Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Работа №95755

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 14
1.1 Дополнительное образование в контексте парадигмы непрерывного
образования: отечественная и зарубежная практика 14
1.2. Образовательное пространство детской школы искусств: структурно-функциональный анализ 22
1.3. Возможности использования проектной деятельности в
образовательном пространстве детской школы искусств 32
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ 40
2.1 Анализ образовательного пространства детской школы искусств
Новоуральска 40
2.2 Модель образовательного пространства детской школы города
Новоуральска на основе проектной деятельности 50
2.3 Ход и результаты опытной работы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Современный этап российского общества характеризуется переходом к инновационному социально ориентированному типу развития. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. именно формирование инновационной инфраструктуры образования, повышение его качества и конкурентоспособности через создание инновационных кластеров и сетевых образовательных проектов является основой динамичного социального роста страны. При этом в приоритетном национальном проекте «Образование» отмечается, что в основу модернизации системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности, прежде всего это открытость к внешним запросам, широкое применение проектных методов обучения, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные практики, а также адресность инструментов ресурсной поддержки инновационных проектов. Это в равной степени относится и к дополнительному образованию.
Как изложено в Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, именно национальная система дополнительного образования, не имеющая аналогов в мире, должна стать платформой внедрения инновационных образовательных моделей и технологий проектной деятельности, обеспечивающих создание мотивирующего пространства личностного самоопределения и самореализации через расширение вариативности программ, проектов и творческих инициатив.
Благоприятные условия для генерирования и реализации общественных, как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развитие волонтерства и социального предпринимательства, способствуют приданию системе дополнительного
образования статуса уникальной социальной практики проектной деятельности.
Особое место в системе дополнительного образования занимают детские школы искусств, которые являются не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и способствуют распространению культурной толерантности, формируют мультикультурное и полихудожественное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Главная задача детских школ искусств определяется как подготовка граждан с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды и способных изменить лицо страны, обеспечить ее высокую конкурентоспособность. Таким образом, внедрение механизмов проектной деятельности прямым образом способствует успешному решению вышеперечисленных задач.
Изучение особенностей использования проектной деятельности в организации образовательного пространства детской школы искусств в условиях социально-экономических трансформаций потребовало обращения к научным трудам, посвященным исследованию данной проблемы.
Анализ литературы показывает, что большой вклад в разработку данной проблемы внесли основоположники теории деятельности и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Вопросы организации проектной деятельности и управления проектами рассматриваются в исследованиях А.В. Бельца, К. Биркера, В.М. Воропаева, Г. Дитхелма, В.В. Иванова, И.И. Мазура и др. Проблемы социально¬культурного проектирования исследуются в трудах О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, Т.М. Дридзе, В. А. Лукова, Э.А. Орловой, Б. Стойковича, П.Г. Щедровицкого и др.
Значительный интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные изучению различных аспектов проектирования образовательного пространства (А.А. Криулина, Р.Е. Пономарев, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, И.Г. Шендрик и др.), а также типологии проектной деятельности во взаимосвязи со спецификой ее внедрения в образовательное пространство (В.В. Гузеев, Д. Дьюи, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат и др.).
Отдельные аспекты проектной деятельности в сфере дополнительного образования затрагиваются в научных статьях Т.А. Кондрашовой, А.В. Лебедева, С.В. Мальцевой, А.В. Шматова и др. Вместе с тем, анализ литературы показывает, что вопросы проектирования образовательного пространства детской школы искусств остаются практически не исследованными.
Практика также свидетельствует о том, что, несмотря на широкие возможности проектной деятельности в организации инновационного образовательного пространства, ее использование в детских школах искусств ограничено ввиду недостаточного внешнего финансирования, несформированности сетевого взаимодействия, отсутствия у руководителей и преподавателей компетенций и мотивации к проектной деятельности, а также внутренних ресурсов для ее реализации. Проблемной зоной остается оценка эффективности реализуемых проектов в повышении качества дополнительного предпрофессионального образования и продвижении имиджа детской школы искусств в социокультурном пространстве.
Вместе с тем, в условиях глубокого кадрового кризиса и падения интереса к обучению на дополнительных предпрофессиональных программах в области искусств, именно проектная деятельность может стать мотивирующим пространством для самореализации всех субъектов образовательного процесса, а, следовательно, и эффективным средством повышения качества образования в детской школе искусств. В силу этого становится очевидной необходимость внедрения проектной деятельности как средства организации инновационного образовательного пространства детских школ искусств в соответствии с социокультурными потребностями общества.
