ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Орфографический навык и условия его формирования 7
1.2. Орфографическая зоркость, ее структура. Орфограмма 17
1.4. Методы и приемы формирования орфографической зоркости у младших школьников 25
1.5 Возможности учебно-методических комплектов по русскому языку для начальных классов в формировании орфографической зоркости у младших школьников 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1 Выявление уровня орфографической зоркости младших школьников 44
2.2 Комплекс упражнений по формированию орфографической зоркости
у детей школьного возраста на уроках русского языка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
При обучении детей грамоте во все времена возникали трудности, причем не только в педагогической среде, но и в социальной. Грамотностью принято назвать степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке, а также способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Овладение данными навыками будет в будущем залогом того, что человек сможет достаточно быстро и успешно адаптироваться во внешней среде, действовать и контактировать в ней. Орфографические навыки во взаимосвязи с остальными позволяют успешно функционировать индивиду в социуме, в конкретной культурной среде.
Формирование орфографической грамотности у младших школьников можно назвать одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. Значение данной задачи характеризуется тем, что:
• орфографическая грамотность является неотъемлемой частью общей языковой культуры человека, она регулирует точность выражения мысли и взаимопонимания в процессе письменного общения;
• письменная форма литературного языка отличается от устной усложненностью своей структуры.
Актуальность данной темы обусловлена результатами письменных работ учащихся 2-4 классов, которые показали, что уровень орфографической грамотности недостаточно высок, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Именно поэтому одной из главных задач учителя является научить ребенка видеть «опасные места» при письме.
Сформировать орфографический навык - это цель обучения орфографии. К сожалению, способность детьми применять нужные правила, умение видеть орфограмму в слове не реализуется в надлежащей степени. Такая ситуация, на наш взгляд, возникает из-за разносторонних взглядов на принципы русской орфографии, а также из-за пробелов в системе работы по формированию орфографических навыков в начальной школе.
Развить у детей орфографическую зоркость, научить их пользоваться орфографическими правилами - задача каждого учителя начальных классов. Актуальность этой проблемы еще и в том, что с каждым годом наблюдается снижение уровня грамотности в общем, и орфографической грамотности в частности.
Исходя из актуальности, мы выбрали тему исследования, которая звучит как «Формирование орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка».
Цель данного исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений направленных на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, обобщить полученную информацию, сделать выводы;
• дать характеристику понятиям «орфографическая зоркость»; «орфограмма»;
• проанализировать учебно-методические комплексы для начальной школы по курсу «Русский язык» с позиции проблемы исследования в соответствии с требованиями ФГОС;
• провести диагностику уровня сформированности орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста;
• разработать комплекс упражнений, направленный на развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе;
• разработать критерии оценки уровня сформированности орфографической зоркости, провести работу по развитию орфографической зоркости.
Теоретические основы исследования
Развитие орфографической зоркости детей младшего школьного возраста носит комплексный характер и основано на базе:
• исследований А.М. Гвоздева, В.В. Бабайцевой,
Д.Н. Богоявленского, Л.В. Щербы, М.Р. Львова, Н.Н. Алгазиной,
Н.С. Рождественского, П.С. Жедека, Р.И. Лалаевой, С.Н. Цейтлин о проблемах становления и развития орфографических навыков;
• исследований И.Г. Яновской, Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской о значении игровой деятельности в обучении и воспитании детей.
Методы, используемые при написании работы: изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике и русскому языку; диагностика; анализ детских работ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Практическая значимость систематизация упражнений направленных на формирование орфографической зоркости и включение их в процесс обучения русскому языку. Представленный комплекс упражнений могут использовать учителя при изучении и закреплении темы «Орфография» для профилактики орфографических ошибок.
Исследование проводилось на базе 2 «Ж» класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 23 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 25 человек.
Для современного учителя не секрет, что часто необходимо многократно повторять со школьниками один и тот же материал по орфографии, но даже при в таком случае он остаётся не усвоенным. При этом дети могут рассказать правило, проиллюстрировать его примерами, однако регулярно нарушают его в диктантах, а при более самостоятельной работе им сложно орфографически грамотно и правильно изложить свои мысли. На наш взгляд, для такого явления есть объяснение.
Совершенствование орфографической зоркости учащихся — одна из ведущих задач, стоящих перед учителями начальной школы. В русском письме ключевым разделом, определяющим основной принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большая часть правил, изучаемых в младших классах.
В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма.
Большое значение в деле обучения русскому языку играет осознанное отношение учащихся к работе. Активная, тщательная подготовка заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника — это в своем роде также сознательное отношение к учебной деятельности. Интерес к работе, отсутствие необходимости в принуждении со стороны учителя, родителей — это один из ключевых признаков сознательного отношения к учебе. Дети младшего школьного возраста часто не способны в полной мере осознать ответственность за выполняемую ими работу. Часто интереса к заданию хватает для того, чтобы ребенок без напоминания взялся за его выполнение. Интерес к работе по русскому языку формируется у учащихся в том случае, если он получает информативные, посильные, однако то же время заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если в процессе их выполнения потребуется проявить смекалку, проанализировать, сравнить, 56
аргументировать. Всему вышесказанному соответствуют разнообразные игры, применяемые в процессе обучения русскому языку.
