ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ДЕДУШКИ
|
Глава 1 Теоретические аспекты исследования психологического портрета дедушки 10
1.1 Психологический портрет личности, как метод исследования:
структура, истоки, основоположники 10
2.2 Исследование личности пожилого человека в отечественной и
зарубежной психологии 17
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического портрета современного дедушки 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Анализ психологического портрета современного дедушки 62
2.3.Типологические особенности дедушек 84
Заключение 97
Список литературы 100
Приложение 1 110
Приложение 2 114
Приложение 3 115
1.1 Психологический портрет личности, как метод исследования:
структура, истоки, основоположники 10
2.2 Исследование личности пожилого человека в отечественной и
зарубежной психологии 17
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического портрета современного дедушки 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Анализ психологического портрета современного дедушки 62
2.3.Типологические особенности дедушек 84
Заключение 97
Список литературы 100
Приложение 1 110
Приложение 2 114
Приложение 3 115
Вторая половина XX в. характеризовалась непрерывным увеличением числа людей пожилого возраста в экономически развитых странах, в том числе и в нашей стране, где уже с 60-х годов население по международным стандартам стало считаться «старым». В обществе появилось осознание проблемы постарения населения и ее последствий. Эта проблема тесно связана с социальной работой, социальной защитой, медициной, педагогикой, экономикой, правом и пр. К началу нового тысячелетня во многих странах произошли значительные изменения в социальной политике, которые наметились еще в 80-х годах прошлого века. Поэтому исследования личности пожилого человека в нашей стране, население которой продолжает стремительно стареть, приобрели особую актуальность.
Обращение к личности пожилого человека как специальному предмету социально- психологического исследования представляется актуальным и в теоретическом отношении. Изменение возрастного состава населения ставит перед обществом и наукой множество вопросов психологического характера, в частности сохраняет ли человек в течение всей своей жизни характерные для него черты и особенности личности. Изучение личности пожилого человека имеет самостоятельную ценность, так как без знания закономерностей ее социального развития невозможно понять место в социальном мире этой большой группы граждан, их социальные роли в семье и обществе. Не менее важным представляется понимание динамики социальной, профессиональной и групповой идентичности пожилого человека, которая во многом определяет его активность и позиции в жизни общества. Кроме того, без знания закономерностей социального развития личности невозможно определить содержание процесса социализации в пожилом возрасте.
С начала XX в. проблема позднего периода жизни, или старости, рассматривалась в нашей стране преимущественно специалистами в области медицины (гериатрами, гигиенистами, психиатрами и др.), которые, в силу специфики своей профессии, имели дело с больными, слабыми, немощными стариками, что оказало влияние на представления о старости как периоде инволюции. История развития геронтологии, начавшаяся с медико- биологической модели старения, оказала существенное влияние на социальные и психологические теории, описывающие пожилого человека и его взаимодействие с обществом. Эти теории, долгое время определявшие представления о пожилых людях и методологию их изучения, исходили из понятий дефицитарности, инволюции и угасания. Общим для них было признание низкого статуса пожилого человека, нерешенности его социальных проблем.
С конца 60-х годов в изучении особенностей развития взрослого и пожилого человека важное место стали занимать теории отечественных психологов - такие, как теория геронтогенеза (Б. Г. Ананьев; М.Д. Александрова), теория жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская; Л.И. Анциферова), знаменовавшие появление новых научных представлений о возможностях развития в поздний период жизни и подчеркивавшие сохранность личности пожилого человека. Дальнейшие разработки в области исследования старости и старения представлены в работах психологов Г.С.Абрамовой, Е.Ю.Балашовой; М.Э.Елютиной; М.В. Ермолаевой; Н.К. Корсаковой; О.Н. Молчановой и др. Однако, несмотря на появление большого числа работ, до сих пор отсутствует целостная концепция личности пожилого человека.
Особую роль в изучении проблем геронтопсихологии играют исследования зарубежных авторов, предложивших теории и концепции, нацеленные на изучение адаптации и компетентности в позднем периоде жизни, развитие понятия генеративности как ресурса личности, а также на систематизацию индивидуальных проявлений личности, разработку типологии индивидуального старения и особенностей личности в пожилом возрасте.
