Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-семантическая работа на уроках русского языка в начальных классах

Работа №95722

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИКО- „ . ~ 7 СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Лексико-семантическая работа в школе как основа развития словаря
детей младшего школьного возраста
1.2. Основные направления лексико-семантической работы на уроках
русского языка в начальных классах
1.3. Лексико-орфографические упражнения на уроках русского языка 19
1.4. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в начальных
34 классах
1.5. Анализ учебников русского языка для 2 класса 44
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО 48
ЯЗЫКА
2.1. Диагностика уровня сформированности лексических умений у
48 младших школьников
2.2. Описание комплекса упражнений, включающего лексико­
семантическую работу на уроках русского языка в начальных классах...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

«Слово - одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» [25]. Действительно, слово является незаменимым средством общения, великим источником вдохновения, могучим двигателем человеческой мысли.
Но «слова перестают быть словами, если отнять у них значение» говорил известный ученый лингвист Л.В. Щерба [57]. Поэтому, чтобы использовать слова в речи, ребенок должен осознавать особенности его употребления как в устной, так и письменной речи, знать значение каждого нового «трудного» слова.
Считается, что самый трудный предмет в школе - это русский язык. И лишь только потому, что его изучение требует много терпения и огромного труда от обучающихся. Поэтому именно русский язык является предметом особого внимания в школе первой ступени. Ведь знания, которые усваиваются без интереса и без эмоций, так и остаются мёртвым грузом. Значит необходимо прививать любовь к русскому языку, воспитывать к нему интерес. Процесс познания нового должен увлекать обучающихся и приносить радость от открытия неизведанных тайн. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха [44]. Большое внимание созданию ситуации успеха уделяет доктор педагогических наук А.С. Белкин. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения [4].
Следовательно, интерес к знаниям у школьников появится лишь в том случае, если есть в этом потребность, есть мотив, и все это обязательно должно быть подкрепленные успехом.
Для развития речи обучающихся в школе первой ступени необходимо ежедневно на каждом уроке русского языка проводить словарную работу. Чтобы овладеть словарным составом литературного языка необходимо освоение школьниками родного языка: его грамматики, орфографии, орфоэпии, правильного словоупотребления, и связной речи вообще. Для этого на уроках большое место должны занимать упражнения, которые направлены на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса, те слова, которые делают его речь более точной и выразительной.
Данная проблема актуальна еще и потому, что на уроках других дисциплин мы слышим бедные в лексическом отношении ответы. Речь младших школьников содержит немало ошибок и в произношении слов, и в грамматической структуре предложений. Часто обучающиеся используют просторечные слова. Тогда их ответы не всегда правильно выражают мысли, что приводит к искажению явлений действительности. Маленький словарный запас ученика приводит и к проблемам в области орфографии. Ведь, при проверке «трудных» в написании слов, школьники не могут найти нужных проверочных слов, лишь только потому что их нет в активном словаре учащихся. А непонимание смысла одного слова приведет к непониманию всего текста, читаемого учеником.
Значит, овладение литературным языком младшими школьниками должно начинаться не просто с обогащения их словарного запаса, а, в первую очередь, с накопления обучающимися лексическо-семантического запаса. А значит, работа со словом должна включать и работу над семантикой слова, и над грамматическими формами слова, над сочетаемостью слов, над употреблением слова в речи и стилистическими особенностями слов.
Хорошо развитая речь говорит о богатом активном словаре ребенка и является показателем высокого умственного развития.
Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка могут быть различными. Но ее эффективность всегда зависит от того носит ли она случайный характер, или проводится планомерно и систематически на протяжении всего обучения и насколько целесообразно она построена. Педагог должен направлять свою работу на осознанное и прочное усвоение трудных слов. Тем более, что эти слова включены в тексты учебной и художественной литературы. Таким образом, словарная работа должна быть обязательным компонентом в структуре любого урока по любому предмету и на любой образовательной ступени, а деятельность педагога направлена на овладение младшими школьниками лексикой русского языка.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование орфографической грамотности обучающихся. Все мы знаем, что выучить правило и уметь применять его на практике это разные вещи. Поэтому, чтобы дальнейшее обучение русскому языку было наиболее успешным, учителя должны находить более эффективные подходы в организации учебной деятельности.
