Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации

Работа №95655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ АБИЛИТАЦИИ 7
1.1. Особенности развития обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 7
1.2. Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья 11
1.3. Роль тьюторского сопровождения в обучении и воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА ПРИ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 26
2.1. Определение обязанностей тьютора в образовательной организации 26
2.2. Диагностика уровня развития компетенций, необходимых для
первичной социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра 29
2.3. Анализ условий абилитации и реабилитации ребенка с
расстройствами аутистического спектра при сопровождении тьютора... 37
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ ИХ АБИЛИТАЦИИ 45
3.1. Анализ методик абилитации обучающихся с расстройствами
аутистического спектра 45
3.2. Формирующий эксперимент 49
3.3. Контрольный эксперимент 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77

Новая парадигма образования, определяя переход к личностно-ориентированной модели, акцентирует приоритетность задач своевременной реализации и развития личностного потенциала обучающегося, его способностей к усвоению знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса обучения требуют обязательного учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создания полноценных условий для его личностного развития, становления как субъекта учебной деятельности. Особую актуальность эти задачи приобретают в начале школьного обучения в связи с формированием у обучающегося общей способности к обучению и формированием позиции личности по отношению к предмету и процессу усвоения знаний.
Закон об образовании и ряд международных актов (в том числе Саламанская декларация) дают право обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учиться в любой образовательной организации, в том числе в массовых школах, наряду с нейротипичными сверстниками. Кроме дополнительных возможностей для родителей (законных представителей) и самих обучающихся это право ставит перед всеми субъектами образования новые задачи. В этом свете процесс индивидуализации образования приобретает особенную актуальность. Одним из способов индивидуализации процесса образования для обучающихся с ОВЗ является тьюторское сопровождение.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются одной из самых малоизученных групп лиц с ОВЗ. Долгое время обучающиеся с РАС вообще не выделялись в отдельную группу, а данное расстройство выступало как сопутствующее другим нарушениям. И если диагностика и психические особенности обучающихся с РАС исследовались выдающимися отечественными учеными (К. С. Лебединская, О. С. Никольская), то методы и методики работы с данной группой обучающихся не являются разработанными в достаточной степени. Тоже самое можно сказать и о проблеме тьюторского сопровождения в аспекте работы с обучающими с РАС.
Лица с РАС отличаются от других групп лиц с ОВЗ своей неоднородностью внутри самой группы. Спектр проявлений, их сочетаний, тяжести дефекта и асинхронии развития настолько велик, что выявить универсальные, работающие для всех, алгоритмы работы становится сложным. Кроме особенностей речевого развития, восприятия информации, вторичных интеллектуальных нарушений, у лиц с РАС наблюдаются ярко выраженные особенности поведения. Это могут быть стереотипии, привязанность к строго организованному режиму, аутистимуляции, нежелательное поведение различной топографии и степени интенсивности (агрессия, самоагрессия, плач, крик и т.д.). Педагоги массовых школ в основном не имеют необходимых компетенций и не способны решать эти проблемы, а часто это невозможно ввиду недостаточности ресурсов времени, т.к. к основной нагрузке учителя добавляется необходимость поиска индивидуального подхода к обучающемуся с РАС. Все это обусловливает необходимость появления такого специалиста, как тьютор.
Вышеизложенное определило актуальность выбранной темы: недостаточность разработки проблемы содержания и организации тьюторского сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в процессе их абилитации.
Объект исследования - содержание тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Предмет - организация тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в условиях абилитации.
Гипотеза: разработка и апробация содержания тьюторского сопровождения обучающегося с расстройствами аутистического спектра будет способствовать более эффективной его абилитации.
Цель исследования - определение содержания (форм, методов, методик) тьюторского сопровождения, способствующего эффективному процессу абилитации обучающегося с РАС.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической литературы по проблемам абилитации обучающихся с РАС.
2. Определение функционала тьютора.
3. Диагностика особенностей развития обучающегося с РАС и определение компетенций, актуальных для формирования разных видов его деятельности на данном этапе.
4. Подбор методов и методик, способствующих
абилитации обучающегося с РАС.
5. Организация работы по формированию определенных компетенций у обучающегося с РАС.
