Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №95652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы развития интереса к джазовой
музыкеу учащихся младших классов 7
1.1. Развитие интереса учащихся как социокультурная и психолого­-педагогическая проблема 7
1.2. Стилистические особенности джазовой музыки 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2.Опытно-поисковая работа по развитию интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов 26
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 26
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 33
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Актуальность исследования. Понятие «музыкальный интерес» сегодня широко используется в педагогических, музыковедческих, социологических и психологических работах. Повышенное внимание специалистов различных областей к обозначенной проблеме позволяет говорить о её актуальности и значимости. Интерес к музыке у учащихся младших классов в педагогике рассматривается как воспитание музыкальной культуры и считается основой музыкального восприятия. В музыкальном развитии личности создание музыкально-эстетического сознания играет главную роль. Джазовое направление в музыке может стать способом формирования интересов учащихся.
В течение многих лет данная проблема не обходится без внимания известных педагогов и музыкантов: Кабалевского Д. Б. (формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры) [12], Школяр Л. В. (развивающее музыкальное образование) [37], Зимина А. Н. (соотношение музыкальной культуры общества и личности) [11], и др. Особенно нерассмотренным считается вопрос музыкального воспитания учащихся старших классов в общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрение художественно-эстетических интересов и увлечений детей говорят нам о том, что интересы к джазовой музыке значительно преобладают над интересами к академической музыке.
В эстрадно-джазовой музыке также могут присутствовать высокие произведения искусства. Но на данный момент не созданы основы преподавания джазового искусства в общеобразовательной школе. Методику, которая аргументирована научно, также не разработали. Преподавание эстрадно-джазового искусства в школах отсутствует. В силу этого, педагог музыки испытывает некоторые трудности при подаче материала о джазовых произведениях. Данная ситуация может нанести серьезный удар для создания музыкальной культуры, составляющей которой являются лучшие примеры музыкально-джазового искусства.
В рассмотрение проблемы внесли большой вклад исследования в области общей музыкальной психологии и педагогики: Бернацкого В. О. [4], Выготского Л. С. [9], Гербарта И. Ф. [10], Назайкинского Е. В. [20], Петрушина В. И. [24], Рубинштейна С. Л. [27], Теплова Б.М. [31], Ушинского К. Д. [34], Щукиной Г. И. [38] и др., которые раскрывают сущность и понятие развития интереса, как процесса познания идейного и эмоционального восприятия содержания музыки, как выражение собственного «Я» человеком.
Со стороны музыковедческого подхода к понятию интерес имеют отношение труды Асафьева Б. В. [1], Коллиера Дж. [13], Конена В. Д. [14,15], Назайкинского Е. В. [20], Овчинникова Е. В. [21], Сохора А. Н. [28], Цуккермана В. А. [35], рассматривающих закономерности интонации музыкального искусства, многообразие содержания и форм, как основы содержания образа в музыке; труды по джазовой музыке, работы, которые объясняют нюансы джазовой музыки, её жанровые особенности.
Рассматривая проблему введения элементов джаза в процесс образования, можно заметить, что очень мало посвящено работ данной теме, в отличие от академической музыки. Озеров В. [22] создал статью, в которой обобщил опыт преподавания джаза в Германии и показал теоретическую и практическую проблему данного вопроса. Степняк Ю. В. в своей диссертации исследовал и разработал модульную методику преподавания джазу, практическая значимость которой заключается в подготовке будущих учителей музыки [29]. К. А. Ушаков создал методические рекомендации по развитию творческих навыков в процессе джазовой импровизации.
Рассматривая сущность и важность данных методик, все исследователи сходятся во мнении, что разработка методов джазового обучения на данный момент просто необходима для музыкальной подготовки младших школьников. Во многих случаях внедрение джаза в задачи обучения объединяет теоретическое и практическое освоение джазовых стилей.
Из вышеизложенного, в практике общего образования можно выделить следующие противоречия:
- между интересом общества создания разносторонне, гармонично развитой личности школьников и фактически исключением компонента джаза музыкального образования из воспитательного и учебного процесса в младших классах;
- между исследованиями в общей психологии и педагогике вопросов, которые связаны с воспитанием и обучением учащихся младших классов, и фактически отсутствием разработок вопросов о внедрении джазового компонента в процесс обучения учащихся младших классов.
C помощью выявленных противоречий мы определили проблему исследования, которая основывается на поиске путей и способов развития интереса к джазовой музыке у учащихся в современной общеобразовательной школе, именно это объясняет выбор темы: «Развитие интереса к джазовой музыке у младших школьников в общеобразовательной школе».
Цель исследования: обосновать теоретически и с помощью опытно­поисковой работы определить педагогические условия развития интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов.
Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.
