Глава 1. Теоретические аспекты PR-продвижения образовательных услуг вуза 6
1.1. Высшие учебные заведения: виды, специфика 6
1.2. Особенности PR-продвижения образовательных услуг вуза 15
1.3. Оценка эффективности PR-продвижения образовательных услуг вуза 22
Глава 2. PR-продвижение образовательных услуг ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" 32
2.1. Характеристика ФГБОУ ВО "Уральский государственный
педагогический университет" 32
2.2. Анализ PR-продвижения образовательных услуг ФГБОУ ВО "Уральский
государственный педагогический университет" 39
2.3. Предложения по PR-кампании ФГБОУ ВО "Уральский государственный
педагогический университет" 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Актуальность исследования не только PR-продвижения, но в целом продвижения образовательных услуг вузов обусловлена всё время меняющимися течениями, как во внешней, так и во внутренней среде, окружающей вузы. Менталитет людей, которые получают образовательные услуги меняется, так же, как и сам процесс работы вузов - жёсткий контроль со стороны государства и изменения в законодательной базе не последний фактор, влияющий на это. Сумма всех таких факторов обуславливает жёсткую конкуренцию на постоянно изменяющемся и насыщенном рынке получения образовательных услуг из чего можно сделать вывод о высокой актуальности работы по данной теме.
История высшего образования в России имеет многовековую историю. Первые ВУЗы были открыты ещё при царской России и образование в них было доступно не только высшим слоям общества, но и простым крестьянам.
В СССР уровень грамотности населения был на критически низком уровне, грамотность населения была на уровне стран феодального периода, население не умело ни писать, ни читать. Но благодаря всеобщей пропаганде и обязательности образования и грамотности, по рейтингу ЮНЕСКО - СССР стоял на 3 месте по образованности населения в 1990 году. Сейчас мы находимся на 32 месте в этом же рейтинге, что же произошло? С одной стороны, если оценивать ситуацию объективно, то всё не так страшно - хоть и занимая 32 место, мы всё же имеем индекс образованности населения 0.83, что на уровне с такими странами как Япония 0.86 или Франция 0.84, это обусловлено тем, что после окончания мировых войн, странам потребовались специалисты мирных профессий, да и в целом спрос на военных упал и общество занялось изучением и освоением более мирных профессий [Большая советская энциклопедия. — М., 1969—1978].
Тем не менее наблюдается спад на услуги высших учебных заведений, особенно среди представителей последних поколений - они просто не видят нужды в получении высшего образования, отдавая предпочтения средне- специальному или получая нужные навыки на не официальных курсах и путём самообучения.
Разработка проблемы в науке. Проблему PR-продвижения образовательных услуг ВУЗов в России затрагивают многие научные статьи и труды выпускников и преподавателей самих вузов, начиная примерно с 2005 года и даже на данный момент выходят новые статьи и работы по данной теме. Можно сказать, что проблема общеизвестна и хорошо разработана в научной среде, но решения по ней мало применяются на практике ввиду нехватки ресурсов у ВУЗов, как у некоммерческих организаций и специфики их продвижения обусловленной использованием социальной рекламы и малобюджетных способов продвижения по типу партизанского маркетинга, а также нехватке людских ресурсов, для осуществления любых методов продвижения всё-таки нужны исполнители, которых иногда не так просто найти.
Объект исследования: Способы PR-продвижения образовательных услуг вузов.
Предмет исследования: ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" PR-продвижение образовательных услуг в нём.
Цель исследования: На основе изученных теоретических аспектов PR- продвижения образовательных услуг вузов, дать рекомендации по PR- продвижению образовательных услуг ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет".
Задачи:
1. Изучить понятие высшего учебного заведения, основные
характеристики, классификация, формы.
2. Раскрыть понятие и сущность PR-продвижения ВУЗов.
3. Получить представление о методиках оценки эффективности применяющихся на практике методов по продвижению ВУЗов.
4. Получить представление о деятельности ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет".
5. Проанализировать применяющиеся на данный момент методы PR- продвижения ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет".
6. На основе анализа дать рекомендации по улучшению PR- продвижения ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет".
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение изученной нами литературы. Эмпирические: ситуационный анализ (PEST, SWOT, конкурентный анализ).
База исследования: ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет".
Структура выпускной квалификационной работы - состоит из введения и двух глав, содержащих теоретическую и практическую часть, шесть параграфов, заключения, списка литературы.
Ввиду постоянной конкуренции на рынке образовательных услуг, проблема их продвижения остро стоит перед различными вузами, что хорошо отражено в разработанности данной проблемы в науке.
Различные научные статьи и труды, курсовые и выпускные квалификационные работы, направленные на различные аспекты продвижения как самих вузов, так и услуг, предлагаемых ими, показывают острую значимость вопроса.
