Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы развития интереса к джазовой
музыкеу учащихся младших классов 7
1.1. Развитие интереса учащихся как социокультурная и психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Стилистические особенности джазовой музыки 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2.Опытно-поисковая работа по развитию интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов 26
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 26
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 33
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования. Понятие «музыкальный интерес» сегодня широко используется в педагогических, музыковедческих, социологических и психологических работах. Повышенное внимание специалистов различных областей к обозначенной проблеме позволяет говорить о её актуальности и значимости. Интерес к музыке у учащихся младших классов в педагогике рассматривается как воспитание музыкальной культуры и считается основой музыкального восприятия. В музыкальном развитии личности создание музыкально-эстетического сознания играет главную роль. Джазовое направление в музыке может стать способом формирования интересов учащихся.
В течение многих лет данная проблема не обходится без внимания известных педагогов и музыкантов: Кабалевского Д. Б. (формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры) [12], Школяр Л. В. (развивающее музыкальное образование) [37], Зимина А. Н. (соотношение музыкальной культуры общества и личности) [11], и др. Особенно нерассмотренным считается вопрос музыкального воспитания учащихся старших классов в общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрение художественно-эстетических интересов и увлечений детей говорят нам о том, что интересы к джазовой музыке значительно преобладают над интересами к академической музыке.
В эстрадно-джазовой музыке также могут присутствовать высокие произведения искусства. Но на данный момент не созданы основы преподавания джазового искусства в общеобразовательной школе. Методику, которая аргументирована научно, также не разработали. Преподавание эстрадно-джазового искусства в школах отсутствует. В силу этого, педагог музыки испытывает некоторые трудности при подаче материала о джазовых произведениях. Данная ситуация может нанести серьезный удар для создания музыкальной культуры, составляющей которой являются лучшие примеры музыкально-джазового искусства.
В рассмотрение проблемы внесли большой вклад исследования в области общей музыкальной психологии и педагогики: Бернацкого В. О. [4], Выготского Л. С. [9], Гербарта И. Ф. [10], Назайкинского Е. В. [20], Петрушина В. И. [24], Рубинштейна С. Л. [27], Теплова Б.М. [31], Ушинского К. Д. [34], Щукиной Г. И. [38] и др., которые раскрывают сущность и понятие развития интереса, как процесса познания идейного и эмоционального восприятия содержания музыки, как выражение собственного «Я» человеком.
Со стороны музыковедческого подхода к понятию интерес имеют отношение труды Асафьева Б. В. [1], Коллиера Дж. [13], Конена В. Д. [14,15], Назайкинского Е. В. [20], Овчинникова Е. В. [21], Сохора А. Н. [28], Цуккермана В. А. [35], рассматривающих закономерности интонации музыкального искусства, многообразие содержания и форм, как основы содержания образа в музыке; труды по джазовой музыке, работы, которые объясняют нюансы джазовой музыки, её жанровые особенности.
Рассматривая проблему введения элементов джаза в процесс образования, можно заметить, что очень мало посвящено работ данной теме, в отличие от академической музыки. Озеров В. [22] создал статью, в которой обобщил опыт преподавания джаза в Германии и показал теоретическую и практическую проблему данного вопроса. Степняк Ю. В. в своей диссертации исследовал и разработал модульную методику преподавания джазу, практическая значимость которой заключается в подготовке будущих учителей музыки [29]. К. А. Ушаков создал методические рекомендации по развитию творческих навыков в процессе джазовой импровизации.
Рассматривая сущность и важность данных методик, все исследователи сходятся во мнении, что разработка методов джазового обучения на данный момент просто необходима для музыкальной подготовки младших школьников. Во многих случаях внедрение джаза в задачи обучения объединяет теоретическое и практическое освоение джазовых стилей.
Из вышеизложенного, в практике общего образования можно выделить следующие противоречия:
- между интересом общества создания разносторонне, гармонично развитой личности школьников и фактически исключением компонента джаза музыкального образования из воспитательного и учебного процесса в младших классах;
- между исследованиями в общей психологии и педагогике вопросов, которые связаны с воспитанием и обучением учащихся младших классов, и фактически отсутствием разработок вопросов о внедрении джазового компонента в процесс обучения учащихся младших классов.
C помощью выявленных противоречий мы определили проблему исследования, которая основывается на поиске путей и способов развития интереса к джазовой музыке у учащихся в современной общеобразовательной школе, именно это объясняет выбор темы: «Развитие интереса к джазовой музыке у младших школьников в общеобразовательной школе».
Цель исследования: обосновать теоретически и с помощью опытнопоисковой работы определить педагогические условия развития интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов.
Объект исследования: процесс музыкального образования в школе.
Предмет исследования: воздействие элементов джазовой стиля на процесс развития музыкального интереса и на изменение отношения учащихся к музыке.
