Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по развитию произвольного внимания у слабослышащих дошкольников

Работа №95727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2866
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Общая характеристика внимания. Основные функции внимания, ее
виды 8
1.2. Особенности формирования и развития внимания в норме и при
патологии слуха 9
1.3. Психолого-педагогические особенности слабослышащих дошкольников 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ УРОВНЯ ВНИМАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Параметры уровня развития внимания у слабослышащих
дошкольников 16
2.2. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 17
2.3. Анализ методик, организация обследования уровня внимания 19
2.4. Полученные результаты и их анализ 25
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
3.1. Принципы проведения и задачи коррекционной работы 30
3.2. Содержание программы развития внимания (формирующий
эксперимент) 31
3.3. Оценка эффективности программы коррекционно- развивающих игр
(контрольный эксперимент) 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слух в развитии человека играет огромную роль. Когда ребенок лишается слуха, то соответственно не имеет возможности воспринимать звуковые сигналы, которые очень важны для познания окружающего мира, а когда у него наиболее тяжелые поражения, то он вообще не может пользоваться многими источниками информации, которые рассчитаны на слышащего. Соответственно полноценно воспринимать всю полноту звуковой жизни он тоже не в силах.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к категории детей- инвалидов относятся дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Конечно, группа дошкольников с ОВЗ неординарна. Это зависит от того, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: тяжелыми нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Среди всех детей с ОВЗ важной категорией являются дети с различными выраженными отклонениями слуха. В последние десятилетия потеря слуха у детей стала серьезной и важной проблемой в оториноларингологии, сурдопедагогике, логопедии и педагогике, поскольку количество детей с потерей слуха не уменьшилось, а многие факторы, влияющие на органы слуха детского организма, стали более значимыми в современных условиях. Последние исследования показали значительное увеличение числа детей с генетическими и врожденными механизмами тугоухости, сопровождающимися приобретенной сенсорной неврологической тугоухостью и др.
Что касается этих показателей, то следует отметить, что внимание детей с нарушением слуха имеет тенденцию смещаться с основной деятельности на побочные объекты. Именно изменение ситуации приводит к отвлечению. Из-за поставленной задачи при быстром переходе от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому объекту также будет трудно переключать внимание.
Отличительной чертой внимания является распределение. Он определяет успешность выполнения двух или более видов деятельности одновременно.
Внимание - это процесс отбора необходимой информации и отбрасывания ненужной.
Внимание не имеет собственного содержания, а служит другим психическим процессам, поэтому оно занимает важное место в познавательном процессе.
Небольшой объем, маленькая устойчивость внимания, являются главной особенностью дошкольников.
Хотим сказать, что все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в любви, они должны вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной. Такие дети тоже облучаемы, их уровень образования всегда волновал ученых и педагогов. Ведь всем нам известно, от того как поставят, во многом зависят результаты обучения и воспитания.
Детям, слышащим, как слабослышащим приходится усваивать много нового материала, но нарушения слуховых анализаторов накладывают отпечаток на развитие таких процессов, как мышление, память, речь, а так, же внимание.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что для обучения слабослышащего ребенка педагогу необходимо знать особенности его внимания.
Вопросы по проблеме внимания были предметом многолетних исследований в общей психологии и на сегодняшний день мы имеем множество трудов по волнующей теме.
Л. С. Выготский впервые изучил личность слабослышащих, как социальная проблема. Он выдвинул и обосновал положение об интеграции личности не слышащего в социуме слышащих. «Интеграция личности может осуществляться только путем включения в разнообразную социально - значимую деятельность» [9].
Вопрос изучения личности слабослышащего ребенка как социальная проблема впервые была выдвинута и осмыслена Он обосновал положение о том, что интеграция личности не слышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную
Данным вопросом изучения внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо, С. Я. Рубинштейн и многие другие.
В сурдопсихологии проблема внимания связана с такими именами как:
Э. И. Леонгард, И. А. Михайленкова, И. Л. Москалик, Т. В. Розанова, М. Е. Хватцев, С. Н. Шабалин.
И. М. Соловьев выделил две закономерности: одна из них акцентирована на разнообразии, возрастании и сложности внешних воздействий. Вследствие пораженного слуха объем внешних воздействий очень узок, взаимодействие с окружающей средой скудное, контакты затруднены. Непосредственно психическая деятельность слабослышащего ребенка становится простой, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными.
Следующая закономерность - различия в процессе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими сверстниками: торможение психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.
Объект исследования - внимание слабослышащих дошкольников.
Предмет исследования - развитие и формирование внимания у слабослышащих дошкольников в процессе коррекционной работы.
Цель - определить пути, возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр и упражнений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи:
1. Провести комплексный анализ общей и специальной литературы по проблеме.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности слабослышащих дошкольников.
3. Изучить особенности формирования и развития внимания в норме и при патологии слуха.
4. Провести анализ методик обследования внимания.
5. Провести анализ внимания у слабослышащих дошкольников.
6. Подобрать комплекс игр, направленных на развитие произвольного внимания на занятиях.
7. Проанализировать результаты эксперимента с целью выявления эффективности данного комплекса игр.
Методами исследования являются:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Теоретический анализ логопедической литературы.
3. Методической литературы.
4. Метод классификации.
5. Метод обобщения и систематизации.
В структурном плане работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников (включающего 31 источник), двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самое важное из человеческих чувств на наш взгляд, это слух. Здоровые люди ценят его гораздо меньше, а ведь благодаря наличию слуха мы поддерживаем наиболее тесную связь с окружающей средой. Чтобы не допустить к дошкольному возрасту проблемы со слухом, существует современная аппаратура, которая позволит выявить нарушения слуха уже с новорожденного возраста, но, к сожалению, не каждый может этим воспользоваться в связи с наличием разных проблем, либо встает обратная сторона: врожденная патология детей с нарушениями слуха. Вследствие этого в настоящее время увеличивается количество детей с особыми ограничениями в здоровье.
