ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ 7
1.1. Портрет как жанр изобразительного искусства и искусства
фотографии 7
1.2. Виды фотопортретов 20
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ФОТОСТУДИИ СОЗДАНИЮ ПОРТРЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ 28
2.1. Организация образовательного процесса на занятиях в детской
фотостудии 28
2.2. Технология обучения созданию портретной фотографии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Современный мир невозможно представить без такого вида искусства как фотография. Мы видим фотографию, в том числе и фотопортреты людей, повсюду - от рекламных щитов до фотовыставок, от глянцевых журналов до собственной фотографии в паспорте. Фотовыставки могут быть жанрово¬тематические, посвященные каким-либо событиям или юбилеям, авторские.
Пожалуй, у каждого человека есть личная коллекция фотографий, включающая портреты собственные и близких людей. Фотопортреты используются практически повсеместно - в наружной и бумажной рекламе, журналистике, криминалистике, науке и других значимых областях деятельности человека. Портретная фотография глубоко проникла и крепко обосновалась в жизни современного общества.
Чтобы создавать качественные снимки и выделяться из огромного количества фотографов, нужен не только профессионализм, мастерство, талант, но и жизненный опыт. Весь жизненный опыт человека можно применить и увидеть в его творчестве. Мало сделать просто технически качественный портрет - нужно уметь вдохнуть жизнь в фотографию.
Главная задача фотографа-портретиста с точки зрения искусства - рассказать зрителю о внутреннем мире и состоянии фотографируемого человека, о его эмоциональных переживаниях. В этом и проявляется талант и мастерство фотохудожника. Важно знать и понимать, как помочь человеку раскрыться перед камерой, показать свою истинную суть. Фотография станет глубже и интереснее, когда через неё можно будет почувствовать личность человека, а не только рассмотреть детали внешности, особенно это касается детского портрета.
Детский портрет не терпит некомпетентности фотографа, пренебрежительного отношения к работе. Главная сложность в том, что фотограф должен стремиться раскрыть характер ребенка, «поймать» его особенности. Удачный ракурс или фон, правильная композиция и освещение, конечно, играют свою роль, но гораздо важнее уловить и передать настроение. Из-за недостатка мастерства и таланта могут производиться бездарные портреты самой дорогой и качественной техникой, в то время как человек, вооружённый скромной камерой, будет создавать шедевры.
Практика показывает, что хорошим фотографом-портретистом быть непросто, мало взять в руки фотоаппарат и поставить напротив себя человека. Для успешной работы в этом жанре нужно иметь обширные теоретические знания, включая историю развития жанра «портрет» в различных направлениях изобразительного искусства, технологию съёмочного процесса, а также основы психологии, и, конечно, применять эти знания на практике. Однако, сегодня мы видим огромное количество фотоснимков в Интернете, которые в большинстве случаев сделаны в жанре «селфи», часто низкого качества, но претендующих на жанр «фотопортрета». Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы «Технология создания портретной фотографии на занятиях в детской фотостудии».
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и проверить на практике технологию обучения учащихся фотопортрету; создать серию портретных фотографий на занятиях в детской фотостудии.
Объект исследования: процесс обучения учащихся съемке портретной фотографии на занятиях в детской фотостудии.
Предмет исследования: технология создания портретной фотографии на занятиях в детской фотостудии.
Гипотеза исследования: создание обучающимися портретной
фотографии на занятиях в детской фотостудии будет проходить более эффективно, если технология обучения данному процессу будет включать
- изучение теоретических знаний в области истории возникновения и развития жанра «портрет» в изобразительном и фотоискусстве;
- практическое освоение основных законов портретной съемки.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить и проанализировать специальную и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть технологию создания портретной фотографии на занятиях в детской фотостудии.
3. Осуществить процесс съемки обучающимися портретов близких и друзей.
4. Познакомить обучающихся с технологией ретуши фотографий. Отретушировать фотографий.
5. Представить работы обучающихся и педагога в виде серии фотопортретов.
Методологической основой исследования явились
- основные положения теории искусства о жанре «портрет» и теории искусства фотографии о создании фотопортрета (А.Г Габричевский, Л.С. Зингер, М. Клейнгорн, Б.В. Лушников, Г. Розов и др.);
- основные положения теории дополнительного художественного образования (Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, Н.А. Соколова и др.);
- основные положения дидактики о реализации педагогических технологий в образовательном процессе (В.С. Кукушин, Т.П. Сальникова, Г.К. Селевко и др.).
Для осуществления цели и задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение искусствоведческой и специальной литературы в области фотоискусства, жанра «портрет»; психолого-педагогической литературы по вопросам организации образовательного процесса в условиях детской фотостудии; анализ технологий создания портретной фотографии.
- эмпирические: наблюдение, ознакомление с лучшими работами фотографов-портретистов; осуществление фотосъёмки; ретуши фотографий в компьютерных программах.
Для осуществления процесса создания фотопортретов использовалось следующее оборудование:
Фотоаппарат
Объектив
Штатив
Софтбокс
Персональный компьютер с программой для обработки фотографии Adobe Photoshop CS6
Ключевые слова: ФОТОГРАФИЯ, ПОРТРЕТ, СНИМОК,
ФОТОПОРТРЕТ, ФОТОКАМЕРА, ИЗОБРАЖЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ, СЪЕМКА, РЕТУШЬ.