Таким образом, возникают противоречия:
- между требованиями нормативных документов к инновационной проектной деятельности в сфере образования и несоответствия проектной деятельности детских школ искусств этим требованиям;
- между теоретической разработанностью вопросов проектной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических оснований ее использования в образовательном пространстве современной детской школы искусств;
- между значимостью проектной деятельности в повышении качества образования и продвижения имиджа детской школы искусств в социокультурном пространстве и ограниченностью ее использования в образовательном пространстве детской школы искусств ввиду отсутствия у руководителей и преподавателей компетенций в области проектной деятельности.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей повышения эффективности организации образовательного пространства детской школы искусств в опоре на концепцию проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель организации образовательного пространства детской школы искусств, базирующуюся на концепции проектной деятельности.
Объект исследования: процесс организации образовательного пространства детской школы искусств.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство организации образовательного пространства детской школы искусств.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «образовательное пространство» применительно к детской школе искусств.
2. Осуществить структурно-функциональный анализ
образовательного пространства современной детской школы искусств.
3. Выявить специфику и механизмы использования проектной деятельности в организации образовательного пространства детской школы искусств.
4. Разработать модель организации образовательного пространства детской школы искусств, базирующуюся на концепции проектной деятельности.
5. Опытным путем выявить эффективность данной модели в повышении качества образования и продвижении имиджа детской школы искусств в социокультурном пространстве.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проектная деятельность будет являться эффективным способом организации образовательного пространства детской школы искусств при условии:
• внедрения проектного подхода в управление детской школой искусств, базирующегося на принципах открытости, гибкости, автономности, концентрации, оптимальности выбора проектной организационной структуры и персонифицированного закрепления ответственности;
• разработки и внедрения проектно-целевой модели организации
образовательного пространства, включающей организационно-управленческий, содержательно-технологический, деятельностно¬коммуникативный и контрольно-оценочный блоки;
• реализации комплекса вариативных образовательных модулей в формате концертно-образовательных кластеров, создающих условия для выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории и их профессиональной самореализации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория развивающего обучения и деятельностного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.);
- теория проектной деятельности и социокультурного проектирования (О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, Т. М. Дридзе и др.);
- теория управления проектами (К. Биркер, В.И. Воропаев, Г. Дитхелм и др.);
- концепция инновационной деятельности в образовании (М.М. Поташник, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.);
- теория проектирования образовательного пространства (А.А. Криулина, Р.Е. Пономарев, И.Г. Шендрик и др.);
- концепции творческой и музыкально-исполнительской деятельности (Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев, М.С. Старчеус и др.);
- теоретические положения исследований процесса обучения в детской школе искусств (И.Е. Домогацкая, Д.К. Кирнарская, А.О. Аракелова. и др.).
Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов:
- теоретических: анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность детской школы искусств, анализ маркетинговой среды и сегментации рынка образовательных услуг в сфере дополнительного образования, сравнение, сопоставление, структурирование, систематизация, типологизация, моделирование;
- эмпирических: педагогическое наблюдение, опрос, анализ школьной документации, изучение продуктов творческой и проектной деятельности обучающихся, опытная работа.
Научная новизна исследования заключается в разработке проектно-целевой модели организации образовательного пространства детской школы искусств, включающей в себя следующие блоки: организационно-управленческий, содержательно-технологический, деятельностно¬коммуникативный и контрольно-оценочный.
Организационно-управленский блок включает в себя комплекс базовых действий по инициации идеи, целеполаганию, определению актуальности, социальной востребованности, созданию рабочей группы, распределению ролей, выстраивания вертикальных и горизонтальных связей.
Содержательно-технологический блок охватывает задачи детальной разработки целей и задач проекта, определение целевых групп, участников и партнеров проекта, этапов и форм реализации, возможностей и угроз проекта.
Деятельностно-коммуникативный блок вмещает совокупность мероприятий по непосредственной реализации проекта, оперативной корректировке, осуществлению сетевого и межведомственного взаимодействия.
Контрольно-оценочный блок содержит общность мер по оценке эффективности реализации всех этапов проекта в содержательном, экономическом и социальном аспектах, определению путей оперативной корректировки управления проектом, уточнению краткосрочных и перспективных задач развития учреждения, поиску альтернативных механизмов реализации.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено содержание понятия «образовательное пространство», которое применительно к детской школе искусств рассматривается как многомерное социокультурное педагогическое явление, отражающее результат художественно-деятельностного освоения обучающимися содержания программ дополнительного образования.
2. Обоснован проектный подход к управлению детской школой искусств, предполагающий переход от процессного управления к образовательным проектам как способу решения актуальных целей и задач образовательной деятельности и базирующийся на принципах открытости, гибкости, автономности, концентрации, оптимальности выбора проектной организационной структуры и персонифицированного закрепления ответственности.
