Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у начинающих эстрадных исполнителей представлений о певческой манере в условиях дополнительного образования

Работа №95699

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕВЧЕСКОЙ МАНЕРЕ 8
1.1. Характеристика певческой манеры в эстрадном исполнительстве 8
1.2. Возможности формирования у детей дошкольного возраста
представлений об определенной эстрадной певческой манере 13
1.3. Условия формирования представления у эстрадных исполнителей о
певческой манере в детском творческом объединении 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У НАЧИНАЮЩИХ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕВЧЕСКОЙ
МАНЕРЕ 29
2.1. Начальная диагностика представлений о певческой манере у
начинающих эстрадных исполнителей 29
2.2. Опытная работа по реализации условий для формирования
представлений о певческой манере 33
2.3. Итоговая диагностика представлений о певческой манере у начинающих
эстрадных исполнителей 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53


Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в людях эстетику восприятия мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. Это многоуровневая система, которая включает в себя различные виды и жанры музыкального творчества, в том числе и певческую культуры, в частности эстрадную. О развитии культуры говорится в концепции художественного образования. Но для реализации требований данной концепции следует обратить внимание на все виды художественной деятельности, в том числе и на вокальное образование.
В настоящее время существует много работ, посвященных вокальному образованию, но в основном классической, академической направленности (Дж. Б. Ламперти, А.Г.Манабени, Ф.Ф. Заседателев и др.), но мало работ по эстрадному вокальному исполнительству.
В наши дни происходит популяризация эстрадного пения. Это связано с появлением в стране различных телевизионных конкурсов, вокальных проектов для одарённых детей. Интерес к вокальному исполнительству обуславливается желанием родителей сделать из ребенка профессионального артиста, поэтому в результате повышенной активности в этой сфере искусства открываются вокальные студии для детей дошкольного возраста.
Практика показывает, что ребенок не имеет представления о певческих манерах, копируя популярных исполнителей, поёт так, как ему удобно и легко. Но это не означает, что он это делает правильно. Постановка голоса требует работы с профессиональным педагогом по вокалу, систематических занятий и, непосредственно, замотивированность самого начинающего певца.
Формирование представлений о певческой манере может представлять комплекс условий, обеспечивающий эффективную работу с начинающими певцами. Но зачастую эти условия реализуются некачественно, так как ощущается неопытность педагога в неправильном подборе упражнений, наглядного и музыкального материала, неверность представлений о певческой позиции, манере и т.д.
Противоречие между разработанностью проблемы формирования представлений о певческой манере в методической литературе по обучению академическому и народному пению, и отсутствие разработок комплексов формирования представлений об эстрадной манере пения у начинающих вокалистов позволили сформулировать проблему исследования - поиск теоретических и методических оснований для формирования у начинающих эстрадных исполнителей представлений о певческой манере.
Обозначенное выше противоречие позволяет сформулировать актуальность исследования, которая обуславливается повышенным интересом к обучению детей эстрадному пению у самих детей и у родителей. Однако, у педагогов, осуществляющих процесс обучения, ощущается нехватка знаний о современных методах обучения детей эстрадному вокалу, а также о методах формирования представления у обучающихся о певческой манере.
Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование у начинающих эстрадных исполнителей представлений о певческой манере в условиях дополнительного образования» (на примере детского творческого объединения «Маленькая страна» г.Екатеринбурга).
Цель исследования заключается в определении и апробации условий для формирования у начинающих эстрадных исполнителей представлений о певческой манере в условиях дополнительного образования.
Объектом исследования является процесс музыкального образования детей дошкольного возраста в вокальной студии.
