ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографических умений у младших школьников 6
1.1 Психологические особенности формирования орфографических умений
у младших школьников 6
1.2 Методические аспекты формирования орфографических умений 14
1.3 Анализ школьных учебников в аспекте формирования
орфографических умений младших школьников 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Проектировочная работа по формированию орфографических умений у младших школьников с использование методов проблемного обучения 35
2.1 Диагностическое исследование уровня сформированности
орфографических умений у младших школьников 35
2.2 Комплекс упражнений для формирования орфографических умений .. 48
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Дети младшего школьного возраста, как правило, обладают низкой орфографической грамотностью. Зачастую они пишут слова так, как слышат, совершенно не обращая никакого внимания на правила. Им тяжело запомнить многие орфограммы в силу своего возраста. Детям младшего дошкольного возраста характерна рассеянность внимания и неусидчивость. Именно поэтому такой способ изучения материала, как «зубрежка» им совершенно не подходит.
Методы проблемного обучения предполагают особый подход к занятиям, в том числе и к урокам русского языка. Они учитывают, что дети воспринимают мир иначе, но являются полноценными членами общества. Потому должны быть грамотными и образованными.
Учитывая возрастную специфику младших школьников формирование орфографических умений является крайне необходимым. Данное качество, сформированное, в определенном возрасте, остается на всю жизни, а потому подходить к этому вопросу нужно обстоятельно и со всей ответственностью. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Изучением формирования орфографических умений у младших школьников занимались многие ученые, в том числе Н.Н. Алгазина, Д.Н. Богоявленский, В.П. Канакина и другие. Но особенности этого явления с использованием методов проблемного обучения недостаточно рассмотрено в современной отечественной научной литературе. В этом заключается новизна данного исследования.
Проблема исследования: каковы способы формирования
орфографических умений младших школьников?
Цель исследования - проанализировать способы формирования орфографических умений у младших школьников с использованием проблемных методов обучения.
Объект исследования - процесс формирования орфографических умений у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс упражнений по формированию орфографических умений у младших школьников с использованием методов проблемного обучения
Цель исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1) изучить психофизиологические особенности формирования орфографических умений у младших школьников;
2) выделить методические аспекты формирования орфографических умений;
3) проанализировать комплекс упражнений, предлагаемый в современных учебниках по русскому языку;
4) диагностировать уровень сформированности орфографических умений у детей младшего школьного возраста;
5) разработать комплекс упражнений, который способствовал бы формированию орфографических умений у младших школьников с использованием методов проблемного обучения.
Методы исследования:
• изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• анализ работ детей с выявлением специфических орфографических ошибок;
• разработка комплекса упражнений.
Теоретическую основу исследования составили работы следующих ученых:Н.Н.Алгазиной,М.Т. Баранова, Д.Н. Богоявленского, В.П. Канакиной, М.Р. Львова и других.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в практической деятельности учителей начальных классов.
База исследования: МКОУ средняя общеобразовательная школа №3, г. Тавда Свердловской области. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3-Б класса. Из них мальчиков - 9, девочек - 11. Возраст детей 9-10 лет.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, выводов к ним, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию вопросов формирования орфографических умений у младших школьников. Во второй главе содержатся результаты эмпирического исследования особенностей формирования орфографических умений младших школьников, и комплекс упражнений с использованием методов проблемного обучения.
В ходе исследования мы выяснили, что суть орфографических умений заключается в умении обнаруживать орфограммы, определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу; применять правило; осуществить орфографический самоконтроль. При регулярных и систематических тренировках умение видеть орфограмму приводится до автоматизма. При формировании орфографических умений следует учитывать психофизиологические особенности младших школьников.
Особенностью детей этого возраста является активное развитие мышление. Именно учебная деятельность теперь выходит на первый план. Ребенок уже не просто не воспринимает на веру слова учителя, он начинает думать, а почему именно так. То есть они не просто механически запоминают информацию, а размышляют над ней. Эту особенность детского развития ни в коем случае нельзя упускать из вида при формировании орфографических умений. В процессе обучения нужно помочь ребенку понять, почему в каждом конкретном слове употребляется именно эта орфограмма. Тогда благодаря дальнейшему развитию логического мышления, ребенок сможет по аналогии перенести свое знание и понимание на другие аналогичные слова, с подобными орфограммами. Но процесс этот является длительным, требующим большого терпения, как от педагога, так и от родителей. Кроме этого, у детей младшего школьного возраста активно развивается речь. Письменная речь, безусловно, является более сложной, чем устная. А потому и внимание на ней должно быть заострено больше. Ребенок уже способен целенаправленно обращать внимание на особенности речи и написания слов. Задача учителя - помочь ребенку в развитии письменной речи. Здесь же будет уместно сказать об особенностях развития внимания в целом. Дети в младшем школьном возрасте становятся более усидчивыми. Их внимание становится произвольным. То есть ребенка уже можно заставить обратить внимание на что-то. Безусловно, это нужно использовать в процессе формирования орфографических умений. Меняется в этом возрасте и восприятие ребенка. Также наблюдается переход от непроизвольного к целенаправленному. Активно развивается зрительное восприятие, которое позволяет понимать отдельные буквы и воспроизводить их в слова. Подобные перемены происходят и в процессе развития памяти. Она также становится произвольной. То есть усилием воли ребенок может выучить даже то, что ему совсем неинтересно. Но нужно помнить, что память сама по себе не развивается, ее нужно тренировать, в том числе и в процессе формирования орфографических умений.
