ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие об орфографии и её разделы. Классификация
орфографических умений 7
1.2. Особенности формирования орфографических умений детей
младшего школьного возраста 11
1.3. Методы и приёмы формирования орфографических умений
детей младшего школьного возраста 14
1.4. Анализ программ и учебников для начальной школы по
русскому языку в аспекте формирования орфографических умений у младших школьников 19
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА 27
2.1. Диагностика сформированности орфографических умений
детей младшего школьного возраста 27
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений детей младшего школьного возраста на
уроках русского языка 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 94
На современном этапе развития начального образования одной из главных задач является овладение обучающимися грамотной речью, соответствующей нормам орфографии, так как именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью.
Орфографическая грамотность всегда высоко ценилась обществом, поэтому проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться актуальной на всех этапах развития отечественной школы.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка.
Как показывает практика, усвоение теоретического материала курса русского языка вызывает у учащихся некоторые затруднения. Одна из причин в том, что материал представлен в большом объёме. Причём его нужно не, только усвоить, но и применить на практике. Объём этот определён Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) [32]. На основании него составлены примерные образовательные школьные учебники русского языка. При изучении материала учащиеся должны научиться находить орфограммы, выделять их опознавательные признаки, в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило и контролировать орфографическую сторону письма. Очень часто бывает так, что учащиеся заучивают правило, не понимая его. В результате, они не могут применить это правило на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особое место 4
отводится формированию орфографического навыка, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема формирования орфографических умений в начальной школе занимает важнейшее место в образовании младших школьников, т.к. именно с поступлением в школу ребенок начитает овладевать всеми сторонами письменной речи, в том числе и орфографической.
Современная методика обучения орфографии опирается на положение о целесообразности сознательного усвоения правописания, обоснование которого отражено в трудах Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. С. Рождественского и др. Особенности усвоения грамотного письма изучались методистом М. Р. Львовым, Т Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик и др.
В разные годы истории педагогической науки написано большое количество книг и статей о лингвистических, психологических и методологических основах обучения грамотному письму. Это Д. Н. Богоявленский, В.Г.Горецкий, М.Р.Львов, О.В. Сосновская и т.д. Однако проблема продолжает оставаться злободневной. Об этом свидетельствует общее состояние грамотности выпускников школ.
Исходя из вышесказанного, цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографических умений детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую и научнометодическую литературу по проблеме формирования орфографических умений младших школьников;
2. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования орфографических умений младших школьников;
3. Подобрать и провести диагностику по выявлению исходного уровня сформированности орфографических умений младших школьников;
4. На основе результатов диагностики разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений младших школьников, и внедрить его в образовательный процесс.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ педагогической документации, наблюдение, диагностические задания, количественная и качественная обработка полученных данных.
Теоретической основой исследования является теория развития детской речи (М. М. Конина, Е. М. Струнина), психолого-педагогические исследования особенностей детской речи, в том числе и письменной (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, С. Ф. Жуйкова, Д. Б. Эльконин), исследования в области правописания и методики его преподавания (М. Р. Львова, С. П. Редозубова, Н. С. Рождественского, Д. И. Тихомиров, К.Д. Ушинский).
Практической значимостью исследования является разработка комплекса упражнений, направленных на формирование орфографических умений младших школьников, и использование его на уроках русского языка.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5» с. Большое Трифоново, Артемовского района, Свердловской области.
Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и шестнадцати приложений.
Значение русского языка в жизни общества - велико. Это основная социальная функция. В современном мире очень часто используется письменная речь. И, к сожалению, эта речь не всегда грамотная. Если раньше лет 20 - 30 назад учитель мог сказать своим ученикам, будьте внимательны при чтении книги, запоминайте написание слов, которые там пишутся, то сейчас этот приём будет неактуален, так как и в книгах сейчас встречается множество орфографических ошибок. А если заглянуть на страницы социальных сетей, то там ошибки встречаются регулярно. Поэтому совершенствование орфографических умений у младших школьников один из центральных вопросов в русском языке. В связи с этим возникает необходимость в создании новых более эффективных методов, форм и приёмов для решения задач в обучении орфографии.
В процессе написания выпускной квалификационной работы, мы:
• изучили и проанализировали психолого-педагогическую, лингвистическую и научно-методическую литературу по проблеме формирования орфографических умений младших школьников;
• проанализировали программы и учебники по русскому языку для начальной школы в аспекте формирования орфографических умений младших школьников;
• подобрали и провели диагностику по выявлению уровня сформированности орфографических умений младших школьников;
• создали комплекс упражнений, направленный на формирование орфографических умений младших школьников, и внедрили его в образовательный процесс.
