Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 8
1.2. Особенности формирования и развития цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста с сохранным развитием и с задержкой психического развития 13
1.3. Влияние игровой деятельности на развитие цветовосприятия у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
1.4. Анализ методик обследования цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1. Параметры, определяющие развитие цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.2. Цель, задачи и организация эксперимента. Психолого -педагогическая
характеристика детей, задействованных в эксперименте 30
2.3. Полученные результаты и анализ 41
ГЛАВА 3. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 52
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы учителя-дефектолога
по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития
3.2. Содержание работы учителя-дефектолога 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психолого-педагогические особенности старших дошкольников с
задержкой психического развития 8
1.2. Особенности формирования и развития цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста с сохранным развитием и с задержкой психического развития 13
1.3. Влияние игровой деятельности на развитие цветовосприятия у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 19
1.4. Анализ методик обследования цветовосприятия у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1. Параметры, определяющие развитие цветовосприятия у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
2.2. Цель, задачи и организация эксперимента. Психолого -педагогическая
характеристика детей, задействованных в эксперименте 30
2.3. Полученные результаты и анализ 41
ГЛАВА 3. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 52
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы учителя-дефектолога
по развитию цветовосприятия у детей с задержкой психического развития
3.2. Содержание работы учителя-дефектолога 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников:
- формирование познавательных действий;
- становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности [45, с. 4].
Составной частью познавательного развития является воспитание сенсорной культуры, которое предполагает интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности и творческого мышления на основе овладения детьми представлений о свойствах окружающего мира: размере, цвете, форме.
Развитие сенсорной культуры в области цветовосприятия определяет особенности постановки задач по познавательному развитию в старшей группе: выявление детьми качеств разных цветов в процессе игр и определение зависимости получаемого цвета от исходных цветов. Ребенок, заканчивающий дошкольное учреждение, должен владеть системой эталонов цвета, осуществлять сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходство.
Цветовосприятие - одно из ключевых составляющих сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание в свою очередь - целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их величине, положении в пространстве, их форме, цвете, запахе и вкусе. Очевидно, что познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Из этого следует, что цвет один из важных свойств предметов и явлений окружающей среды. Издавна во всем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении нескольких веков цвет остаётся важным объектом исследований, подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон. В начале XVII в. Я. А. Коменский рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно строиться с учетом возрастных особенностей и осуществляться постепенно.
По данным различных исследований, в России до 20 % детей дошкольного возраста имеют проблемы в познавательном развитии и не достигают целевых ориентиров, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования, в частности, не овладевают основами сенсорной культуры [45, с. 28]. Их трудности в обучении связанны с быстрой утомляемостью, плохо развитых психических процессов, такие как внимание, память мышление.
Связанно это с органическим поражением центральной нервной системы, лежащей в основе задержки психического развития (за исключением задержки психического развития, проявляющейся в результате педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявляются такие особенности зрительного восприятия как нарушение цветоразличения, узость, медленность.
Следовательно, цветоаномалии у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой. То есть, такие дети испытывают затруднения при восприятии сенсорных эталонов цвета.
К настоящему времени накоплен обширный, но, противоречивый материал, позволяющий строить различные концепции по поводу формирования цветовосприятия с помощью дидактических игр. Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы, методики закрепления сенсорных эталонов (цвет) остаются вопросы, связанные с организацией самого процесса восприятия цвета и подборкой дидактического материала для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Увеличение числа детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается во всем мире, поэтому задача овладения детьми дошкольного возраста основами сенсорной культуры стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой работы «Коррекционная работа по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития» актуальной.
Объектом исследования является процесс развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования является игровая деятельность как средство развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - проектирование деятельности учителя-дефектолога по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
2. Изучить научно-теоретические основы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Ознакомится с особенностями игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
4. Подобрать и проанализировать методики обследования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
5. Проанализировать особенности восприятия представлений о цвете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Сделать выводы на основании результатов исследования.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что игровая деятельность может быть эффективным средством формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения задач и достижения цели исследования в работе были использованы следующие методы: теоретические методы - анализ литературы, эмпирические методы - изучение результатов деятельности воспитанников, опрос.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
- формирование познавательных действий;
- становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности [45, с. 4].
Составной частью познавательного развития является воспитание сенсорной культуры, которое предполагает интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности и творческого мышления на основе овладения детьми представлений о свойствах окружающего мира: размере, цвете, форме.
Развитие сенсорной культуры в области цветовосприятия определяет особенности постановки задач по познавательному развитию в старшей группе: выявление детьми качеств разных цветов в процессе игр и определение зависимости получаемого цвета от исходных цветов. Ребенок, заканчивающий дошкольное учреждение, должен владеть системой эталонов цвета, осуществлять сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходство.
