ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ 7
1.1. Предметная фотография как жанр искусства 7
1.2. Виды предметной фотографии 20
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ
НА ЗАНЯТИЯХ В ФОТОСТУДИИ 26
2.1. Специфика съемочного процесса предметной фотографии 26
2.2. Основные этапы создания предметной фотографии на занятиях в
фотостудии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Образование служит как социальной, так и духовной направляющей в жизни человека, является опорой для формирования внутренних ценностей и толчком для саморазвития. Каждый человек имеет свои потребности, не только социальные, но духовные и культурные.
Невозможно переоценить роль искусства в развитии творческих способностей и эстетического вкуса личности обучающегося, выбора им морально-нравственных ценностей. К числу относительно новых в сравнении с живописью, литературой, театром видов искусства относится художественная фотография. Обучение художественной фотографии содействует развитию творческих задатков и способностей ребенка, является одним из средств его общекультурного развития.
По причине интенсивного развития инновационных технологий, на сегодняшний день, фотоискусство становится неотъемлемой частью жизни людей. Занятие таким видом искусства как фотография технически становится вполне доступным каждому, что дает человеку возможность самовыражаться в различных видах фотоискусства, развиваться в сфере рекламы и торговли.
Образование в сфере аудиовизуальных искусств в учреждениях дополнительного образования, школах и высших учебных заведениях подготавливает специалистов в области киноиндустрии и фото-производства.
У обучающегося возникает интерес к различным произведениям, формируются понимание, восприятие и открытость к прекрасному, развиваются фантазия и воображение. Кроме того, обучаясь художественной фотографии, дети знакомятся с новыми для них явлениями, с развитием технического прогресса и его современными достижениями. Средний подростковый возраст является наиболее эффективным для обучения художественной фотографии. Теоретическими и методическими аспектами обучения художественной фотографии занимались в своих исследованиях многие авторы: А.П. Обищенко, Л.П. Сопроненко, Д.А.Жукова и др. Однако, вопросы применения современных методик, технологий создания и обучения художественной фотографии на занятиях в любительских фотостудиях, детских школах искусств (ДШИ), детских художественных школах (ДХШ), разработаны недостаточно. По существу, не сформулированы Федеральные государственные требования к рабочим программам обучения художественной фотографии.
Такой жанр как предметная фотография представляет собой жанр фотографии, который отражает и демонстрирует внешние характеристики различных предметов и вещей. В настоящее время имеются научные и учебно-методические издания рассматривающие вопросы технологии создания фото-продукта, однако, технология создания предметной фотографии в данных работах фактически не раскрыта, что свидетельствует о том, что тема "Технология создания предметной фотографии на занятиях в фотостудии" является актуальной.
В данной работе предпринята попытка раскрыть особенности создания художественной предметной фотографии в условиях фотостудии, выявить её специфические особенности и передать опыт создания аналогичной серии снимков.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике технологию съемки предметной фотографии на занятии в фотостудии.
Объект исследования: процесс фотосъемки на занятиях в фотостудии.
Предмет исследования: технология съемки предметной фотографии на занятиях в фотостудии.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить технологию создания предметной фотосъемки на занятиях в фотостудии и познакомить с ней обучающихся.
3. Создать серию художественных предметных снимков.
4. Провести печать снимков, обучающихся и педагога, представить их в виде серии.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались методы:
- теоретические: Изучение программ обучения художественной фотографии и научно-методической литературы в области фотографического искусства, анализ и систематизация базовых теоретических знаний о создании фотоснимков, моделирование этапов создания серии фотографий;
- эмпирические: наблюдение, изучение опыта известных российских и зарубежных фотографов, проведение фотосъемки.
Для осуществления процесса создания предметной фотографии использовалось следующее оборудование:
Фотоаппарат
Объектив
Штатив
Постоянные источники света
Фотофоны
Реквизит для съемки
Апробация материалов выпускной квалификационной работы осуществлялась на базе МАОУ ДО «ДДТ»(г. Верхняя Пышма).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка приложения.
Ключевые слова: ПРЕДМЕТНАЯ ФОТОСЪЕМКА, НАТЮРМОРТ, ФОТОСТУДИЯ, НАТЮРМОРТ, КОМПОЗИЦИЯ, РАКУРС, ФОН, ФОТОГРАФИЯ, ВЫДЕРЖКА, ДИАФРАГМА.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: основные положения данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы на занятиях в любительских детских фотостудиях, фотокружках и на курсах обучения искусству фотографии как учебно- дидактический материал.
