Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №95681

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические предпосылки исследования психолого - педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков 6
1.1. Проблема коррекции агрессивного поведения подростков в
психолого-педагогической литературе 6
1.2.Особенности проявления агрессивного поведения старших Подростков 20
1.3.Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков 29
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков 39
2.1.Этапы, методы, и методики исследования 39
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 44
2.3. Программа коррекции агрессивного поведения старших подростков..53
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 57
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение 1 78


Актуальность исследования. Изучение проблемы агрессивного поведения занимает значительное положение в современном обществе. Агрессия ведет за собой асоциальный образ жизни, правонарушения, те, в свою очередь, к ответственности. Уровень агрессии играет огромную роль в таких сферах жизни человека, как взаимодействие с обществом, личностное и профессиональное развитие и др.
Главная особенность подросткового возраста - противоречие меду желанием быть как все и желанием проявить свою индивидуальность. В попытках доказать свою взрослость используются различные методы, но зачастую эти методы деструктивны: подростки могут причинять ущерб окружающим людям и различным вещам, причем ущерб людям может быть как физический, так и психологический.
Нарушение подростками социальных норм, причинение ими ущерба окружающим в последнее время приобрело глобальный характер. Психологические причины (детерминанты) агрессивного поведения в подростковом возрасте принято связывать как нарушением отношений с внешним миром, так и с отклонениями в психическом развитии.
Проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте изучалась широким кругом ученых:
• Психологические детерминанты агрессивного поведения у
подростков (П. Белл, Г. Лорено, А.Л. Гройсман, Э.Г. Костяшкин);
• Закономерности воспитания подростков с агрессивным
поведением (М. Мид, Н.Н. Верцинская, Д.Е. Журавлев, В.А. Крутецкий);
• Выявление медико-психологических особенностей
возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, А.Г. Ковалев);
• Изучение способов коррекционной работы с агрессивными подростками (Р. Сирс, Е.В. Змановская, Е.А. Фурманов).
Несмотря на большое количество работ по изучению агрессивного поведения подростков, многие аспекты формирования, протекания и особенно коррекции данного явления освещены недостаточно.
Объект исследования: агрессивное поведение старших подростков.
Предмет исследования: коррекция агрессивного поведения у стерших подростков.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка программы коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения.
2. Оценить уровень агрессивного поведения у подростков.
3. Выявить особенности проявления агрессивного поведения у старших подростков.
4. Разработать и реализовать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков.
Гипотеза: коррекция агрессивного поведения учащихся 9 -хи 10-х классов будет успешной при условии разработки и реализации программы на основе тренинговых занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей старших подростков.
Для решения задач исследования были использованы следующие научные методы:
• Теоретические: анализ педагогических, психологических и
психолого-педагогических трудов по проблеме исследования;
• Эмпирические: опросник «Агрессивное поведение» П.А.
Ковалева, Е.П. Ильина, опросник «Личностная агрессивность» П.А. Ковалева; опросник А.Басса и А.Дарки;
• Методы математической статистики: критерий Колмогорова- Смирнова, Т-критерий Стьюдента.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции, исследующие причины агрессивного поведения (Б. Крейхи, К. Лоренц, Р. Фельдсон, Э. Фромм, М.В. Алфимова, В.В. Давыдов, П.В. Кавелин, Б.Ф. Ломова, В.И. Трубников и др), об особенностях проявления агрессивного поведения у подростков (Г. Лорено, Р. Уолтерс, Г.Э. Бреслав, Д.Е. Журавлев, М.Н. Заостровцева, Е.В. Змановская, Н.В. Перешеина, Е. О. Смирнова, А.А. Хван и др), коррекции агрессивного поведения подростков (И.В. Вачков, В.И. Долгова, Б.Г. Мещеряков, А.А. Осипова, В.Э. Паханьян, А.Б. Петрова, А.Н. Романин и др).
База исследования: МАОУ СОШ №125, г.Екатеринбург.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут помочь при работе психолога со старшими подростками, в частности для профилактики и коррекции агрессивного поведения.
Структура работы обусловлена введением, 2 главами, 7 параграфами, заключением, списком литературы, состоящим из 53 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире проблема агрессивного поведения представляет интерес науке. В попытках доказать свою взрослость подростками используются различные методы, но зачастую эти методы деструктивны. Нарушение подростками социальных норм, причинение ими ущерба окружающим в последнее время приобрело глобальный характер.
Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим, общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность - намерение, состояния, чувства предшествующее агрессивному действию; агрессивное действие - поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям (Б.Ф. Ломов).
По поводу агрессии в психолого-педагогической литературе существует множество теорий, но все сходятся на том, что агрессия в той или иной мере всегда будет сопровождать личность. В данной работе разделяется точка зрения авторов теории социального научения, именно потому, что она предлагает различные стратегии контроля над агрессией и агрессивным поведением.
Анализируя проблему агрессивного поведения можно отметить, что подросток может и должен уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах. Поэтому модель психолого - педагогической коррекции призвана помочь подросткам снизить либо повысить уровень агрессии до приемлемого (адекватного) значения (К.Лоренц).
Психолого-педагогическая программа коррекции способна оказать помощь подросткам с высоким уровнем агрессивности в адекватном реагировании в конфликтных ситуациях, сдерживать агрессивные реакции, управлять своими эмоциями и состоянием.
Базой исследования стала МАОУ СОШ №125, г.Екатеринбург.
В исследовании принимали участие 50 человек (учащиеся 9-х и 10-го класса), возраста 14-16 лет. 25 девочек, 25 мальчиков. Исследование проходило в дневное время в групповой форме на бланках по стандартизированным методикам:
• опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева, Е.П. Ильина,
• опросник «Личностная агрессивность» П.А. Ковалева;
• опросник А.Басса и А.Дарки.
На основе результатов констатирующего эксперимента были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. В
экспериментальную группу вошло 16 человек с высокими и средними показателями по всем проведенным методикам. Их агрессивность выражалась в: прямой вербальной агрессии (11 человек), косвенной физической агрессии (15 человек), прямой физической агрессии (11 человек), неуступчивости (10 человек), нетерпимости к мнению других (5 человек), позитивной агрессии (7 человек), негативной агрессии (8 человек),
физической агрессии (14 человек), косвенной агрессии (11 человек),
негативизме (13 человек), чувстве обиды (16 человек), вербальной агрессии (11 человек). В скобках указано количество детей с высоким уровнем агрессивности.
С этими подростками была реализована психолого -педагогическая программа коррекции, состоящая из 15 занятий продолжительностью 1,5 часа и частотой встреч 2 раза в неделю. Программа состояла из пяти блоков:
1) Повышение уровня саморегуляции;
2) Нивелирование неадаптивных стереотипов поведения и формирование навыков адекватной социальной адаптации;
3) Формирование адекватной самооценки;
4) Развитие эмпатии;
5) Формирование конструктивных поведенческих реакций .
После проведения программы снова была проведена диагностика по тем же трем методикам. Результат - разработка и реализация программы
положительно повлияли на уровень агрессии старших подростков, что было представлено в работе с помощью диаграмм и математической статистики. Уровень агрессивности, выражающийся в показателях: прямая вербальная агрессия (7 человек), косвенная физическая агрессия (7 человек), прямая физическая агрессия (7 человек), вспыльчивость (1 человек), обидчивость (0 человек), бескомпромиссность (1 человек), чувство вины (4 человека) - был приближен к уровню агрессивности контрольной группы, уровень агрессивности по показателям: несдержанность, вспыльчивость,
обидчивость, бескомпромиссность, конфликтность - стал ниже, чем у контрольной группы.
Таким образом, после реализации программы у респондентов экспериментальной группы снизились показатели по шкалам:
У физическая агрессия на 53%;
У обиды на 26%;
У подозрительность на 25%;
У негативизм на 24%;
У косвенная и вербальная агрессия на 21%;
У чувство вины на 17%;
У склонность к раздражению на 6%;
У Косвенная физическая агрессия на 50%;
У Прямая вербальная и прямая физическая агрессия на 28%;
У Косвенная вербальная агрессия на 22%;
У негативная агрессия на 36%;
У неуступчивость и бескомпромиссность на 34%;
У подозрительность на 32%;
У мстительность и позитивная агрессия на 31%;
У нетерпимость к мнению других на 28%;
У вспыльчивость и напористость на 12%;
Вывод: разработанная психолого-педагогическая программа коррекции агрессивного поведения старших подростков эффективна.