Психологические исследования показали, что наиболее благополучные условия для построения учебных программ складываются при такой организации обучения, когда уже на начальном этапе в учебном материале выделяются фундаментальные понятия, вокруг которых концентрируется весь теоретический материал и которые лежат в основе формирования практических навыков. Применительно к орфографии это возможно при фонематической трактовке ведущей закономерности русского правописания
Фонематический принцип гласит: «Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы они ни звучали в том, или ином фонематическом положении. В результате получается, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково». Фонема - единица функциональная. В настоящее время происходит обновление системы обучения орфографии. Выдвижение в качестве ведущего принципа русской орфографии фонематического, а не морфологического, как было принято, в значительной мере должно изменить всю систему обучения орфографии.
Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
В начальных классах школ Российской Федерации введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности
младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.
Учебно-методический комплект, который используется в современной школе, представляет собой определенную систему дидактических средств обучения предмету, который создан с целью наиболее полной реализации поставленных образовательных задач, сформулированных нормативноправовыми документами, а также активно содействующих формированию знаниевых компетенций учащихся. В них работа по формированию орфографической зоркости учащихся 2 - 3 классов организована при помощи разных форм и видов заданий. В целом вся работа по орфографии, организованная на данном этапе обучения, с целью развития орфографической зоркости построена, во-первых, на основе развития всех видов познавательной деятельности учащихся, во-вторых, с целью развития наблюдательности, мышления и практических действий. Кроме этого особое внимание во всех учебных программах по русскому языку для развития орфографической зоркости уделяется работе над орфограммами.
Анализ выполняемых заданий учащимися начальных классов подтверждает отмечаемый учителями недостаточный уровень орфографической зоркости детей, что напрямую влияет на уровень орфографической грамотности. Проведенное исследование с помощью диагностических упражнений выявило, что большинство учащихся обладают средним уровнем развития орфографической зоркости. Факторами, обуславливающими неудовлетворительный уровень сформированности орфографической грамотности, являются, по большей части, пробелы в знаниях, а также неумение использовать теоретические знания в практической деятельности.
Для развития орфографической зоркости необходима систематическая целенаправленная работа с использованием заданий, направленных на три выделенных компонента формирования орфографической зоркости: направленностью письменной речи и предлагает осознание учащимися необходимости грамотного письма;
• операционный компонент - задача учителя познакомить детей с понятием «Опасное место в слове», пронаблюдать над существенными признаками орфограмм, находить орфограммы, систематизировать орфограммы по существенным признакам, определяя тем самым тип орфограмм.
• контролирующий компонент связан с умением видеть орфограммы в готовых текстах, умением обнаружить ошибку собственную или у другого.
По результатам диагностики был подобран комплекс упражнений, направленный на формирование у детей орфографической зоркости, а именно на умение видеть опасное место в слове, то есть орфограмму, и определять её тип.
1. Арутюнов, А. Р Игровые занятия на уроках русского языка [Текст] / А. Р Арутюнов, П. Г. Чеботарев, Н. Б. Музруков. — М.: Русский язык, 2011. - 216 с.
2. Бакурина, Т Н. Упражнения в правописании слов с безударными
гласными в корне [Текст] / Т Н. Бакурина // Начальная школа. — 1997. —
№2. - С. 34-37.
3. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости. Работа со слабоуспевающими учениками [Текст] / Е.В. Бельдина // Начальная школа. — 2004. — №3. - C. 35-40/
4. Богоявленский, Д. Н. Очерки психологии усвоения орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский. - М. ; Л. : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1948. - 127 с.
5. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003. — №4. - С. 39-40.
6. Бондаренко, А. А. Парные звонкие и глухие согласные [Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа - 1996 г. - № 9. - С. 23-27.
7. Борисенко, И. В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию [Текст] / И. В. Борисенко // Начальная школа - 2003 г. - № 7. - С. 32-34.
8. Бочкарёва, Т Д. Предупреждение ошибок [Текст] / Т Д. Бочкарева // Начальная школа - 2001 г. - №3. - С. 17-19.
9. Брагинский, В. Почему не каждому дается грамота? [Текст] / В. Брагинский // Начальная школа. — 2010. — №4. - С. 45-47.
10. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В. Я. Булохов // Начальная школа. —1991. — №1. - С.9-11.
11. Буркова, Т В. К.Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию [Текст] / Т. В. Буркова // Начальная школа - 1998 г. - № 11. - С. 82.
12. Венгер, Л. А. Психология. [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина — М.: Просвещение, 2008. - 375 с.
13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова — М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л. С. Выготский — СПб: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
15. Граник, Г. Г. Секреты орфографии. [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая - Москва, 1991 г. - 222 с...