6. Проведение контрольного эксперимента.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы объективного опосредованного наблюдения, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный). В качестве вспомогательных методов для обработки экспериментальных данных использован графический метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Индивидуальный подход на протяжении последних столетий (со времен Я. А. Каменского до наших дней) является главным ориентиром системы образования, и с каждым годом идеи индивидуализации становятся лишь более весомыми и значимыми. Наше общество идет по пути все большей гуманизации, где ценность жизни и значимость личности неоспоримы, а люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, не просто не должны ущемляться в правах, но и имеют право на помощь, способную качественно повысить их уровень жизни. Сфера образования также относится к числу тех, где обучающийся с ОВЗ может рассчитывать на создание специальных условий. И от того, в какой мере будут учтены его потребности и насколько качественно потребности в специальных условиях будут удовлетворяться, зависит не только его успеваемость, но и в целом его социализация, а как следствие - абилитация. Наличие тьютора и грамотная организация его работы является важнейшим условием для успешного включения обучающегося с РАС в процесс обучения.
Таким образом, можно сделать выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу, что организация тьюторского сопровождения:
- способствует значительному повышению мотивации к выполнению задания и стремлению к конечному результату, а также помогает повысить уровень самостоятельности при выполнении задания обучающимся;
- способствует значительному повышению уровня адаптации обучающегося к новым условиям образовательной организации и помогает решить ряд поведенческих проблем обучающегося;
- помогает сформировать компетенции самооценки деятельности при условии полного отсутствия данных компетенций у обучающегося изначально;
- способствует развитию речи у обучающегося и увеличению ее функциональности.
Материалы исследования апробированы в докладах и публикациях: «Особые образовательные потребности в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра», «Проблемы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра на современном этапе становления инклюзивного образования». Статьи опубликованы в сборниках Всероссийской научно-практической конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург.



1. Алексеечева, Н. Н. Формы и методы социально-психологической
и педагогической помощи детям и подросткам / Н. Н. Алексеечева // Территориальные социальные службы: теория и практика
функционирования. - М. : Лира, 2008. - 230 с.
2. Аршатская, О. С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии в психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма / О. С. Аршатская // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 62-70.
3. Аутизм = АВА терапия.0 - URL:http://autism-aba.blogspot.com/2012/02/reinforcers-in-aba-therapy.html(дата обращения 29.01.2020).
4. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник / Л. О. Бадалян. - М. : ИНФРА-М., 2000. - 600 с.
5. Блейк, Х. Функциональный анализ поведения
(экспериментальный и описательный) для людей с аутизмом и связанными нарушениями/ Х. Блейк - URL: https: //gppc.ru/wp-
content/uploads/2017/04/Blejk-Hansen-Funktsionalnyj-analiz-povedeniya.pdf(дата обращения 29.01.2020).
6. Василенко Т.Д., Демина Д.С. Клинико-психологическое исследование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Часть 1. Теория, методология и построение / Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2018. - Т. 6, № 1(19) - URL: http://medpsy.ru/climp( дата обращения: 28.01.2020 )
7. Ворожцова, И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 27-32.
8. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. / А.С. Воронин. - Екатеринбург : ЕГПУ, 2006. - 300 с.
9. Григорьев, М. В. Современные методы медико-психологической диагностики и психолого-педагогической коррекции заболевания детский аутизм/ М.В. Григорьев // Материалы VII Сибирского психологического форума. - 2017. - С. 53-55.
10. Двадцать методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью. - URL:https://outfund.ru/dvadcat-sem-metodov-korrekcii-autizma-s-dokazannoj -effektivnostyu/amp/( дата обращения: 28.01.2020).
11. Детский аутизм : хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына. - СПб. : Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. - 254 с.
12. Довбня, С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / С. В. Довбня, Т. Ю. Морозова, А. Е. Залогина, И. Т. Монова. - СПб. : Сеанс, 2018. - 202 с.
13. Жариков, Н. М. Психиатрия / Н. М. Жарикова, Ю. Г. Тюльпин. - М. : Медицина, 2002. - 544 с.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. - № 1. - С. 49-53.
15. Каннер, Л. Аутические нарушения аффективного контакта / Л. Каннер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2010 (10). - № 1. - С. 85-98.