1. Адлер, А. О нервическом характере / А. Адлер; Под ред. Э.В. Соколовой / Пер. с нем. И.В. Стефанович - СПб.: Университетская книга, 1997. - 388 с.
2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии, 2000, N6, С. 112-123
3. Анастези, А.Психологическое тестирование / А. Анастези, С. Урбинина; - 7-е. изд.- СПб.: Питер, 2006 - 688 с.
4. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн; СПб.: Питер, 2006. - 271 с.
5. Антье, Э. Агрессивность / Эдвига Антье; Пер. с французского О. Басанцевой. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2006 - 192 с. - (Добрые книги по воспитанию).
6. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; М.: Апрель Пресс: ЭКСМО- ПРЕСС, 2000 - 509 с. (Психология 20 века)
7. Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина; М.: Издательство ЭКСМО, 2007 - 416с.
8. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав; Учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.: РЕЧЬ, 2006 - 144 с.
9. Бурменская, Г.В Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А.
10. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков; Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2008. - 256 с. - (Практическая психология).
11. Галигузова Л.Н., Мещярекова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии, 1990, N6, С. 17-25
12. Дашковский Х. Словесная агрессия // Наука и жизнь, 1995, N6, С. 99-101
13. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримерова, Я.В. Латюшин; - Санкт - Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167 с.
14. Долгова, В.И. Из опыта работы факультета психологии ЧГПУ по
профилактике аддитивного поведения / В.И. Долгова, Я.В. Латюшин // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер.3. Центр профилактики потребления
психоактивных веществ в молодежной среде. 2002. - № 11. - С. 116-117.
15. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте
социальной ситуации / А.Ю. Дроздов // Социс: Социологическое
исследование. 2003. - №4. - С. 95-98.
16. Дубинко, Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в подростковом возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 53-57.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