3. Определены структурно-содержательные элементы инновационного образовательного пространства детской школы искусств - вариативные концертно-образовательные кластеры, обеспечивающие возможность выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории и их профессиональную самореализацию в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.
4. Определены инновационные формы освоения обучающимися дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ: академия искусств и творческих инноваций, филармонические и хоровые общества, творческие школы, онлайн-сессии, виртуальные концертные залы, интерактивные мастер-классы, виртуальные выставки, флэшмобы, оркестровая и концертная практики.
Практическая значимость исследования:
1. Разработаны критерии и показатели эффективности организации образовательного пространства детской школы искусств на основе проектной деятельности.
2. Разработан комплекс целевых программ (Новоуральская Академия искусства, Новоуральское филармоническое общество, Академия творческих инноваций Росатома, Новоуральское представительство Всероссийского хорового общества) и инновационных проектов (Всероссийская летняя творческая школа для одаренных детей «Рифей», партиципаторный проект «Новоуральский народный орган»), которые могут быть реализованы в учреждениях дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Новоуральска в процессе участия в рабочей группе по реализации инновационных проектов, а также выступления с докладами на научно-практических конференциях, научных статьях:
1. Третья Уральская межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективное развитие детских школ искусств как приоритетное направление государственной культурной политики» (Екатеринбург, 2018 год). Статья в сборнике материалов «Механизмы реализации Концепции развития дополнительного образования детей в условиях муниципальной практики».
2. Межрегиональная научно-практическая конференция «Проектная деятельность как модель образовательного пространства детских школ искусств» (Новоуральск, 2019). Статья в сборнике материалов «Возможности и риски проектной деятельности в ДШИ в условиях малого города».
3. Всероссийская научно-практическая конференция «Бакуловские педагогические чтения - 2019» (Новоуральск, 2019). Статья в сборнике материалов «Летняя творческая школа как инновационная образовательная технология - от идеи к реализации».
4. II Всероссийская научно-методическая ассамблея «Школа искусств в культурном и образовательном пространстве малого города (района)». 27-28 октября 2016 г. Новоуральск.
Результаты исследования внедрены в деятельность МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Новоуральска.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Образовательное пространство детской школы искусств является многомерным социокультурным педагогическим явлением, отражающим результат художественно-деятельностного освоения обучающимися содержания программ дополнительного образования.
2. В основу управления деятельностью современной детской школой искусств должен быть положен проектный подход, предполагающий переход от процессного управления к проектной деятельности как способу достижения инновационного результата образовательной практики.
3. Ведущими принципами проектного управления должны стать принципы открытости, гибкости, автономности, концентрации, оптимальности выбора проектной организационной структуры и персонифицированного закрепления ответственности.
4. Структурно-содержательными элементами инновационного образовательного пространства детской школы искусств являются вариативные концертно-образовательные кластеры, обеспечивающие возможность выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории и их профессиональную самореализацию в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.
5. Проектно-целевая модель организации образовательного
пространства детской школы искусств включает в себя следующие блоки: организационно-управленческий, содержательно технологический, деятельностно-коммуникативный и контрольно-оценочный.
Организационно-управленский блок включает в себя комплекс базовых действий по инициации идеи, целеполаганию, определению актуальности, социальной востребованности, созданию рабочей группы, распределению ролей, выстраивания вертикальных и горизонтальных связей.
Содержательно-технологический блок охватывает задачи детальной разработки целей и задач проекта, определение целевых групп, участников и партнеров проекта, этапов и форм реализации, возможностей и угроз проекта.
Деятельностно-коммуникативный блок вмещает совокупность мероприятий по непосредственной реализации проекта, оперативной корректировке, осуществлению сетевого и межведомственного взаимодействия.
Контрольно-оценочный блок содержит общность мер по оценке эффективности реализации всех этапов проекта в содержательном, экономическом и социальном аспектах, определению путей оперативной корректировки управления проектом, уточнению краткосрочных и перспективных задач развития учреждения, поиску альтернативных механизмов реализации.
При этом инновационными формами освоения обучающимися дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ являются академии искусств и творческих инноваций, филармонические и хоровые общества, летние творческие школы, онлайн-сессии, виртуальные концертные залы, виртуальные выставки, интерактивные мастер -классы, флэшмобы, оркестровая и концертная практики.