Таким образом, было положено начало подхода к личности пожилого человека как имеющей потенциал развития. Тем не менее история геронтопсихологии показывает, что среди психологов нет согласия в объяснении причин и качества возрастных изменений личности; часть исследователей даже не считает эти изменения неизбежными.
Кроме того, в системе социально-психологического знания о личности пожилого человека имеется ряд пробелов, обусловленных неразработанностью проблемы социализации в постгрудовой стадии.
Основная цель теоретико-эмпирического исследования состоит в разработке социально-психологической концепции личности пожилого человека. Центральным методологическим положением данной концепции является обоснование подхода к пожилому человеку как сохраняющему потенциал личностного роста, несмотря на высокий соматический и социально-экономический риск позднего периода жизни. Непрерывность личностного развития и социализации пожилого человека обеспечивают продолжение активной творческой и социальной деятельности; наличие большого жизненного опыта, его творческое переосмысление и использование; индивидуальное многообразие моделей жизни.
В настоящее время, можно встретить научные исследования, статьи, публикации, посвящённым матерям, бабушкам. Исследований про отцов и дедов практически нет. А если и есть, то их изучают в комплексе: муж - жена, бабушка-дедушка, семья. На наш взгляд, сейчас дедушки активно принимают участие в семьях «нового» поколения. Всё чаще можно встретить рекламы с дедушкой, катающегося на роликах, играющего с внуками. Только за последние 5 лет вышло в прокат более 10 фильмов, посвящённых дедушкам. Это такие фильмы как: «Дедушка», «Несносный дед», «Дедушка под прикрытием» «Дедушка лёгкого поведения, «Уйти красиво» и т.д.
Ещё одна сфера, которую смогли покорить дедушки - это мода. Они участвуют в показах известных модельеров, не бояться выходить на подиум и сниматься в различных журналах: Гарретт Сван (47 лет), Пол Мейсон (52 года), Ник Вустер (56 лет), Ванг Десун (80 лет), Марк Ри (57 лет), Гюнтер Краббенхофт (70 лет), Филипп Дюма (60 лет) и этот список может продолжатся до бесконечности.
Мы считаем, что дедушки заслуживают к себе внимания, особенно те, кто стараются жить и идти, вперед не смотря на свои года, проблемы и трудности. Это дедушки современности, это дедушки 21 века.
Новизна данной работы: целостный подход позволяет не только каждому человеку найти общий язык к любому современному дедушке, но и дает возможность использовать полученные данные в практической деятельности семейного психолога, ведь составление психологического портрета - это не просто выделение различных личностных качеств, которые определяют местоположение дедов в обществе.
Объект - психологический портрет современного дедушки.
Предмет исследования: структурная организация и содержательная наполненность психологического портрета современного дедушки.
Цель - эмпирическое исследование структурной организации и содержательной наполненности психологического портрета современного дедушки.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования психологического портрета дедушки.
2. Исследовать портрет личности пожилого человека.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Проанализировать психологический портрет современного дедушки.
5. Определить типологические особенности дедушек.
Соответственно цели и задач данного исследования, были выделены следующие этапы:
1. Проанализировать современное состояние изучения проблемы.
2. На основе литературного анализа, рассмотреть психологический портрет личности как метод исследования.
3. Основываясь на исследованиях в области семьи, определить сущностные характеристики дедушек .
4. Получить фактический материал, о современных дедушках, при помощи подобранных методик.
5. Посмотреть тенденцию и развитие дедушек в современном обществе.
6. Исследовать характеристики взаимоотношений дедушек и молодых членов семьи.
7. Составить психологический портрет современного дедушки.
Гипотезы:
1. Модели жизни дедушек ориентированы на независимость, поэтому при наличии высокого риска пожилого возраста они выстраивают стратегии отрицания своей зависимости, что позволяет сохранять позитивную Я-концепцию.
2. Модель дедушек опосредована прошлым опытом, что позволяет им иметь собственную историю жизни, степень согласия с которой служит индикатором позитивности Я-концепции.
3. Вклад дедушек в семейную жизнь, а именно, в воспитание внуков, и спектр ролей зависят от возраста, образования, условий проживания, характера семейных связей и возможностей продолжения профессиональной деятельности.