В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: при подробном рассмотрении компонентов джазового языка на уроках ученики активно обращают внимание на содержательную сторону музыки, на конкретные средства ее выразительности, и это последовательно приводит к степени отношения к музыке, позволяющей осознать сущность джаза как вида искусства и благоприятствующей развитию интереса школьников к музыке.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы: музыковедческой, философской, педагогической, исторической, психологической по проблеме исследования;
2. Определение особенностей джазовой музыки;
3. Выявление закономерностей развития интереса к джазовой музыке у учащихся;
4. Рассмотрение педагогических условий развития интересов к джазовой музыке у младших школьников;
5. Проведение опытно-поисковой работы и анализ ее результатов.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сбор и обобщение специальной и научной литературы;
• эмпирические: тест и опытно-поисковая работа
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности включения результатов исследования в общую теоретическую систему музыкального восприятия. В определении и анализе программы психолого-педагогической подготовки учащихся к организации музыкального восприятия и развития интереса к джазовым компонентам урока.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе опытно-поисковой работы могут быть разработаны методические рекомендации о влиянии джазовой музыки на музыкальное восприятие.
Опытная база исследования - МБОУ СОШ №83 г. Екатеринбурга.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, позволив придти к выводам:
1. Музыка для разнообразного развития личности - инструмент для укрепления и выявления специфического способа взаимодействия субъекта с реальностью. Специфика заключается в развитии личности через музыку, которая осуществляется косвенно в развитии и усложнении структуры и деятельности музыкального сознания.
Процесс развития интереса к музыке, несмотря на преобладание в нем слуховой модальности, также сложен. В процессе восприятии музыки и в создании музыкального образа особенно значимы аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (телесные) и «эмоциональная» категории. Все категории вносят свой «вклад» в музыкальный образ, возникающий в сознании слушателя, но в разной степени. Это зависит как от самой музыки, которая провоцирует активность определенных категорий («изобразительная» музыка или «музыка для танцев»), так и от характерных индивидуальных особенностей чувственного опыта слушателя. Таким образом, сущность развития интереса к джазовой музыке, можно отнести к специфическому характеру протекания процесса на чувственном уровне - полимодальному.
2. Джазовый стиль отличается широким спектром особенных возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в музыкально-теоретическом обучении не только в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка, а также в целях развития мелодичного, гармоничного, тембрового слуха, творческих способностей и чувства ритма.
Традиционная концепция музыкального образования, которая ориентирована на серьезную музыку в наши дни, среди широко распространенных музыкальных жанров, к которым у учащихся возник крепкий интерес, требует изменения стратегии обучения и, как следствие, разработки новых, требуемых данному содержанию условий и методов, обновления содержания музыкальной работы с детьми.
3. Психологи и педагоги подчеркивают три основных мотива, которые побуждают детей учиться.
Во-первых, интерес к предмету (я занимаюсь музыкой не потому, что преследую какую-либо цель, а потому, что сам процесс обучения доставляет мне удовольствие). Увлечение является высшей степенью интереса. Занятия при большом интересе и энтузиазме формируют сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность (занятия по этому предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и заставляю себя учиться).
В-третьих, принуждение (я занимаюсь потому, что меня принуждают учителя, родители). Зачастую, когда взрослые заставляют учиться, это поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у детей интерес к овладению знаниями. У детей младшего школьного возраста сильно выражен интерес и носит яркую эмоциональную окраску. Ребенок спешит завершить действие и сразу же получить результат. Следовательно, исходя из перспектив развития интереса, необходимо ввести особые условия, которые влияют на его формирование и развитие в направлении теоретического понимания явлений действительности.
4. В соответствии с теоретическими положениями данной работы, рассмотренными в первой главе, мы определили педагогические условия развития интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов. Они включают: педагогическое руководство восприятием джазовой музыки у младших школьников, осуществляемое с использованием методов наблюдения и наведения внимания, «забегания» вперед и «возвращение» к пройденному, методов моделирования, окружения музыки жизненным и художественным контекстом, интонационного обобщения музыкального содержания;
• включение таких форм подачи материала как рассказ и беседа;
• внедрение в образовательный процесс педагогических принципов интеграции, историзма, непрерывности и преемственности, дифференциации и индивидуализма.
Рассказ, беседа, осознание интонируемых и личностных смыслов музыки, художественное и педагогическое общение, «забегание» вперед и «возвращение» к пройденному, переинтонирование - каждый из этих методов неотъемлемо включает в себя элементы другого. В педагогическом процессе все они используются комплексно. Беседа сходствует с рассказом, наблюдение нельзя отделить от наведения внимания и т.д. Чем богаче педагогический опыт, разнообразнее палитра методов и методов обучения, используемых на уроке, тем больше у детей возможностей участвовать в музыке, усилить ее образовательное воздействие и пробудить интерес к искусству.
Принцип интеграции позволяет рассматривать музыку вместе с объектами, находящимися с ней в одном образовательном пространстве (музыка и изобразительное искусство, музыка и литература, музыка и ритмика и т.д.). Интеграция в педагогике - это особый структурированный педагогический процесс, направленный на то, чтобы научить детей рассматривать любое явление с разных позиций; развитие умения применять знания из разных областей в решении конкретной творческой задачи; развитие у учеников желания активно выражать себя в творческой деятельности; формирование у учащихся самостоятельно проводить творческие исследования.
Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития музыки, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений социальных и научных.
