Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАРОДИТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВ ОТЦА И ДЕДА

Работа №95673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Теоретико-методологическое обоснование специфики образов родителей и
прародителей на примере образов отца и деда
1.1. Образ как категория психологической науки
1.2. Структурная организация образной сферы
1.3. Образ отца и деда в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
Выводы по первой главе
2. Эмпирическое исследование образов родителей и прародителей на примере
образов отца и деда
2.1. Организация и методы эмпирического исследования образов родителей и
прародителей на примере образа отца и деда
2.2. Особенности образа отца и деда на перцептивном уровне отражения
2.3. Особенности образа отца и деда на понятийном уровне отражения
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения


История изучения категории образ уходит своими корнями в философию и начинает развиваться с момента появления психологии как науки, проблематика образа была особенной, потому что образ — это важнейший компонент индивидуального и общественного сознания, это многоуровневая и многомерная динамическая подсистема. Эта подсистема отвечает за психические отражение объективной реальности и регулирует внутренний мир. Со временем категория образ рассматривалась все большим количеством направлений, сначала в зарубежной психологии (Э. Титченер, Ф. Гальтон, Дж. С. Брунер, Дж. Келли, Ж. Пиаже, Р. Шепард, З. Фрейд и т.д.), а затем и в отечественной (П.Я.Гальперин, А.А. Гостев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В. Ф. Петренко, В. В. Петухов, В. Л. Ситников, С. Д. Смирнов и др.). Образ отца является значимым, имеется в сознании вне зависимости от его присутствия в реальной жизни и имеет столь же значимое влияние на развитие ребенка, как и реальное взаимодействие отца и ребенка (О.Г. Калинина, И.В. Павлов, Е.А. Силина). Образ значимого взрослого, будь то отца или деда изменяется в течении всей жизни и влияет на развитие, а так регуляцию поведения субъекта (Е. В. Ушакова, С. В. Липпо).
На данный момент современная модель семьи претерпевает значительные изменения, прежде всего это связано с процессами феминизации, распределения ролей внутри семьи по принципу равенства и отказа от патриархальной структуры, в связи с этим роли отца, его статус и образ постепенно меняются (Н. Н. Васягина, Ю. В. Евсеенкова, Т. Б. Беляева, В. И. Крюкова, Л. Б. Шнейдер и другие). Противоречивый взгляд на образ отца, сменяется вопросом о том, изменяется ли на данном этапе развития семьи взгляд на образ деда и всю прародительскую систему. Зачастую вопросы касающиеся и прародителей не претерпевают значительных изменений, образ мужчины-деда остается весьма отстраненный от вопросов воспитания и является носителем патриархального семейного уклада, ценностей, моральных ориентиров. (В. Альперович, А. Я. Варга, М. В. Ермолаевой, О. В. Красновой, Л. Г. Лидерса, А.С. Спиваковской, Т. Н. Тихомировой, Д. В. Ушакова, И. В. Шаповаленко, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).
Отцовская роль и его образ претерпевают изменения, он становиться более активным участником процесса воспитания, эмоционально включенным, в опеку и ежедневные заботы о ребенке, что традиционно оставалось за матерью (А. И. Антонов, Б. М. Бим-Бад, В. И. Брутман, С. Н. Гавров, Л. Гудков, Г.Г. Зубова).
Проблема изучения образа и деда, достаточно фрагментарна и не отражается современных культурно-исторических изменений, что в свою очередь приводит к неадекватным ожиданиям, установкам (Н. В. Богачева, Н. Н. Васягина, С. А. Завражин, Р. В. Овчарова, Н. Л. Пушкарева, В. А. Рамих, М. С. Радионова, Л. П. Репина, А. В. Узик)
Не смотря на накопленный теоретическим и эмпирический материал, проблематику образа отца и деда следует признать изученной фрагментарно и недостаточно соответствующую современным реалиям семьи.
В связи с этим можно выделить ряд противоречий:
- Большое количество работ, посвящены роли, функциям отца, феномену отцовства, влиянию образа отца на развитие тех или иных качеств личности ребенка, но при этом мало представлена структура самого образа.
- Существенные изменения в модели современной семьи являются малоизученными, в связи с этим мало теоретических и эмпирических обоснований качественных изменений в образе современного отца и деда.