4. Пожилым людям свойственны «стили прародительства» по отношению к внукам в такой степени, в какой они присутствуют у родителей по отношению к своим детям, т.е. распространены демократический, авторитарный и либеральный стили воспитания внуков.
Основная цель теоретико-эмпирического исследования состоит в разработке социально-психологической концепции личности пожилого мужчины. Центральным методологическим положением данной концепции является обоснование подхода к пожилому человеку как сохраняющему потенциал личностного роста, несмотря на высокий соматический и социально-экономический риск позднего периода жизни. Непрерывность личностного развития и социализации дедушки обеспечивают продолжение активной творческой и социальной деятельности; наличие большого жизненного опыта, его творческое переосмысление и использование.
Методологические и теоретические основы исследования: общенаучные принципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений (Г.М.Андреева, А.И.Донцов, И.С. Кон, С.Л.Рубинштейн, Э. Эриксон, A.B. Юревич), положения российских (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, И.С. Кон, Т.Д. Марцинковская) и зарубежных исследователей об активном характере процесса социализации и конструировании социальной реальности в процессе ее познания; концепции, раскрывающие содержание и структуру личности (С.Л. Рубинштейн), теоретические положения о психо-социальном развитии индивидов (Э. Эриксон).
Теоретическая значимость нового подхода состоит в том, что в исследовании:
1) на междисциплинарном уровне обобщены и систематизированы основные положения отечественных и зарубежных исследований личности пожилого человека;
2) показано, что стереотипы общества в отношении пожилых людей оказывают основное влияние на индивидуальный опыт переживания старения, нормативность поведения пожилых мужчин;
3) на основе анализа индивидуальных моделей жизни пожилого человека, а также способов его включения в различные виды общественных отношений представлены стратегии отрицания зависимости, способствующие поддержанию высокого уровня самоуважения и позитивной Я-концепции в позднем периоде жизни;
4) теоретически и эмпирически обосновано положение, согласно которому изменение условий социальной среды в позднем периоде жизни может способствовать изменению некоторых черт личности дедушек;
5) показано, что ретроспективные рассказы о жизненных событиях опосредованы Я- концепцией пожилого человека. При этом не все пожилые люди чувствуют удовлетворяющую их идентичность, поэтому, чтобы привести в согласие идентичность с историей своей жизни, они ориентируются на принятие или непринятие фактов биографии.
Практическая значимость исследования определяется тем, что знание и учет качественных характеристик личности пожилого человека являются одним из условий совершенствования социальной и психологической работы с людьми этой возрастной группы, повышения качества их жизни, формирования позитивного отношения к ним со стороны общества в целом.
Полученные данные можно использовать при осуществлении социальной функции государства (в частности, деятельности структур социальной защиты населения) и в процессе постепенной переориентации общественного сознания на признание большой группы дедушек, уважение их прав и достоинства. Так, описанные особенности личности дедушек могут лечь в основу организации межпоколенного общения и создать предпосылки для построения системы воспитания детей и внуков.
Объем и структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав и списка литературы. Объем основного текста магистерской - 118 страницы. В приложении представлены материалы и результаты первичной обработки данных.
Обращение к личности пожилого человека как специальному предмету социально- психологического исследования представляется актуальным и в теоретическом отношении. Изменение возрастного состава населения ставит перед обществом и наукой множество вопросов психологического характера, в частности сохраняет ли человек в течение всей своей жизни характерные для него черты и особенности личности. Изучение личности пожилого человека имеет самостоятельную ценность, так как без знания закономерностей ее социального развития невозможно понять место в социальном мире этой большой группы граждан, их социальные роли в семье и обществе. Не менее важным представляется понимание динамики социальной, профессиональной и групповой идентичности пожилого человека, которая во многом определяет его активность и позиции в жизни общества. Кроме того, без знания закономерностей социального развития личности невозможно определить содержание процесса социализации в пожилом возрасте.
