РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Глава 1. Теоретические аспекты развития учебной мотивации младших школьников 6
1.1. Теоретический анализ понятия «учебная мотивация» в трудах
отечественных и зарубежных
авторов 6
1.2. Особенности развития мотивации младших школьников 15
1.3. Формы и методы развития учебной мотивации младших
школьников 24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития учебной мотивации младших школьников 37
2.1.Организация и методы
исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования учебной мотивации младших
школьников 41
2.3. Программа развития учебной мотивации младших школьников 46
Заключение 51
Список литературы 52
Приложение 57
1.1. Теоретический анализ понятия «учебная мотивация» в трудах
отечественных и зарубежных
авторов 6
1.2. Особенности развития мотивации младших школьников 15
1.3. Формы и методы развития учебной мотивации младших
школьников 24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития учебной мотивации младших школьников 37
2.1.Организация и методы
исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования учебной мотивации младших
школьников 41
2.3. Программа развития учебной мотивации младших школьников 46
Заключение 51
Список литературы 52
Приложение 57
Актуальность. Современный этап общественного развития постоянно предъявляет все новые требования к совершенствованию процесса образования в школе по совершенствованию образовательного процесса. Следовательно, в свете модернизации образования России школа должна стать самым важным фактором формирования новых жизненных установок и личностных характеристик. В связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования: сегодня уже недостаточно дать школьникам сумму знания, сегодня уже необходимо учить обучающихся учиться, развить их познавательную и учебную мотивацию.
Важно заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение.
Также один из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта это сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира [52, 53].
Наиболее сензитивный и благоприятный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может отразиться что на качестве обучения ребенка, что на его поведении, отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к учению [42].
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Цель работы заключается в обосновании, подборе и апробации программы развития учебной мотивации младших школьников.
Для достижения цели требуется выполнить ряд задач:
1. Дать характеристику понятию «учебная мотивация»;
2. Изучить методы и формы развития учебной мотивации младших школьников;
3. Рассмотреть особенности развития мотивации младших школьников;
4. Определить методы исследования;
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
Для решения задач использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, метод аналогий и обобщений и обобщение педагогического опыта.
2. Эмпирические: методы качественной и количественной обработки, описательная статистика, беседа,опрос.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование учебной мотивации младших школьников даст положительные результаты, если: образовательный процесс строится, как единая схема применения средств, методов и приемов, сочетание групповых и индивидуальных форм работы, обучения с учебной информацией, организовывается учебное пространство класс для больших возможностей достижения.
К проблеме формирования и развития мотивации в младшем школьном возрасте уже обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых, среди которых мы выделим следующих: Дж. Брунера, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.П.Ильина, П.Я. Гальперина, А.К.Маркову, Л.М.Фридмана, А. Маслоу, Д.Б. Эльконина. Они рассмотрели вопросы онтогенеза мотивации, ее функции и виды, представлены основные подходы к ее исследованию и разработанные на основе этих подходов психологические теории учебной мотивации. При конкретизации и углублении проблемы, вышеперечисленные ученые анализируют уровни становления учебной мотивации и компонентный состав, факторы, условия, которые влияют на формирование мотивации как компонента учебной деятельности.
Сегодня современная система образования не имеет программ и практических пособий по формированию и развитию учебной мотивации у младшего школьника, чтобы они отвечали требованиям ФГОС нового поколения. Следовательно, появляется противоречие между необходимостью развития у младших школьников мотивации к учению и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса. Такой резонанс обуславливает актуальность выбранной нами проблемы через постановку вопроса - как развивать у младших школьников учебную мотивацию?
Методики исследования:
1. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б. Эльконина);
2. Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан.
База исследования: МАОУ СОШ № 125
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Важно заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение.
Также один из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта это сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира [52, 53].
Наиболее сензитивный и благоприятный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может отразиться что на качестве обучения ребенка, что на его поведении, отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к учению [42].
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Цель работы заключается в обосновании, подборе и апробации программы развития учебной мотивации младших школьников.
Для достижения цели требуется выполнить ряд задач:
1. Дать характеристику понятию «учебная мотивация»;
2. Изучить методы и формы развития учебной мотивации младших школьников;
3. Рассмотреть особенности развития мотивации младших школьников;
4. Определить методы исследования;
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
Для решения задач использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, метод аналогий и обобщений и обобщение педагогического опыта.
