Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типологические особенности имиджа педагога

Работа №95695

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования имиджа педагога 9
1.1. Феномен имиджа в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2. Специфика педагогической деятельности 19
1.3. Имидж педагога как предмет психологических исследований 27
Глава 2. Эмпирическое исследование типологических особенностей имиджа педагога 37
2.1. Организация и методы исследования имиджа педагога 37
2.2. Анализ типологических особенностей имиджа педагога 63
2.3. Методические рекомендации для педагогов по формированию
позитивного имиджа 78
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения 88


В последнее время актуальность исследования проблемы формирования имиджа приобретает все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества. Тем самым, на сегодняшний день модернизирование образовательной системы значительно повышает уровень качества образовательных услуг. Следовательно, растет роль самих учреждений и тех, кто оказывает данные образовательные услуги. Действительно, важно понимать, какому педагогу общество в целом и семья в частности готовы доверить воспитание детей. Ведь педагог способствует формированию личности ученика. А положительное впечатление может произвести только такой педагог, который владеет теоретическими знаниями и методическим инструментарием своей профессии, обладает профессионально-значимыми качествами и гармоничным образом в целом, что подразумевает наличие визуальной привлекательности, вербальных и невербальных проявлений, образа его мышления, поступков, действий, духовного и интеллектуального развития, интересов, ценностей. Формирование имиджа педагога, является одним из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности. Имидж помогает педагогу привлечь к себе внимание, создать положительный образ, расположить к себе обучающихся, родителей, коллег, позволяет добиться успехов в профессиональной деятельности. Внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Поэтому в настоящий момент становится актуальным изучение феномена имиджа и его особенностей, как одного из профессионально важных качеств современного педагога.
Проблемой изучения имиджа занимались ряд отечественных и зарубежных ученых. Данные труды остаются актуальными на сегодняшний день. Так, например, П.М. Якобсон, Х. Миккин, Е.Ф. Бажин, В.А. Лабунская, К.Д. Шафранская изучали имидж с позиции направления, которое отражает психологические механизмы поведения человека и прочтения окружающими этого человека людьми. С.С. Галагудзе, Н.П. Ерастов, А.А. Леонтьев, В.Х. Манеров, А.К. Никитченко акцентировали внимание на важности прочтения вербального поведения человека по сравнению с невербальным при оценивании образа личности. Также В.И Зацепин, Я.Л. Коломинский, Л.Б. Филонов, Л.А. Петровская поддерживали эту точку зрения и добавляли о важности выяснения характера влияния на восприятие человеком других людей. Д. А. Горбаткин, Е.В. Гришунина, И.Ю. Никольская, С.К. Сергиенко изучали факторы формирования имиджа, а содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности исследовала С.В. Яндарова. А также структура, половозрастные особенности восприятия и технологии формирования имиджа педагога исследовались Н.М. Шкурко. Также при исследовании феномена имиджа можно отметить работы таких авторов как А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, А. Маслоу, Г. Олпорт, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, А.А. Калюжный, Р.Ф. Ромашкина, П.С. Гуревич, В.Д. Попов, И.А. Федоров, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский. Которые указывали, что имидж педагога выступает как интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств и особенностей, которые способствуют эффективности субъекта профессиональной деятельности. При этом окружающие оценивают в совокупности личностные и профессиональные качества педагога.
Несмотря на то, что проблема формирования имиджа педагога выступила предметом отдельных исследований и является ключевой для ряда наук, вопросы к природе и сущности имиджа остаются недостаточно изучены и наиболее актуальны. Мы, в свою очередь, в нашей работе продолжаем более глубокое изучение закономерностей и особенностей данного феномена.
Объект исследования- имидж педагога.
Предмет исследования- типологические особенности имиджа педагога общеобразовательного учреждения.
Цель - исследовать типологические особенности имиджа педагога. Задачи:
1. Изучить феномен имиджа в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть специфику педагогической деятельности.
3. Обосновать необходимость изучения имиджа педагога как предмета психологических исследований.
4. Исследовать особенности имиджа педагогов общеобразовательной организации.
5. Провести анализ типологических особенностей имиджа педагога.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию позитивного имиджа.
