Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА 8
1.1. Исследования семьи зарубежными и отечественными
психологами 8
1.2. Особенности кризисных ситуаций в семье 18
1.3. Особенности и последствия переживания ребенком кризисных
ситуаций в семье 34
Вывод по 1 главе 49
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 51
2.1. Организация исследования 51
2.2. Анализ результатов исследования 59
Вывод по 2 главе 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение 76
Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка - одна из главных проблем в современной семейной психологии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако, изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие к возникновению семейных кризисов. Выделяют огромное количество кризисов, но самым распространенным и травматичным является развод
Рассмотрение супружеских отношений как фактора становления личности ребенка в основном касается ситуации развода родителей - (А.И. Захаров, В. А. Сысенко, С.В. Ковалев, Э.Г. Эйдемиллер). Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.
Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов (Т.П.Гаврилова, В.П.Левкович и О.Э.Зуськова, Г.Навайтис, Н.И.Олиферович, Т.А.Зинкевич-Куземкина, Т.Ф.Велента, В.А.Сысенко, Т.М.Трапезникова, С.Кратохвил, А.Д. Черлин). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко).
В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). Большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на эмоциональное развитие личности ребенка.
Формирование и развитие эмоциональной сферы человека - одна из актуальных проблем психологической науки в целом и педагогической психологии в частности. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, Д. Линдсли, Я. Рейковский, П.В. Симонов, П. Фресс, П.М. Якобсон, и др.).
Невозможно переоценить то значение, какое имеют эмоции для индивидуального развития человека, становления личности ребенка и его социализации. Не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Р. Лазарус и др.). Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, Н.А. Кряжева и др.).
Таким образом, кризисные ситуации в семье не проходят бесследно для ребенка. Дети имеют свои особенности переживания кризисных ситуаций и последствия этих ситуаций часто для детей трагичны.
Многие психологи отмечают особую роль семьи для детей младшего школьного возраста. Это связано с возрастными особенностями становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы его личности, «приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью» (B.C. Мухина). И хотя круг людей, окружающих ребенка, расширяется, влияние самых близких ему — родителей - оказывается наиболее существенным. Поэтому изучение эмоционального благополучия личности младшего школьного возраста в семьях ситуации развода также определяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: исследовать влияние семейного кризиса на эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - эмоциональное благополучие ребёнка младшего школьного возраста.
Предмет исследования - влияние развода как кризиса семейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие семьи, описать ее основные характеристики.
2. Изучить особенности семейных кризисных ситуаций, описать их феноменология.
3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком развода родителей как кризиса семейных отношений.
4. Эмпирически доказать влияние развода на эмоциональное благополучие ребенка младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: кризисные ситуации в семье, затрагивают многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- положение системно - деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов и др.),
- современные концепции личности (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский,
З.И. Рябикина и др.);
- теории развития личности ребенка (Л.С. Выготский, B.C. Мухина и др);
- теоретико-эмпирические достижения в исследованиях факторов становления личности ребенка в семье (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер и др.);
- подходы к изучению отношения родителей к ребенку, в связи с их влиянием на развитие его личности (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и др.);
- подходы к пониманию эмоционального благополучия (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин, Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид).
Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Методика диагностика самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
2. Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения» в модификации В. Михала
3. Методика Рене Жиля
4. Тест «Страхи в домиках»
Тест «Рисунок несуществующего животного»
Выборка исследования: в качестве объекта исследования выступили дети в возрасте 8 - 11 лет в количестве 30 человек: экспериментальная группа 15 человек) - дети из семей, переживших развод в течении 2 лет, контрольная группа (15 человек) - дети из полных семей.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные нами результаты могут использовать в будущем в консультативной психологии, проводить данные методики с другими семьями. Полученные результаты могут применяться не только в работе школьных образовательных учреждений, но и в процессе подготовки специалистов в области работы с детьми младшего школьного возраста.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
2. Семья претерпевает на своем жизненном пути различные кризисы. В жизнедеятельности семьи можно выделить нормативные семейные кризисы, в основе которых обычно находится индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, который и ведет к дестабилизации семейной системы и особые кризисные ситуации, которые ненормативно могут возникнуть на любом этапе жизненного цикла семьи, угрожают функционированию семьи, приводят к резкому возрастанию внутриличностной напряженности, кризисному состоянию членов семьи. Они затрудняют функционирование семьи в связи со столкновением с ситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте.
В настоящее время развод является одним из самых распространенных ненормативных кризисов. Развод - это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов.
3. Исследование реакции детей на развод показало, что дети из разведенных семей испытывали значительные трудности в течение первых двух лет ,у них наблюдались неблагоприятные симптомы эмоционально-личностных нарушений развития. Начинает зарождаться страх, тревожность, а вместе с ним появляется агрессивность и чувства противоречий. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным.
4. Для изучения эмоционального благополучия у детей в младшем школьном возрасте было проведено экспериментальное исследование по городу Екатеринбургу. В исследовании приняло участие 30 человек, 15 детей из полной семьи и 15 детей из семей переживших развод в течении 2 лет. В возрасте от 8 до 11 лет. В экспериментальной и контрольной группе было 9 девочек и 6 мальчиков. Для наиболее полного изучения эмоционального благополучия было использовано пять методик.
Диагностический комплекс состоял из следующих методик: 1. Методика диагностика самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. 2. Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения»
в модификации В. Михала. 3.Методика Рене Жиля. 4.Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках».
5. Прорективная методика "Несуществующее животное".
5. Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод, что в ходе проведения методик, было выявлено, что развод родителей непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка. Так как в сравнении группы детей из полной семьи и группы детей из не полной семьи, мы смогли увидеть преобладание страхов, тревожности, агрессии, отгороженности и более неадекватной самооценки у второй группы.
Подтверждение влияния именно семьи мы получили благодаря двум методикам, это Методика Рене Жиля и Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения» в модификации В. Михала. Именно они показали отношение детей к отцу, матери и ближайшим близким людям. Было выявлено, что после развода у детей снижается хорошее отношение с отцом. Но они не перестают по ним скучать. Из -за нехватки времени у родителей, заботу о ребенке во многом берут на себя дедушки и бабушки, что в дальнейшем показало, как может стать дедушка авторитетом и главой семьи, то есть полностью занять роль отца.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология./ Учеб. пособие для вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 232 с.
2. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 2005. -224 с.
3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М.: Просвещение, 2002. - 236с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Инфра, 2007.
- 143 с.
5. Блонский П.П. Психология и педагогика.- М: Инфра, 2006. - 512 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 2001. - 296 с.
7. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). - М.: Высшая школа, 2007. - 164с.
8. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. - М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
9. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М.: Педагогика, 2005.
186 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. - М.: Прогресс, 2004. - 417 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.
пособие для студ.выш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 368 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 265 с.
13. Выготский Л.С. Избранные труды. М.: Высшая школа, 2004.- т. 6. - 385с.
14. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: КСП, 2007. - 204 с.
15. Закаблук А.Г. Возрастные особенности прогнозирования школьником своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. ... канд. наук. Л., 1986.
16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. - М.: Сфера, 2009.
...