16. Карелина И. Б. Психолого-педагогическая абилитация и
реабилитация детей-инвалидов / И. Б. Карелина, М. В. Туркина // Universum: Медицина и фармакология. - 2016. - № 11(33). - URL:
http://7universum.com/ru/med/archive/item/3848(дата обращения: 30.01.2020).
17. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Череделина. - М. : СФК, 2013.
18. Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании / Т. М. Ковалева. - М. : Первое сентября, 2010. - С. 25-26.
19. Ковалева, Т. М. Тьюторство как эффективная практика индивидуализации / Т. М. Ковалева // Журнал «Аккредитация в образовании» - URL:http://www.akvobr.ru/tjutorstvo praktika individualizacii.html(дата обращения: 24.01.2020).
20. Ковалева, Т. М. Кто такой «тьютор» и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора?/ Т. М. Ковалева // Директор школы. - 2011. - № 6. - С. 53-57.
21. Купчаева , П. Е. «Особые образовательные потребности в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра / П. Е. Купачева // Всероссийская научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург. - 2020. - С. 79-80.
22. Купчаева, П. Е. Проблемы тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра на современном этапе становления инклюзивного образования / П. Е. Купачева // Всероссийская научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» г. Екатеринбург. - 2020. - С. 90-92.
23. Либлинг, М. М. Проблема выбора методов коррекционной помощи при аутизме и расстройствах аутистического спектра / М. М. Либлинг // Дефектология. - 2015. - № 3. - С. 3-7.
24. Лиф, Р. Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме : учебное пособие / Р. Лиф, Дж. Макэкен. - М. : Наука, 2017. - 556 с.
25. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков / сост. С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. - М. : Просвещение, 2002. - 367 с.
26. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М. : Наука, 2000. - 300 с.
27. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в РФ / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 60-68.
28. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78.
29. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных
коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / А. В. Мамаева. - М. : Лира, 2014. - 148 с.
30. Матасов, Ю. Т. Тьюторское сопровождение в структуре инклюзивного образования / Ю. Т. Матасов, А. А. Богданова // Специальное образование. - 2012. - № 3. - С. 17-19.
31. Никольская, О. С. Коррекция детского аутизма как нарушения
аффективной сферы: содержание подхода / О. С. Никольская //
Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 23-33.
32. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М. : Теревинф, 1997. - 200 с.
33. Никольская, О. С. Особенности психического развития детей с аутизмом / О. С. Никольская, М. Ю. Веденина// Альманах института коррекционной педагогики. - 2014. - № 18. - С. 2.
34. Никольская, О. С. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра / О. С. Никольская, И. А. Костин // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 17-26.
35. Никольская, О. С. Особые образовательные потребности младших школьников с аутистическими расстройствами / О. С. Никольская, И. А. Костин // Педагогика. - 2017. - № 6. - С. 57-62.
36. Недоводиева, Н. М. Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом / Н. М. Недоводиева, Н. А. Квитченко, М. В. Леонова // Символ науки. - 2019. - № 1. - С. 3-6.
37. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная
психология. Словарь / Н. В. Новотворцева. - СПб. : КАРО, 2006. - 144 с.
38. Новоселова, О. Г. Перспективы диагностики расстройств
аутистического спектра у детей / О. Г. Новоселова, Г. А. Каркашадзе, Н. В. Журкова // Вопросы современной педиатрии. - 2014. - № 13 (3). - С. 61-68.
39. Новый словарь методических терминов и понятий ^теория и практика обучения языкам^ / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : ИКАР, 2009. - 810 с.
40. О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью : письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07. - URL:http://7universum.eom/ru/med/archive/item/3 848(дата обращения: 30.01.2020).
41. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
области воспитания» приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н. - URL:
http://7universum.eom/ru/med/archive/item/3848(дата обращения: 30.01.2020).
42. О введении ФГОС ОВЗ // Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07. - URL: http://минобрнауки.рф /документы/8021 (дата обращения: 24.01.2020).
43. Осипова, Н. А. Интеграция ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в учреждения образования посредством создания службы ранней помощи на базе реабилитационного центра / Н. А. Осипова// Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Екатеринбург. - 2018. - 5 декабря . - URL:
http://7universum.eom/ru/med/arehive/item/3848(дата обращения: 30.01.2020).
44. Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. - М., 2012. - 240 с.