Гипотеза исследования - содержание структурных компонентов имиджа педагога представлено специфическим сочетанием и индивидуальным своеобразием элементов, комбинация которых позволяет выделить типы имиджа педагогов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили философские, социально-психологические и педагогические концепции зарубежных и отечественных авторов, составившие гносеологическое ядро нашего исследования, позволившие обосновать феномен имиджа педагога. В основу исследования теоретико-прикладных аспектов имиджа педагога была положена концепция имиджа, автором которой является Е.Н. Григорян. А также научно-психологические теории по исследованию природы имиджа (И.А. Федоров, А.В. Беляева, Б.Г. Ананьев). В выявлении педагогических условий влияния имиджа педагога на процесс становления личности обучающихся были использованы труды Ю.Н. Кулюткина, Б.Т. Лихачева, Л.И. Божович. В выявлении структуры и специфики педагогической деятельности были положены идеи В.А. Сластенина, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.А. Зимней. Зарубежные психолого-педагогические теории, объясняющие влияние «Я-концепции» на обучающихся (К. Роджерс, Р. Бернс, Д. Фрейберг).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
-обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
-психологические (психодиагностические и психолого-педагогические);
-математико-статистические методы (На первом этапе ко всему массиву исходных результатов применялся кластерный анализ (метод Уорда), позволяющий разделить выборку на качественно однородные группы.
На втором этапе исходные данные испытуемых каждой группы подвергались факторному анализу варимакс-методом с применением преобразования Кайзера и метода Кеттелла- «каменистая осыпь», что позволило выделить факторную структуру компонентов имиджа педагога специфичную для каждой группы).
В эмпирической части работы были использованы следующие методики.
Для изучения экстернального компонента имиджа педагога нами были использованы:
1. Методика определения уровня перцептивно-невербальной компетентности. (Г. Я. Розен.), направленна на выявление степени выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст общения. Определяется данные умения по трем группам: 1) с низким уровнем невербальной компетентности; 2) с умеренным уровнем невербальной компетентности; 3) с высоким уровнем невербальной компетентности.
2. Тест для определения стратегии самопрезентации личности в одежде (Е.А. Петрова), направлена на определение преобладающей концепции самопрезентации педагогов - «Ублажающей» или «Самоконструирующей».
3. Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л.А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо), позволяющая определить доминирование той или иной эмоциональной модальности (радость, гнев, страх, печаль).
Для изучения деятельностного компонента мы использовали следующие методики:
1. Тест «Психологический портрет учителя». (Г.В. Рязапкиной и З.В. Рязапкиной), направленный на выявление особенностей педагога по параметрам, связанным с компетентностью и эффективным осуществлением профессиональной деятельности, а также приоритетные ценности учителя, психоэмоциональное состояние, стиль преподавания, самооценка.
2. Диагностика уровня саморазвития и профессионально - педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), направленная на выявление уровня стремления к саморазвитию, уровня самооценки личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, уровня оценки проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации.
Для изучения интернального компонента нами использовались следующие методики:
1. Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева, направлена на выявление особенностей внутренней динамики самосознания, структуры и специфики отношения личности к собственному «Я», которое оказывает регулирующее влияние на все аспекты поведения человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций.
2. Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. (форма А), направленный на изучение особенностей характера, склонностей, интересов личности, а также определение индивидуально-личностных особенностей педагога.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28, г. Екатеринбург;
Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №120, г. Екатеринбург; Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 155, г. Екатеринбург; Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14, г. Полевской. В исследовании приняли участие 59 педагогов. В возрасте от 23 до 70 лет. Стаж работы в школе от 1.5 года.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в экспериментальном изучении взаимосвязей и содержательной наполненности структурных компонентов имиджа педагога, а также описании типологических особенностей имиджа педагога.
Практическая значимость. Выделены и обоснованы типологические особенности имиджа педагога. Разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию позитивного имиджа. Эмпирический материал и выводы могут применяться как методический материал для повышения уровня самосознания педагогов. А также материалы исследования могут быть использованы для разработки программ семинаров, тренингов по формированию имиджа педагогов.
В настоящее время выдвигается ряд требований к личности педагога, однако структурные компоненты имиджа педагога остаются до конца не изученными. Таким образом, существует противоречие между несоответствием желаемого и существующего имиджа педагога. Отсюда возрастает актуальность темы исследования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения. Содержит 4 приложения. Объём работы составляет 92 страницы. В работе результаты исследования отражены в 9 рисунках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основании научной литературы было установлено, что имидж представляет собой проявление внутренних ощущений и личных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей. Анализ позволяет трактовать имидж как устойчивую и в то же время динамическую систему внутренних характеристик, качеств человека и внешних проявлений, являющихся основанием присущих только конкретному человеку моделей поведения в различных ситуациях, направленных на привлечение к себе внимания и обеспечивающих результативность в решении личностных и профессиональных задач. Современному человеку, ежедневно вступающему в межличностные контакты, необходимо формировать собственный имидж. Человек работающий над собой, стремящийся к саморазвитию, заинтересован в формировании привлекательного образа для эффективной самопрезентации, для гармонизации своего внутреннего состояния и отношений с окружающими, для успешного профессионального становления. Особенно это значимо для педагогов.