С начала XX в. проблема позднего периода жизни, или старости, рассматривалась в нашей стране преимущественно специалистами в области медицины (гериатрами, гигиенистами, психиатрами и др.), которые, в силу специфики своей профессии, имели дело с больными, слабыми, немощными стариками, что оказало влияние на представления о старости как периоде инволюции. История развития геронтологии, начавшаяся с медико- биологической модели старения, оказала существенное влияние на социальные и психологические теории, описывающие пожилого человека и его взаимодействие с обществом. Эти теории, долгое время определявшие представления о пожилых людях и методологию их изучения, исходили из понятий дефицитарности, инволюции и угасания. Общим для них было признание низкого статуса пожилого человека, нерешенности его социальных проблем.
С конца 60-х годов в изучении особенностей развития взрослого и пожилого человека важное место стали занимать теории отечественных психологов - такие, как теория геронтогенеза (Б. Г. Ананьев; М.Д. Александрова), теория жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская; Л.И. Анциферова), знаменовавшие появление новых научных представлений о возможностях развития в поздний период жизни и подчеркивавшие сохранность личности пожилого человека. Дальнейшие разработки в области исследования старости и старения представлены в работах психологов Г.С.Абрамовой, Е.Ю.Балашовой; М.Э.Елютиной; М.В. Ермолаевой; Н.К. Корсаковой; О.Н. Молчановой и др. Однако, несмотря на появление большого числа работ, до сих пор отсутствует целостная концепция личности пожилого человека.
Особую роль в изучении проблем геронтопсихологии играют исследования зарубежных авторов, предложивших теории и концепции, нацеленные на изучение адаптации и компетентности в позднем периоде жизни, развитие понятия генеративности как ресурса личности, а также на систематизацию индивидуальных проявлений личности, разработку типологии индивидуального старения и особенностей личности в пожилом возрасте.
Таким образом, было положено начало подхода к личности пожилого человека как имеющей потенциал развития. Тем не менее история геронтопсихологии показывает, что среди психологов нет согласия в объяснении причин и качества возрастных изменений личности; часть исследователей даже не считает эти изменения неизбежными.
Кроме того, в системе социально-психологического знания о личности пожилого человека имеется ряд пробелов, обусловленных неразработанностью проблемы социализации в постгрудовой стадии.
Основная цель теоретико-эмпирического исследования состоит в разработке социально-психологической концепции личности пожилого человека. Центральным методологическим положением данной концепции является обоснование подхода к пожилому человеку как сохраняющему потенциал личностного роста, несмотря на высокий соматический и социально-экономический риск позднего периода жизни. Непрерывность личностного развития и социализации пожилого человека обеспечивают продолжение активной творческой и социальной деятельности; наличие большого жизненного опыта, его творческое переосмысление и использование; индивидуальное многообразие моделей жизни.
В настоящее время, можно встретить научные исследования, статьи, публикации, посвящённым матерям, бабушкам. Исследований про отцов и дедов практически нет. А если и есть, то их изучают в комплексе: муж - жена, бабушка-дедушка, семья. На наш взгляд, сейчас дедушки активно принимают участие в семьях «нового» поколения. Всё чаще можно встретить рекламы с дедушкой, катающегося на роликах, играющего с внуками. Только за последние 5 лет вышло в прокат более 10 фильмов, посвящённых дедушкам. Это такие фильмы как: «Дедушка», «Несносный дед», «Дедушка под прикрытием» «Дедушка лёгкого поведения, «Уйти красиво» и т.д.
Ещё одна сфера, которую смогли покорить дедушки - это мода. Они участвуют в показах известных модельеров, не бояться выходить на подиум и сниматься в различных журналах: Гарретт Сван (47 лет), Пол Мейсон (52 года), Ник Вустер (56 лет), Ванг Десун (80 лет), Марк Ри (57 лет), Гюнтер Краббенхофт (70 лет), Филипп Дюма (60 лет) и этот список может продолжатся до бесконечности.
Мы считаем, что дедушки заслуживают к себе внимания, особенно те, кто стараются жить и идти, вперед не смотря на свои года, проблемы и трудности. Это дедушки современности, это дедушки 21 века.
Новизна данной работы: целостный подход позволяет не только каждому человеку найти общий язык к любому современному дедушке, но и дает возможность использовать полученные данные в практической деятельности семейного психолога, ведь составление психологического портрета - это не просто выделение различных личностных качеств, которые определяют местоположение дедов в обществе.
Объект - психологический портрет современного дедушки.
Предмет исследования: структурная организация и содержательная наполненность психологического портрета современного дедушки.
