ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТРАДНОЙ
ХОРЕОГРАФИИ 8
1.1. Эстрадный танец: исторический аспект 8
1.2. Особенности лексики современного эстрадного танца 13
1.3. Методы и приёмы воплощения хореографического образа с
использованием лексики эстрадной хореографии 17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛЕКСИКИ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА 20
2.1. Этапы работы над хореографической композицией «Г ибискус» 20
2.2. Рисунок, описание движений хореографической постановки 22
2.3. Этапы работы над хореографической композицией «Нимфы» 30
2.4. Рисунок, описание движений хореографической постановки 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Танец на протяжении всего существования человечества, начиная с древнейших времен и по настоящее время, всегда являлся неотъемлемой частью жизни общества. На сегодняшний день, танец - это явление, которое быстро развивается, постоянно совершенствуется, приобретая новую форму и содержание. Вследствие чего возникают совершенно другие танцевальные стили и различные направления.
Разные авторы по-своему понимают и толкуют понятие «танец», в связи с популярностью и востребованностью какого-либо направления или стиля танца. На мой взгляд, универсальным можно считать следующее определение понятия «танец» - как искусства пластических и ритмических движений тела, что позволяет применить, это, толкование, практически к любому танцевальному направлению.
В настоящее время существует множество танцевальных стилей, направлений, каждый из которых имеет свои цели, свою лексику и свои особенности. Как указывает Н. Шереметьевская в своей книге «Танец на эстраде» (1985), эстрадная танец включает в себя современную хореографию. Современная хореография - это искусство танца, которое сформировалось на западе в 20-е годы XX века. Перечислим некоторые современные танцевальные направления, которые включает в себя эстрадный танец:
• эстрадный танец;
• клубный;
• House;
• strip-dance;
• Джампстайл;
• джаз-фанк;
• hip-hop;
• бальный танец;
• классический танец (балет);
• Vogue;
• Waaking;
• street dance;
• Locking;
• народные танцы;
• танец модерн;
• джаз-модерн;
• контемпорари (contemporary);
• контактная импровизация и др.
Все перечисленные танцевальные стили и направления всегда дополняют друг друга. Некоторые стили современного танца возникли благодаря балету или точнее сказать на основе классического танца.
Эстрадный танец - это вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка, предназначенная для эстрадного исполнения (обычно в концерте). Эстрадный танец всегда был одним из главных компонентов концертных программ и конкурсов, поэтому с момента возникновения эстрадное танцевальное искусство находилось в центре внимания ведущих деятелей культуры и искусства.
Со второй половины XX века и до настоящего времени, совершенствуясь, современный эстрадный танец приобретает новый смысл и новую роль, танец изменяет восприятие пластических мотивов в бытовой практике и находит новое отражение в теории культуры и философии. Современное искусство танца ищет неординарные пути создания танцевальных композиций. Это составляет в целом синтетическую природу танца и ставит данный феномен человеческой культуры на новый уровень композиционно-образных возможностей синтеза искусств, указывает Н.В. Юрлова [с. 4].
Вопросы развития танцевальной эстрады и подготовки профессиональных эстрадных танцоров получили освещение в исследованиях таких учёных, как Н.Т. Смирнов-Сокольский, И.Г. Шароев и другие. В настоящее время не ослабевает интерес специалистов к проблемам развития различных направлений современной эстрады, в том числе и эстрадного танца. В тоже время наблюдается интерес детей к этому виду хореографического искусства в рамках дополнительного художественного образования.
Как показывает практика, эстрадный танец имеет богатый воспитательный потенциал, необходимый для внутренней и внешней гармонизации личности, её эстетического развития, формирования художественного вкуса, развития воображения, творческой фантазии и т.д. Благодаря танцам дети получают новые впечатления и эмоции, раскрепощаются, чувствуют себя уверенней. Проводимые детские и юношеские танцевальные конкурсы, и фестивали различного уровня свидетельствуют о широком включении в концертные номера лексики различных видов эстрадного танца. В то же время многие педагоги- хореографы отмечают, что испытывают затруднения при составлении хореографических композиций с элементами лексики различных видов эстрадного танца. Это свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы «Технология создания хореографических композиций с использованием лексики эстрадного танца».