Проблемой в данном случае является скорее не нехватка знаний и информации в данной области, её как раз наоборот более чем достаточно, опубликованные работы по теме датируемые 2018 и даже 2019 годом можно найти в свободном доступе. Проблема стоит в применении такого продвижения на практике, просто использовать готовые и широко известные методы продвижения для конкуренции с другими поставщиками образовательных услуг на рынке мало, тут требуется ресурсное обеспечение для подготовки правильных кадров и проведения массированной и постоянной кампании по продвижению своих образовательных услуг.
Так же стоит проблема неправильного применения данных методик, продвигается только образовательная услуга как коммерческое предложение, а о продвижении имиджа и узнаваемости вуза как бренда, зачастую забывают. Хотя комплексный подход к продвижению и услуги и имиджа одновременно в данном случае наиболее эффективен.
При всём не стоит забывать и о двойной направленности продвижения вуза как на внешнюю среду, так и на внутреннюю, они оказывают обоюдное влияние друг на друга, вуз со сплочённым коллективом и счастливыми, патриотически настроенными по отношению к нему студентами, не просто звучит привлекательно, но и действует в таком же ключе. Абитуриенты и их окружение задавая вопросы о вузе своим знакомым обучающимся и работающим в нём, будет слышать только положительные отзывы и рекомендации.
Для того чтобы выделится из общей массы требуется ещё и креативный подход, используя методы партизанского маркетинга можно добиться больших успехов в области продвижения, но хорошо будет если продвижение будет не только креативным, но и иметь под собой фундамент из ресурсного, информационного и кадрового обеспечения.
То есть на выполнение такой важной обязанности как продвижение услуг вузов нужно выделять как минимум специально подготовленные для этого кадры. Вузу не обязательно вкладывать огромные финансовые средства в продвижение, достаточно правильно оценивать и использовать имеющиеся у него ресурсы и силы.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" - соответствующий современным стандартам образования, государственно аккредитованный вуз с богатой историей, богатым выбором специальностей и направлений обучения, а также отличным преподавательским и кадровым составом.
Наш вуз занимается следующими видами деятельности, которые в то же время являются инструментами как по продвижению, так и по повышению его эффективности:
• Образовательные услуги высшего образования
• Курсы повышения квалификации
• Курсы профессиональной переподготовки
• Издательская и редакционная деятельность
• Научная деятельность
• Хостинг мероприятий
Существующий сайт и группы в социальных сетях открывают возможности использования не только традиционных, но и различных современных SMM и интернет способов продвижения.
Огромным достоинством нашего вуза является также возможность проведения различного рода мероприятий - нужно только правильно и креативно использовать данную возможность, вариантов для этого достаточно, помимо традиционных и общепринятых дней открытых дверей, стоит озаботится разработкой и проведением различных PR-мероприятий по типу:
• Развлекательных: различные выступления творческих коллективов, действующих в вузе или связанных с ним.
• Соревновательных: викторины, квизы, спортивные и игровые соревнования.
• Учебные: приглашение абитуриентов и учеников выпускных классов как вольных слушателей на лекции и семинары.
Как мы видим возможностей действительно много, при этом в организации и проведении данных мероприятий учитывается двойная направленность PR-продвижения и малобюджетность в финансовом плане, для эффективного продвижения по сути требуется только выделение кадровых и информационных ресурсов, на что УрГПУ точно способен.
Из этого можно сделать вывод, что основным инструментом продвижения образовательных услуг вуза, являются сами же образовательные услуги вуза. Возможность подготовки кадров для продвижения собственных услуг, что как не это является показателем его эффективной работы.
1. Авсянников Н.М. Маркетинг в образовании. Учебное пособие. - М.: Омега М, 2007. - 402с.
2. Аксенова К.А., Реклама и рекламная деятельность. / Конспект
3. Астахова Т. В. Связи с общественностью для третьего сектора: Знак, 2006. - 156с.
4. Байбардина Т.Н., Кузьменко В.Л., Бурцева О.А. Психология, 2013 С103
5. Бекетов Н.В., Настольная энциклопедия PublicRelations. / 2012
6. Беклешов Д.В., Самусев В.П. Реклама. Ее функции и методы создания. - Киев, 2012.
7. Бердышев С.Н., Секреты эффективной интернет-рекламы. М.:
8. Бокарев Т.А., Энциклопедия интернет-рекламы. - М.: ПРОМО- 2016
9. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. - 2017
10. Бондаренко С.В., Виртуальные сетевые сообщества / 2011 - 101с
11. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный 2008
12. Вердиян В., Секреты успешного интернет-маркетинга. 2012.
13. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология М.: Гардарики, 2009, 148с.
14. Вся правда о контекстной рекламе, серия книг «Спроси Intage», 2015.
15. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: РусПартнер Лтд., 2012.
...