Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВМЕСТНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №95647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы130
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Теоретические анализ проблемы развития эмоционального интеллекта у дошкольников 8
1.1. Проблема развития эмоционального интеллекта в зарубежной и
отечественной психологии 8
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников .... 20
1.3. Совместная игровая деятельность с родителями как средство развития
эмоционального интеллекта у дошкольников 30
Выводы по первой главе 41
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционального
интеллекта у дошкольников 43
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, анализ данных
первичной диагностики 43
2.2. Описание программы развития эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста 54
2.3. Анализ результатов развивающей работы 65
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения 83


Прогрессивное развитие общественных отношений в настоящее время определяет все новые требования: человек должен осмысленно
ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных отношениях, в людях и в их поведении. Такой ожидаемый тип поведения невозможен без анализа собственных эмоциональных переживаний, умения выражать и управлять эмоциями, а также понимания эмоций окружающих и использования полученной информации при взаимодействии, то есть предполагает наличие сформированного эмоционального интеллекта.
Исследователи эмоционального интеллекта И. Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д. В. Люсин, Дж. Мейер, А. И. Савенков, П. Сэловей, О. В. Хухлаева полагают, что высокий его уровень может способствовать физическому, психическому, нравственному, социальному благополучию человека, предоставляет возможность успешно взаимодействовать с окружающими, решать поставленные задачи, выстраивая позитивные взаимоотношения, принимать взвешенные и осознанные решения.
Согласно исследованиям (И. Н. Андреевой, Т. О. Бабаевой, М. И. Грязновой, Л. М. Новиковой и др.) для формирования эмоционального интеллекта сензитивным периодом является дошкольный возраст, так как на данном возрастном этапе человек наиболее интенсивно растет и развивается, во время дошкольного детства формируется большинство эмоций, которые выступают регулятором множества важных жизненных функций [27]. По мнению А. Н. Леонтьева, в этом возрасте закладывается основа личности ребенка (стадия «первоначального, фактического склада личности»). Так развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Значение развития эмоционального интеллекта учитывает и действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО [68] к завершению дошкольного образования ребенок должен уметь: адекватно проявляет свои чувства, использовать речь для их выражения и учитывать интересы и чувства других. Под совокупностью данных умений И. Н. Андреева, Г. Г. Гарскова, Е. И. Изотова, Д. В. Люсин и др. понимают эмоциональный интеллект.
Однако на фоне прогрессивных изменений: значительного роста дополнительных альтернативных дошкольных учреждений, появление новых программ дошкольного воспитания, разработка оригинальных методических материалов развития дошкольников, которые в основном направленны на интеллектуальное развитие ребенка, развитию эмоциональной сферы детей уделяется недостаточно внимания [49]. Эмоции ребенка воспринимаются педагогами-практиками в большинстве своем как априори наличествующая стабильная основа. Вопрос о том, как именно обеспечить развитие эмоционального интеллекта редко привлекает внимание педагогов.
Проблема же развития эмоционального интеллекта в настоящее время исследуется достаточно активно зарубежными (Д. Гоулман, Дж. Мейер, Г. Орме, Д. Слайтер, П. Сэловей и др.) и отечественными (И. Н. Андреева, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. И. Изотова, М. А. Нгуен, Л. М. Новикова и др.) учёными. Ими отмечается, что распознавание и передача, а также контроль эмоций является достаточно сложным процессом, который предполагает наличие у ребенка определенной знаний и умений, а также условий и средств для их развития [62]. По их мнению, главенствующая роль в данном процессе отводится родителям. Так как ребенок в связи с возрастными особенностями в родительской среде интуитивно способен усваивает определённые знания и приемы овладения эмоциями [15].
Таким образом, значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоционального интеллекта принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Таким образом, предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка [40]. Поэтому развитие эмоционального интеллекта будет наиболее эффективным в совместной деятельности детей и родителей.
У дошкольников ведущим видом деятельности является игровая, особую значимость которой отмечали Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, К. Д. Ушинский и др. На этапе дошкольного детства игровая деятельность - это естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый [18]. Именно в совместной игровой деятельности с родителями для ребенка предоставляется возможность с помощью игры усвоить и отработать образцы способов интерпретирования, дифференцирования эмоциональных состояний, эмоционального самовыражения и вербализации эмоциональных состояний.
Но, несмотря на накопленный наукой теоретический и эмпирический материал, следует признать, что недостаточно представлены на данный момент концептуально обоснованные программы по развитию эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
В связи с этим, можно обозначить ряд противоречий:
- между потребностью общества в людях, владеющих развитым эмоциональным интеллектом и недостаточной проработанностью проблемы его развития;
- между наличием возможностей развития дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями и недостаточной разработанностью их в области развития эмоционального интеллекта;
- между осознанием необходимости и возможностей развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте и недостаточной методической обеспеченности данного процесса.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке программы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Объект исследования: эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: программа развития у дошкольников эмоционального интеллекта.
Гипотеза исследования: программа развития эмоционального интеллекта, предполагающая развитие умения анализировать, контролировать и выражать собственные эмоциональные переживания, а также воспринимать, дифференцировать и интерпретировать эмоциональные состояния другого и учитывать его интересы и чувства в деятельности, является эффективной, так как обеспечит целенаправленное усвоение и отработку данных умений, за счет систематического включения детей в различные ситуации совместной игровой деятельности с родителями.
Задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «эмоциональный интеллект».
2. Рассмотреть особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
3. На основе теоретического анализа определить формы, методы, способы развития у дошкольников эмоционального интеллекта.
4. Разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
5. Проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения о развитии психики ребенка в деятельности и роли субъективного фактора в этом процессе (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);
- положение о становлении соподчинения мотивов в деятельности дошкольника (А.Н. Леонтьев);
- положенияния о месте эмоции в деятельности (В. Вилюнас, К. Изард);
- современные теоретические и эмпирические концепции эмоционального интеллекта (И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, J. D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey, G. Matthews, R. Roberts, M. Zeidner и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: обзорно-аналитический и теоретический анализ проблемы исследования; математическая и статистическая обработка результатов исследования; методики «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова), «Изучение эмоционально-волевой саморегуляции у детей 5-7 лет» (Ю. А. Афонькина), «Что-почему-как» (М. А. Нгуен).
Новизна исследования: заключается в том, что на основе системно-деятельностного подхода и анализа практики современного дошкольного образования, с учетом требований нового ФГОС: включения родителей в субъекты образования, разработана в отличие от большинства существующих программ, развивающих отдельные компоненты эмоционального интеллекта, целостная структурированная программа развития эмоционального интеллекта у дошкольников, предполагающая комплексное, целенаправленное развитие всех умений составляющих структуру эмоционального интеллекта, за счет систематического включения детей в различные ситуации совместной игровой деятельности с родителями.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована с целью повышения качества дошкольного образования в образовательных учреждениях психологами для развития эмоционального интеллекта у дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы была рассмотрена проблема развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в процессе совместной игровой деятельности с родителями.
Проблематика развития эмоционального интеллекта изучается в работах зарубежных (Р. Бар-Он, Дж. Готтман, Д. Гоулман, Дж. Деклер, Дж. Мейер, Г. Орме, Д. Слайтер, П. Сэловей и др.) и отечественных (И. Н. Андреева, Ю. Б. Гиппенрейтер, М. И. Грязнова, А. В. Запорожец, Е. И. Изотова, Е. Е. Кравцова, М. А. Нгуен, Л. М. Новикова, О. А. Прусакова, Е. А. Сергиенко и др.) исследователей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы эмоциональный интеллект в работе определяется как интегративное понятие, объединяющее совокупность способностей, позволяющих анализировать, различать собственные эмоции и эмоции других людей, в приемлемой форме выражать и управлять эмоциями, а также использовать знания о них в своей деятельности. В соответствии с планируемыми результатами выдвигаемыми ФГОС дошкольного образования нового поколения, выделены основные компоненты эмоционального интеллекта дошкольника, которые должны быть развиты к концу дошкольного возраста: умение идентифицировать, понимать свои эмоции и эмоции другого; умение адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, используя речь для их выражения; умение учитывать интересы и чувства других.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом и наиболее значимым для развития выделенных умений, так как именно на данном возрастном этапе происходит физиологическое созревание основ, более развитое самосознание, способность к рефлексии и децентрации, эмоционального интеллекта. Совместная игровая деятельность детей и родителей была установлена как наиболее эффективное средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников. Основными методами при использовании совместной игровой деятельности определены игровые ситуации, основанные на визуализации, подражании и воспроизведения демонстрированных эмоциональных состояний и эмоционально-экспрессивные игры, обращенные на эмоциональные состояния и эмоциональную поддержку, а также игры, позволяющие родителям отработать приемы эмоционального развития детей, которые основаны на целенаправленном использовании механизмов подражания, запечатления и отождествления детей для усвоения примеров и образцов поведения родителей. Однако в настоящее время проблема развития эмоционального интеллекта в процессе совместной деятельности детей и родителей является наименее разработанной, что выражается в ограниченности программ соответствующего направления.
Таким образом, с целью повышения качества дошкольного образования мы осуществили психолого-педагогический эксперимент, проходящий в три этапа, заключающийся в разработке в рамках системно-деятельностного подхода и апробации комплементативной программы развития эмоционального интеллекта детей в период дошкольного детства, направленной на приобретение детьми опыта восприятия и дифференциации разнообразных эмоций, развитие и амплификацию способов регулирования своего внутреннего эмоционального состояния и его внешней экспрессивной стороны, которая отличается от большинства существующих программ, развивающих отдельные компоненты эмоционального интеллекта, целостной структурой развития, предполагающей комплексное, целенаправленное развитие всех компонентов эмоционального интеллекта, за счет систематического включения детей в различные ситуации совместной игровой деятельности с родителями.
Оценка результативности разработанной программы доказала свою эффективность, вследствие чего выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.



1. Алешина А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика /
А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Москва: «Манн, Иванов и Фербер». - 2014 - 429 с.
2. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 212 с.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена. // Вопросы психологии, 2006, - № 3. - С.78-87.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен
современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.
5. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у
дошкольников//Детский сад. Теория и практика №4 2014 с. 6-17.
6. Бабич О. И. Тренинг эмоционально-волевого развития
дошкольников и младших школьников»: Изд-во «Речь», СПб., 2010.
7. Берк Л. Е. Развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2006. - 784 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.]: Питер, 2008. - 478 с.
9. Братчикова Ю. В., Васильченко Е. О. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников // Всероссийская весенняя психологическая сессия. - Екатеринбург: [б. и.] , 2017. - С. 35-40.
10. Братчикова Ю. В., Волошина Н. С. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы общей и юридической психологии: образование, право и социальные практики. - Барнаул: Алтайский государственный университет , 2018. - С. 30-34.
11. Братчикова Ю. В., Волошина Н. С. Роль родителей в игровой
деятельности детей дошкольного возраста // Психологические проблемы современной семьи. - Екатеринбург: Уральский государственный
педагогический университет , 2018. - С. 876-878.
12. Бурдина С. В. Наши чувства. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Киров: Весна-Дизайн, 2010.
13. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе. // Вопросы психологии, 2000, -№ 5. (С.38-47).
14. Васягина Н. Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей // Педагогическое образование в России. 2011. №3.
15. Васягина Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №1.
16. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