ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей младшего
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности становления грамматического строя речи у
детей младшего дошкольного возраста 13
1.3. Лингвистические основы формирования
грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста 17
1.4. Содержание работы по формированию грамматического
строя речи детей младшего дошкольного возраста 19
1.5. Анализ программного содержания в аспекте проблемы
формирования грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя
речи у детей младшего дошкольного
возраста 31
2.2. Комплекс упражнений по формированию
грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
Актуальность исследования. Необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей является полноценное владение родным языком в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ в воспитании и обучении детей. Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, развития и становления всех сторон фонетической, лексической, грамматической речи. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка.
Речь играет важную роль в общем психическом развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Дети активно познают окружающий мир. Но именно в этом возрасте познавательная деятельность детей поднимается на новый уровень установления связей между познавательными объектами, что проявляется в поведении и речи. Потребность отражения этих связей в речи требует владения новыми речевыми формами - формами связного высказывания. Именно у детей в младшем возрасте происходит соединение мышления и речи: речь становиться осознанной, а мышление - речевым.
Период младшего дошкольного возраста характеризуется появлением в речи ребенка всех грамматических категорий. По мнению К.Д. Ушинского, грамматика - это логика языка. Она может помочь облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для находящихся вокруг.
Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет в качестве одной из важнейших задач детского сада речевое развитие дошкольников, которое включает в себя «... формирование связной, грамматически 2
правильной диалогической и монологической речи, связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, то есть умение изменять слова, соединять их в предложения...» [68, с.22].
В отечественной методике обучение грамматическому строю речи детей имеет богатые традиции. Они определены в работах: М.М Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста недостаточен. Изучение развития грамматически правильной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть психологические особенности развития у детей младшего дошкольного возраста.
3) Выделить особенности формирования грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
4) Рассмотреть лингвистические основы формирования
грамматического строя речи младшего дошкольного возраста.
5) Определить содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
6) Проанализировать программные требования к обучению грамматического строя речи в дошкольной организации.
7) Провести диагностику по выявлению уровней развития
грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста;
8) Подобрать комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста, направленный на развитие грамматического строя речи.
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы. В качестве эмпирических методов исследования выступили метод наблюдения, беседы, анализа.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 11» города Верхняя Пышма. В проектировочной работе приняли участие 20 детей младшей группы в возрасте от 3 до 4 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты проектировочной работы по совершенствованию грамматического строя речи дошкольников могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Целью проектировочной работы являлось теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Обобщая результаты изложенного исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, проблемы, связанные с овладением речью, формированием и совершенствованием всех речевых процессов интересовали и российских, и зарубежных исследователей, психологов.
Во-вторых, формирование речи в дошкольном детстве - одна из центральных задач воспитания. Становление и формирование всех сторон речи, фонетической, лексической, грамматической, являются фундаментом для последующего усвоения родного языка.
В-третьих, процесс формирования грамматического строя в дошкольном детстве многогранен по своей сути. Он тесно связан с умственным формированием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку.
В-четвертых, задачи развития грамматического строя реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей, не только в младшем дошкольном возрасте, но в разных возрастных группах. Главным образом определен уровень грамматического строя по окончанию детского сада.
В процессе исследования использовалась диагностика, подобранная нами для определения уровня сформированности грамматического строя речи с помощью пособия О.А. Безруковой, О.Г. Приходько, О.И. Служаковой, Н.С. Челей. Были продиагностированы, такие показатели как, степень сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста: умение образовывать существительные множественного числа; умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; умение использовать существительные с предлогом (в, на, за, под, около); умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; умение составлять простое предложение с ориентировкой на вопросы «кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного члена предложения.
Нами были определены три уровня проявления указанных показателей - высокий, средний и низкий.
Результат диагностики показал, что 12 детей (60%) после проведения диагностики выявился средний уровень определенных показателей. У 5 воспитанников (25%) низкий уровень проявления показателей. У 3 детей (15%) - высокий уровень проявления показателей.
Содержание деятельности по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста, основная задача которого не только увеличить запас слов, но и сформировать у детей точное понимание их значения и добиться правильного в смысловом отношении их употребления. В связи с этим работа включает в себя: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 1999. - 160 с.
3. Арушанова, А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Арушанова //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. - С. 76-82.
4. Арушанова, А. Г. Развитие речи и речевого общения детей в программе «Веселый день дошкольника» [Текст] / А. Г. Арушанова, С. С. Коренблит, Е. С. Рычагова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - № 7. - С. 88-98.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Формирование грамматического строя речи [Текст] /А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 296 с.
6. Бабаева, Т. И. Детство [Текст]: комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», 2016. - 352с.
7. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Н. Бавыкина. - Л., 1977. - 20 с.
8. Безрукова, О.А. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста [Текст] / О.А. Безрукова, О. И. Служакова, О. Г. Приходько, Н. С. Челей. - М. : Русская речь, 2010. - 100с.
9. Богатырева, А. Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-х 5-ти лет [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 21.960 / А. Н. Богатырева; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М., 1970. - 21 с.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Академия, 1981. - 227 с.
11. Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. Н. Бутусова. - СПб. : Детство Пресс, 2012. - 304 с.
12. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте [Текст] / Н. С. Варенцова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. -112 с.
13. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст]// Выготский Л. С. - М., 1984. - Т. 4. - С. 243-425.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с...