Предмет исследования: условия формирования представлений о певческой манере у начинающих исполнителей в результате обучения.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования у начинающих эстрадных исполнителей дошкольного возраста о певческой манере в условиях дополнительного образования будет наиболее продуктивным, если:
- организация занятий предусматривает обобщение передовой зарубежного и отечественного опыта о процессе формирования представлений о певческой манере у дошкольников;
- применение видеотеки будет основным учебно-наглядным материалом для формирования представлений о певческой манере у дошкольников в вокальной студии;
- использование игровых и импровизационных упражнений для формирования у начинающих эстрадных исполнителей представления о певческой манере в условиях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и музыкально-педагогическую литературу;
2. Рассмотреть историю становления вокальных стилей и певческой манеры;
3. Определить возможности формирования у детей дошкольного возраста представлений об определенной эстрадной певческой манере;
4. Определить условия для формирования певческой манеры у начинающих эстрадных исполнителей;
5. Проверить эффективность условий формирования певческой манеры в процессе опытной работы.
Для достижения цели и задач исследования использовался комплекс методов:
- теоретических: изучение и анализ специальной литературы по педагогике, педагогической психологии, дидактике, вокальной технологии и методике, искусствознанию, физиологии, психологии и фониатрии; обобщение педагогического опыта обучения эстрадному пению.
- эмпирических: опытная работа с обучающими вокальной студии; анализ вопросов звукообразования и звуковосприятия у певцов различных жанровых направлений: фониатрические обследования певцов, аудио- и видеофрагменты, педагогические наблюдения, статистическая обработка полученных данных.
Теоретико - методологической основой послужили научные положения о проблемах постановки певческого голоса Ф.Ф. Заседателева, И.Б. Бархатовой, В.А. Багадурова, Ф.Ф. Витта идеи развивающего обучения В.В.Давыдова, М.В. Кузнецовой, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной.
При освещении жанрово-стилевых особенностей эстрадного вокального искусства мы опирались на основные положения У. Саржента, И.Б. Бархатовой, В.В.Тимохина, Г.А.Гараняна.
При анализе певческого звукообразования и звуковосприятия у певцов основополагающими были труды таких авторов, как: Р Юссон,
Л.Б. Дмитриев, В. П. Морозов, Г. П. Стулова, В. И. Юшманов, В. В. Емельянов, В. Л. Чаплин, М.В. Кузнецова, Д.Е. Огороднов, Сет Риггс, Д.В. Люш и др.
Опытная работа проводилась на базе детского творческого объединения образцового коллектива «Маленькая страна» г.Екатеринбурга. Всего в опытно-поисковой работе приняло участие 12 начинающих эстрадных исполнителей старшего дошкольного возраста.
Апробация и внедрение основных положений настоящего исследования осуществлялась: а) в ходе практической (исполнительской и преподавательской) деятельности автора; б) в процессе опытно-поисковой работы в детской вокальной студии; в) через публикацию материалов по теме исследования (статья на тему «Представление о певческой манере у начинающих исполнителей»); г) в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, а также в процессе обсуждения диссертации на заседаниях кафедры.
Научная новизна исследования.
1. Установлено, ЧТО создание и внедрение условий формирования представлений о певческой манере у начинающих исполнителей являются эффективным средством в обучении эстрадному пению.
2. Выявлены условия формирований представлений о певческой манере:
- создание видеотеки;
- внедрение голосовых игр и игр-имитаций на ту или иную певческую манеру;
- включение в процесс обучения вокальных упражнений, упражнений на дыхание, импровизацию;
- составление репертуарных сборников.
3. Обоснованы формы реализации условий формирования о певческой манере (вокальные занятия, игровые занятия, беседы, занятия с использованием видеоматериалов, танцевальные занятия).
Теоретическая значимость исследования.
1. Уточнена сущность понятий «манера пения», которая трактуется как целый комплекс вокально-исполнительских средств и приёмов, а также описаны характерные особенности каждой манеры (народная, академическая и эстрадная);
2. Выявлены возможности формирования «представления» у детей об эстрадной манере.
Практическая значимость исследования.
