута составлена план-карта познавательного интереса, включающая четыре вида деятельности: учебную, концертную, фестивальную и исследовательскую.
На реализационном этапе составлено порфтолио достижений тьюторанта, демонстрирующее ее успешность в сфере хореографического образования, перечислены ее достижения в учебной, концертной, фестивальной, исследовательской деятельности. Аналитический этап показал, что поставленные задачи выполнены.
Таким образом, проведенная работа подтвердила гипотезу: развитие одаренных детей будет более эффективным при условии:
- использования личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся;
- реализации технологии тьюторского сопровождения по этапам: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический;
- разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создании плана-карты познавательных интересов и портфолио достижений тьюторанта в сфере хореографической деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «технология тьюторского сопровождения» одарённых детей в хореографическом коллективе, под которой понимается совместная деятельность педагога (тьютора) и обучающегося (тьюторанта) по созданию и реализации индивидуального образовательного маршрута с целью достижения обучающимся высоких академических результатов в хореографической деятельности;
- в выявлении принципов, этапов, алгоритмов технологии тьюторского сопровождения для одаренных детей в хореографическом коллективе.
Практическая значимость заключается:
- в разработке алгоритма индивидуального образовательного маршрута, создании плана-карты познавательных интересов для одаренных детей;
- в создании портфолио тьюторанта в сфере хореографической деятельности.
1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, 2011. 224 с.
2. Альманах тьюторских практик и технологий. М.: Тверь: СФК-Офис, 2016. 200 с.
2. Александрова Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. М.: СФК-Офис, 2013. 156 с.
3. Александрова Н. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. СПб: Лань; Планета музыки, 2011. 624 с.
4. Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://thetutor.ru. (дата обращения 03.05.2019).
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMIA, 2002. 320 с.
7. Васютина И.В. Выявление и развитие одарённых детей. Инновационные педагогические технологии / матер. V международной научной конференции. Казань: Бук, 2016. 132 с.
8. Волошина Е.А. Школа на пути к открытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции. М.: СФК-Офис, 2013. 274 с.
9. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности. М.:
Академический Проект, 2006. 223 с.
10. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского
сопровождения. Челябинск: Южный Урал, 2017. 93 с.
11. Гордон Р. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся. Ижевск: ERGO, 2010. 332 с.
12. Гордон Э., Гордон Э. Столетия тьюторства. Ижевск: 2008.49 с.
13. Гордон Э., Морган Ч. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся. Ижевск: ERGO, 2010. 332 с.
14. Громова Е., Громов Ю.И., Гавликовский Н., Запесоцкий А., Звездочкин В., Ивановский Н., Муськина Е., Неугасова Т., Сапогов А., Тарасова Н., Фадеева С. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. СПб.: СПбГУ, 2006. 632 с.
15. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. Основы подготовки специалистов хореографов. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. 156 с.
...