Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования влияния интернет-сообществ на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца
1.1. Исследование проблемы родительства в отечественной и зарубежной
психологии 7
1.2. Феноменология психологической готовности к родительству. Факторы,
определяющие психологическую готовность к рождению первенца 18
1.3. Сравнительный анализ интернет-сообществ, ориентированных
на будущих родителей 39
Выводы по 1 главе 47
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния интернет-сообществ на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца
2.1 Организация и методы исследования влияния интернет-сообществ на
формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца 50
2.2 Результаты исследования готовности к родительству в период ожидания первенца у респондентов, состоящих и не состоящих в интернет-
сообществах 55
2.3 Влияние интернет-сообщества на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца 70
Выводы по 2 главе 73
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 82
Актуальность темы исследования. Воспитание в семье на протяжении всей истории человечества было традиционной формой передачи опыта родительства. Тем не менее в современном обществе межпоколенные связи постепенно слабеют, и молодые родители восполняют недостаток опыта за счет внешних источников информации, таким источником является сеть интернет. В современном мире интернет также является средой неограниченного общения между пользователями. Образы и знания о родительстве и подготовки к родительству транслируются через интернет и интернет-сообщества.
К сожалению, не у всех молодых родителей есть возможность обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, поэтому в качестве экспертов часто выступают члены интернет-сообщества. В условиях избыточности информации необходимо не увеличивать количество источников, а повышать уровень доверия и доступности наиболее валидных из них. Будущим молодым родителям необходимы надежные ориентиры и инструменты для выявления полезных знаний, информационная культура и возможность получить квалифицированную помощь на всех этапах подготовки в период ожидания первенца.
Внимания исследователей и психологический феномен готовности к родительству рассматривается в работах Шиманской Т. Л., Филипповой Г. Г., Васильева Е.Н., Рюмина-Македонова Н. В., Антонович О. С., раскрываются психолого-педагогические характеристики семьи в период ожидания ребенка, разработана программа психологического сопровождения беременных женщин, описывается психологическая помощь семье в период ожидания ребенка, а также психологическая готовность к материнству.
Характеризуя степень научной разработанности выбранной темы, можно сделать вывод о том, что психологические аспекты влияния интернет- среды на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца являются пока малоизученными, что подчёркивает необходимость дальнейшего осмысления и разработки данной проблематики.
Проблема: как влияет интернет-сообщества на формирование
психологической готовности к родительству.
Цель исследования: изучить влияние интернет-сообществ на
формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца.
Объект исследования: готовность к родительству.
Предмет исследования: влияние интернет-сообществ на
формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца.
Гипотеза: интернет-сообщества оказывают влияние на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца.
Задачи:
1. Обобщить результаты исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме родительства.
2. Провести теоретический анализ феноменологии
психологической готовности к родительству и выявить факторы, определяющие психологическую готовность к рождению первенца.
3. Провести сравнительный анализ интернет-сообществ, ориентированных на будущих родителей.
4. Провести эмпирическое исследование готовности к родительству в период ожидания первенца у родителей, состоящих и не состоящих в интернет - сообществах, ориентированных на будущих родителей.
5. Выявить влияние интернет-сообщества на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца.
Теоретико-методологическая основа работы:
- Системный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.С. Макаренко, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Ю.Н. Кулюткие, В.М. Минияров и др.).
- Концепции личности как активного субъекта жизнедеятельности (C.JI. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская и др.); основные положения современной теории семьи (К.Роджерс, А.И.Антонов, В.Сатир, С.И.Голод, Л.Б.Шнейдер, В.Н.Дружинин и др.).
- Концепции психологической готовности к родительству (К. Роджерс, А. Адлер, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Антонов, Т.В. Архиреева, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн, А.Е. Личко, А.Я. Варга, A.C. Спиваковская, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, C.B. Ковалев, Е.М. Савицкая, К. Хорни, Н.П. Мальтиникова и др.);
- Исследования по психологии в области интернета, выполненные О. Н. Арестовой, Р. Краутом, Е. П. Белинской, Л. Н. Бабаниным, А. Е. Жичкиной, А. Е. Войскунским и другими.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс методов изучения психологической готовности к родительству: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературных источников, систематизация и обобщение); эмпирические: методы сбора эмпирических данных
(«Исследования мотивов сохранения беременности» (МИМСБ) Л.Н. Рабовалюк; анкета «знания и представления родителей в вопросах подготовки к родам и уходу за ребенком»; рисуночная методика «Я и мой ребенок» Филипповой Г.Г.; «тест отношений беременной» И.В. Добрякова;) обработка и интерпретации результатов; методы математической статистики (критерий оценки нормальности распределения Колмогорова-Смирнова; U- критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионныйанализ (ANOVA) с пакетом прикладных статистических программ IBM SPSS Statistics); графические методы представления данных Microsoft Excel.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных данных о влиянии интернет-сообществ на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца в индивидуальном и супружеском консультировании, а также для разработки программы по повышению психологической готовности к родительству, для семей, ожидавших первенца.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Объем работы составляет 89 страницу. В работе результаты исследования отражены в 13 диаграммах, 3 рисунков и 3 таблицах.