Цель работы: создать две хореографические композиции с использованием лексики эстрадного танца.
Объект художественно-творческого проекта: процесс создания хореографической композиции.
Предмет художественно-творческого проекта: технология включения лексики эстрадного танца в содержание хореографической композиции.
В соответствии с указанной целью задачами выпускной квалификационной работой являются:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Уточнить сущность понятий «драматургия танца». «композиция танца», «лексика танца».
3. Выявить особенности лексики «эстрадного танца».
4. Обосновать технологию включения элементов лексики эстрадного танца в хореографическую композицию.
5. Создать авторские хореографические композиции с элементами лексики эстрадного танца.
Методологической основой художественно-творческого проекта явились:
- основные положения возрастной психологии об особенностях развития подростков (13-15 лет). (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, А.В. Петровский и др.);
- основные положения теории обучения хореографическому искусству (А.Я. Ваганова, Л.Т. Дьякова, Д.В. Курников, И.В. Смирнов, Н.И. Тарасов и др.);
- основные положения истории развития эстрадного танца (Н. Шереметьевская);
- основные положения психологии о природе свободной импровизации (А. Дункан, Р. Захаров, В.Ю. Никитин, И. Сироткина, И.Ф. Яцковская и др.);
- основные положения постановочной работы в хореографическом искусстве (Р. Захаров Г.Е. Мурзабаева, А.В. Мелехов и др.);
- основные положения научных работ, освещающих вопросы обучения детей и молодежи современному танцу (О.М. Замятина, П.П. Мозгалёва и др.);
В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по теме исследования;
моделирование содержания хореографической композиции, выбор
художественных средств, воплощения художественного образа; проектирование этапов работы над хореографической композицией; прогнозирование результатов реализации художественно-творческого проекта;
- эмпирические: наблюдение за репетиционной деятельностью педагогов-хореографов, постановка хореографических композиций, эскизный поиск художественных выразительных средств, создание костюмов.
Практическая значимость проекта: данные хореографические композиции можно использовать в репертуаре детских танцевальных коллективов, учреждений общего и дополнительного образования, танцевальных студий.
Ключевые слова: ЭСТРАДА, ДЕТИ, СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ, ДЖАЗ-ТАНЕЦ, КОНТЕМПОРАРИ ТАНЕЦ, СВОБОДНАЯ ПЛАСТИКА, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, ПОСТАНОВКА ТАНЦА, ИНТЕРПРИТАЦИЯ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Изучая тему выпускной квалификационной работы, мы можем сделать вывод о том, что эстрадный танец действительно имеет богатый воспитательный потенциал, необходимый для внутренней и внешней гармонизации личности, её эстетического развития, формирования художественного вкуса, развития воображения, творческой фантазии и т.д.
Эстрадная хореография базируется на:
1. Эмоциональной составляющей танца;
2. Музыкальности;
3. Выполнения сложный танцевальный и акробатических элементов.
Благодаря танцам дети получают новые впечатления и эмоции, раскрепощаются, чувствуют себя уверенней. Проводимые детские и юношеские танцевальные конкурсы, и фестивали различного уровня свидетельствуют о широком включении в концертные номера лексики различных видов эстрадного танца.
Цель эстрадной хореографии - создать эффект небольшого шоу, донести настроение зрителю. В настоящее время танцоры чтобы достигнуть цели используют следующие способы:
1. Декорации;
2. Эффектные костюмы;
3. Актёрское мастерство;
4. Сложные танцевальные и акробатические трюки и т.д.
Создавая танцевальные постановки - композиции, педагог-хореограф или балетмейстер воздействуют, посредством хореографического искусства, на эстетическое воспитание общества в целом, на эмоциональную культуру участников постановочного процесса. При создании целостного художественного произведения, сохраняются все законы композиционного построения.
