Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социального интеллекта обучающихся с девиантным поведением

Работа №95692

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Социальный интеллект как психолого -педагогическая проблема 6
1.2. Подходы к изучению девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3. Принципы и подходы развития социального интеллекта обучающихся 24
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 32
2.1. Комплексная диагностика социального интеллекта обучающихся с
девиантным поведением 32
2.2. Программа развития социального интеллекта обучающихся с
девиантным поведением 42
2.3. Эффективность представленной программы по развитию социального
интеллекта обучающихся с девиантным поведением 46
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 1 60


Актуальность исследования. В современном мире проблема развития социального интеллекта является востребованной, что связано с развитием массовой информатизацией, межкультурной коммуникацией, интеграцией, глобализацией. Все это объясняется изменением окружающего пространства, а также роль, значимость и положение человека в нем. Социальный интеллект большую роль играет в различных сферах жизни человека, таких как профессиональное и личностное развитие, взаимодействии с окружающими людьми: на работе, в школе, в университете и др.
Эффективное взаимодействие, объективное восприятие информации и реагирование на все изменения окружающего мира - это неотъемлемые части века информатизации. Развитие социального интеллекта - необходимый и важный этап социализации обучающихся в освоении им опыта общественных взаимоотношений и общественной жизни. Социализация - это процесс, в результате которого обучающийся осваивает традиции, ценности и культуру общества, в котором он проживает.
Столкнувшись с трудностями взаимодействия при вступлении в самостоятельную жизнь, подростки нуждаются в помощи педагогов, так как испытывают потребность в осмыслении жизненного опыта. В данный возрастной период складываются уникальные объективные и субъективные предпосылки для развития социальных умений и знаний, отличные от особенностей периода зрелости человека или младшего школьного возраста. В настоящее время под влиянием различных стрессовых факторов увеличивается число социальных девиаций среди подростков. Данный феномен объясняется отсутствием у подростков опыта адаптированного поведения в обществе, присутствия юношеского максимализма.
Актуальность проблемы развития социального интеллекта у обучающихся с девиантным поведением определяется недостаточной изученностью данной проблемы в психолого -педагогической литературе и несомненно ее теоретической и практической значимостью.
Объект исследования - социальный интеллект.
Предмет исследования - развитие социального интеллекта подростков с девиантным поведением.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка программы развития социального интеллекта подростков с девиантным поведением.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития социального интеллекта как психолого-педагогической проблемы.
2. Провести теоретический анализ проблемы девиантного поведения подростков.
3. Проанализировать основные подходы и принципы развития социального интеллекта.
4. Оценить уровень развития социального интеллекта у подростков с девиантным поведением на основе его сравнения с подростками с нормативным поведением.
5. Разработка и апробация программы по развитию социального интеллекта подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: развитие социального интеллекта обучающихся будет
успешным при условии разработки программы на основе тренинговых процедур с учетом индивидуальных особенностей подростков .
Для решения поставленных задач применялись следующие научные методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической, философской литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М.
Салливена; опросник «ЭмИн» Д.Люсина; «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла).
Теоретико-методологическую основу составляют: концепции,
исследующие социальный интеллект (Дж. Гилфорд, Ч. Спирмен, Г.М. Андреева, Л.В. Мардахеев, Э. Гидденс, Э. Торндайк, А.И. Савенков, М.И. Бобнева, В.А. Холодная, Ш. Тейлор, Е.С. Михайлова, Д.В. Ушаков, Е.В. Субботский, Т. Парсонос и др.); о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев и др.); психолого-педагогические подходы совершенствования коммуникативных умений (М.Л. Кусова, Е.Ю. Никитина, Ю.Н. Караулов, А.В. Пузырев, О.Г. Мишанова и др.); теория социального развития (А.Н. Леонтьев, Т.В. Антонова, С.А. Козлова, Т.А. Репина, М.И. Лисина, Л.И. Божович и др.)
База для исследования: МАУО СОШ № 125, г. Екатеринбург.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на развитие социального интеллекта подростков с девиантным поведением, также может быть использована для коррекции и профилактики девиантного поведения подростков.