Апробация материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена в рамках преддипломной практики на базе МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии»г Екатеринбург.
Практическая значимость работы: основные положения данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы на занятиях в любительских детских фотостудиях и на курсах обучения искусству фотографии как учебно-дидактический материал.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Фотография - это детище технического прогресса и относительно новый вид искусства. Однако, несмотря на новизну данного вида искусства, она достаточно быстро и крепко обосновалась в жизни современного человека. Работа над реализацией цели и задач выпускной квалификационной работы путем разработки технологии обучения младших подростков создания портретной фотографии в условиях детской любительской фотостудии, позволяет сделать следующие выводы.
1. Фотопортрет - один из самых распространенных и сложных жанров современного фотоискусства. Пришедший из живописи и позаимствовавший множество ее художественных приемов, он также оценивается по критериям, что и живописный портрет - максимальная передача не только черт лица человека, но и его внутреннего мира, эмоций, настроения, отношения к окружающей среде.
2. Для успешного овладения технологией создания фотопортрета содержание занятий в детской любительской фотостудии должно включать достаточно большой теоретический и исторический материал из области изобразительного и фотоискусства, подкрепляемый наглядными примерами работ известных художников и фотографов. Подобный подход не только расширяет общий и художественный кругозор обучающихся, но и способствует формированию художественного вкуса и развитию аналитических способностей.
3. Процесс обучения технологии создания фотопортрета в условиях
детской фотостудии должен осуществляться с учетом принципов дополнительного образования (демократизации, культуросообразности, природосообразности, гуманности, субъектности, самореализации и самоактуализации, сотрудничества, продуктивной деятельности,
вариативности), обеспечивающих его эффективность и поддержание интереса к фотоискусству у обучающихся.
4. Процесс обучения искусству портретной съемки включает освоение обучающимися теоретических основ технологии создания портретной фотографии; знакомство с методами анализа художественной фотографии; расширение у обучающихся представлений о жанре фотопортрет и его видах; развитие аналитических умений и навыков, необходимых для создания фотопортрета; целостного восприятия снимаемого человека; навыков работы в программе AdobePhotoshop; формирование у обучающихся культурологического мировоззрения; воспитание культуры общения со снимаемым субъектом; развитие художественно-эстетического вкуса.
5. Наиболее эффективными формами и методами (приемами) обучения, активизирующими познавательную деятельность обучающихся при освоении технологии съемки фотопортрета являются комбинированное занятие, включающее лекцию-беседу, создание педагогом и разрешение обучающимися поисковых и проблемных ситуаций, дискуссии, анализ фоторабот известных фотохудожников и самих обучающихся.
6. Каждое практическое занятие должно включать анализ работ обучающихся, разбор допущенных ошибок и освоение способов их исправления. Такой вид работы с обучающимися является достаточно эффективным, так как позволяет обучающимся задавать вопросы, высказывать свое мнение и параллельно осваивать новый учебный материал о правилах съемки и способах исправления допущенных ошибок.
В результате проведенной опытной работы была подтверждена гипотеза исследования о том, что обучение технологии создания портретной фотографии будет наиболее эффективным, если данный процесс будет включать теоретические основы и практическое освоение законов фотографии. Из этого следует, что поставленная в начале работы цель достигнута и все задачи решены. Данная технология может использоваться в практической деятельности детских любительских фотостудий, а также в подобного типа учреждениях дополнительного образования.
1. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы)/Урал. гос. пед. ун-т; Рос.гос.проф.-пед.ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.
2. Васильевская Л. Ю., Дивненко О В., Зарецкая Д. М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура. - М.: Издательский центр АЗ, 1996. - 226 с.
3. Габричевский А. Г., Искусство портрета. Сб. статей. М.: Изд-во «Книга по требованию», 1928.- 194с.
4. Горский В.А., Журкина Ф. Я., Ляшко Л. Ю., Усанов В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. - 1999. - № 3, 4. - С. 6 - 14; 2000. - № 1. - С. 6 - 11.
5. Гройс Б. Комментарии к искусству. - М.: Изд-во «Художественный журнал», 2003. - 344 с.
6. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие. - М.: Владос, 2002. - 349 с.
7. Зингер Л. С. Советская портретная живопись 1917 -нач.1930-х годов. - М.:«Изобразительное искусство», 1978. - 296 с.
8. Клейгорн М. Портретная фотография. - М., ЭКСМО, 2010. - 141 с.
9. Клиновский В. И. Искусство позирования: для моделей и фотографов. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. - 124 с.
10. Лушников Б. В. Рисунок. Портрет. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.
11. Ляхова К. А., Дятлева Г. В. Мастера портрета. - М.: Изд-во «Вече», 2002. - 27 с.
12. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 № 986 // Собрание законодательства. - 2010.
13. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 415 с.
14. Розов Г. Композиция и выделения главного. - М.: Издательские решения, 2015. - 120 с.
15. Соколова Н. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 224 с.
...