Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оппозиционные настроения в высших учебных заведениях Российской империи на рубеже XIX-XX вв.

Работа №95701

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика российского студенчества конца XIX - начала XX вв 10
1.1. Численность студентов 10
1.2. Сословный и гендерный состав студентов 16
1.3. Материально-бытовые условия жизни студенчества 23
Глава 2. Формы протестов студенчества конца XIX - начала XX веков 29
2.1. Нарастание недовольства в студенческой среде 29
2.2. Студенческое волнение 1899 г 35
2.3. Участие студенческой молодежи в революционных событиях 1905 г 42
Заключение 47
Список источников и литературы: 50
Приложение 53

Мы - не борцы.
Мы только тень борцов, Упавшая от солнца за горами, Мы лишь гонцы грядущих в мир творцов, Богатых мыслию и знаньем и дарами; Мы только ласточки, оставившие юг, Чтоб возвестить природы обновление, Мы только весть несем, что кончился недуг И что врачи сулят больной выздоровление.
Эта выдержка из стихотворения студенческой литературы начала XX века отражает оппозиционные настроения молодежи и отношение к социальным волнениям того времени.
Российское студенчество, сложившееся как определенная общественная группа в XVIII веке, наиболее ярко выступила на историческую арену в XIX веке, играя значительную роль в общественной жизни России.
В современный период участие студентов в революционных событиях рубежа XIX-XX вв., до сих пор привлекает к себе пристальное внимание исследователей и популяризаторов истории, ведь проблематика этого вопроса далеко не исчерпана. В частности, слабо изученным остаётся влияние революционной эпохи на студенческую и учащуюся молодёжь, на её гражданскую позицию и жизненный сценарий, участие в политической борьбе и общественно-педагогическом движении.
«Барометр общества»2 и «барометр партии»3 - так назвали молодежь того времени педагог и врач Н. И. Пирогов и революционер Л. Д. Троцкий. Однако, наибольшее влияние на политическую и общественную жизнь страны оказывала именно студенческая молодежь. Это обусловлено тем, что студенчество дореволюционного периода представляло собой самую большую по численности группу интеллигенции. Учащаяся в высших учебных заведениях молодежь обладала хорошими знаниями и была всесторонне развита, что позволяло ей критически оценивать реальность.
Необходимо отметить, что и в настоящее время студенчество играет заметную роль в общественной жизни страны, что подтверждается наличием различных молодежных объединений, отрядов, движений и партий. Большое количество волонтеров, участников массовых протестов и демонстраций, петиций являются представителями молодежи. Что показательно, молодое поколение является наиболее политически активной частью российского общества, что объясняется наличием молодежных отделений политических партий, например: «Молодежная гвардия Единой России», «Молодежное яблоко» и т. д. Так же немаловажно существование Молодежного парламента, в том числе Свердловской области.
Для определения влияния студенческой молодежи на политическую обстановку в дореволюционной России необходимо изучить, как увеличилось количество студентов в рассматриваемый нами период, а также сословный и гендерный состав, что помогает определить причину общественных настроений учащейся в высших учебных заведениях молодежи. Все это определяет несомненную актуальность и практическую значимость исследования.
В связи с этим неудивительно, что данная проблема интересует не только отечественных исследователей, но и зарубежных, в частности, заслуживает отдельного внимания монография американского историка С. Д. Кассова, который достаточно полно изучил студенчество рубежа XIX-XX веков.
Объектом исследования являются оппозиционные настроения в высших учебных заведениях Российской Империи на рубеже XIX-XX вв.
Предметом исследования выступает анализ представлений американского историка С. Д. Кассова об оппозиционных настроениях студенчества в России на рубеже XIX-XX вв. в труде "Students, Professors and the State in Tsarist Russia"4. Эта работа никогда не переводилась на русский язык, поэтому ее анализ представляет интерес как в научном, так и учебно­методическом аспектах.
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница определена второй половиной 1880-х годов. Это связно с тем, что именно в этот период активно нарастает недовольство в студенческой среде, вызванное Университетским уставом 1884 года, полицейским произволом и реакционной политикой царского правительства. Верхней границей является Февральская революция 1917 года, когда студенчество влилось в общий революционный поток.
Территориальные рамки исследования: территория Российской
империи изучаемого периода, а именно наиболее крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург.
Традиционно историографию по изучаемой проблеме можно поделить на дореволюционную, советскую и современную. Порой, в зависимости от того, к какой из этих исторических школ принадлежит исследователь, зависят результаты научной работы.
Изучение истории высшего образования имеет прочную историографическую традицию. С конца 70-х годов XIX века начали выходить фундаментальные труды по истории отдельных университетов. Однако, что касается истории изучения студенчества, первым опытом можно считать работу С. П. Мельгунова5. Наиболее серьезные работы написаны Р. Выдриным6, С. Г. Сватиковым7, в которых изучается проблема студенчества накануне революционных потрясений 1917 года. Дореволюционная историография достигла некоторых успехов в изучении истории студенчества, однако прочной фактической базы создано не было, работа с архивными документами была только начата.