Написание «словарных» слов, которые так называются, потому что их нужно «запоминать или проверять по словарю», является одной из сложнейших тем по русскому языку. А таких слов много. За четыре года обучения младшие школьники должны запомнить написание около 250 - 300 слов, не подчиняющихся каким-либо правилам. Можно ли их все запомнить? Конечно, залог успешного усвоения «трудных» слов - хорошая память. Школьникам, которые много читают и обладают хорошей зрительной памятью, учиться легче. Но таких обучающихся немного. Не секрет, что современные дети мало читают. Книгу вытеснили компьютеры, телефоны, электронные игры и т.д. Лексический запас школьников настолько ограничен, что проблема грамотности для них сейчас оказывается чуть ли не самой сложной. Как сделать процесс усвоения «трудных» слов более интересным и эффективным, как заинтересовать детей и увлечь работой? Это задача сложная и требующая много сил учителя.
Все вышеизложенное обусловило актуальность выбора темы: «Лексико-семантическая работа на уроках русского языка в начальных классах».
Цель: теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, включающий лексико-семантическую работу на уроках русского языка в начальных классах.
Объект исследования - процесс формирования словаря детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методы и приемы лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую литературу по проблеме организации лексико-семантической работы на уроках русского языка в начальных классах;
• проанализировать представленную в методической литературе методику лексико-семантической работы в начальных классах;
• провести анализ учебников по русскому языку для вторых классов различных методических систем обучения по исследуемой проблеме;
• подобрать диагностический материал и определить уровень сформированности лексико-семантических умений у младших школьников;
• описать комплекс упражнений, включающих лексико-семантическую работу на уроках русского языка в начальной школе.
База исследования: 2 «А» и 2 «Д» классы БМАОУ СОШ №2 города Березовского Свердловской области
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель словарной работы в школе первой ступени - это обогащение словарного запаса обучающихся. Но это должно быть не просто обогащение словарного запаса, а, в первую очередь, накопления лексико­семантического запаса. Трудность заключается в том, что ни в одной программе по русскому языку не определены требования к уровню лексического развития обучающихся начальной школы, а также нет списка - перечня слов, которые необходимо было бы изучить.
Самая сложная и трудоёмкая задача, требующая от современного учителя большой творческой работы - это сделать процесс усвоения «трудных» слов, слов с непроверяемыми написаниями интересным и более эффективным. Поэтому словарная работа должна проводиться систематически, ежедневно и на каждом уроке. Такая работа должна быть строго продуманной, связанной с темой урока, его целями и задачами, логично вписываться в ход урока. Для лучшего усвоения словарных слов работа над орфографической грамотностью учащихся должна идти вместе с обогащением их словаря. А для повышения эффективности усвоения слов с традиционными написаниями запоминание должно быть осмысленным, а не механическим.
• Использование этимологии слова должно быть одним из основных приемов проведения словарной работы, так как это повышает интерес к истории слова, дает осознанное понимание его значения, а значит и орфографии слова.
• Знакомство с лексическим значением слова необходимо начинать уже с первого класса и происходить в процессе различных наблюдений над языком.
Лексико-орфографические упражнения должны включаться ежедневно и на каждом уроке русского языка, участвуя в решении его задач. Ведь совместно с толкованием трудных для понимания обучающихся слов, отработкой их правописания, учителю необходимо проводить работу по включению этих слов в активный словарь школьников, приучать детей осмысленно употреблять их в своей речи.
Такое проведение лексико-семантической работы на уроке даст лучший развивающий эффект, мотивирует обучающихся, активизируя их познавательный интерес к русскому языку.


1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Университетское, 1990. 560 с.
3. Аннина Л.В. Трудные учить слова помогает нам игра: 1 кл. // Начальная школа: приложение к газете «Первое сентября». 2005. №14. С.9-11.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991. 83 с.
5. Бессчастная Е. И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка // Начальная школа. 1999. N8. С.64-66.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. Воронеж: МОДЭК, 1997. 576 с.
7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. 2003. N4. С.47-51.
8. Большой Энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Большая Рос. энцикл., 17. 1456 с.
9. Бондаренко С.М. Чтобы добыть драгоценное слово: о работе с непроверяемыми словами // Русский язык: приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 23. С. 41-43.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://sch2025.mskobr.ru/files/borodich metodika
razvitiya rechi.pdf (дата обращения 16.03.2018).
11. Василевская Н.А. Формирование речевых умений учащихся в процессе обучения наречию [Электронный ресурс]. Режим доступа: кйр://открытыйурок.рф/статьи/641579/ (дата обращения 19.01.2018).
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Академия, 2011. 368 с.
13. Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
хрестоматия / сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Академия, 2005. 624 с.
14. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Олма-Пресс, 1999. 285 с.
15. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 508 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