Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ НА ЭМОЦИНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА

Работа №95631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА 8
1.1. Исследования семьи зарубежными и отечественными
психологами 8
1.2. Особенности кризисных ситуаций в семье 18
1.3. Особенности и последствия переживания ребенком кризисных
ситуаций в семье 34
Вывод по 1 главе 49
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 51
2.1. Организация исследования 51
2.2. Анализ результатов исследования 59
Вывод по 2 главе 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение 76


Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка - одна из главных проблем в современной семейной психологии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако, изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие к возникновению семейных кризисов. Выделяют огромное количество кризисов, но самым распространенным и травматичным является развод
Рассмотрение супружеских отношений как фактора становления личности ребенка в основном касается ситуации развода родителей - (А.И. Захаров, В. А. Сысенко, С.В. Ковалев, Э.Г. Эйдемиллер). Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.
Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов (Т.П.Гаврилова, В.П.Левкович и О.Э.Зуськова, Г.Навайтис, Н.И.Олиферович, Т.А.Зинкевич-Куземкина, Т.Ф.Велента, В.А.Сысенко, Т.М.Трапезникова, С.Кратохвил, А.Д. Черлин). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко).
В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). Большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. В этой связи целью нашего исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на эмоциональное развитие личности ребенка.
Формирование и развитие эмоциональной сферы человека - одна из актуальных проблем психологической науки в целом и педагогической психологии в частности. Значительный вклад в решение вопроса о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций внесли многие отечественные и зарубежные исследователи (В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Л.И. Куликов, Д. Линдсли, Я. Рейковский, П.В. Симонов, П. Фресс, П.М. Якобсон, и др.).
Невозможно переоценить то значение, какое имеют эмоции для индивидуального развития человека, становления личности ребенка и его социализации. Не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Р. Лазарус и др.). Установлено, что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, Н.А. Кряжева и др.).
Таким образом, кризисные ситуации в семье не проходят бесследно для ребенка. Дети имеют свои особенности переживания кризисных ситуаций и последствия этих ситуаций часто для детей трагичны.
Многие психологи отмечают особую роль семьи для детей младшего школьного возраста. Это связано с возрастными особенностями становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы его личности, «приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание назвать ребенка личностью» (B.C. Мухина). И хотя круг людей, окружающих ребенка, расширяется, влияние самых близких ему — родителей - оказывается наиболее существенным. Поэтому изучение эмоционального благополучия личности младшего школьного возраста в семьях ситуации развода также определяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: исследовать влияние семейного кризиса на эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - эмоциональное благополучие ребёнка младшего школьного возраста.
Предмет исследования - влияние развода как кризиса семейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие семьи, описать ее основные характеристики.
2. Изучить особенности семейных кризисных ситуаций, описать их феноменология.
3. Проанализировать особенности и последствия переживания ребенком развода родителей как кризиса семейных отношений.
4. Эмпирически доказать влияние развода на эмоциональное благополучие ребенка младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: кризисные ситуации в семье, затрагивают многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- положение системно - деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов и др.),
- современные концепции личности (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский,
З.И. Рябикина и др.);
- теории развития личности ребенка (Л.С. Выготский, B.C. Мухина и др);
- теоретико-эмпирические достижения в исследованиях факторов становления личности ребенка в семье (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер и др.);
- подходы к изучению отношения родителей к ребенку, в связи с их влиянием на развитие его личности (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и др.);
- подходы к пониманию эмоционального благополучия (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин, Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид).
Методы исследования: основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Методика диагностика самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
2. Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения» в модификации В. Михала
3. Методика Рене Жиля
4. Тест «Страхи в домиках»
Тест «Рисунок несуществующего животного»
Выборка исследования: в качестве объекта исследования выступили дети в возрасте 8 - 11 лет в количестве 30 человек: экспериментальная группа 15 человек) - дети из семей, переживших развод в течении 2 лет, контрольная группа (15 человек) - дети из полных семей.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные нами результаты могут использовать в будущем в консультативной психологии, проводить данные методики с другими семьями. Полученные результаты могут применяться не только в работе школьных образовательных учреждений, но и в процессе подготовки специалистов в области работы с детьми младшего школьного возраста.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
2. Семья претерпевает на своем жизненном пути различные кризисы. В жизнедеятельности семьи можно выделить нормативные семейные кризисы, в основе которых обычно находится индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, который и ведет к дестабилизации семейной системы и особые кризисные ситуации, которые ненормативно могут возникнуть на любом этапе жизненного цикла семьи, угрожают функционированию семьи, приводят к резкому возрастанию внутриличностной напряженности, кризисному состоянию членов семьи. Они затрудняют функционирование семьи в связи со столкновением с ситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте.
В настоящее время развод является одним из самых распространенных ненормативных кризисов. Развод - это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов.
3. Исследование реакции детей на развод показало, что дети из разведенных семей испытывали значительные трудности в течение первых двух лет ,у них наблюдались неблагоприятные симптомы эмоционально-личностных нарушений развития. Начинает зарождаться страх, тревожность, а вместе с ним появляется агрессивность и чувства противоречий. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным.
4. Для изучения эмоционального благополучия у детей в младшем школьном возрасте было проведено экспериментальное исследование по городу Екатеринбургу. В исследовании приняло участие 30 человек, 15 детей из полной семьи и 15 детей из семей переживших развод в течении 2 лет. В возрасте от 8 до 11 лет. В экспериментальной и контрольной группе было 9 девочек и 6 мальчиков. Для наиболее полного изучения эмоционального благополучия было использовано пять методик.
Диагностический комплекс состоял из следующих методик: 1. Методика диагностика самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. 2. Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения»
в модификации В. Михала. 3.Методика Рене Жиля. 4.Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках».
5. Прорективная методика "Несуществующее животное".
5. Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод, что в ходе проведения методик, было выявлено, что развод родителей непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка. Так как в сравнении группы детей из полной семьи и группы детей из не полной семьи, мы смогли увидеть преобладание страхов, тревожности, агрессии, отгороженности и более неадекватной самооценки у второй группы.
Подтверждение влияния именно семьи мы получили благодаря двум методикам, это Методика Рене Жиля и Методика Сакса Леви «Незаконченные предложения» в модификации В. Михала. Именно они показали отношение детей к отцу, матери и ближайшим близким людям. Было выявлено, что после развода у детей снижается хорошее отношение с отцом. Но они не перестают по ним скучать. Из -за нехватки времени у родителей, заботу о ребенке во многом берут на себя дедушки и бабушки, что в дальнейшем показало, как может стать дедушка авторитетом и главой семьи, то есть полностью занять роль отца.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология./ Учеб. пособие для вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 232 с.
2. Афанасьева Т.М. Семья: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 2005. -224 с.
3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М.: Просвещение, 2002. - 236с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Инфра, 2007.
- 143 с.
5. Блонский П.П. Психология и педагогика.- М: Инфра, 2006. - 512 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 2001. - 296 с.
7. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). - М.: Высшая школа, 2007. - 164с.
8. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. - М.: Педагогика, 2006. - 160 с.
9. Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М.: Педагогика, 2005.
186 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. - М.: Прогресс, 2004. - 417 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.
пособие для студ.выш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2005. - 368 с.
12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 265 с.
13. Выготский Л.С. Избранные труды. М.: Высшая школа, 2004.- т. 6. - 385с.
14. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: КСП, 2007. - 204 с.
15. Закаблук А.Г. Возрастные особенности прогнозирования школьником своих эмоциональных состояний: Автореф. дис. ... канд. наук. Л., 1986.
16. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. - М.: Сфера, 2009.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