Многие советские историки в своих трудах освещали проблему студенческого движения и студенчества в связи с революционным движением, с участием в движении студентов большевиков, как, например, П. С. Гусятников в своей монографии «Движение революционно-демократического студенчества России с 1899 по 1907 гг.», изданной в 1971 году8. Исследованию положения и истории русской интеллигенции посвящены работы В. Р. Лейкиной-Свирской9, в рамках изложения проблем русской интеллигенции Вера Романовна изучает и студенческую молодежь, включая учащихся высших учебных заведений, и ее состав. Также в советское время рассматривали вопрос о студенчестве такие историки, как В. П. Яковлев10, Н. Я. Олесич11 и другие.
Современный период характеризуется еще большим исследовательским интересом к истории студенчества конца XIX-начала XX века. Это объясняется возрастанием доступности новых источников по изучению данной темы и определенным плюрализмом мнений после распада СССР. В основном работы представлены в виде диссертаций и научных статей, например, диссертация Н. Г. Завадского12, П. В. Гришунина13, А. М. Феофанова14.
Наиболее известным специалистом по студенчеству изучаемого нами периода является российский историк А. Е. Иванов, всесторонне изучающий в своих работах высшие учебные заведения, в том числе он приводит статистику обучающихся и университетов, описывает быт и повседневную жизнь студенчества, их кооперации, а так же ученые степени и профессоров университетов. Три его основные работы, в которых описывается жизнь высших учебных заведений изучаемого нами периода: «Студенчество России конца XIX-начала XX в.: социально-историческая судьба»15, «Мир русского студенчества. 80-е годы XIX-начало XX в.»16., а так же «Высшая школа России конца XIX-начала XX в»17, которая представляет для нас наибольший интерес, так как проблематику нашего исследования можно рассмотреть в том числе со стороны профессорско-преподавательского состава и, что немаловажно, их взаимоотношение со студенчеством в этом период.
Источниковая база, составившая основу исследования, прежде всего, представлена трудом С. Д. Кассов «Студенты, профессора и государство в царской России», изданным в 1989 году, в Калифорнии. Эта монография имеет объем в 480 страниц, ее основная часть состоит из введения, 8 глав и заключения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение студенчества рубежа XIX и XX веков является распространенной темой для многих исследований, так как именно в этот период студенчество меняет свой облик и начинает играть существенную роль в общественно-политической жизни Российской Империи.
Именно студенческая молодежь с этого периода начинает играть одну из важнейших ролей в революционном движении и общественно­политической жизни страны, постоянно протестуя и устраивая волнения. Одной из причин этой трансформации места обучающихся в высших учебных заведениях является демократизация состава студентов в университетах и институтах. В этой связи необходимо по количественным показателям проанализировать на сколько сильно в данный период изменилась сама численность, сословный и гендерный состав.
Исходя из поставленных задач, мы рассмотрели причины и предпосылки нарастания недовольства в студенческой среде на основе труда С. Д. Кассова и сопоставили его точку зрения на нее с мнениями отечественных специалистов.
По мнению С. Д. Кассова система образования в царской России конце XIX-начале XX веков стремительно развивалась и отличалась разнообразием. В этот период резко увеличилась общая численность студентов и к обучению в высших учебных заведениях стали допускаться низшие слои населения и женщины, хоть и для них были созданы специальные учреждения. Мнения отечественных исследователей по этому вопросу разделились, например, А. Е. Иванов не отрицает некоторого развития системы российского высшего образования, но считает, что этого недостаточно, и Россия в этом плане все равно существенно отставала от других развитых стран.
В изучаемой нами работе американского историка достаточно подробно рассмотрена численность и гендерный состав студентов, однако эти данные представлены только в таблицах, которые основаны на трудах других специалистов. При этом С. Д. Кассовым не проведена критическая оценка и анализ источников, по которым работали П. Алстена и Р. Даджона. Что касается сословного состава студентов, историк пишет лишь о стимулах для низших сословий для поступления в высшие учебные заведения.
Также важной для понятия причин недовольства студенчества является проблема материально-бытовых условий жизни, которую С. Кассов не обошел стороной, и его мнение по ней во многом совпало с мнением отечественных исследователей данной проблематики. Например, все исследуемые нами труды называют уровень жизни учащейся молодежи достаточно низким, отмечают постоянное отсутствие денег, недостаточную поддержку со стороны государства, и как следствие, недовольство правительством.
Проанализировав написанное С. Д. Кассовым по заявленной проблематике, можно сделать вывод, что демократизация состава обучающихся в университетах и институтах, условия их жизни были затронуты в труде американского историка, однако этому было уделено гораздо меньше внимания, чем в трудах отечественных историков. Основной проблемой труда “Students, Professors and the State in Tsarist Russia”, являются студенческие волнения и студенческое революционно движения, а эти предпосылки неразрывно с ней связаны.
