Формирование орфографической зоркости у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Сущность орфографии и ее принципы 8
1.2. Орфограмма, орфографическая зоркость и ее структура 12
1.3. Методы и приемы для эффективного формирования орфографической
зоркости у детей младшего школьного возраста 22
1.4. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку по
проблеме формирования орфографической зоркости 27
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у
детей младшего школьного возраста 39
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической
зоркости у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 91
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Сущность орфографии и ее принципы 8
1.2. Орфограмма, орфографическая зоркость и ее структура 12
1.3. Методы и приемы для эффективного формирования орфографической
зоркости у детей младшего школьного возраста 22
1.4. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку по
проблеме формирования орфографической зоркости 27
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у
детей младшего школьного возраста 39
2.2. Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической
зоркости у младших школьников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 91
«Грамотное письмо - это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» - писал Н.С. Рождественский. Поэтому перед учителем на уроках русского языка стоит главная задача - создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Ведь важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять полученные знания на практике.
Проблемы грамотного письма волновали и волнуют умы ученых, методистов и педагогов, как в XVIII - XX веках, так и в наши дни эта актуальная тема беспокоит еще и заинтересованных родителей.
Методика обучения формировалась первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научнолингвистические основы. У начала теоретического направления лежит учение М. В. Ломоносова «Российская грамматика» (1757), которая по определению академика И. И. Давыдова является «родоначальницей» всех последующих грамматик русского языка. В своей работе Ломоносов М. В. систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы литературного языка.
Появление научных трудов по русской орфографии Я. К. Грота «Русское правописание» (1885) и Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) создало почву для обобщения и осмысления накопленного опыта преподавания и для установления связей между содержанием научной теории правописания и содержанием деятельности ученика, который обучается орфографии.
Педагогами, методистами прошлого были намечены основные направления в развитии орфографического навыка:
1. Использование возможностей звукового метода обучения и
проведение звукобуквенного разбора.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил и опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей.
2. Включение объяснения правописания слов в процессе письма и выделение орфограммы путем подчеркивания.
3. Организация само - и взаимопроверки письма, использование какографии.
К середине XIX века сложилось два направления: грамматическое - письмо опиралось на правила графики, на грамматику, на традицию, установилась и методика обучения правописанию через сознательные операции, проверку написаний и антиграмматическое, данное направление отрицало необходимость языковой теории для обучения школьников грамотному письму.
В. П. Шереметевский (1834-1895) в свое время главную задачу школы видел в развитии речи, защищал идею зрительного фактора. Считал, что «слух и зрение - два непримиримых врага в деле письма» и преимущество должно быть за зрением, поскольку орфография - искусство графическое, слуху же доверять нельзя», а раз зрительные впечатления главные, то рекомендовал в основном списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов».
В XX веке в практику были введены разнообразные словари: орфографические, толковые, этимологический и фразеологический словарь, словарь синонимов, близкородственных слов, разработана методика их применения.
Актуальность темы в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня.
Так что же является основной причиной орфографических ошибок - отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности?
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко - буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила - орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию мы связываем с развитием орфографической зоркости.
Тема исследования: формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости у детей младшего возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Подобрать диагностический материал и определить уровень
сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений для повышения уровня
сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
База исследования: БМАОУ СОШ № 2 города Березовского
Свердловской области, 3 «Г» и 3 «В» классы.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Проблемы грамотного письма волновали и волнуют умы ученых, методистов и педагогов, как в XVIII - XX веках, так и в наши дни эта актуальная тема беспокоит еще и заинтересованных родителей.
Методика обучения формировалась первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научнолингвистические основы. У начала теоретического направления лежит учение М. В. Ломоносова «Российская грамматика» (1757), которая по определению академика И. И. Давыдова является «родоначальницей» всех последующих грамматик русского языка. В своей работе Ломоносов М. В. систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы литературного языка.
Появление научных трудов по русской орфографии Я. К. Грота «Русское правописание» (1885) и Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844) создало почву для обобщения и осмысления накопленного опыта преподавания и для установления связей между содержанием научной теории правописания и содержанием деятельности ученика, который обучается орфографии.