Цель - эмпирическое исследование структурной организации и содержательной наполненности психологического портрета современного дедушки.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования психологического портрета дедушки.
2. Исследовать портрет личности пожилого человека.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Проанализировать психологический портрет современного дедушки.
5. Определить типологические особенности дедушек.
Соответственно цели и задач данного исследования, были выделены следующие этапы:
1. Проанализировать современное состояние изучения проблемы.
2. На основе литературного анализа, рассмотреть психологический портрет личности как метод исследования.
3. Основываясь на исследованиях в области семьи, определить сущностные характеристики дедушек .
4. Получить фактический материал, о современных дедушках, при помощи подобранных методик.
5. Посмотреть тенденцию и развитие дедушек в современном обществе.
6. Исследовать характеристики взаимоотношений дедушек и молодых членов семьи.
7. Составить психологический портрет современного дедушки.
Гипотезы:
1. Модели жизни дедушек ориентированы на независимость, поэтому при наличии высокого риска пожилого возраста они выстраивают стратегии отрицания своей зависимости, что позволяет сохранять позитивную Я-концепцию.
2. Модель дедушек опосредована прошлым опытом, что позволяет им иметь собственную историю жизни, степень согласия с которой служит индикатором позитивности Я-концепции.
3. Вклад дедушек в семейную жизнь, а именно, в воспитание внуков, и спектр ролей зависят от возраста, образования, условий проживания, характера семейных связей и возможностей продолжения профессиональной деятельности.
4. Пожилым людям свойственны «стили прародительства» по отношению к внукам в такой степени, в какой они присутствуют у родителей по отношению к своим детям, т.е. распространены демократический, авторитарный и либеральный стили воспитания внуков.
Основная цель теоретико-эмпирического исследования состоит в разработке социально-психологической концепции личности пожилого мужчины. Центральным методологическим положением данной концепции является обоснование подхода к пожилому человеку как сохраняющему потенциал личностного роста, несмотря на высокий соматический и социально-экономический риск позднего периода жизни. Непрерывность личностного развития и социализации дедушки обеспечивают продолжение активной творческой и социальной деятельности; наличие большого жизненного опыта, его творческое переосмысление и использование.
Методологические и теоретические основы исследования: общенаучные принципы социокультурной детерминации психических процессов и явлений (Г.М.Андреева, А.И.Донцов, И.С. Кон, С.Л.Рубинштейн, Э. Эриксон, A.B. Юревич), положения российских (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, И.С. Кон, Т.Д. Марцинковская) и зарубежных исследователей об активном характере процесса социализации и конструировании социальной реальности в процессе ее познания; концепции, раскрывающие содержание и структуру личности (С.Л. Рубинштейн), теоретические положения о психо-социальном развитии индивидов (Э. Эриксон).
Теоретическая значимость нового подхода состоит в том, что в исследовании:
1) на междисциплинарном уровне обобщены и систематизированы основные положения отечественных и зарубежных исследований личности пожилого человека;
2) показано, что стереотипы общества в отношении пожилых людей оказывают основное влияние на индивидуальный опыт переживания старения, нормативность поведения пожилых мужчин;
3) на основе анализа индивидуальных моделей жизни пожилого человека, а также способов его включения в различные виды общественных отношений представлены стратегии отрицания зависимости, способствующие поддержанию высокого уровня самоуважения и позитивной Я-концепции в позднем периоде жизни;
4) теоретически и эмпирически обосновано положение, согласно которому изменение условий социальной среды в позднем периоде жизни может способствовать изменению некоторых черт личности дедушек;
5) показано, что ретроспективные рассказы о жизненных событиях опосредованы Я- концепцией пожилого человека. При этом не все пожилые люди чувствуют удовлетворяющую их идентичность, поэтому, чтобы привести в согласие идентичность с историей своей жизни, они ориентируются на принятие или непринятие фактов биографии.
Практическая значимость исследования определяется тем, что знание и учет качественных характеристик личности пожилого человека являются одним из условий совершенствования социальной и психологической работы с людьми этой возрастной группы, повышения качества их жизни, формирования позитивного отношения к ним со стороны общества в целом.