Рассматривая имидж в контексте педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что формирование имиджа педагога является одним из путей гуманизации образования и повышения педагогической деятельности. Забота педагога о своем имидже - это важная задача педагогической деятельности. А обучение и воспитание детей - это главная задача педагога. Следовательно, формирование собственного позитивного имиджа педагогом - это важное профессиональное требование, которое способствует успешной работе с обучающимися и гармоничному развитию их личности. Тем самым, для этого педагогам необходимо совершать комплексную и целенаправленную работу над собой, а именно: формировать позитивное отношение к миру и к себе, совершенствовать свои личностные качества, иметь представления о своих собственных способностях и возможностях, развивать навыки рефлексии, уметь брать на себя ответственность и инициативность в решении вопросов, стремиться к саморазвитию, проявлять активность в установлении и сохранении межличностных контактов, в общении с людьми вести себя открыто и естественно, создавать гармоничные отношения с обучающимися и коллегами, уважительно и заинтересованно относиться к обучающимся, прислушиваться к их мнению, учитывать индивидуальные особенности. Также педагоги должны уделять внимание собственному внешнему виду, проявлять индивидуальность и при этом учитывать внешние требования.
Таким образом, опираясь на теоретические данные было проведено эмпирическое исследование по выявлению типологических особенностей имиджа педагога. На основании результатов исследования с помощью кластерного и факторного анализа были выявлены и описаны типологические особенности имиджа педагога такие, как дисгармонично-самообвиняющий тип, дисгармонично-демонстративный тип и гармоничный тип, а также характерные составляющие для каждого типа. В соответствии с выделенными типами был разработан ряд рекомендаций по формированию позитивного имиджа педагога.
В результате исследования нашло свое подтверждение представленное в гипотезе положение о том, что содержание структурных компонентов имиджа педагога представлено специфическим сочетанием и индивидуальным своеобразием элементов, комбинация которых позволяет выделить типы имиджа педагогов.
Теоретические выводы и результаты исследования определяют перспективы дальнейших исследований имиджа педагога.



1. Адонина Л.В., Фисенко О.С. Языковая личность как ценность и носитель общечеловеческих, этнических и индивидуальных ценностей // Актуальные вопросы социально-психологических исследований. Сборник научных и учебно-методических статей. Редакторы-составители: Тютченко А.М., Фисенко О.С. - М.: Перо, 2015. - 25-28 с.
2. Акутина С.П. Современный учитель: личность и
профессиональная деятельность [Текст]: материалы XIII Международной научно-практической конференции (20 октября 2014 г.): сборник научных трудов / Центр научной мысли; науч. ред. - Москва: Спутник+, 2014. - 205 с.
3. Алиева, С.В. Социальная педагогика [Текст] : Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
4. Атаманская К.И. Эволюция дефиниция имиджа в научных исследованиях // Приоритетные научные направления: от теории к практике.
2015. № 17. - 23-27 с.
5. Богословец Л.Г. Формирование имиджа современного педагога [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением - 2013. - №3 - 117 с.
6. Большой экономический словарь 26500 терминов [Текст] / Под. ред. Азрилиана А.Н. - 7-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1472 с.
7. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
8. Булыко, А.Н. "Современный словарь иностранных слов" [Текст] / А.Н. Булыко. - М.: Мартин. 2005. - 623 с.
9. Великанов В. В., Родькина М. В. Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя // Молодой ученый. - 2017. - №16. - 248¬251 с.
10. Вертий И.О. Имидж как личностная составляющая профессионализма педагога// Вопросы науки и образования. - 2018. - 226-228 с.
11. Григорян Е.Н. К вопросу об имидже педагога // Актуальные проблемы психологии личности. -2017. - 43-50 с.
12. Грохольская О.Г. Имидж и межличностная привлекательность педагога-профессионала сегодня// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - 23-27 с.
13. Донина И.А., Стырова Е.А. Конкурентоспособность педагога как тенденция развития современного образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - 28-34 с.
14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов
[Текст]: учебник: учебное пособие/ Российская акад. образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный ун-т". - 7-е изд., стер. - Москва:
ФЛИНТА: НОУ ВПО "МПСУ", 2014. - 335 с.
15. Зарипова А.З. Влияние внешнего вида педагога на образовательный процесс// Инновационная наука. -2016 г. - 137-138 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