Предмет исследования: воздействие элементов джазовой стиля на процесс развития музыкального интереса и на изменение отношения учащихся к музыке.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: при подробном рассмотрении компонентов джазового языка на уроках ученики активно обращают внимание на содержательную сторону музыки, на конкретные средства ее выразительности, и это последовательно приводит к степени отношения к музыке, позволяющей осознать сущность джаза как вида искусства и благоприятствующей развитию интереса школьников к музыке.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы: музыковедческой, философской, педагогической, исторической, психологической по проблеме исследования;
2. Определение особенностей джазовой музыки;
3. Выявление закономерностей развития интереса к джазовой музыке у учащихся;
4. Рассмотрение педагогических условий развития интересов к джазовой музыке у младших школьников;
5. Проведение опытно-поисковой работы и анализ ее результатов.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сбор и обобщение специальной и научной литературы;
• эмпирические: тест и опытно-поисковая работа
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности включения результатов исследования в общую теоретическую систему музыкального восприятия. В определении и анализе программы психолого-педагогической подготовки учащихся к организации музыкального восприятия и развития интереса к джазовым компонентам урока.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе опытно-поисковой работы могут быть разработаны методические рекомендации о влиянии джазовой музыки на музыкальное восприятие.
Опытная база исследования - МБОУ СОШ №83 г. Екатеринбурга.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволив придти к выводам:
1. Музыка для разнообразного развития личности - инструмент для укрепления и выявления специфического способа взаимодействия субъекта с реальностью. Специфика заключается в развитии личности через музыку, которая осуществляется косвенно в развитии и усложнении структуры и деятельности музыкального сознания.
Процесс развития интереса к музыке, несмотря на преобладание в нем слуховой модальности, также сложен. В процессе восприятии музыки и в создании музыкального образа особенно значимы аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (телесные) и «эмоциональная» категории. Все категории вносят свой «вклад» в музыкальный образ, возникающий в сознании слушателя, но в разной степени. Это зависит как от самой музыки, которая провоцирует активность определенных категорий («изобразительная» музыка или «музыка для танцев»), так и от характерных индивидуальных особенностей чувственного опыта слушателя. Таким образом, сущность развития интереса к джазовой музыке, можно отнести к специфическому характеру протекания процесса на чувственном уровне - полимодальному.
2. Джазовый стиль отличается широким спектром особенных возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в музыкально-теоретическом обучении не только в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка, а также в целях развития мелодичного, гармоничного, тембрового слуха, творческих способностей и чувства ритма.
Традиционная концепция музыкального образования, которая ориентирована на серьезную музыку в наши дни, среди широко распространенных музыкальных жанров, к которым у учащихся возник крепкий интерес, требует изменения стратегии обучения и, как следствие, разработки новых, требуемых данному содержанию условий и методов, обновления содержания музыкальной работы с детьми.
3. Психологи и педагоги подчеркивают три основных мотива, которые побуждают детей учиться.
Во-первых, интерес к предмету (я занимаюсь музыкой не потому, что преследую какую-либо цель, а потому, что сам процесс обучения доставляет мне удовольствие). Увлечение является высшей степенью интереса. Занятия при большом интересе и энтузиазме формируют сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность (занятия по этому предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и заставляю себя учиться).
В-третьих, принуждение (я занимаюсь потому, что меня принуждают учителя, родители). Зачастую, когда взрослые заставляют учиться, это поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у детей интерес к овладению знаниями. У детей младшего школьного возраста сильно выражен интерес и носит яркую эмоциональную окраску. Ребенок спешит завершить действие и сразу же получить результат. Следовательно, исходя из перспектив развития интереса, необходимо ввести особые условия, которые влияют на его формирование и развитие в направлении теоретического понимания явлений действительности.
4. В соответствии с теоретическими положениями данной работы, рассмотренными в первой главе, мы определили педагогические условия развития интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов. Они включают: педагогическое руководство восприятием джазовой музыки у младших школьников, осуществляемое с использованием методов наблюдения и наведения внимания, «забегания» вперед и «возвращение» к пройденному, методов моделирования, окружения музыки жизненным и художественным контекстом, интонационного обобщения музыкального содержания;
• включение таких форм подачи материала как рассказ и беседа;
• внедрение в образовательный процесс педагогических принципов интеграции, историзма, непрерывности и преемственности, дифференциации и индивидуализма.
Рассказ, беседа, осознание интонируемых и личностных смыслов музыки, художественное и педагогическое общение, «забегание» вперед и «возвращение» к пройденному, переинтонирование - каждый из этих методов неотъемлемо включает в себя элементы другого. В педагогическом процессе все они используются комплексно. Беседа сходствует с рассказом, наблюдение нельзя отделить от наведения внимания и т.д. Чем богаче педагогический опыт, разнообразнее палитра методов и методов обучения, используемых на уроке, тем больше у детей возможностей участвовать в музыке, усилить ее образовательное воздействие и пробудить интерес к искусству.
Принцип интеграции позволяет рассматривать музыку вместе с объектами, находящимися с ней в одном образовательном пространстве (музыка и изобразительное искусство, музыка и литература, музыка и ритмика и т.д.). Интеграция в педагогике - это особый структурированный педагогический процесс, направленный на то, чтобы научить детей рассматривать любое явление с разных позиций; развитие умения применять знания из разных областей в решении конкретной творческой задачи; развитие у учеников желания активно выражать себя в творческой деятельности; формирование у учащихся самостоятельно проводить творческие исследования.
Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития музыки, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений социальных и научных.
Принцип непрерывности и преемственности. Материал раскрывается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс понимания искусства - это глубоко личный и индивидуальный процесс. Позволяет учащимся развивать свои творческие способности в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, вкусами и личными интересами. Защита творческих проектов, подготовка сообщений, участие в дискуссиях призваны обеспечить лучшее решение проблемы развития творческих способностей учащихся.
5. В ходе опытно-поисковой работы были выявлены следующие критерии уровня интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов общеобразовательной школы: восприятие джазовой музыки, эмоциональная отзывчивость на нее и сформированность музыкально-слуховых представлений.
Показателями выделенных критериев являются:
• ладовое чувство (чувство ладового тяготения, ладовая окраска звука, эмоциональная отзывчивость на музыку, чистота интонирования);
• музыкально-слуховые представления (мелодический, гармонический, тембровый слух, чистота интонирования);
• чувство ритма (чувство метра, воспроизведение ритмического рисунка разного уровня сложности, эмоциональная отзывчивость на музыку, определение музыкальных жанров).
Выделенные критерии и показатели позволили определить уровни
интереса к джазовой музыке:
- ладовое чувство (ладовая окраска звука, эмоциональная
отзывчивость к музыке, чистота интонации, чувство ладового тяготения);
• музыкально-слуховые представления (гармонический, мелодический, тембровый слух, чистота интонирования);
• чувство ритма (чувство метра, воспроизведение ритмического рисунка разного уровня сложности, определение музыкальных жанров, эмоциональная отзывчивость на музыку).
Выделенные критерии и показатели позволили определить уровни интереса к джазовой музыке:
Высокий уровень. Проявление высокой, ярко выраженной эмоциональной отзывчивости на джазовую музыку; определение ладовой окраски звука, способность дать детальную и художественно обоснованную картину ассоциаций эмоциональных и образных характеристик своего восприятия музыки; быстрое запоминание и четкое интонирование мелодии; точное воспроизведение плавного, синкопированного, пунктирного ритма;
Средний уровень. Потребность и необходимость заниматься музыкальной деятельностью, но в то же время трудности при выполнении некоторых заданий, (требуется помощь учителя); неточности при определении ладовой окраски звука, чистое интонирование только в сопровождении музыкального инструмента; попытка проанализировать особенности эмоционального содержания музыки (неопределенные, не всегда соответствующие характеру произведения); воспроизведение плавного, синкопированного, пунктирного ритмического рисунка мелодии с ошибками; недостаточный объем знаний, певческих навыков.
Низкий уровень. Эмоциональная зажатость, спокойное и равнодушное отношение к музыке; нет способности к самостоятельности, активного интереса; познавательный интерес к пению, неумение определять ладовую окраску звука; неспособность охарактеризовать эмоциональное содержание музыки из-за плохо развитого «словаря эстетических эмоций»; неспособность чисто интонировать мелодию; неверное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, расхождение ритма движений с ритмом музыкального произведения.
Результаты первичной диагностики уровня развитости интереса к джазовой музыке дали нам понять, что у учащихся 4-х классов МБОУ СОШ №83 данное качество недостаточно развито. Это говорит о слабо развитом чувстве музыкальной формы, не полном понимании детьми образов музыкального произведения, недостаточно развитом эмоциональном и музыкальном опыте детей.
Опытно-поисковая работа подтверждает эффективность выделенных педагогических условий обучения музыкально-теоретическим дисциплинам с введением джазового компонента.
В контексте современного образовательного процесса джазовый стиль является интересным музыкальным материалом как для обучающей, так и для обучаемой стороны, поскольку он сочетает в себе качества развлекательной и серьезной музыки. Благодаря введению джазового компонента в традиционное обучение школьников успешно решается одна из наиболее острых проблем современного музыкального воспитания - приобщение подрастающего поколения к серьезному музыкальному искусству. Такое приобщение осуществляется через осознание значения и качества музыки, через развитие полноценного - целостного, но дифференцированного музыкального восприятия средствами джаз
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что поставленные при проведении опытно­поисковой работы задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.


I. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка,2005.-210с.
2. Барбан Е. Черная музыка - белая свобода. Музыка и восприятие нового джаза - СПб: Композитор, 2007. - 284с.
3. Бержеро Ф. История джаза со времен бопа/ Франк Бержеро, Арно Мерлин. - М.: АСТ-Астрель, 2003. - 160 с.
4. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции / В.О. Бернацкий. - Томск, 1996.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968;
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47-56.
7. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.
8. Верменич Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. - СПб: Планета музыки & Лань, 2005. - 608с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с)
10. Гербарт И.Ф. // Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. Т. 2, 1994. № 1-2 (87-88).
II. Зимина А. Н. Первые шаги в творчестве. - М., 2005.- 214с.
12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.-2003.- 116с.
13. Коллиер Дж. Становление джаза- М.: Радуга, 1984.-388 с.
14. Конен В. Дж. Блюзы и XX век - М.: Музыка,2005-234с.
15. Конен В.Дж. Рождение джаза. - М.: Советский композитор 1990.-319 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