Полученные данные можно использовать при осуществлении социальной функции государства (в частности, деятельности структур социальной защиты населения) и в процессе постепенной переориентации общественного сознания на признание большой группы дедушек, уважение их прав и достоинства. Так, описанные особенности личности дедушек могут лечь в основу организации межпоколенного общения и создать предпосылки для построения системы воспитания детей и внуков.
Объем и структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав и списка литературы. Объем основного текста магистерской - 118 страницы. В приложении представлены материалы и результаты первичной обработки данных.
В результате проведенной работы нами была достигнута основная цель исследования: эмпирическое исследование структурной организации и содержательной наполненности психологического портрета современного дедушки, на основании чего можно сделать следующие выводы:
Социально-психологический подход к личности дедушек позволил разработать концепцию, рассматривающую особенности взаимодействия пожилых людей на трех уровнях: общественном, семейном, личностном. Целостность и устойчивость системы обеспечивается взаимосвязью компонентов этих уровней между собой: пожилой человек конструирует свою жизнь в соответствии с ожиданиями общества (его ценностями, культурными особенностями, общественными институтами и пр.), отношениями в семье, собственными ожиданиями от старости, состоянием здоровья, структурой и содержанием идентичности.
Устойчивость когнитивной составляющей стереотипов относительна: на стереотипы разных социальных групп можно оказывать влияние с разного рода эффектами: трансформации, растерянности, сокращения, восстановления и обогащения. Любое изменение стереотипа у молодых людей связано с наличием или отсутствием связи между когнитивными представлениями о своих дедушках и отношением к пожилым людям в целом. Тем самым подтверждается роль старшего члена в семье в формировании отношения к пожилым людям в целом, в том числе стереотипов пожилых.
В содержание второго компонента (семья - пожилой человек) входят установки разновозрастных членов семьи по отношению друг к другу, определяющие типы «прародительства», степень близости, взаимопомощи членов семьи, а также степень автономности-зависимости пожилых членов семьи.
Вклад пожилых мужчин в семейную жизнь и спектр их семейных ролей зависят от таких социально-психологических факторов, как условия проживания и виды родственных связей, представления о помощи, социальные и личностные нормы, потребности и ожидания окружения. Вклад пожилых мужчин в семейную жизнь определяют только социально-демографические факторы (возраст, образование, наличие работы).
Для мужчин наличие работы и уровень образования являются одними из основных факторов при выборе типа поведения с внуками. Условия проживания, частота контактов и тип родственных связей не определяют тип поведения дедушек.
В целом результаты магистерского исследования свидетельствуют о том, что содержание и структура личности дедушек претерпевают значительные изменения под влиянием общества, социального окружения и процессов старения, способствующих появлению проблемных ситуаций и проблемного поведения в позднем периоде жизни, увеличению риска депрессии, одиночества, хронических заболеваний, потерь разного рода. Однако такие особенности психологического сопротивления старению и социальному давлению, как субъективный возраст, позитивные воспоминания, высокая субъективная оценка социальных взаимодействий и многоаспектность идентичности, позволяют пожилому человеку поддерживать положительную Я-концепцию, высокий уровень психологического благополучия и положительные переживания при контактах с окружающими.
Знание и учет качественных характеристик личности пожилого человека является одним из условий совершенствования психологической и социальной работы с людьми этой возрастной группы, повышения их качества жизни и формирования позитивного отношения к ним со стороны общества в целом и социальных работников, в частности, которым очень важно развивать коммуникативные умения и эффективное управление контактами и общением с пожилыми людьми.
Старение имеет индивидуальный характер, который не должен затеняться общим сходством изменений, происходящих со всеми пожилыми людьми, и требует с ними продуманного и прочувствованного личностного подхода. В организме и психике каждого человека многочисленные процессы старения развиваются с разной скоростью, во многом независимо друг от друга, причем на каждый из этих процессов можно воздействовать особыми методами. Старение совсем не обязательно ассоциируется с деградацией и болезнью. Поэтому остро стоит проблема информированности членов общества, семьи, социальных работников относительно самого феномена старости, его физиологической и эмоциональной природы. Без рационального знания этой проблематики, освобожденного от предрассудков и разнообразных мифологических и стереотипных представлений очень трудно создавать экологическую среду проживания с учетом их требований и потребностей, строить правильные, бережные отношения с пожилыми людьми, влиять на социальную политику государства.