Проблема развития и коррекции произвольного внимания у слабослышащих детей, несомненно, будет являться одной из самых важных проблем психологии. Произвольное внимание является сознательным и регулируемым вниманием, оно совершается волевым усилиям и направляется на нужный объект. Умение обратить внимание произвольно на какой-нибудь объект, является важнейшим условием успеха.
В процессе написания выпускной квалификационной работы мы пришли к следующему выводу: дети с нарушениями слуха имеют свои особенности. Потеряв слух в детстве, может отразиться на интеллектуальном развитии ребенка и привести к вторичным дефектам. Одним из недостатков является недостаток внимания у дошкольников с плохим слухом. У слабослышащих детей при обучении начинают возникать затруднения в усвоении новых инструкций, снижается скорость переработки информации, а так же возрастает число ошибок.
Внимание заключается в избирательном сосредоточении на конкретном объекте и сосредоточении на нем внимания, углублении познавательной активности по отношению к объекту.
Главным условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, аккуратности, является высокая степень активности и концентрации внимания. Именно поэтому оно считается одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.
Ранее мы писали, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Во власти внешних впечатлений оказывается ребенок, который не способен контролировать свое внимание. Это можно заметить в быстрой отвлекаемости, в отсутствии сосредоточиться.
Считается, что самой главной задачей по формированию внимания включает в себя не только его развитие как психологического процесса, но и формирование этой черты личности, а так же обучение, особенно акцент, нужно делать на развитие целенаправленного, произвольного внимания. У детей с нарушенным слухом нет осознанности и обязательства достичь цели, поэтому перед законными представителями и педагогами еще стоит одна задача воспитания у слабослышащих детей положительного отношения к труду и формирования у них мотивации. Внимательность можно тренировать с помощью специальных упражнений, игр, которые помогут дальше быть усидчивым, собранным перед любым делом.
Данные контрольного эксперимента значительно выше констатирующего эксперимента. Анализ результатов, подтвердил целесообразность проведенных коррекционных занятий, направленных на развитие произвольного внимания у слабослышащих детей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развитии внимания у слабослышащих дошкольников, оно является одним из условий успешного обучения в дальнейшем. Непосредственно должны быть коррекционно-развивающие программы, которые будут способствовать преодолению тех или иных проблем, возникающие у детей. Так же очень важно организовывать коллективные формы игровой деятельности, такой вид работы позволить ребенку с нарушением слуха быть успешным.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, изучен теоретический материал, который касался нашей темы работы, а так же проведен анализ по работе с детьми.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть актуальны следующим категориям:
1. Воспитателям.
2. Дефектологам.
3. Психологам.
4. Студентам, которые обучаются по направлению специальное
(дефектологическое образование).
5. Родителям, чьи дети имеют нарушение слуха.



1. Белова, Н. И. Основы специальной дошкольной сурдопедагогики / Н. И. Белова. - М. : Просвещение, 1985. - 128 с.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 203 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
4. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
5. Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха : кн. для учителя / Р. М. Боскис. - М. : Просвещение, 1988. - 128 с.
6. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / под ред. Л. П. Носковой. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : 6 т. Т. 3 : История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1999. - 328 с.
8. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
9. Выготский, Л. С. Психология: Мир психологии /
Л. С. Выготский. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 1008 с.
10. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. - М. : ЧеРо, 2001. - 34 с.
11. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 301 с.
12. Дефектология : словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. - М., 1996. - 80 с.
13. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание // Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина / Н. Ф. Добрынин. - М., 1958. - 294 с.
14. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. - СПб. : КАРО, 2005. - 288 с.
15. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. - М. : Теревинф, 2009. - 144 с.
16. Лубовский, В. И. Специальная психология /
В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
17. Михаленкова, И. А. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / И. А. Михаленкова, Н. В. Анисимова, К. В. Дроздовская ; под ред. И. А. Михаленковой. - СПб. : КАРО, 2006. - 2016 с.
18. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возрасте с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л. П. Носковой. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
19. Назарова, Н. М. Специальная педагогика : учеб. для студентов вузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. ; под ред. Н. М. Назарова. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с.
20. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи : учеб. для студентов вузов / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : «ВЛАДОС», 2001. - 224 с.
21. Немов, Р. С. Психология: экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика : учеб. для студентов вузов /
Р. С. Немов. - М. : Просвещение : «ВЛАДОС», 1995. - 512 с.
22. Сошникова, Н. Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис. ... канд. пед. наук / Н. Г. Сошникова. - М., 2008. - 26 с.
23. Специальная психология / учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 464 с.
24. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стрелебова. - М. : Академия, 2002. - 312 с.
25. Сурдопедагогика : учеб. для студентов вузов / под ред. Е. Г. Речицкой. - М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 655 с.
26. Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе : учеб. для студентов вузов / Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 192 с.
27. Цукерман, И. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха / И. В. Цукерман // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 42-46.
28. Эккерт, У. Профессионально-общественная адаптация людей с нарушениями слуха (возможности и затруднения) / У. Эккерт // Дефектология. - 1991. - № 3. - С. 70-72.
29. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч. : в 2 т. Т. 1 : Теоретические проблемы педагогики / К. Д. Ушинский ; под. ред. А. И. Пискунова. - М. : Педагогика , 1974. - 584 с.
30. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, В. А. Воронова, Т. А. Нилова. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 384 с.
31. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. - М. : Просвещение, 1995. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