Цветовосприятие - одно из ключевых составляющих сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание в свою очередь - целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их величине, положении в пространстве, их форме, цвете, запахе и вкусе. Очевидно, что познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Из этого следует, что цвет один из важных свойств предметов и явлений окружающей среды. Издавна во всем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении нескольких веков цвет остаётся важным объектом исследований, подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон. В начале XVII в. Я. А. Коменский рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно строиться с учетом возрастных особенностей и осуществляться постепенно.
По данным различных исследований, в России до 20 % детей дошкольного возраста имеют проблемы в познавательном развитии и не достигают целевых ориентиров, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования, в частности, не овладевают основами сенсорной культуры [45, с. 28]. Их трудности в обучении связанны с быстрой утомляемостью, плохо развитых психических процессов, такие как внимание, память мышление.
Связанно это с органическим поражением центральной нервной системы, лежащей в основе задержки психического развития (за исключением задержки психического развития, проявляющейся в результате педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявляются такие особенности зрительного восприятия как нарушение цветоразличения, узость, медленность.
Следовательно, цветоаномалии у детей с задержкой психического развития встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой. То есть, такие дети испытывают затруднения при восприятии сенсорных эталонов цвета.
К настоящему времени накоплен обширный, но, противоречивый материал, позволяющий строить различные концепции по поводу формирования цветовосприятия с помощью дидактических игр. Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы, методики закрепления сенсорных эталонов (цвет) остаются вопросы, связанные с организацией самого процесса восприятия цвета и подборкой дидактического материала для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Увеличение числа детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается во всем мире, поэтому задача овладения детьми дошкольного возраста основами сенсорной культуры стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой работы «Коррекционная работа по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития» актуальной.
Объектом исследования является процесс развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования является игровая деятельность как средство развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы - проектирование деятельности учителя-дефектолога по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
2. Изучить научно-теоретические основы развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Ознакомится с особенностями игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
4. Подобрать и проанализировать методики обследования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и с сохранным развитием.
5. Проанализировать особенности восприятия представлений о цвете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Сделать выводы на основании результатов исследования.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что игровая деятельность может быть эффективным средством формирования цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения задач и достижения цели исследования в работе были использованы следующие методы: теоретические методы - анализ литературы, эмпирические методы - изучение результатов деятельности воспитанников, опрос.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Цель данной работы заключалась в проектировании деятельности учителя-дефектолога для обследования развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Первая глава посвящена изучению теоретических материалов. В ней были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Изучены научно-теоретические основы развития
цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотрены особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Подобраны и проанализированы методики обследования развития цветовосприятия у дошкольников с сохранным развитием и с задержкой психического развития.
В ходе решения этих задач мы особое внимание уделили обследованию психолого-педагогических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития и детей с сохранным развитием. Рассмотрели теоретические аспекты развития цветовосприятия в детском возрасте, особенности восприятия и развития представлений о цвете у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выяснили, что эффективным методом развития цветовосприятия в игровой деятельности является дидактическая игры доказали актуальность выбранных методик обследования.
На основе решений этих задач мы смогли сделать выводы:
1. У детей дошкольного возраста необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Цветовые впечатления, которые дети получают из окружающей жизни, должны быть организованы, приведены в известную систему. Только при этом условии дети могут сравнивать предметы по цвету, устанавливать цветовое сходство и различие. С раннего детства необходимо знакомить детей с общепринято сенсорными эталонами, включая основные цвета спектра.
2. Задержка психического развития ребёнка дошкольного возраста характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. Также присутствует наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия.
3. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребёнок различать цвета, находить поэтому цветовосприятие у детей с задержкой психического развития можно корригировать посредством дидактических игр, ребенок в процессе игры меньше утомляется, и его интерес пропадает не так быстро, как, например, на занятии.
Во второй главе мы сделали сравнение и анализ особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормальным психическим развитием.
Впоследствии мы поставили и решили следующие задачи:
1. Подобрали методику для определения уровня восприятия цвета и знаний цвета.
2. Организовали и провели диагностику по определению цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей дошкольного возраста без задержек психического развития.
3. Обработали, сравнили и проанализировали полученные результаты.
В рамках данного исследования был проведён констатирующий эксперимент, который включал в себя одну методику (А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой), направленную на изучение особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования показал, что у детей с задержкой психического развития восприятие цвета развито гораздо хуже, чем у детей с психическим развитием в норме. У детей первой категории хуже сформированы сенсорные эталоны цвета.
Таким образом, в данной работе все задачи решены в полном объеме. На основе решения задач мы пришли к следующим выводам:
1. Дети с задержкой психического развития воспринимают сходные качества предметов как одинаковые предметы.
2. У детей наблюдается низкий уровень операции анализа?
3. Усвоение сенсорных эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.
4. У детей замечена плохая память на названия цветов.
