ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
КОМПОЗИЦИЙ В ЖАНРЕ ДЖАЗ - МОДЕРН 6
1.1. Джаз-модерн танец как жанр хореографического искусства 6
1.2. Структура современной хореографической постановки 12
1.3. Особенности создания сценического образа в хореографии 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯСОВРЕМЕННЫХ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙВ ЖАНРЕ ДЖАЗ-МОДЕРН 37
2.1. Хореографическая композиция «Разум» 37
2.2. Хореографическая композиция «Зависимы» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
Современный мир постоянно находится в движении, в поиске чего-то нового и разнообразного, то есть всего, что создавало бы новые аспекты жизнедеятельности общества. «Порой, для того, чтобы посмотреть на примитивные вещи с другой стороны, не хватает идейного образа, который бы привел регрессирующее состояние человека в нужное русло», - отмечает Э. Фромм [17, 152с.]. Это в равной степени относится и к занятиям
хореографическим искусством. Танец джаз - модерн имеет свой «голос», который «полон передовых мыслей», зачастую несущих в себе различные тенденции развития общества и искусства. Он вносит новые краски в серый мир, создает образы практически во всех гранях человеческой деятельности, относящихся к творчеству.
Танец - выразительное, ритмичное движение телом, которые выстраиваются в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - древний вид искусств, которое отражает потребность человека передавать другим людям свои чувства - радость или скорбь, восторг или грусть - посредствам своего тела. Все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцами выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танец «рассказывает» человеку об особенностях жизни людей в разных культурах, о самих культурах, их истории и своеобразии.
Язык танца универсален, он представляет собой надежный и проверенный веками инструмент налаживания конструктивного диалога между понимающими друг друга людьми [1, 5с.].
Для каждого времени характерно свое танцевальное направление, в котором виды хореографического искусства, приобретают новые черты и особенности, присущие этому новому времени.
Современный танец многообразен по видам: джаз-модерн, контемпорари, хип-хоп, евродэнс и другие, что требует от педагога и обучающихся знаний истории возникновения и развития современных танцевальных направлений.
Танцевальное направление джаз - модерн является ярким примером того, как танец может меняться и совершенствоваться, подстраиваясь под особенности того времени, в котором его исполняют. История появления этого танцевального жанра показывает, как новое течение зарождается из античных мифов и библейских писаний, развивается по своему собственному направлению, оттесняет заинтересованность людей классической школой танца, но, всё же, находит компромисс с ней, заимствуя элементы и принципы работы, но делясь при этом своими идеями. Даже Вторая мировая война не смогла «затушить» заинтересованность танцовщиков джаз - модерном, а лишь вынудила сменить место жительства. Тем не менее, послевоенные годы подарили нам много новых профессиональных исполнителей и преподавателей танцевального направления джаз-модерн.
Это подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы «Технология создания хореографических композиций в жанре джаз- модерн».
Цель данной работы - выявить и теоретически обосновать специфику создания хореографических композиций в жанре джаз-модерн.
Объект исследования - процесс создания жанра джаз - модерн.
Предмет исследования - технология создания хореографических композиций в жанре джаз-модерн.
В соответствие с указанной целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Изучение научной и учебно - методической литературы по теме исследования;
2. Уточнение содержания понятия «джаз - модерн», применяемое к современному хореографическому искусству;
3. Выявление элементов актерского мастерства, которые могут быть использованы в постановке современных хореографических композиций в жанре джаз - модерн;
4. Создание современных хореографических композиций в жанре джаз-модерн;
5. Описание технологии создания современных хореографических композиций в жанре джаз - модерн.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования, моделирование этапов постановочной работы, проектирование хореографических композиций;
- эмпирические: постановка хореографических композиций в жанре джаз - модерн, разработка костюмов.
Ключевые слова: ДЖАЗ-МОДЕРН, КОМПОЗИЦИЯ,
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ, ИСТОРИЯДЖАЗ-МОДЕРНА, ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ, СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
ПОСТАНОВКА ТАНЦА.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: данные хореографические композиции в жанре джаз-модерн можно использовать в учреждениях дополнительного образования и в досуговых учреждениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Мы живём в динамичном и развивающемся мире, где новые тенденции возникают, буквально, каждый день. Современный мир постоянно находится в движении, в поиске чего-то нового и разнообразного, то есть всего того, что создавало бы новые аспекты жизнедеятельности общества. Своё применение этот факт находит и в развитии искусства, в том числе и хореографии. Современный танец имеет свою уникальную хореографическую речь, которая, подобно языку жестов доносит до зрителя весь смысл при помощи жестов и пластики. За счёт этого языка наш серый и угрюмый мир насыщается красками жизни. Язык танца универсален, он представляет собой надежный и проверенный веками инструмент налаживания конструктивного диалога между понимающими друг друга людьми.
Для каждого времени характерно свое танцевальное направление, в котором виды хореографического искусства, приобретают новые черты и особенности, присущие этому новому времени.
Современный танец многообразен по видам джаз-модерн, контемпорари, хип - хоп, евродэнс и другие, что требует от педагога и обучающихся знаний истории возникновения и развития современных танцевальных направлений.
Танцевальное направление джаз-модерн хоть и берёт своё начало из времён, когда немецко - фашистские захватчики ещё не господствовали на территории Европы, всё же находит своего зрителя в наше время. Ведь основой для этого направления служит абсолютная естественность человека: его повседневные движения, чувства и переживания. Каждый исполнитель и преподаватель этого вида танца в своих выступлениях хотят не просто показать грациозность движений танцовщиков, их технику и умелое владение своим телом, но и затронуть какую-либо насущную проблему, на которую по собственному желанию хотел бы пролить свет.
Рассмотрев тот факт, что прототипы многих движений были взяты из античных изображений и описаний библейских сюжетов, можно сделать вывод, что аналогичное танцевальное направление приходилось по вкусу и нашим предкам. А если учитывать и тот факт, что джаз - модерн смог активно взаимодействовать с классической школой танца, можно считать, что это то направление, которое сможет найти своих приверженцев в любую эпоху. Это подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы «Технология создания хореографических композиций в жанре джаз - модерн».
1. Александрова Н.А. Голубева В.А. Танец модерн. Пособие для начинающих — М: Издательство Лань, Планета музыки, 2007. — 128с.
2. Васенина Е. В. Российский современный танец. Диалоги. - М., 2005. - 268 с.
3. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера — М., Издательство Лань, Планета музыки, 2011. — 264с.
4. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра — М., 1969.
5. Захаров Р.В. Сочинение танца — М., Издательство Искусство, 1983. — 244с.
6. Зыков А.И. Современный танец. Учебное пособие — М., 2018 — 344с.
7. Кайдалова О.Н. Советское актерское искусство: 50 - 70 годы / Отв. ред. М., Искусство, 1982. 302 с.
8. Лосев С.М. Георгий Товстоногов репетирует и учит- Литературная запись С. М. Лосева. Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2007.
9. Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016 - 145с.
10. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учеб.пособие. - М., : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2011.
11. Никитин В.Ю. Композиция и методика преподавания модерн - джаз танца — М., Издательство Один из лучших, 2006. — 252с.
12. Никитин В.Ю. Модерн - джаз танец: История. Методика. Практика. - М.: Изд-во "ГИТИС", 2000- 440с.
13. Станиславский К.С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения — М., 2009 — 448с.
14. Станиславский К.С. Искусство представления — М., 2016. — 192с.
15. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов. - М., Артист. Режиссер. Театр, 2008. - 496 с.
16. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания — М., 2015 — 512с.
...