ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития интонационной
выразительности речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития интонационной
выразительности речи детей дошкольного возраста 10
1.3. Возможности произведений художественной литературы и
фольклора в формировании интонационной выразительности речи 13
1.4. Методы и приемы формирования выразительности речи 16
1.5. Анализ ФГОС и программ воспитания в ДОУ по разделу
«Звуковая культура речи» 18
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА 23
2.1. Исследование начального уровня сформированности
интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Комплекс организационно-педагогических мероприятий по совершенствованию интонационной выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Речь является основным средством передачи информации для человека, неслучайно в Федеральном государственном стандарте отмечено, что речевое развитие является владенье речью как средством общения. Только в речи человек может передать все многообразие мира, мыслей, эмоции. Но для того чтобы слушателю было интересно слушать, нужно чтобы речь была яркой, насыщенной, эмоционально выразительной, за что отвечает интонационная выразительность. Интонационная выразительность необходима не только актерам, профессионально занимающимся сценической деятельностью, но и в повседневном общении, чтобы привлечь внимание, правильно выразить свои мысли, и сделать рассказ более интересным для окружающих.
Современные методисты и педагоги отмечают, что у детей плохо развиты артикуляционные умения и не сформирована интонационная выразительность речи, потому что родители мало уделяют внимания разговорам с детьми ввиду своей занятости. Для детей же в старшем дошкольном возрасте общение имеет большое значение в совместной деятельности. Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с приятным голосом легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
По мнению Н.А. Стародубовой, «выразительность - это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка» [42].
Формирование выразительности речи как задача методики развития речи предполагает овладение детьми средствами речевой выразительности, 3
умением пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихотворении, различных произведении литературы и малых фольклорных форм. Ведь именно сказки и малые фольклорные формы должны окружать малыша с рождения, при помощи них ребенок учится, познает окружающий мир, учится понимать его, впитывает с малых лет традиции и обычай своего народа, а также под воздействием этих произведении обогащает свою речь, учится выражать свои эмоции, строить правильно предложения.
При прослушивании и чтении произведении литературы и фольклора формируется речь ребенка, а со временем становится выразительной, богатой и интересной для окружающих, так как именно данные произведения содержать в себе много средств выразительности речи.
Актуальность исследования определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тему исследования обусловили несомненная значимость чтения произведений литературы и фольклора в формировании интонационной выразительности речи и освоении речевой культуры.
Объект исследования: процесс совершенствования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на совершенствования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать комплекс организационно
педагогических мероприятий, направленных на совершенствования интонационной выразительности речи у старших дошкольников в процессе чтения произведении литературы и фольклора.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть возможности литературных произведении и фольклора в формировании выразительности речи у старших дошкольников;
3) изучить способы формирования и совершенствования выразительности речи у старших дошкольников в процессе чтения произведении литературы и фольклора;
4) провести диагностику первоначального уровня сформированности интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать комплекс организационно-педагогических мероприятий по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведении литературы и фольклора.
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработка и проведение педагогического исследования, включающего констатирующий и формирующий этапы; обработка и интерпретация результатов.
База исследования: МАДОУ детский сад №1 г. Ивделя, Ивдельского городского округа. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, 20 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы исследования могут применяться при разработке развивающих программ для формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников.
Тема формирования и совершенствования интонационной выразительности речи является актуальной в настоящее время, потому что и дети, и родители значительную часть времени проводят перед телевизором или «в общении» с различными гаджетами; речевой практики у дошкольников становится все меньше.
В ФГОС ДОО неслучайно выдвинуты требования к занятиям по развитию речи, чтению художественной литературы. Анализ программ показал, что формирование речи в целом осуществляется по всем рассмотренным программам целенаправленно и не расходится со стандартом ни в одном из компонентов.
Обогащение речевого опыта ребенка, происходящее в процессе чтения произведений литературы и фольклора, связано не только с обогащением словаря дошкольников, оно связано также с совершенствованием выразительности лексической и интонационной. В связи с развитием компьютерных технологий добавляются новые приемы работы в этом направлении. Мы можем использовать фрагменты из мультфильмов, записи голосов и озвучивание их на интерактивной доске, различные презентации с показом артикуляции и многое другое.
Родители стали меньше читать детям, петь колыбельные песни, однако с младенчества ребенок окружен народными фольклорными формами: колыбельными, потешками, поговорками, приметами и пословицами. Детям часто читаются русские народные сказки, обучение интонации происходит через чтение и пересказ сказки. Дети воспринимают мир, играя в народные игры.
В данной работе был проведен теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме совершенствования интонационной выразительности речи у старших дошкольников в процессе чтения произведении литературы и фольклора, и сделаны соответствующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст - это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке, только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
В этом огромную помощь могут оказать чтение произведений художественной литературы и фольклора в дошкольных образовательных учреждениях.
Занятия по чтению произведений художественной литературы и фольклора - это деятельность, которая позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно не только от себя, но и от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Данные занятия помогают всесторонне развивать ребенка и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация занятий по чтению художественной литературы.
Чтение произведений художественной литературы и фольклора - важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, 41
способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
Таким образом, процесс совершенствования выразительности речи посредством чтения произведений литературы и фольклора у старших дошкольников будет проходить успешнее, если работу по организации занятий строить с учетом индивидуальных психолого-педагогические особенностей, при этом применять эффективные способы формирования выразительности речи у старших дошкольников и организовывать активное участие родителей в процессе формирования выразительности речи.
По результатам работы были сформированы методические рекомендации родителям и педагогам по совершенствованию интонационной выразительности речи у старших дошкольников.
1. Автоматизация шипящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 48с.
2. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Алехин А.Н. Общие методы обучения в школе. - К: Радянська школа, 1983. - 244 с.
5. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса. - М.: Просвещение, 1973.
6. Артикуляционная гимнастика в считалках : пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей / Т.А. Куликовская. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 64 с.
7. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников / Коноваленко В.В. Коноваленко С.В., 2-ое издание дополненное . изд. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 16 с.
8. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
9. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. - М.: Мозайка-Синтез, 1999.
10. Аникин В.П. Жизнь человека в русском фольклоре // Мудрость народная. - 1991. - Вып.1.
11. Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка. Сказы» - серия «Любимые сказки малышам». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2016.144с.
12. Белобрыкина О.А. «Речь и общение» Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 240с.
13. Бехтерев В.Н. Общие основы рефлексологии человека. - М: 1928.
14. Библиотека русского фольклора // Сост.-А.Ф. Некрылова и Н.И. Совушкина. - М.: Сов Россия, 1991.
15. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001. - 126 с...