Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №95682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
729
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты развития учебной мотивации младших школьников 6
1.1. Теоретический анализ понятия «учебная мотивация» в трудах
отечественных и зарубежных
авторов 6
1.2. Особенности развития мотивации младших школьников 15
1.3. Формы и методы развития учебной мотивации младших
школьников 24
Глава 2. Эмпирическое исследование развития учебной мотивации младших школьников 37
2.1.Организация и методы
исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования учебной мотивации младших
школьников 41
2.3. Программа развития учебной мотивации младших школьников 46
Заключение 51
Список литературы 52
Приложение 57


Актуальность. Современный этап общественного развития постоянно предъявляет все новые требования к совершенствованию процесса образования в школе по совершенствованию образовательного процесса. Следовательно, в свете модернизации образования России школа должна стать самым важным фактором формирования новых жизненных установок и личностных характеристик. В связи с этим изменяются и приоритеты в целях образования: сегодня уже недостаточно дать школьникам сумму знания, сегодня уже необходимо учить обучающихся учиться, развить их познавательную и учебную мотивацию.
Важно заметить, что идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в Концепции модернизации Российского образования 2010 года, законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов являются первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение.
Также один из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта это сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого подчеркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира [52, 53].
Наиболее сензитивный и благоприятный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может отразиться что на качестве обучения ребенка, что на его поведении, отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к учению [42].
Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.
Предмет исследования: развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Цель работы заключается в обосновании, подборе и апробации программы развития учебной мотивации младших школьников.
Для достижения цели требуется выполнить ряд задач:
1. Дать характеристику понятию «учебная мотивация»;
2. Изучить методы и формы развития учебной мотивации младших школьников;
3. Рассмотреть особенности развития мотивации младших школьников;
4. Определить методы исследования;
5. Проанализировать полученные результаты исследования.
Для решения задач использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, метод аналогий и обобщений и обобщение педагогического опыта.
2. Эмпирические: методы качественной и количественной обработки, описательная статистика, беседа,опрос.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование учебной мотивации младших школьников даст положительные результаты, если: образовательный процесс строится, как единая схема применения средств, методов и приемов, сочетание групповых и индивидуальных форм работы, обучения с учебной информацией, организовывается учебное пространство класс для больших возможностей достижения.
К проблеме формирования и развития мотивации в младшем школьном возрасте уже обращалось большое количество отечественных и зарубежных ученых, среди которых мы выделим следующих: Дж. Брунера, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.П.Ильина, П.Я. Гальперина, А.К.Маркову, Л.М.Фридмана, А. Маслоу, Д.Б. Эльконина. Они рассмотрели вопросы онтогенеза мотивации, ее функции и виды, представлены основные подходы к ее исследованию и разработанные на основе этих подходов психологические теории учебной мотивации. При конкретизации и углублении проблемы, вышеперечисленные ученые анализируют уровни становления учебной мотивации и компонентный состав, факторы, условия, которые влияют на формирование мотивации как компонента учебной деятельности.
Сегодня современная система образования не имеет программ и практических пособий по формированию и развитию учебной мотивации у младшего школьника, чтобы они отвечали требованиям ФГОС нового поколения. Следовательно, появляется противоречие между необходимостью развития у младших школьников мотивации к учению и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса. Такой резонанс обуславливает актуальность выбранной нами проблемы через постановку вопроса - как развивать у младших школьников учебную мотивацию?
Методики исследования:
1. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б. Эльконина);
2. Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан.
База исследования: МАОУ СОШ № 125
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемой развития мотивации к учебной деятельности занимались Дж. Брунера, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Е.П.Ильина, П.Я. Гальперина, А.К.Маркову, Л.М.Фридмана, А. Маслоу, Д.Б. Эльконина мотивация является одной из фундаментальных проблем как зарубежной психологии и педагогики, так и отечественной. Состояние развития современного общества требует более глубокого понимания закономерности поведения индивида, особенно в отношении к различным видам деятельности.
Более благоприятный и сензитивный для развития учебной мотивации является младший школьный возраст, поскольку в это время ведущей деятельностью становится учебная, у детей меняется мотивационная сфера и появляются новые мотивы.
Наша работа заключалась в изучении и развитии учебной мотивации младших школьников. Результаты исследования позволили определить преобладающие показатели учебной мотивации, уровни сформированности учебной и игровой мотиваций у младших школьников.
Исходя из полученных данных мы можем предположить, что обучающихся с низким уровнем школьной мотивации становится больше с каждым годом. С этой проблемой нужно бороться.
Изучив методы и формы развития учебной мотивации младших школьников, мы разработали развивающую программу.
После реализованной, развивающей учебную мотивацию младших школьников, программы мы видим положительный результат. У обучающихся повысился уровень учебно-познавательной мотивации, появился интерес к знаниям и процессам их получения.
Следовательно можно сделать вывод, что разработанная нами программа, в совокупности с взаимодействием с родителями и классными руководителями дали положительную динамику в развитии учебной мотивации у обучающихся первых классов.



1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников. - М: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2016. - 238 с.
2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Ананьевские чтения - СПб: Питер, 2015 - 496 с.
3. Алексеева М.И. Мотивы обучения учащихся / Советская школа, 2011. - 120 с.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 2016. - 158 с.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Бабанский Ю.К. - М.: Просвещение, 2012. - 208 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 2014. 192 с.
7. Бадалян Р.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103767.
8. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2014. - С.149-150.
9. Баженюк 3.С. Диагностика особенностей мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста // Методические рекомендации. - Луцьк, 2014. - 140 с.
10. Бланк Т.В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Бланк Т.В. // Начальное обучение и воспитание: научно - методический журнал. - Харьков: Основа. 2009. № 16/18. - С. 2-9.
11. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Божович Л.И. // Изучение мотивации поведения детей и подростков; под редакцией Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. -М .: Педагогика, 1972. -С . 7 -44.
12. Бороздина Л.В., Пукинска О.В. Педагогический стиль, успеваемость и личностные особенности учащихся начальной школы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Учитель в современном обществе: личностный потенциал и его реализация». - Иркутск, 2014.
13. Венгер А.Л. Психология развития // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. - М.: ПЕР СЭ, 2013 - 176 с.
14. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader / 40.html (дата обращения: 12.02.2019)
15. Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2017. - 80 с.
16. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: диссертация кандидата психологических наук. - Москва, 2014. - 199 с.
17. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Режим доступа: http://www.ipras.ru.
18. Гулеватый В. Л. Пути повышения мотивации обучения / Гулеватый В.Л. Винница, 2016. - 215 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