- Наличие исследований в области прародительства, его влияния на развитие детей и отношения в семье, но при этом проблематика рассматривается с уклоном в изучение образа, функций и роли бабушки, но не дедушки.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в том, что изучить и сравнить образ родителей и прародителей на примере изучения образа отца и деда, путем выявления структуры образа, особенностей его отражения и содержательной наполненности.
Цель исследования: изучить образ отца и деда провести их сравнительный анализ.
Объект исследования: образ отца и деда.
Предмет исследования: структурная организация, содержательная наполненность, половозрастные особенности отражения образа отца и деда.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что образ отца и деда, — это сложное психическое образование, которое функционирует в рамках многоуровневой системы отражения на перцептивном, понятийном и амодальном уровнях. Содержательная наполненность образа отца и деда на каждом уровне отражения специфична и опосредована половыми особенностями респондентов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и теоретические данные о категории образ, структуре образа человека, специфике в зарубежных и отечественных источниках.
2. Провести эмпирическое исследование содержательной наполненности образа отца и деда на перцептивном, понятийном и амодальном уровнях отражения.
3. Выявить ключевые характеристики образов отца и деда и провести сравнительный анализ.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- системно-структурный подход к изучению психики и сознания (Е. Ю. Артемьева, В. А. Ганзен, В. П. Зинченко А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов);
- психосемантический подход к исследованию образной сферы человека (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, В. П. Серкин, М. А. Холодная);
- принцип культурно исторической детерминации психики (Л. С. Выготский);
- представления об образе мира как отражении Мира в сознании человека и его структурной организации (Е. Ю. Артемьева, Н. С. Глуханюк, А. Н. Леонтьев, Ю. Г. Панюкова, С. Д. Смирнов, и др.);
- представления об уровневом строении образа (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. Л. Ситников);
- представления об образе как результате присвоения субъектом предметного мира (А. Н. Леонтьев);
Новизна исследования: теоретическое и эмпирическое обоснование структурной организации образа отца и деда, их содержательная наполненность на перцептивном, понятийном и амодальном уровнях отражения, произведен сравнительный анализ образов отца и деда.
Практическая значимость исследования. Знания об особенностях отражения образа отца и деда, их сходства и различий могут быть использованы в практической работе психологов, в том числе коррекционной и профилактической работы с семьей, консультирования семьи по проблемам межпоколенных взаимоотношений и функциональности семьи.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы), психологические (психодиагностические методы) и математико-статистические (факторный, критерии различий Манна-Уитни).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы была рассмотрена структура, содержательная наполненность образов отца и деда и проведено их сравнение.
Проблематика образа рассматривалась большим количеством направлений, сначала в зарубежной психологии (Э. Титченер, Ф. Гальтон, Дж. С. Брунер, Дж. Келли, Ж. Пиаже, Р. Шепард, З. Фрейд и т.д.), а затем и в отечественной (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов и др.)
Образ отца и деда представляет собой целостную совокупность научных и житейских представлений об отце и деле, формирующихся в сознании человека, регулирующих его поведение и актуализирующийся в процессе взаимодействия (О. Вейнингер, Д. Винникот, Л. С. Выготский, А. Герхард, И. В. Гребенников, И. Ф. Дементьева, Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Е. П. Ильин, И. С. Кон, М. В. Осорина, П. Попова, С.Т. Посохова, Г. Г. Филиппова, Э. Эриксон, М. Е. Lamb, R. Richter, А. Shelmerich).
Образы отца и деда рассматриваются в таких контекстах как: культурно¬исторический, семейный, детско-родительских отношений, нарушений личностного развития, воспитание, гендерный, социальный.
Эмпирическое исследование позволило выявить структуру образа и содержательную наполненность каждого из уровней отражения: перцептивном, понятийном и амодальном.
Перцептивный уровень отражения образа отца и деда наполнен эмоциональный отношением, оценочной позицией в плане характеристик, фактов, поведенческих стратегий. Содержательная наполненность на перцептивном уровне образа отца характеризует его как: пример отца, мужчины, пример стратегии поведения в различных жизненных ситуациях. Отец отражен как тот, кто может оказать помощь и поддержку в любой жизненной ситуации, так же отец выступает фигурой, которая учит важным жизненным навыкам, тем самым транслируя свой опыт и передавая знания. Образ деда связан в реализация досуговой деятельности, с активным общением, через которое происходит передача знаний, опыта, мудрости. Образ деда и образ отца объединяет их функциональная составляющая обучать практическим навыкам, становиться моральным, ценностным и поведенческим ориентиром.
