Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях
1.1. Феномен смысложизненных ориентаций в работах отечественных и
зарубежных психологов 8
1.2. Особенности формирования смысложизненных ориентаций в
подростковом возрасте 17
1.3. Влияние взаимоотношений в полной и неполной семье на личность
подростков 25
Глава 2. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций подростков,
воспитывающихся в полных и неполных семьях 66
2.3. Факторный анализ смысложизненных ориентаций подростков,
воспитывающихся в полных и неполных семьях 72
Список литературы 80
Приложения 81
Актуальность. В современном мире можно проследить рост количества разводов, что является существенной проблемой нашего общества. В результате чего возрастает число детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Важно отметить, что семья играет весомую роль в социализации ребенка, его развитии. Жизнь в неполной семье будет отражаться на особенностях личностного развития ребенка: особенностях самооценки, отношении к окружающим, эмоциональном самочувствии, ценностях и смысложизненных ориентациях.
В последнее время остается недоработанной на социально - психологическом уровне проблематика влияния неполной семьи на ценностные ориентации подростков и их различия на их сознание и самосознание. Вместе с тем рост количества неполных семей растет и это обусловило, на наш взгляд, актуальность теоретического и эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков из неполных семей.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что существуют разнообразные подходы к изучению феномена смысложизненных ориентаций, множество трактовок смысложизненных ориентаций, исследование разных аспектов достаточно подробно освещены как отечественными, так и зарубежными психологами, до сих пор нет единого подхода. Подход, который на своей собственной основе объясняет каждый из уже изученных и объединяет в единую схему, в которой теория соотносится с практикой.
Теоретико-методологическую основу составили подход Д.А. Леонтьева, в котором он говорит о том, что смысл жизни содержится и в будущем, как цели, и в настоящем, как чувство полноты и насыщенности жизни, и в прошлом, как удовлетворенность итогами прожитой жизни. Также он писал, что человек не изобретает или интеллектуально воспроизводит смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. К смысложизненным ориентациям, мы, вслед за Д. А. Леонтьевым, относим: потребности, личностные ценности, смысл жизни, мировоззрение и отношение к себе.
При рассмотрении особенностей формирования смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте, мы опирались на Д. А. Леонтьев, как одного из ведущих специалистов в области психологии смысла, чьей концепции мы будем придерживаться в рамках данной работы, выделяет мотивы, проявляющие себя в феномене направленного побуждения деятельности, и ценности, как стабильный источник смыслообразования и мотивообразования, берущий свое начало в обществе, к которому принадлежит субъект. Мотивы и ценностные ориентации, формирующие представление субъекта о смысле жизни, формируются на протяжении жизни. Они являются продуктом индивидуального развития личности в процессе социализации, что обуславливает необходимость рассмотрения динамики смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе.
При изучении влияния взаимоотношений в полной и неполной семье на личность подростков мы придерживаемся подхода Й. Лангмейера и З. Метейченка, которые говорят, что в семье каждый член удовлетворяет физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные жизненные потребности спонтанным и естественным образом. Когда в семье отсутствует какой-либо основной член, то возникает вероятность возникновения депривации для ребенка, т.е. полное или частичное лишение возможности удовлетворять свои потребности. Не всегда есть возможность заместить роль, выполняемую членом семьи по отношению как к ребенку, так и по отношению ко всей семьи, при его отсутствии
Объект: Смысложизненные ориентации подростков.
Предмет: Смысложизненные ориентации подростков,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Цель: Исследовать смысложизненные ориентации подростков,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Задачи:
1. Обобщить результаты исследования работ отечественных и зарубежных психологов о смысложизненных ориентациях подростков.
2. Изучить влияние взаимоотношений в полной и неполной семье на личность подростков.
3. Рассмотреть особенности формирования смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте
4. Исследовать смысложизненные ориентации подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза: Существуют различия в смысложизненных оринетациях подростков, воспитывающихся в полных и не полных семьях, а именно: смысложизненные ориентации подростков, воспитывающихся в полной семье, характеризуются осознанностью выбора, созданием и поддержанием контактов, социальной успешностью, стремлением к достижению успеха и уверенностью в себе. Смысложизненные ориентации подростков, воспитывающихся в неполной семье, характеризуются контролем жизни, стремлением к профессиональному росту, жизненной активностью, стремлением к успеху и требовательностью к себе и другим.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- теоретические (анализ литературы);
- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики)
- математико-статистические методы (критерий оценки нормальности распределения- критерий Колмогорова-Смирнова, метод математической статистики- T-критерий Стьюдента, факторный анализ).
