Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДОМРЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №95666

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДОМРЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Исторические аспекты становления отечественного музыкального
исполнительства на домре 9
1.2. Содержание и методы начального этапа обучения школьников игре
на домре 16
1.3. Особенности обучения школьников игре на домре в условиях
детской школы искусств и детской
филармонии 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРИМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ДОМРЕ НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ 37
2.1. Условия опытно-поисковой работы и диагностические методики
исследования 37
2.2. Содержание опытно-поисковой работы 45
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73

Актуальность. На сегодняшний день мы можем наблюдать негативную тенденцию спада в обществе интереса к традициям отечественного русского народного инструментально-исполнительского искусства и фактическую утрату бытовых традиций музицирования на русских народных инструментах. Однако, благодаря усилиям великих музыкантов, мастеров-исполнителей, композиторов и музыкально­общественных деятелей, в профессиональном музыкальном исполнительстве удается сохранять высокую культуру исполнительства на народных инструментах и выводить ее на все более высокий уровень. Сложившаяся система исполнительства на русских народных инструментах нуждается в притоке новых профессиональных кадров - как музыкально­исполнительских, так и музыкально-педагогических. А также, для возрождения традиций любительского музицирования на русских народных инструментах, необходимо привлекать как можно большее число детей к освоению азов музыкального исполнительства на различных инструментах, формировать начальные музыкально-исполнительские навыки.
Обучение детей игре на русских народных инструментах - таких как баян, балалайка, домра, аккордеон - широко представлено в современном дополнительном образовании. Обучение игре на народных инструментов может осуществляться в различных условиях дополнительного образования - детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских творческих объединениях, а также при оркестрах народных инструментов. Главным нормативным документом при этом являются Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
образовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по данной программе. Согласно данным требованиям, наиболее одаренные дети, успешно освоившие программу обучения и осуществивших соответствующий профессиональный выбор, могут продолжить обучение в системе профессиональных музыкальных учебных заведениях - колледжах и вузах.
И всё же, несмотря на то, что обучение детей игре на народных инструментах способствует патриотичному воспитанию, сохранению духовно-нравственных традиций нашего народа, в настоящее время молодое поколение предпочитает русским народным инструментам другие, более распространенные в молодежной среде инструменты. В связи с этим возникают определенные сложности в привлечении к музыкальному обучению детей, желающих осваивать искусство игры на русских народных инструментах.
Из числа русских народных инструментов, обучение игре на которых осуществляется в условиях дополнительного образования, мы сосредоточили свое внимание на домре. В нашей стране сложились музыкально­исполнительские школы профессионального исполнительства на домре; выдающиеся музыканты-исполнители последовательно обогащали технику исполнительства на данном народном инструменте новыми способами и приемами звукоизвлечения; создавались аранжировки классических музыкальных произведений для домры и оригинальный музыкальный репертуар, написанный не только в народных, но и в классических музыкальных жанрах (концерты, сонаты и др.).
Анализируя исторический путь развития исполнительства на домре в ХХ - начале XXI вв., Д. И. Варламов приходит к выводу о том, что оно шло по пути последовательной академизации. Данная тенденция находит свое отражение и в организации музыкально-образовательного процесса школьников в условиях дополнительного образования. Однако в имеющихся работах не сопоставляются особенности обучения школьников игре на домре в различных условиях дополнительного образования: не выделяются общие черты и отличия, не ставится задача соответствующей дифференциации методического обеспечения образовательного процесса.
Вышесказанное позволяет сформулировать противоречия:
• между необходимостью сохранения традиций музыкального исполнительства на русских народных инструментах и недостаточным интересом современных школьников к игре на данных инструментах ввиду утраты бытовых традиций музицирования;
• между теоретической разработанностью вопросов виртуозного исполнительства на домре применительно к подготовке профессиональных музыкантов-исполнителей и недостаточной теоретической разработанностью вопросов обучения школьников игре на домре;
• между исполнительскими требованиями, предъявляемыми к школьникам в условиях дополнительного образования, и недостаточной методической оснащенностью начального этапа формирования у школьников навыков игры на домре.
Проблема исследования: поиск результативных путей организации учебно-воспитательного процесса на различных этапах обучения школьников игре на домре.
Сформулированная проблема исследования обусловила выбор темы: «Начальный этап формирования у школьников навыков игры на домре в условиях дополнительного образования».
Цель исследования: определить комплекс методов формирования у школьников первоначальных навыков игры на домре и проверить его результативность в различных условиях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс обучения школьников игре на домре в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: комплекс методов формирования у
школьников начальных навыков игры на домре.
Гипотеза исследования. Начальный этап формирования у школьников навыков игры на домре в условиях дополнительного образования будет результативным, если:
• будут осваиваться, закрепляться и автоматизироваться правильные состояния игрового аппарата, посадка, расположение рук на инструменте, начальные исполнительские приемы;
• обучение будет учитывать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся;
• в обучении будет использован комплекс методов, включающий наглядные, словесные, репродуктивный, игровые, методы анализа содержания музыкального произведения, сочинения и импровизации, моделирования художественно-творческого процесса, технические, художественные и игровые упражнения;
• процесс формирования начальных навыков будет систематичным и последовательным, предусматривая переход от технических заданий и упражнений к исполнению несложных музыкальных произведений;
• будет подобран репертуар, соответствующий уровню
сформированности начальных навыков и доступный для исполнения.
В соответствии с целью исследования определены задачи:
1. Охарактеризовать исторические аспекты становления
отечественного музыкального исполнительства на домре.
2. Уточнить содержание начального этапа формирования у школьников навыков игры на домре.
3. Сопоставить особенности организации процесса обучения школьников игре на домре в условиях детской школы искусств и детской филармонии.
4. Отобрать методы формирования у школьников навыков игры на домре применительно к решению задач начального этапа обучения и проверить их результативность в ходе опытно-поисковой работы.
5. Разработать критерии и показатели сформированности у школьников начальных навыков игры на домре применительно к различным условиям дополнительного образования и применить их в ходе опытно-поисковой работы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам выполнения поставленных в исследовании задач сделаны следующие выводы:
1. Домра является русским народным струнно-щипковым инструментом, традиции исполнительства на котором были искусственно прерваны в середине XVII в. и были возрождены только в конце XIX в. Несмотря на то, что домра почти два века была забытым инструментом, она, за относительно короткий период времени, из простого народного инструмента превратилась в полноценный концертный, академический инструмент, которому подвластны любые стили и жанры. В настоящее время на домре возможно, исполнять не только простые песни и наигрыши, но также и произведения мировой классики, эстрадную и джазовую музыку. В составе оркестра народных инструментов, ансамблях домра играет ведущую роль. Ведущие домристы постоянно ведут поиск новых приемов звукоизвлечения, нового звучания инструмента. Развитие музыкального исполнительства на домре, как и развитие соответствующего музыкально­образовательного направления идет по пути академизации. Вопросы обучения искусству игре на домре нашли отражение в многочисленных методических работах и «школах», где, в частности, представлен и начальный этап обучения.
2. Содержание начального этапа формирования у школьников навыков игры на домре направлено на выработку правильных игровых умений и их автоматизации до уровня навыка. Для этого, прежде всего, необходимо выработать правильные мышечные ощущения, в связи с чем выделяется доигровой период обучения. Далее наступает период знакомства с инструментом, на котором формируются навыки правильной посадки, правильного расположения левой и правой рук на инструменте и выполнения первоначальных исполнительских приемов. После этого можно переходить к
воплощению музыкального образа посредством освоенных исполнительских приемов, разучиванию и исполнению несложных произведений, которые подбираются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Сопоставительный анализ организации образовательного процесса в детской школе искусств и детской филармонии показал, что в любых условиях дополнительного образования содержание начального этапа обучения в обязательном порядке включает доинструментальный период и период знакомства с инструментом, на котором формируются навыки правильной посадки, расположения рук на инструменте, осваиваются начальные исполнительские приемы. Задачи, решающиеся в рамках данных периодов, можно считать универсальными. Однако в то период, когда обучающиеся приступают к разучиванию музыкальных произведений, содержание образовательного процесса определяется с учетом направленности деятельности учреждения дополнительного образования. В детской филармонии во главу угла ставятся задачи подготовки обучающихся как будущих участников концертных коллективов. В этой связи основное внимание уделяется формированию навыков игры в ансамбле. Важнейшую роль для обучающегося детской филармонии играет навык чтения нот с листа.
4. На начальном этапе обучения используется комплекс следующих методов: наглядные, словесные, репродуктивный, игровые, методы анализа содержания музыкального произведения, сочинения и импровизации, моделирования художественно-творческого процесса, разнообразные технические, художественные и игровые упражнения. Результаты опытно­поисковой работы подтвердили его результативность.
5. Для оценивания уровня сформированности навыков игры на домре были разработаны критерии и показатели, отражающие: 1) общие навыки, которые формируются независимо от условий обучения (посадка, постановка правой и левой руки, знание нотной грамоты, звуковые качества, координация движения рук); 2) навыки, выделенные с учетом условий образовательного учреждения (для детской филармонии это навыки чтения с листа и игры в ансамбле). Были определены виды контроля: визуальный и звуковой.
Сопоставление результатов, полученных на констатирующем и итоговом этапах опытно-поисковой работы, подтверждает положения выдвинутой гипотезы и свидетельствует о выполнении поставленных в исследовании задач.
Перспективы исследования связаны с углубленным изучением особенностей формирования более сложных навыков игры на домре на последующих этапах обучения, расширением спектра методов и приемов, разработкой соответствующего учебно-методического обеспечения.


1. Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах : курс лекций / Красноярск. гос. ун-т. Красноярск, 2002. 296 с
2. Александров А. Я. Школа игры на трехструнной домре. М. : Музыка, 1988. 178 с.
3. Алексеев А.Д. Методические указания по организации учебно­воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ, ДШИ, М., 1990. 157 с.
4. Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства : монография; сборник материалов для детских школ искусств. В 2 ч. Ч. 1. М. : Минкультуры России, 2012. 118 с.
5. Бабенко Л. С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1979. 26 с.
6. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 337с.
7. Болковский Л. З. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах // Формирование исполнителя-баяниста в классе ансамбля. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. С. 24-151.
8. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http: //www.vedu.ru/bigencdic/
9. Варламов Д. И. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании: монографический сборник статей. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. 84 с.
10. Варламов Д. И. Онтология искусства : избранные статьи. М. : Композитор, 2011. 316 с.
11. Варламов Д. И. Теория и практика народного инструментализма: от понятий - к действиям // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 207. Русские народные инструменты в современной культуре России: Всероссийская научно­практическая конференция 30-31 января 2014 года, Санкт-Петербург. СПб., 2015. С. 9-22.
12. Варламова Т. П. Формирование исполнительской техники домриста в
системе непрерывного специального музыкального образования: автореф. дис канд. пед. наук. М., 2010. 25 с.
13. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л. : Музыка, 1975. 278 с.
14. Волчков Е. А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: дис. ... канд. искусствоведения. Ростов- на-Дону, 2011. 229 с.
15. Вольская Т. И. Особенности организации исполнительского процесса на домре // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей. Вып. 2. Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1990. С. 88-109...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