Понятийный уровень отражения характеризуется, тем что наполнен представлениями, которые сложились в современном обществе об отце и деде - это ценности, смыслы, значения. Образ отца и отцовство как таковое прежде всего сопряжено с понятием ответственность, его ролевыми функциями, обретением нового статуса. Образ деда в наряду с прямыми ролевыми функциями, наполнен высокой символической нагрузкой, и соединением с абстрактными категориями. Содержательная наполненность образа отца видит его именно в реализации предназначения «одарить жизнью нового человека», а образ деда несет в себе продолжение этого процесса в качестве «воспитать и передать знания новому человека», при этом создается преемственность в представлении о мужчине как об отце и деде. Структура образа отца на понятийном уровне отражения включает в себя ряд выделенных нами факторов, которые характеризуют современного отца как: профессионала, как гармоничную личность, как человека достаточно занятого, который жертвует свободным временем для реализации себя как отца, который получает признание окружающих и возможность раскрыть свои творческие способности. Так же современный отец объединят в себя, то что является и любящим мужем. Структура образа деда на понятийном уровне отражения включает в себя ряд выделенных нами факторов, которые характеризуют его как: социально активного мужчину, а также как деда, который заботиться о себе и своем физическом и психологическом здоровье.
Становление дедушкой дает возможность раскрыться его творческим способностям и обрести «вечную жизнь» и продолжение себя во внуках. Сравнивая образы современного отца и деда, мы пришли к выводу, что оба они представляются как активные субъекты, которые не только профессионально самореализуются, но при этом становятся активными субъектами воспитания, которые становиться трудом для отца и творческой деятельностью для деда.
На амодальном уровне отражения образ отца и деда были представлены рядом культурных символов. Образ отца нашел свое отражение в символе «Взаимодействие», который отражает значимость фигуры отца, эмоциональную наполненность его образа и буквальное отражение через призму потребностей и представлений об отце. Образ деда нашел свое отражение в символике «Дерево», а так уточненном как «Дуб». Образ отца и образ деда на амодальном уровне отражения объединяет присутствия символа «Дерево» и «Солнце».
Все задачи, поставленные нами в ходе исследования, были выполнены, что позволило достигнуть поставленной цели изучить образы отца и деда и провести их сравнительный анализ.
Гипотеза нами была подтверждена, образ отца и деда — это сложное психическое образование, которое отражается на перцептивном, понятийном и амодальном уровнях, содержательная наполненность каждого уровня отражения имеет свою специфику, но при этом не имеет значимых различий в связи с половыми особенностями респондентов.



1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания //Классики современной психологии. - 2003
2. Алмассуд Х. Отцовство в традиционной культуре русского и арабского народов // Современные технологии в мировом научном. - 2017. - С. 258.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. — 5¬е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 369 с.
4. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. - М. : Наука : Смысл, 1999. - 349
5. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной сферы //Психология и психотехника. - 2012. - №. 1. - С. 13-25.
6. Бурганова М. А. Образ Бога Отца: канон и чувство //Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2010. - №. 1. - С. 64-75.
7. Васягина Н. Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян // Педагогическое образование в России. 2015. №6
8. Васягина Н. Н., Ельцова И. В. Культурно-исторические трансформации образа отца //Демографический потенциал стран ЕАЭС. Том I.— Екатеринбург, 2017. - 2017. - Т. 1. - №. 8. - С. 306-311.
9. Васягина, Н. Н. Субъективное становление материи в современном
социокультурном пространстве России : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Васягина Наталия Николаевна; [Место защиты: ГОУВПО "Уральский государственный педагогический
университет"]. - Екатеринбург, 2011. - 464 с. : 11 ил.
10. Выготский Л. С., Словарь Л. С. Выготского/Под ред. АА Леонтьева //М.: Смысл. - 2007.
11. Газизова, Ю. С.. Репрезентация образа матери в российской ментальности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Газизова Юлия Сергеевна; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина]. - Екатеринбург, 2014. - 189 с.
12. Гостев А. А. Образная сфера личности //Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - №. 3. - С. 33-42.
13. Дрожжина Н. Б. Психосемантический анализ образа родителей в обыденном сознании подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях//Педагогическая наука и практика-региону. - 2016. - С. 192-200
14. Евстратова Юлия Витальевна Исследования категории образа: история и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №3.)
15. Ельцова И.В. Образ отца в современном мире //Актуальные проблемы психологии личности.-2018.-№1.-С. 83-89
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