Методики, использованные в работе:
1. Методика "Смысложизненные ориентации" (Д. А. Леонтьев)
2. Методика «Диагностика мотивации достижений» (А. Мехрабиан)
3. Методика «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова)
4. Методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой)
5. Методика исследования самоотношения (Р.С. Пантелеев)
6. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении результатов исследования работ отечественных и зарубежных психологов о смысложизненных ориентациях подростков; изучении особенности формирования смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте; исследовании смысложизненных ориентаций подростков их полных и неполных семей.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на решение конфликтов в коллективе; в индивидуальном и семейном консультировании родителей или родителя для коррекции отношений с детьми и профилактики межличностных конфликтов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 39 наименований, 5 приложений. Объем работы составляет 94 страницы. В работе результаты исследования отражены в 10 диаграммах, 5 таблицах.
В ходе исследования исходя из полученных данных в факторном анализе, нам стало известно, что подростки из полных семей характеризуются осознанностью выбора, созданием и поддержанием контактов, что формирует социальную успешность, стремлением к достижению успеха и уверенностью в себе, что подтверждает нашу гипотезу.
Подростков из неполных семей характеризуют контроль жизни, стремление к профессиональному росту, жизненность активности, удовлетворенности жизнью и требовательности к себе и другим, что подтверждает нашу гипотезу.
Таким образом, мы подтверждаем нашу гипотезу и говорим о том, что существуют различия в смысложизненных ориетациях подростков, воспитывающихся в полных и не полных семьях, а именно: смысложизненные ориентации подростков, воспитывающихся в полной семье, характеризуются осознанностью выбора, созданием и поддержанием контактов, социальной успешностью, стремлением к достижению успеха и уверенностью в себе. Смысложизненные ориентации подростков, воспитывающихся в неполной семье, характеризуются контролем жизни, стремлением к профессиональному росту, жизненной активностью, удовлетворенностью жизнью и требовательностью к себе и другим.
1. Андреева, Т.В. Семейная психологии [Текст]/ Т.В. Андреева - спб.: Речь. - 2015. - 244 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М: Воронеж: Ин-т практической психологии. -1995. - с. 334.
3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст]/ А.Я. Варга. - спб.: Бахрах-М. - 2001. - 412 с.
4. Горбунова В.С. Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте/ Горбунова В.С.// Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Психология. - 2012.- № 1 (11). - с. 27-40.
5. Горохова И.В., Безкровная И.В. Смысложизненные ориентации как фактор профилактики делинквентного поведения в подростковом возрасте [Текст]/Горохова И.В., Безкровная И.В.// Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 1. - с. 137-141.
6. Горьковая И.А., Шмыгарева В.В. Смысложизненные ориентации у подростков, проживающих в разных макросоциальных условиях// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - с.20-25.
7. Григорьева М.С. Особенности смысложизненных ориентаций
личности в подростковом и юношеском возрасте
Григорьева М.С.//В сборнике: Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образовательного
учреждения материалы X международной научно-практической
конференции молодых ученых. - 2015. - с. 45-50.
8. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения [Текст] / М.В. Ермолаева; Гл. Ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСУ, МОДЭК. - 2008. - 376 с.
9. Зиборова Е.И., Костина И.Б. Система жизненных ценностей
менеджеров с разными смысложизненными ориентациями Зиборова Е.И., Костина И.Б.// В книге: Ценностное многообразие современной культуры Монография. Под общей редакцией И.Р. Камалиевой. Западный. - 2018. - с. 264-286.
10. Казарян А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. — 2018.
— №18. — с. 438-443.
11. Кленова М.А.Социальное самочувствие современной молодежи: ценности и смысложизненные ориентации/ Кленова М.А.//В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - с. 22
12. Кожевникова, И.Ю. Духовно-нравственное воспитание подростков
и юношества в культурноохранной и православно-просветительской деятельности: автореф. Дис. . ..канд. Пед. Наук: 13.00.15 / И.Ю.
Кожевникова; Омский государственный университет. - Омск. - 2006. - 52 с.
13. Коновалова О.В Особенности смысложизненных ориентаций у студентов/ Коновалова О.В//Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № T8. - С. 251-255.
14. Кофанова Я.Ю. Ценности современного подростка/ Кофанова Я.Ю.// Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 5. - с. 128-130.
15. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст],
- М.- 2002. - с.336.
...