Затем, исходя из поставленных задач, мы изучили точку зрения зарубежного исследователя по проблеме участия студентов высших учебных заведений в волнении 1899 года и революционны событиях 1905 года.
В результате мы можем сделать вывод о том, что взгляды современного зарубежного историка и отечественных по этому вопросу различны. Особенно несоответствие проявляется при сопоставлении исследуемой нами монографии и дореволюционной отечественной литературы. Авторы дореволюционных исследований в основном считают началом нарастания революционных настроений ограничение академических прав, С. Д. Кассов с ними согласен, однако немаловажной причиной считает также, то что студенчеству того времени свойственны оппозиционные настроения вне зависимости от причины, они всегда ее найдут, чтобы доказать свои неотъемлемые права. Преимуществом работы зарубежного историка является горазда большее количество подробной информации, фактов и имен. Это может объясняться несколькими причинами. Во-первых, со временем стало возможно использовать для научной работы материалы, ранее недоступные. Во- вторых, в конце XIX-начале XX вв. действовала цензура, что не позволяло исследователям в полной мере выразить свои мысли.
При сравнительном анализе труда С. Д. Кассова и современных отечественных историков, изучающих данный вопрос также заметны различия. В целом, и те, и другие считают виновной в тех событиях внутреннюю политику государства, особенно политику по отношению к высшим учебным заведениям. Однако, мы можем заметить, что отечественные историки более лояльно высказываются об участии студентов в волнении 1899 года и Первой русской революции, а также большинство из них считают, что студенчество редко руководствовалось политическими целями в своих действиях, наиболее сильно они хотели добиться своих, академических. Их зарубежный коллега же причисляет студенчество к политически активной группе, остро реагирующей на все изменения общественно жизни вне академического мира.


1. Аврус, А. И. История российских университетов [Текст] / А. И. Аврус. - М. : Московский общественный научный фонд, 2001. — 85 с.
2. Багдасарян, В. Э. Мотивы девиантного поведения студенчества в конце XIX — начале ХХ в. // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII—XXI века). Всероссийская научная конференция. Сборник научных статей [Текст] / В. Э. Багдасарян. - М., 2004. - 181 с.
3. Борисенко, М. В. Участие студенчества Петербургского университета в революционном движении в 1907 г. — феврале 1917 г. // Очерки по истории Ленинградского университета. - Т. 5. - М,1984.- 325 с.
4. Вишленкова, Е. А., Галиуллина, Р. Х, Ильина, К. И. Русские профессора. Университетская корпоративность или профессиональная солидарность [Текст] / Е. А. Вишленкова, Р. Х. Галиуллина, К. И. Ильина. - М. : Новое литературное обозрение, 2012. - 650 с.
5. Выдрин, Р. Основные моменты студенческого движения в России [Текст] / Р. Выдрин. - М. : Студенческий Голос, 1908. - 380 с.
6. Гришунин, П. В. Студенчество столичных университетов: структуры повседневной жизни. 1820—1880-е гг. автореф. дис... канд. ист. наук: 07.00.02. / П. В. Гришунин. - СПб., 2005. - 26 с.
7. Гусятников, П.С. Революционное студенческое движение в Росси и 1899-1907 гг. [Текст] / П. С. Гусятников. - М. : Мысль, 1971. - 264 с.
8. Горохов В. Из истории студенческого движения 1899-1906 [Текст] / В. Горохов, Г. Энгель. — Спб. : В.К. Сердаковский, 1906. — 128 с.
9. Иванов, А.Е. Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской империи конец XIX - начало XX в. // Отечественная история. - 2002. - № 4. - С. 38.
10. Иванов, П. К. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы (очерки) [Текст] / П. К. Иванов. - М., 1903. - 356 с.
11. Иванов, А. Е. Высшая школа России в конце XIX-начала XX века [Текст] / А. Е. Иванов. - М., 1991. - 392 с.
12. Иванцов, А. А. Историческая записка о деятельности Общества для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета за 25 лет его существования. (1874-1898) / сост. член комитета А. Иванцов. - М. : Типо-лит. В. Рихтер, 1899. - 115 с.
13. Кружинов, В. М. «Новый курс» Л. Д. Троцкого и большевистская элита Урала // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — 2013. —Вып. 2. — С. 113—120.
14. Леванов, Б. В., Корнилов В. А., Рябов, В. В. Революционно­демократический лагерь. // История России XIX—ХХ вв. [Электронный ресурс]. URL. : https://docplayer.ru/44381591-B-v-levanov-v-a-kornilov-v-v- ryabov-istoriya-rossii-xix-hh-vv.html (Дата обращения 02.05.2018)
15. Марголис, Ю. Д. Студенческие переписи в России в 1872-1912 гг. // Средневековая и новая Россия. Сборник научных статей к 60-летию профессора Игоря Яковлевича Фроянова / Ю. Д. Марголис. - СПб.: 1996...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