45. Понимание процедуры гашения (прекращения усиления). - URL: http://autism-aba.blogspot.com/2013/08/understanding-extinctionprocedures.html#ixzz6CLqF9Jyd(дата обращения: 28.01.2020).
46. Преимущества жетонов. URL: http://autism-
aba.blogspot.com/2010/07/blog-post.html#ixzz6CdgQlJq9( дата обращения: 01.02.2020).
47. Работа тьютора с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях / составитель: Е. В. Кузьмина. - М. : ИПИО МГППУ, 2012. - 190 с.
48. Разъяснения министерства просвещения о сопровождении образования обучающих с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72084878(дата обращения: 20.02.2019).
49. Симашкова, Н. В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение / Н. В. Симашкова., Е. В. Макушкин // Клинические рекомендации / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2015. - 110 с.
50. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев - М. : Лира, 2006. - 405 с.
51. Смирнова, Е. Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты Е. Р. Смирнова. - Саратов : Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1996. - 192 с.
52. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М. : Компания Спутник+, 2006. - 105 с.
53. Специальные программы Государственного Дарвиновского
музея. - URL: http://www.darwinmuseum.ru /pages/special-nye-programmy
(дата обращения: 31.01.2020).
54. Трошкова, Е. А. Особенности социальной абилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья / Е, А. Трошкова // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург 2018. - 5 декабря. - URL:
http://7universum.com/ru/med/archive/item/3848(дата обращения: 30.01.2020).
55. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих инклюзивную модель: методические рекомендации / авт.-сост. :
Е. Н. Ященко, О. А. Онопа, Л. И. Ляш, Т. Б. Дайнего - Мурманск, 2017. -
200 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - URL: https://sevdnz24.edusev.ru/uploads/
1000/691/section/30704/FGOS OVZ/FGOS OVZ.pdf (дата обращения:
24.01.2020).
57. Хабарова, И. В.. Оценка личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями / И. В. Хабарова, О. А. Сидоренко // Здоровье и образование в XXI веке. - 2018. - Том 20. - № 7
58. Чепурышкин, И. П. Абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / И. П. Чепушкин // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 3. - С. 53-54.
59. Шаргородская, Л. В. Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции / Л. В. Шаргородская // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2018. - №3 4. - С. 107-112.
60. Шмелева, Е. А. Тьютерство в социально-образовательной
инклюзии детей с ограниченными возможностями / Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25644(дата
обращения: 24.01.2020).
61. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА / Р. Шрамм. - М., 2013. - 208 с.
62. Эльконин Б. Д. Поле и задачи посреднического действия / Б. Д. Элькони. - М. - URL:http://thetutor.ru/history/article01 .htm(дата обращения: 24.01.2020).
63. Юрочкина, Т. С. Практика работы с детьми с РАС в пространстве общеобразовательной школы / Т. С. Юрочкина // Доклад на вебинаре «Особые дети в школе: об аутизме и не только» 2016. - 31 октября. - URL:http://7universum. com/ru/med/archive/item/3 848(дата обращения: 30.01.2020).
64. Alvarez, A.Autism and play - the work of the tavistock autism workshop / A. Alvarez, S. Reid, S. Hodges // Child Language Teashing and Therapy. - 2017. - Vol. 1. - P. 53-64.
65. Beaudet A. L. Baylor College of Medicine. The utility of chromosomal microarray analysis in developmental and behavioral pediatrics. / A. L. Beaudet // ChildDev. - 2013. - № 84 (1). - Р. 121-132.
66. Burgess, A. F. Quality of life for people with autism: raising the standard for evaluating successful outcomes / A. F Burgess, S. EGutstein // Childand Adolescent Mental Health. - 2007. - Vol. 12, no. 2. - P. 80-6.
67. Improving Education. The Promise of Inclusive Schools. - URL:
https://www.educationworld.com/a curr/curr225 .shtml (дата обращения:
24.01.2020).
68. Connie, W., Samuel, L. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adultswith Autism Spectrum Disorder / Autism Evidence¬Based Practice Review Group Frank Porter Graham Child Development // Institute University of North Carolina at Chapel Hill
69. UsingVisuals. - URL:https://connectability.ca/2010/09/23/using-visuals/(дата обращения 29.01.2020).
70. Wing, L. Asperger's syndrome: aclinical account / L. Wing // Psychol Med. - 1987. - № 11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