Педагогами, методистами прошлого были намечены основные направления в развитии орфографического навыка:
1. Использование возможностей звукового метода обучения и
проведение звукобуквенного разбора.
К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил и опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей.
2. Включение объяснения правописания слов в процессе письма и выделение орфограммы путем подчеркивания.
3. Организация само - и взаимопроверки письма, использование какографии.
К середине XIX века сложилось два направления: грамматическое - письмо опиралось на правила графики, на грамматику, на традицию, установилась и методика обучения правописанию через сознательные операции, проверку написаний и антиграмматическое, данное направление отрицало необходимость языковой теории для обучения школьников грамотному письму.
В. П. Шереметевский (1834-1895) в свое время главную задачу школы видел в развитии речи, защищал идею зрительного фактора. Считал, что «слух и зрение - два непримиримых врага в деле письма» и преимущество должно быть за зрением, поскольку орфография - искусство графическое, слуху же доверять нельзя», а раз зрительные впечатления главные, то рекомендовал в основном списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов».
В XX веке в практику были введены разнообразные словари: орфографические, толковые, этимологический и фразеологический словарь, словарь синонимов, близкородственных слов, разработана методика их применения.
Актуальность темы в том, что перед педагогами в начальной школе стоит главная задача: формирование орфографических навыков и умений, потому что именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня.
Так что же является основной причиной орфографических ошибок - отсутствие орфографической зоркости или низкий уровень ее сформированности?
К данной теме обращались многие ученые и учителя, но, не смотря на это, методика обучения и учебные пособия несовершенны. В обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы в момент письма.
Изучение работ П. С. Жедек, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовского, касающихся этого вопроса, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко - буквенного анализа слов».
Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жутков, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его правильное применение, то есть решение орфографической задачи.
Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда обучающийся видит объект правила - орфограмму, только сумев найти ее можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, снижающих развитие орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.
Повышение эффективности обучения младших школьников правописанию мы связываем с развитием орфографической зоркости.
Тема исследования: формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости у детей младшего возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме, связанной с формированием орфографической зоркости у младших школьников.
2. Изучить методы и приемы для эффективного формирования орфографической зоркости детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальных классов в аспекте работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Подобрать диагностический материал и определить уровень
сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений для повышения уровня
сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
База исследования: БМАОУ СОШ № 2 города Березовского
Свердловской области, 3 «Г» и 3 «В» классы.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В данной работе мы рассматривали одну из актуальных тем для начальной школы - формирование у школьников прочных орфографических навыков, ведь грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного.
Орфографическая зоркость - это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения, а на последующем - на основе нахождения образа - ориентира.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты, которые связаны с коммуникативной направленностью письменной речи. Описаны этапы осознанного орфографического действия: постановка орфографической задачи - опознание орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия и решение данной задачи.
На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает современный метод обучения грамоте, предусматривающий изучение языковой стороны языка, развитие фонематического слуха.
Орфографическая зоркость в разной степени развита, как у взрослых, так и у детей. Главная задача педагога ее развитие в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, движение руки и комбинированное восприятие, и запоминание орфограмм.
Знание психологических особенностей обучающихся поможет учителю в выборе методов и приемов обучения к каждому конкретному орфографическому действию.
В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели - сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Главное - работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного.
Орфографическая зоркость - это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения, а на последующем - на основе нахождения образа - ориентира.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты, которые связаны с коммуникативной направленностью письменной речи. Описаны этапы осознанного орфографического действия: постановка орфографической задачи - опознание орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия и решение данной задачи.
На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает современный метод обучения грамоте, предусматривающий изучение языковой стороны языка, развитие фонематического слуха.
Орфографическая зоркость в разной степени развита, как у взрослых, так и у детей. Главная задача педагога ее развитие в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, движение руки и комбинированное восприятие, и запоминание орфограмм.
Знание психологических особенностей обучающихся поможет учителю в выборе методов и приемов обучения к каждому конкретному орфографическому действию.
В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели - сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Главное - работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка (Московский Городской Открытый Колледж)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников (Государственный гуманитарно-технологический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование орфографических умений у младших школьников при использовании методов проблемного обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формы и способы использования аудиодиктантов при формировании
орфографической зоркости младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