Структура работы обусловлена введением, 2 главами, 6 параграфами, заключением, списком литературы, состоящим из 54 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире понятие «социальный интеллект» играет определенную роль как в успешной профессиональной деятельности человека, так и общественной, семейной жизни. Эффективное взаимодействие с другими людьми во многом зависит от умения человека правильно выстраивать коммуникацию, от умения анализировать и оценивать ситуации общения, а также от правильных стратегий поведения.
Таким образом, было определено, что социальный интеллект - это способность успешно выстраивать диалог с другими, а также правильно анализировать их поведение. Эта способность необходима для благоприятной социальной адаптации и эффективного межличностного взаимодействия.
Высокий уровень социального интеллекта дает человеку возможность:
1. Правильно анализировать ситуацию коммуникации, выделяя причины и последующие реакции собеседника.
2. Извлекать из ситуаций межличностного взаимодействия опыт, который необходим для успешного выстраивания диалога в дальнейшем.
3. Использовать полученный опыт для постановки задач самосовершенствования и саморазвития в пределах межличностного взаимодействия.
Сформированный уровень социального интеллекта необходим для личностного роста человека. Обучающимся подросткового возраста необходимо осваивать различные варианты коммуникационных ситуаций, осваивая необходимые средства и способы общения. Таким образом, результатом коррекции должно стать построение подростком саморазвивающейся системы оптимизации общения.
На сегодняшний момент растет число подростков с девиантным поведением. Успешно скорректировать девиантное поведение можно лишь только хорошо понимания и осознавая причины , приводящие к данному виду поведения. Причины девиантного поведения лучше всего видны на группе подростков с данным поведением, так как это наиболее явная форма его проявления.
В современном мире происходит распространение многих видов девиантного поведения - наркомания, алкоголизм, курение, вандализм, проституция, суицид, различного вида правонарушения и преступления и т.д.
Девиантное поведение подростков - это последствия нарушения процесса социальной адаптации подростков в виде системы поступков, которые противоречат социальным нормам общества. Данное поведение характеризуется как систематически повторяющееся (длительное и многократное).
Базой исследования стала - МАОУ СОШ № 125, г. Екатеринбург ул. Чекистов, 21.
В исследовании приняли участие обучающиеся 8-10 классов в количестве 40 человек в возрасте 14-16 лет. Экспериментальную группу составили 20 обучающихся с девиантным поведением. Участие именно этих учеников обусловлено тем, что у них, по данным администрации школы и классных руководителей, имеется девиантное поведение. Контрольную группу составили 20 обучающихся группы нормы и не имеющих отклоняющего поведения.
Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, в аудиториях. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.
Сроки проведения исследования: ноябрь 2018 года - март 2019 года (5 месяцев).
В исследовании использовались 3 психодиагностические методики:
1. Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена.
2. Методика «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина
3. Методика «Социальный интеллект» (методика Н. Холла в модификации Г. В. Резапкиной).
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о том, что у респондентов экспериментальной группы после проведения методики повысились показатели по уровню социального интеллекта. По завершению программы у 65% (13 человек) испытуемых экспериментальной группы выявился средний уровень социального интеллекта. Это говорит о эффективности реализованной программы по развитию социального интеллекта подростков с девиантным поведением.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 352 с.
2. Агафонова И.Н. и др. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. - Часть 1. - М.: СПб., 1991.
3. Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения. - М., 2003.
4. Андреева Г.М. Социальная психология - Андреева Г.М. М.: Издательство «Аспект пресс», 1996-250с.
5. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, Изд -во СГПУ. - 2004. - Ч.1. - С. 22-26.
6. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. - М.: Наука, 1985
7. Ахвердова, Я.В. Проблема формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте / Я.В. Ахвердова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №12. - С.261-267.
8. Базарсадаева, Э.Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э.Ж. Базарсадаева // Вестник БГУ. - 2013. - №5. - С.24-32.
9. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов - М., 2002. - 416 с.
10. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев.: Вища школа, 1984. - 142 с.
11. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества./ Богоявленская Д.Б. // Ростов н/Д, 1983. - 370с.
12. Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. -Б.: Изд-во БГПУ, 2007. - С. 47 - 49.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
14. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М., 1993.
15. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания ./ Буре Р.С. - М.: Мозаика- Синтез, 2011.- 251с.
16. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта./ Бурлачук Л.Ф.// Киев, 1985.- 98с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