2. Эмпирические: методы качественной и количественной обработки, описательная статистика, беседа,опрос.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование учебной мотивации младших школьников даст положительные результаты, если: образовательный процесс строится, как единая схема применения средств, методов и приемов, сочетание групповых и индивидуальных форм работы, обучения с учебной информацией, организовывается учебное пространство класс для больших возможностей достижения.
К проблеме формирования и развития мотивации в младшем школьном возрасте уже обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых, среди которых мы выделим следующих: Дж. Брунера, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.П.Ильина, П.Я. Гальперина, А.К.Маркову, Л.М.Фридмана, А. Маслоу, Д.Б. Эльконина. Они рассмотрели вопросы онтогенеза мотивации, ее функции и виды, представлены основные подходы к ее исследованию и разработанные на основе этих подходов психологические теории учебной мотивации. При конкретизации и углублении проблемы, вышеперечисленные ученые анализируют уровни становления учебной мотивации и компонентный состав, факторы, условия, которые влияют на формирование мотивации как компонента учебной деятельности.
Сегодня современная система образования не имеет программ и практических пособий по формированию и развитию учебной мотивации у младшего школьника, чтобы они отвечали требованиям ФГОС нового поколения. Следовательно, появляется противоречие между необходимостью развития у младших школьников мотивации к учению и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса. Такой резонанс обуславливает актуальность выбранной нами проблемы через постановку вопроса - как развивать у младших школьников учебную мотивацию?
Методики исследования:
1. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б. Эльконина);
2. Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан.
База исследования: МАОУ СОШ № 125
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблемой развития мотивации к учебной деятельности занимались Дж. Брунера, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.П.Ильина, П.Я. Гальперина, А.К.Маркову, Л.М.Фридмана, А. Маслоу, Д.Б. Эльконина мотивация является одной из фундаментальных проблем как зарубежной психологии и педагогики, так и отечественной. Состояние развития современного общества требует более глубокого понимания закономерности поведения индивида, особенно в отношении к различным видам деятельности.
Более благоприятный и сензитивный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку в это время ведущей деятельностью становится учебная, у детей меняется мотивационная сфера и появляются новые мотивы.
Наша работа заключалась в изучении и развитии учебной мотивации младших школьников. Результаты исследования позволили определить преобладающие показатели учебной мотивации, уровни сформированности учебной и игровой мотиваций у младших школьников.
Исходя из полученных данных мы можем предположить, что обучающихся с низким уровнем школьной мотивации становится больше с каждым годом. С этой проблемой нужно бороться.
Изучив методы и формы развития учебной мотивации младших школьников, мы разработали развивающую программу.
После реализованной, развивающей учебную мотивацию младших школьников, программы мы видим положительный результат. У обучающихся повысился уровень учебно-познавательной мотивации, появился интерес к знаниям и процессам их получения.
Следовательно можно сделать вывод, что разработанная нами программа, в совокупности с взаимодействием с родителями и классными руководителями дали положительную динамику в развитии учебной мотивации у обучающихся первых классов.
Более благоприятный и сензитивный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку в это время ведущей деятельностью становится учебная, у детей меняется мотивационная сфера и появляются новые мотивы.
Наша работа заключалась в изучении и развитии учебной мотивации младших школьников. Результаты исследования позволили определить преобладающие показатели учебной мотивации, уровни сформированности учебной и игровой мотиваций у младших школьников.
Исходя из полученных данных мы можем предположить, что обучающихся с низким уровнем школьной мотивации становится больше с каждым годом. С этой проблемой нужно бороться.
Изучив методы и формы развития учебной мотивации младших школьников, мы разработали развивающую программу.
После реализованной, развивающей учебную мотивацию младших школьников, программы мы видим положительный результат. У обучающихся повысился уровень учебно-познавательной мотивации, появился интерес к знаниям и процессам их получения.
Следовательно можно сделать вывод, что разработанная нами программа, в совокупности с взаимодействием с родителями и классными руководителями дали положительную динамику в развитии учебной мотивации у обучающихся первых классов.
Подобные работы
- Особенности развития учебной мотивации у младших школьников в сельской малокомплектной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Формирование положительной учебной мотивации у младшего школьника средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мир в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Формирование учебной мотивации у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Возможности развития учебной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