В ходе учебного педагогу следует помнить о том, что это всего лишь общий принцип развития ребенка младшего школьного возраста. Но каждый ребенок индивидуален, развивается в своем темпе и ритме. А потому упражнения должны быть дифференцированы, учитывая особенность каждого ребенка.
Чтобы достичь этого было легче, в педагогической практике используются различные методики проблемного обучения для формирования орфографических умений.
Учитывая психофизические особенности детей младшего школьного возраста, рекомендуется в ходе обучения выбирать интересные формы подачи материала, отбирать тщательным образом дидактический материал, выбирать соответствующие формы контроля и оценки формирования орфографических умений.
В частности, из методов проблемного обучения мы можем выделить следующие: исследовательский, эвристический и метод проблемного
изложения.
Для пояснения правила написания слова, использовать такую формулировку, которая была понятна ребенку без дополнительных пояснений, то есть на его языке, использовать комментированное письмо. В качестве дидактического материала могут использоваться специальные условные обозначения и графические выделения орфограммы. Очень любят дети использовать специальные памятки, каждую из которых можно разработать самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Более того, их и разработать можно совместно с детьми. Таким образом, ребенок еще в ходе работы выучит и запомнит необходимый материал. Очень важно подключить к этому родителей.
Также в ходе теоретического исследования нами был проанализирован методический материал, предоставленный в современных учебниках по русскому языке. Стоит отметить, что с точки зрения количества, упражнений на формирование орфографических умений с использованием методов проблемного обучения предоставлено недостаточно. Более того, они все однотипны. Используется лишь малая часть возможных интересных упражнений. Таким образом, выходит, что практический материал на формирование орфографический умений в современных учебниках предоставлен в неполном объеме. А его подача не способствует мотивации к дальнейшему обучению младших школьников. Нами было замечено, что упражнения скучны, не учитываются психологические особенности возраста детей.
Это было подтверждено данными диагностического исследования, проведенного на базе МКОУ средняя общеобразовательная школа №3, г. Тавда Свердловской области. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3-Б класса. Из них мальчиков - 9, девочек - 11. Возраст детей 9-10 лет.
Результаты исследования показали, что у большинства детей орфографические умения находятся на среднем и низком уровне. Они не просто не знают, как применять правила и не умеют определять тип орфограмм, они их не видят. Другими словами, у них не развита орфографическая зоркость, беден словарный запас. Дети ничего не знают о происхождении слов, не могут подобрать однокоренные слова для проверки орфограммы.
Для исправления ситуации были подобраны приемы работы с младшими школьниками для формирования орфографических умений с помощью методов проблемного обучения. Предполагаемое обучение включает в себя несколько этапов.
В ходе подготовительного этапа ребята должны ознакомиться с такими сложными понятиями, как «орфография» и «орфографические умения», заинтересуются способами правильного написания слов, чем мотивируются на дальнейшее обучение.
Далее необходимо провести тренировочный этап. Ребятам предложены специальные упражнения, выполнить которые нужно применением методов проблемного обучения. Благодаря этому школьники сформируют навык правильного написания словарных слов.
Последний этап - рефлексивный, в ходе которого дети сформируют навык самоконтроля. Помогут им в этом специально разработанные карточки (с вопросами, ответами на них и информационными).
Стоит отметить, что обучение с применением проблемного метода необходимо проводить систематически на каждом занятии, а не время от времени. В этом случае действительно будет достигнут высокий результат и в итоге будут сформированы орфографические умения.
1. Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики. Книга 1. М.:
Амрита, 2012. - 354 с
2. Аймагамбетова К.А. Развиваем учащихся начальных классов на уроках русского языка. // Начальная школа. - 2011. - №3. - С. 12-15.
3. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. - М.: Педагогика, 2018. - 144 с.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - М., 2017. - 189 с.
5. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1986. - № 6. - С. 23-26.
6. Барышев Г.А. Забавная орфография: Книга по русскому языку для чтения, обучения, игр / Г.А. Барышев, Б.В. Горячев. - М.: Информационный центр, 2002. - 130 с.
7. Батраченко И.П. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. - С. 218-219
9. Беляев Д.Д. Русский язык: Орфография: Метод. Рекомендации (рукопись) / Д.Д. Беляев. - Тула, 2010. - 87 с.
10. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М.: Просвещение, 2016. - 307 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СпБ., Питер, 2008. - 488 с. 4.
12. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. - М.: Астрель, 2008. - 246 с.
13. Вахтеров В. О новой педагогике. - М.: «Карапуз», 2008. - 188 с.
14. Воронова Т. Орфография в стихах / Т. Воронова, А.Кочергина // Начальная школа. - 2012. - №9. - С. 56-58.
15. Высоцкая Н.Ф. Формирование орфографической зоркости у младших школьников: Метод. Пособие для учителей нач. кл. / Н.Ф. Высоцкая. - Тула: ИПК и НПРО ТО, 2004. - 134 с...