Социально-психологический подход к личности дедушек позволил разработать концепцию, рассматривающую особенности взаимодействия пожилых людей на трех уровнях: общественном, семейном, личностном. Целостность и устойчивость системы обеспечивается взаимосвязью компонентов этих уровней между собой: пожилой человек конструирует свою жизнь в соответствии с ожиданиями общества (его ценностями, культурными особенностями, общественными институтами и пр.), отношениями в семье, собственными ожиданиями от старости, состоянием здоровья, структурой и содержанием идентичности.
Устойчивость когнитивной составляющей стереотипов относительна: на стереотипы разных социальных групп можно оказывать влияние с разного рода эффектами: трансформации, растерянности, сокращения, восстановления и обогащения. Любое изменение стереотипа у молодых людей связано с наличием или отсутствием связи между когнитивными представлениями о своих дедушках и отношением к пожилым людям в целом. Тем самым подтверждается роль старшего члена в семье в формировании отношения к пожилым людям в целом, в том числе стереотипов пожилых.
В содержание второго компонента (семья - пожилой человек) входят установки разновозрастных членов семьи по отношению друг к другу, определяющие типы «прародительства», степень близости, взаимопомощи членов семьи, а также степень автономности-зависимости пожилых членов семьи.
Вклад пожилых мужчин в семейную жизнь и спектр их семейных ролей зависят от таких социально-психологических факторов, как условия проживания и виды родственных связей, представления о помощи, социальные и личностные нормы, потребности и ожидания окружения. Вклад пожилых мужчин в семейную жизнь определяют только социально-демографические факторы (возраст, образование, наличие работы).
Для мужчин наличие работы и уровень образования являются одними из основных факторов при выборе типа поведения с внуками. Условия проживания, частота контактов и тип родственных связей не определяют тип поведения дедушек.
В целом результаты магистерского исследования свидетельствуют о том, что содержание и структура личности дедушек претерпевают значительные изменения под влиянием общества, социального окружения и процессов старения, способствующих появлению проблемных ситуаций и проблемного поведения в позднем периоде жизни, увеличению риска депрессии, одиночества, хронических заболеваний, потерь разного рода. Однако такие особенности психологического сопротивления старению и социальному давлению, как субъективный возраст, позитивные воспоминания, высокая субъективная оценка социальных взаимодействий и многоаспектность идентичности, позволяют пожилому человеку поддерживать положительную Я-концепцию, высокий уровень психологического благополучия и положительные переживания при контактах с окружающими.
Знание и учет качественных характеристик личности пожилого человека является одним из условий совершенствования психологической и социальной работы с людьми этой возрастной группы, повышения их качества жизни и формирования позитивного отношения к ним со стороны общества в целом и социальных работников, в частности, которым очень важно развивать коммуникативные умения и эффективное управление контактами и общением с пожилыми людьми.
Старение имеет индивидуальный характер, который не должен затеняться общим сходством изменений, происходящих со всеми пожилыми людьми, и требует с ними продуманного и прочувствованного личностного подхода. В организме и психике каждого человека многочисленные процессы старения развиваются с разной скоростью, во многом независимо друг от друга, причем на каждый из этих процессов можно воздействовать особыми методами. Старение совсем не обязательно ассоциируется с деградацией и болезнью. Поэтому остро стоит проблема информированности членов общества, семьи, социальных работников относительно самого феномена старости, его физиологической и эмоциональной природы. Без рационального знания этой проблематики, освобожденного от предрассудков и разнообразных мифологических и стереотипных представлений очень трудно создавать экологическую среду проживания с учетом их требований и потребностей, строить правильные, бережные отношения с пожилыми людьми, влиять на социальную политику государства.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ НА БИЗНЕС
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Специфика речевого портрета в романе З.Прилепина ’Санькя”
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Трансформация образа семьи в российском рекламном телевизионном контенте
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Психологические особенности готовности личности к браку в период ранней взрослости
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - УСТНЫЕ РАССКАЗЫ О БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКАХ В ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ СЕВЕРНОГО ПРИАНГАРЬЯ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РОЛИ ПРАРОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА
В СЕМЬЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025