1. Выявлены критерии и показатели оценки сформированности представлений о певческой манере у начинающих исполнителей: знание о певческой манере и особенностях музыкального сопровождения, умение воспроизвести ту или иную певческую манеру, а также поведение и подачу исполнителей определенной манеры.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение литературы по проблеме формирования представлений о певческой манере у начинающих эстрадных исполнителей, результаты опытной работы позволили сформулировать следующие выводы:
1. Эстрадная, академическая и народная манеры исполнения имеют как отличительные, так и общие особенности звукоизвлечения. Та или иная манера исполнения требует особой постановки дыхания и голоса, голосоведения и подачи музыкального материала.
2. Формирование представление о певческой манере у начинающих исполнителей происходит в результате прослушивания разножанровой музыки, певцов, просмотра концертов, театральных представлений, что позволяет им различать певческие манеры и воспроизводить по своим голосовым возможностям. Представление об особенностях эстрадного исполнения у дошкольников неясное, так как нет четких отличий от других манер, ведь приёмы академического и народного пения широко используются в эстрадном исполнительстве. А в силу своего возраста и голосовых возможностей начинающие певцы не могут точно воспроизвести фрагменты эстрадного пения, что влияет на представления о певческих манерах в целом.
3. Для формирования представлений у эстрадных исполнителей о певческой манере в детском творческом объединении необходимо создать условия, которые в дальнейшем реализуются в работе с детьми. Эти условия должны полностью соответствовать возрастным и голосовым возможностям начинающего певца: создание видеотеки, внедрение голосовых игр, вокальных и упражнений по сценическому движению, а также создание репертуарных сборников.
5. Важно объяснить обучающимся отличительные особенности манер пения и научить их петь в эстрадной манере, при этом используя техники академического и народного вокала. Для этого был разработаны условия для формирования представлений о певческой манере:
- метод визуализации (создание видеотеки и использование игр- имитаций на ту или иную манеру исполнения)
- упражнения на дыхание (упражнение на постановку нижнереберного дыхания)
- упражнения на артикуляцию (скороговорки и музыкально - ритмические попевки)
- вокальные упражнения (трель, пение на «МА»)
- упражнения на импровизацию.
6. При соотношении результатов начальной и итоговой диагностики, можно сделать вывод об эффективности реализации разработанных условий для формирования представлений о певческой манере у начинающих исполнителей в условиях дополнительного образования. Общий уровень по всем показателям имеет положительную динамику, а низкий уровень в итоговой диагностике по всем критериям практически не был представлен.



1. Абдуллин Э.Б. Научные исследования в области педагогики музыкального образования: проблемы и пути совершенствования / Педагогическое образование и наука, научно-методический журнал международной академии наук педагогического образования, № 5, 2011. - С. 4-9. (Журнал ВАК).
2. Ананичева Т. М., Суханова Л. Ф. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991. - 176 с.
3. Андреева Е. Специфика вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста / Е.Андреева // Искусство в школе, 2004. - № 2.
- С. 47-53.
4. Андреева И. Н. Эмоциональные особенности творческой личности / И.Н. Андреева // Психология. - 2003. - № 1. - С. 51-60.
5. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1975. - с. 20-22.
6. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968.
- 265 с.
7. Асафьев Б. В. О народной музыке : сб. статей / сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. - 249 с.
8. Аспелунд Л. Д. Развитие певца и его голоса. М., Л.: Музгиз, 1952. - 180 с.
9. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. — М., 1953. - 72 с.
10. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. - изд.2, перераб. и доп. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с., нот. 30.
11. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов : учебное пособие / И. Б. Бархатова. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2015. - 124 с.
12. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста [Электронный ресурс] : метод диагностики проблем : учебное пособие / И. Б.
Бархатова. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2015. - http:ZZe.lanbook.com/view/book/63594/
13. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990.
— 496 с.
14. Битус А.Ф. Певческая азбука ребенка. - Минск: Тетра Системс, 2011 г.
- 95 с.
15. Битус А.Ф. Развитие музыкальности ребенка в условиях дошкольного учреждения. Ж. «Пралеска», 2003, №12. - 178 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