Танцевальная композиция - это в первую очередь, органически связанная совокупность танцевальных движений, образующих некое единое целое. И прежде всего, это то, что видит зритель. Основным признаком танцевальной композиции следует считать наличие некого закодированного символического содержания, передаваемого посредством сменяющих друг друга рисунков движений. Именно через них раскрывается содержание. Рисунок и движения, другими словами, хореографический текст, в композиции реализует композиционное действие.
Каждый эпизод постановочной композиции должен иметь чёткую драматургию, служить определённой цели и решать определённую задачу. Каждое действующие лицо в танце показывает свой характер, даёт информацию зрителю, которая отражается в его лексике танца, позах, движениях, мимике и т.д., рассказывает пластикой тела о своём образе - герое, и это благодаря только правильно составленному действию постановщиком.
Рассматривая эстрадный танец в своей работе, который является инструментом для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики, можно сказать, что средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. С помощью эстрадной хореографии, имея лексическую свою особенность, можно передавать неповторимые, индивидуальные хореографические образы, давать авторскую иную форму различными произведениями или сочинять свои, передовая их своеобразным стилевым языком танца, не похожим на традиционные танцевальные тексты.
Таким образом, при создании танцевальной композиции, на мой взгляд, балетмейстер или постановщик, педагог-хореограф должен обладать многими талантами: развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами, сочинять разнообразные танцевальные композиции, знание азбуки классического танца, извлекать различную информацию из источников изобразительного и художественного искусства, драматического театра и многого другого.
Танцевальная композиция должна обладать следующим:
1. Идейностью;
2. Лаконичностью;
3. Оригинальностью замысла и его воплощения;
4. Современностью и доходчивостью выразительных средств;
5. Одухотворённостью исполнения.
Эстрадный танец всегда был одним из главных компонентов концертных программ и конкурсов, поэтому с момента возникновения эстрадное танцевальное искусство находилось в центре внимания ведущих деятелей культуры и искусства.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 1998. 672 с.
2. Баранов А. Б. Создание условий для формирования позитивного отношения к культурным ценностям в процессе обучения танцу// Дополнительное образование. 2005. № 10. С. 53-56.
3. Балет, танец, хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий /сост. Н.А. Александрова. СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. 416 с.
4. Балет. Энциклопедия / под ред. Ю. Григоровича. М.: Советская энциклопедия, 1981. 623 с.
5. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 25.: Струнино- Тихорецк/под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1976. 600 с.
6. Бухвостова Л. В. Мастерство хореографа. Орёл: ОГИИК, 2004. 144 с.
7. «Драматургия балетного театра 19 века» М.: Искусство, 1977. Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь. И. Шнейдер.
8. Дьяконова Л.Т. Статья «Танец как феномен культуры», электронный журнал «Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) / Л.Т. Дьякова.2011. № 3.
С. 155 158.
9. Европа второй половины XX века. [Электронный ресурс]. URL: http://st- wo.narod.ru
10. Еремина М. Ю. Роман с танцем / М.Ю. Еремина. СПб ; ООО ТФ «Созвездие», 1998. 252 с.
11. Есениным, / А. Дункан. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1998. 448 с.
12. Жак - Далькроз Э. Ритм/ Э. Жак-Далькароз. М.: Классика XXI, 2002. 125 с.
13. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. 160 с.
14. Захаров Р. «Записки балетмейстера»/ Р. Захаров. М.: Искусство, 1976.
15. Захаров Р. Слово о танце /Р. Захаров. М.: Молодая гвардия, 1977, 159 с.
16. Захаров Р. Сочинение танца/ Р. Захаров. М.: Искусство, 1983, 1989, 237 с.
17. Кириллов А. П. Мастерство хореографа: учебное пособие. М.:МГУКИ, 2006. 154 с.
...