В ходе теоретического анализа по проблеме влияния интернет- сообществ на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца были обобщены и систематизированы результаты исследований отечественных и зарубежных психологов по проблеме родительства, что позволило выделить ряд исследуемых вопросов и определить основополагающие концепции и теории в нашей работе: Овчарова Р.В., Щербаков, А.В., Антонович О.С., Радостева А.Г., Григорьян И.Г., Игнатова О.В., Мещерякова С.Ю.
Проведен теоретический анализ феноменологии психологической готовности к родительству и выявлены факторы, определяющие психологическую готовность к рождению первенца, внешние факторы: макросистемы (влияние общества); мезосистемы (влияние родительской семьи); микросистемы (влияние собственной семьи). Внутренние факторы: личностная готовность (общая личностная зрелость, личностные качества, необходимые для эффективного материнства, интерес); адекватная модель родительства (модели материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье); мотивационная готовность (зрелость мотивации рождения ребенка); сформированность материнской компетентности (набор умений необходимых для воспитания здоровой личности ребенка); сформированность материнской сферы (часть личностной сферы женщины, которая формируется в онтогенезе).
В контексте нашего исследования под «психологической готовности к родительству» мы будем понимать, как характеристику личности, объединяющая психологические мотивы, знания, намерения и качества, обеспечивающие принятие решения стать матерью, которые проявляются в мотивационном, эмоциональном, когнитивном и поведенческом компонентах.
Сравнительный анализ Интернет-сообществ, ориентированных на будущих родителей показал, что все рассмотренные сообщества построены по одной модели: в формате открытых статей, молодые родители, эксперты, врачи и т.п., делятся опытом, дают советы и консультации. На сегодняшний день Интернет-сообщества пользуются популярностью среди будущих родителей, поскольку, такой формат очень удобный, мобильный, быстрый и легкодоступный.
Результаты эмпирического исследования, а именно анализ первичных данных позволили зафиксировать у большинства респондентов конструктивные мотивы сохранения беременности. При изучении особенностей переживания женщиной беременности были выявлены показатели, характеризующие готовность женщины к материнству и ее отношение к ребенку и ситуации беременности. Среднюю степень знаний и представлений в вопросах подготовки к родам и уходу за ребенком. А также оптимальный тип психологического компонента гестационного доминанта, что говорит о том, что женщины относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги.
Статистический анализ влияния интернет-сообществ на формирование психологической готовности к родительству в период ожидания первенца позволил посмотреть различия и сделать выводы в двух сравниваемых группах о том, что респонденты, состоящие в интернет-сообществе: обладают значительно большими знаниями и представлениями в вопросах подготовки к родам и уходу за ребенком (когнитивный компонент); повышен уровень тревоги по поводу неготовности к материнству (мотивационный компонент). У респондентов, не состоящих в интернет-сообществе отмечался конфликт с беременностью или ситуацией материнства, выраженная тревога, неуверенность в себе (эмоциональный компонент).
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, гипотеза частично подтверждена, цель достигнута. Данное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Перспективами дальнейшего изучения может быть исследование других особенностей формирования психологической готовности, разработка программы по повышению психологической готовности к родительству, для семей, ожидающих первенца, выработка рекомендаций.
1. Абрамова, А.А. Формирование культуры родительства в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Аюрамова - М., 2011. - 18 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов на Дону.: Феникс, 2002. - 447-448 с.2.
3. Акутина С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1978. -270 с.
5. Анисимова К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности // Психология и психотехника, Вып. 1, 2014. стр. 1-24.
6. Антонович О.С., Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком//Диссертации на соискание ученой степени. Самара - 2009 г.
7. Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл // Синапс. 1993. - № 4.
8. Бодалев, A.A., Столин В.В. Семья в психологической консультации-М.: Педагогика, 1989. - 65-69 с.
9. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Мать, ребенок, семья: современные проблемы. СПб. 2003.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998.
11. Григорьян И.Г. Особенности психологической готовности студенток к материнству//Диссертации на соискание ученой степени. Самара - 2013.
12. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. //Социс. - 1997.-No 1.
13. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов. // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность // Материалы сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004.
14. Демчук Н.А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: диссертация канд. психол. наук. - Курган, 2006.
15. Добряков И.В. Особенности течения перинатального периода и психомоторное развитие младенца в зависимости от типа психологического компонента гестационной доминанты // Психическое здоровье, Вып. 12, 2010.
16. Добряков И.В. Тест отношений беременной ТОБ(б) / Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003, с. 110.
...