Принцип непрерывности и преемственности. Материал раскрывается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс понимания искусства - это глубоко личный и индивидуальный процесс. Позволяет учащимся развивать свои творческие способности в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, вкусами и личными интересами. Защита творческих проектов, подготовка сообщений, участие в дискуссиях призваны обеспечить лучшее решение проблемы развития творческих способностей учащихся.
5. В ходе опытно-поисковой работы были выявлены следующие критерии уровня интереса к джазовой музыке у учащихся младших классов общеобразовательной школы: восприятие джазовой музыки, эмоциональная отзывчивость на нее и сформированность музыкально-слуховых представлений.
Показателями выделенных критериев являются:
• ладовое чувство (чувство ладового тяготения, ладовая окраска звука, эмоциональная отзывчивость на музыку, чистота интонирования);
• музыкально-слуховые представления (мелодический, гармонический, тембровый слух, чистота интонирования);
• чувство ритма (чувство метра, воспроизведение ритмического рисунка разного уровня сложности, эмоциональная отзывчивость на музыку, определение музыкальных жанров).
Выделенные критерии и показатели позволили определить уровни
интереса к джазовой музыке:
- ладовое чувство (ладовая окраска звука, эмоциональная
отзывчивость к музыке, чистота интонации, чувство ладового тяготения);
• музыкально-слуховые представления (гармонический, мелодический, тембровый слух, чистота интонирования);
• чувство ритма (чувство метра, воспроизведение ритмического рисунка разного уровня сложности, определение музыкальных жанров, эмоциональная отзывчивость на музыку).
Выделенные критерии и показатели позволили определить уровни интереса к джазовой музыке:
Высокий уровень. Проявление высокой, ярко выраженной эмоциональной отзывчивости на джазовую музыку; определение ладовой окраски звука, способность дать детальную и художественно обоснованную картину ассоциаций эмоциональных и образных характеристик своего восприятия музыки; быстрое запоминание и четкое интонирование мелодии; точное воспроизведение плавного, синкопированного, пунктирного ритма;
Средний уровень. Потребность и необходимость заниматься музыкальной деятельностью, но в то же время трудности при выполнении некоторых заданий, (требуется помощь учителя); неточности при определении ладовой окраски звука, чистое интонирование только в сопровождении музыкального инструмента; попытка проанализировать особенности эмоционального содержания музыки (неопределенные, не всегда соответствующие характеру произведения); воспроизведение плавного, синкопированного, пунктирного ритмического рисунка мелодии с ошибками; недостаточный объем знаний, певческих навыков.
Низкий уровень. Эмоциональная зажатость, спокойное и равнодушное отношение к музыке; нет способности к самостоятельности, активного интереса; познавательный интерес к пению, неумение определять ладовую окраску звука; неспособность охарактеризовать эмоциональное содержание музыки из-за плохо развитого «словаря эстетических эмоций»; неспособность чисто интонировать мелодию; неверное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, расхождение ритма движений с ритмом музыкального произведения.
Результаты первичной диагностики уровня развитости интереса к джазовой музыке дали нам понять, что у учащихся 4-х классов МБОУ СОШ №83 данное качество недостаточно развито. Это говорит о слабо развитом чувстве музыкальной формы, не полном понимании детьми образов музыкального произведения, недостаточно развитом эмоциональном и музыкальном опыте детей.
Опытно-поисковая работа подтверждает эффективность выделенных педагогических условий обучения музыкально-теоретическим дисциплинам с введением джазового компонента.
В контексте современного образовательного процесса джазовый стиль является интересным музыкальным материалом как для обучающей, так и для обучаемой стороны, поскольку он сочетает в себе качества развлекательной и серьезной музыки. Благодаря введению джазового компонента в традиционное обучение школьников успешно решается одна из наиболее острых проблем современного музыкального воспитания - приобщение подрастающего поколения к серьезному музыкальному искусству. Такое приобщение осуществляется через осознание значения и качества музыки, через развитие полноценного - целостного, но дифференцированного музыкального восприятия средствами джаз
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что поставленные при проведении опытнопоисковой работы задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
I. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка,2005.-210с.
2. Барбан Е. Черная музыка - белая свобода. Музыка и восприятие нового джаза - СПб: Композитор, 2007. - 284с.
3. Бержеро Ф. История джаза со времен бопа/ Франк Бержеро, Арно Мерлин. - М.: АСТ-Астрель, 2003. - 160 с.
4. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции / В.О. Бернацкий. - Томск, 1996.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968;
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47-56.
7. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.
8. Верменич Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. - СПб: Планета музыки & Лань, 2005. - 608с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с)
10. Гербарт И.Ф. // Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. Т. 2, 1994. № 1-2 (87-88).
II. Зимина А. Н. Первые шаги в творчестве. - М., 2005.- 214с.
12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.-2003.- 116с.
13. Коллиер Дж. Становление джаза- М.: Радуга, 1984.-388 с.
14. Конен В. Дж. Блюзы и XX век - М.: Музыка,2005-234с.
15. Конен В.Дж. Рождение джаза. - М.: Советский композитор 1990.-319 с...