6. Критериями эффективности организации образовательного пространства детской школы искусств являются: качество освоения обучающимися дополнительных образовательных программ; наличие у обучающихся мотивации к продолжению образования и выбору профессии в сфере искусства; наличие у преподавателей мотивации к инновационной деятельности; уровень восприятия имиджа школы в социокультурном пространстве.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Положительный имидж дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляется в свободном личностном выборе деятельности, определяющей индивидуальный вектор развития человека; к содержанию и формам организации образовательного процесса; в открытости глобального знания и информации; в направленности к актуальным изменениям. Такие характеристики позволяют осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Образовательные учреждения дополнительного образования в городах присутствия ГК «Росатом» развиваются динамично и уверенно благодаря чёткой и продуманной политике, разработанной Правительством Российской Федерации, и согласованным действиям региональных и муниципальных органов исполнительной власти и отраслевых департаментов
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Система художественного образования детей, существующая в городах ГК «Росатом», служит примером для многих регионов России. Проекты, реализуемые на всех уровнях, находят поддержку как у населения, так и у профессионального сообщества.
Миссия образовательных учреждений направлена на реализацию и развитие культурного пространства городов ЗАТО - одной из главных составляющей устойчивого и динамичного развития регионов России.
Проектная деятельность как инновационный технологический процесс организации образовательного пространства детской школы искусств, основанный на соответствующей технологии, которую можно унифицировать, проанализировать и усовершенствовать, способствует вариативности образования, интенсивно формирует социальные взаимодействия, преобразует социокультурную реальность, позволяя успешно осуществлять аналитические, организационно-управленческие, образовательные функции, обеспечивая конкурентоспособность учреждения.
В ходе проведенной опытной работы были сформулированы теоретические основы и практические рекомендации использования проектной деятельности в детской школе искусств Новоуральска. Были решены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Уточнено содержание понятия «образовательное пространство» применительно к детской школе искусств.
2. Осуществлен структурно-функциональный анализ
образовательного пространства современной детской школы искусств.
3. Выявлены специфика и механизмы использования проектной деятельности в организации образовательного пространства детской школы искусств.
4. Разработана модель организации образовательного пространства детской школы искусств, базирующаяся на концепции внедрения проектной деятельности.
5. Опытным путем выявлена эффективность данной модели в повышении качества образования и продвижении имиджа детской школы искусств в социокультурном пространстве.
Таким образом, подтверждается истинность выдвинутой гипотезы исследования, что проектная деятельность будет являться эффективным способом организации образовательного пространства детской школы искусств при условии:
• внедрения проектного подхода в управление детской школой
искусств, базирующегося на принципах открытости, гибкости, автономности, концентрации, оптимальности выбора проектной организационной структуры и персонифицированного закрепления ответственности;
• разработки и внедрения проектно-целевой модели организации
образовательного пространства, включающей организационно-управленческий, содержательно-технологический, деятельностно¬коммуникативный и контрольно-оценочный блоки;
• реализации комплекса вариативных образовательных модулей в формате концертно-образовательных кластеров, создающих условия для выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории и их профессиональной самореализации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.
В феврале 2019 года Новоуральск получил статус Территории опережающего социально-экономического развития, что позволяет с уверенностью говорить о больших перспективах развития инфраструктуры города в целом и образовательного пространства детской школы искусств в частности.


1. Аракелова А.О. Отечественное образование в области музыкального искусства: автореф. дис. ... д-р искусствоведения: 17.00.02. - Магнитогорск, 2012.
2. 1 Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (Лекции 4 - 5). - Культурологический журнал, 2011, №1(3), с. 3.
3. 1Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.:
Academia, 2004.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - 3 изд. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2001. - 352 с.
5. Бондаренко Г. И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. Ростов-на-Дону: Терра, 2005. - С. 37.
6. 1Бондырева С.К. Социокультурные основания развития единого
образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и
функциональные характеристики взаимодействия субъектов. - М.: 1998.
7. 1Вульфсон Б.Н. Образовательное пространство на рубеже веков. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 199 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-02351-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/415101 (дата обращения: 05.04.2019).
9. Генисаретский О. И. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. — М., 1991.
10. Глазычев В.Л. Открытие миру (заметки по горячим следам).
[Электронный ресурс] // URL: http: //www.glazychev.ru/habitations&cities/otkrytie_miru.htm(gaTa обращения 18.03.2019).
11. Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 288 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
13. Домогацкая И.Е. Повышение квалификации руководителей детских школ искусств: к вопросу о компетентностном подходе. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. - № 3.
14. Дридзе Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
15. 1Золотарева А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-aspekte- formalnyh-i-neformalnyh-harakteristik (дата обращения 11.01.2019).
16. 1Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. [Текст] / С.В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2015. - №6 (40).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