На сегодняшний день фотография набрала большую популярность являясь доступной практически для любого человека. Фотосьемка применяется в различных областях жизни человека. Профессиональные фотографы имеют большой выбор технического оборудования: профессиональные камеры, цифровые фотоаппараты, различная оптика, объективы с разным фокусным расстоянием, искусственные источников освещения, что позволяет создавать новые приемы и техники сьемки и дает огромный простор для выражения своего собственного авторского представления о мире в искусстве фотографии.
Таким образом, можно сказать, что предметная фотография представляет собой неотъемлемую часть повседневной жизни. Данное направление с каждым днем все больше развивается и дает возможным выделить новые стили и виды в фотографической области. Активное развитие рекламной фотографии позволяет эффективно выстраивать бизнес компании и привлечение новых клиентов, создавая искусственные потребности у потребителей. Художественная фотография, в свою очередь, позволяет наслаждаться естественными человеческими эстетическими потребностями посредством визуального восприятия снимков. Предметная фотография сейчас достаточно широко распространена и актуальна, именно поэтому было проведено данное исследование.
Изучение научной учебно-методической литературы вызвало трудности, так как анализ показал, что как таковых целостных источников о технологии создания предметной фотографии не существует.
Анализ специальной литературы во время исследования показывает, что технология съемки предметной фотографии в фотостудии основана на достижениях изобразительного искусства в жанре натюрморт. Анализируя серии фотографий российских и зарубежных фотохудожников в области предметной фотосъемки, был выявлен авторский стиль каждого фотографа.
Проведенная опытная работа на базе учреждения, МАОУ ДО «ДДТ» (г. Верхняя Пышма), показала, что обучение технологии предметной сьемки в фотостудии вызывает большой интерес у детей и подростков, креативность и знания педагога в сфере художественной фотографии побуждают обучающихся к самостоятельной творческой работе.
Теоретическим и эмпирическим путем, в ходе исследования, было изучено влияние естественного освещения на передачу художественного образа в фотографии.
Нами была разработана технология создания предметного фотоснимка в условиях естественного освещения, которая включает в себя последовательность трех этапов:
1. Подготовительный этап (обоснование идеи, подготовка)
2. Этап съемки (процесс фотографирования)
3. Завершающий этап (просмотр и обсуждение работ, печать снимков)
Подводя итоги можно сделать вывод, что поставленные задачи исследования были выполнены, цель достигнута, работы были апробированы на практике.
Разработанная технология может быть использована в качестве руководства по созданию аналогичных снимков, а также в качестве учебно-методического материала в учреждениях дополнительного и профессионального образования.
1. Alexander Slyusarev. Selected Color, 2010. 80 pages.
2. ChemaMadoz. Poesia visual. La Fabrica, 2010. 96 pages
3. Josef Sudek: Saint Vitus's Cathedral, 2011. 104 pages
4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: [пер. с англ. А. Д. Логвиненко] - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.
5. Дьюбел.Х. Глаз, мозг, зрение: [пер. с англ. Левашова О. В., Шараева Г. А., Бызова А. Л.] - М.: Мир, 1990. - 240 с.
6. Килпатрик Д. Свет и освещение: Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 223 с.: ил.
7. Китаев А.А. Субъектив. Фотограф о фотографии. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2006. - 380 с.
8. Кэролл Г. Сними свой шедевр!/Генри Кэролл: [пер. с англ. Н.А. Ершова]. - М.: Эксмо, 2017. - 128с.: ил.
9. Лопатин В.В. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - 8-е изд. - М.: Русский язык, 2002. - 876 с.
10. Мочалов, Л. В.Три века русского натюрморта. М.: Белый город, 2012. - 145 с.
11.Обищенко А.П. Рабочая программа учебного предмета «Художественная фотография». - Пушкин: «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой», 2014. - 57 с.
12.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Учебник. - М:. Российское педагогическое агентство. 1996. - 334 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
14. Плотников И. Предметная фотография в рекламе. Схемы цвета и спецэффекты- М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2017. - 288 с.
15. Пучков, А.С., Триселев, А.В. Методика работы над натюрмортом. - М. Просвещение 1982 - 160 с.
...