В первой главе мы обратились к характеристике понятия орфограммы и классификации орфографических умений. Изучили особенности формирования орфографических умений у детей младшего школьного возраста. Познакомились с методами и приёмами формирования 55
орфографических умений. Были проанализированы программы русского языка, из чего можно сделать вывод, что авторы всех рассмотренных программ уделяют большое внимание орфографии и правописанию.
Исходя из анализа программ, было принято решение проанализировать учебники. Рабочие тетради, которые входят в комплект к учебнику, не рассматривались, так как не все школы могут себе позволить их приобрести. В анализируемых учебниках по программе «Гармония», авторами которого являются М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко и «Начальная школа ХХХ века», авторы которого С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. просматривается работа над совершенствованием орфографического умения. Но опять же, в учебнике по программе «Гармония» идет тесная работа с рабочей тетрадью, где автор регулярно отправляет ученика к заданиям в рабочей тетради. При изучении новых орфограмм учащимся уже не даётся подробного алгоритма применения правила. Если педагог совместно с учениками не будет составлять такие алгоритмы и не будет по ним работать, то получается, что один из этапов формирования орфографического умения выпадает. Отсюда следует, что упражнения, которые будут выполняться для отработки данного правила, не дадут должного результата.
Во второй главе была представлена диагностика, на основании которой мы смогли определить уровень сформированности орфографических умений детей младшего школьного возраста. Из анализа диагностической работы, мы можем сделать вывод, что орфографические умения сформированы у учащихся 4 класса на базовом уровне, так как в изучении русскому языку используется только учебник, в котором не всё предусмотрено для развития и совершенствования орфографических умений. Если учитель не будет применять различного вида приёмы и виды упражнений, то всё останется на том же уровне. Для того чтобы развитие орфографических умений учащихся не стояло на месте, был разработан комплекс упражнений. В него включены не все виды работ, а только, по-нашему мнению, наиболее эффективные.
Если к этому добавить творческий подход, то знакомство с орфограммами для учащихся будет праздником.
На основании выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
1. При работе над формированием орфографических умений, нужно опираться на принципы русской орфографии, возрастные особенности обучающихся, используя в работе различные методы, формы работы, приёмы и виды упражнений.
2. Если в учебнике, по которому работает учитель, не предусмотрены алгоритмы по применению орфографического правила, то это должен восполнить педагог. Поэтому при знакомстве с новым правилом нужно составлять алгоритм по его применению. Использовать этот алгоритм при работе с тренировочными упражнениями, доводя до автоматизма.
3. Вести мониторинг формирования орфографического умения у обучающихся, с целью дальнейшего планирования работы по правописанию.
4. Целенаправленно и систематически вести работу по формированию орфографических умений у младших школьников.
1. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач [Текст] / О.С. Арямова // Начальная школа. -1988. - № 4. - С. 17.
2. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку[Текст] / Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978.
• 240 с.
3. Бакурина, Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т.Н. Бакурина // Начальная школа. - 2002. - № 2.
• С.56.
4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе
[Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия,
2001. - 368с.
5. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. -1976. - № 4. - С.17
6. Бондаренко, А.А. Парные звонкие и глухие согласные [Текст] /
А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 1996. - № 9. - С.78
7. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В.Я. Булохов // Начальная школа. -1991.-
№ 1. - С.90
8. Виноградова, Н.Ф. Предметные программы учебнометодического комплекса «Начальная школа XXI века». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://drofa-ventana.ru/metodicheskaja- pomosch/nachalnoe-obrazovanie/nachalnaya-shkola-xx-veka/ (дата обращения 03.08.2018).
9. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку[Текст] / Г.О. Винокур. - М.: Просвещение, 1990. - 492 с.
10. Воронова, Т. Орфография в стихах [Текст] / Т. Воронова, А.Кочергина // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 56-58.
11. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение [Текст] / В.В.Волина- М.: Просвещение, 1998. - 276с.
12. Грабчикова, Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка [Текст] /Е.С.Грабчикова// Начальная школа. - 1999. - № 3. С. 17 - 19.
13. Граник, Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности [Текст] / Г. Г. Граник // Вопросы психологии.
• 1995. - № 3. - С. 35...