Цель работы достигнута, и мы можем сделать вывод, что у детей с задержкой психического зрительное восприятие и, в частности цветовое, развито хуже, чем у нормотипических детей. Как следствие, у детей первой категории хуже сформированы сенсорные эталонов цвета.
Благодаря этому исследованию выяснены:
• особенности цветовосприятия у детей с задержкой психического развития;
• уровень сформированности цветовосприятия у детей с задержкой психического развития;
• возможности развития и коррекции цветовосприятия у детей с задержкой психического развития.
Исследование показало, что у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития недостаточный уровень цветовосприятия. Отсюда следует, что коррекционная работа по развитию цветовосприятия у дошкольников с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста будет продуктивна при условии своевременного выявления существующей проблемы, системного подхода к планированию и организации работы учителя-дефектолога. Для реализации этого нами было составлено перспективное планирование занятий, в основу которых были положены дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий (интерактивная доска Smart board, программное обеспечение SMART Notebook, Power point, программная разработка игр). Далее мы разработали план работы с педагогами, а если конкретнее с воспитателями он заключается в методической консультации на каждый месяц учебного года, например в форме круглого стола. Затем нами была предложена консультативная помощь родителям.
Первая глава посвящена изучению теоретических материалов. В ней были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены психолого-педагогические особенности старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Изучены научно-теоретические основы развития
цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотрены особенности игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Подобраны и проанализированы методики обследования развития цветовосприятия у дошкольников с сохранным развитием и с задержкой психического развития.
В ходе решения этих задач мы особое внимание уделили обследованию психолого-педагогических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития и детей с сохранным развитием. Рассмотрели теоретические аспекты развития цветовосприятия в детском возрасте, особенности восприятия и развития представлений о цвете у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выяснили, что эффективным методом развития цветовосприятия в игровой деятельности является дидактическая игры доказали актуальность выбранных методик обследования.
На основе решений этих задач мы смогли сделать выводы:
1. У детей дошкольного возраста необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Цветовые впечатления, которые дети получают из окружающей жизни, должны быть организованы, приведены в известную систему. Только при этом условии дети могут сравнивать предметы по цвету, устанавливать цветовое сходство и различие. С раннего детства необходимо знакомить детей с общепринято сенсорными эталонами, включая основные цвета спектра.
2. Задержка психического развития ребёнка дошкольного возраста характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. Также присутствует наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия.
3. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребёнок различать цвета, находить поэтому цветовосприятие у детей с задержкой психического развития можно корригировать посредством дидактических игр, ребенок в процессе игры меньше утомляется, и его интерес пропадает не так быстро, как, например, на занятии.
Во второй главе мы сделали сравнение и анализ особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормальным психическим развитием.
Впоследствии мы поставили и решили следующие задачи:
1. Подобрали методику для определения уровня восприятия цвета и знаний цвета.
2. Организовали и провели диагностику по определению цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей дошкольного возраста без задержек психического развития.
3. Обработали, сравнили и проанализировали полученные результаты.
В рамках данного исследования был проведён констатирующий эксперимент, который включал в себя одну методику (А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой), направленную на изучение особенностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов исследования показал, что у детей с задержкой психического развития восприятие цвета развито гораздо хуже, чем у детей с психическим развитием в норме. У детей первой категории хуже сформированы сенсорные эталоны цвета.
Таким образом, в данной работе все задачи решены в полном объеме. На основе решения задач мы пришли к следующим выводам:
1. Дети с задержкой психического развития воспринимают сходные качества предметов как одинаковые предметы.
2. У детей наблюдается низкий уровень операции анализа?
3. Усвоение сенсорных эталонов происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников.
4. У детей замечена плохая память на названия цветов.
Цель работы достигнута, и мы можем сделать вывод, что у детей с задержкой психического зрительное восприятие и, в частности цветовое, развито хуже, чем у нормотипических детей. Как следствие, у детей первой категории хуже сформированы сенсорные эталонов цвета.
Благодаря этому исследованию выяснены:
• особенности цветовосприятия у детей с задержкой психического развития;
• уровень сформированности цветовосприятия у детей с задержкой психического развития;
• возможности развития и коррекции цветовосприятия у детей с задержкой психического развития.
Исследование показало, что у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития недостаточный уровень цветовосприятия. Отсюда следует, что коррекционная работа по развитию цветовосприятия у дошкольников с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста будет продуктивна при условии своевременного выявления существующей проблемы, системного подхода к планированию и организации работы учителя-дефектолога. Для реализации этого нами было составлено перспективное планирование занятий, в основу которых были положены дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий (интерактивная доска Smart board, программное обеспечение SMART Notebook, Power point, программная разработка игр). Далее мы разработали план работы с педагогами, а если конкретнее с воспитателями он заключается в методической консультации на каждый месяц учебного года, например в форме круглого стола. Затем нами была предложена консультативная помощь родителям.
Подобные работы
- Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у
старших дошкольников c задержкой психического развития
средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



