ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 8
1.2. Проблемы развития речи у обучающихся с умственной отсталостью 14
1.3. Особенности развития активного словаря у обучающихся с
умственной отсталостью в начальных классах школы 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 28
2.1. Характеристика базы обследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального обследования 28
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
сформированности активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 34
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
обследования, направленного на изучение сформированности активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 38
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 51
3.1. Составление коррекционно-развивающей программы,
направленной на формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы 51
3.2. Анализ результатов реализации коррекционно-развивающей
программы, направленной на формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы 68
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
Актуальность темы исследования определяется ее ролью и местом в решении задач, стоящих перед современной системой коррекционного образования в контексте развития активного словаря у обучающихся в начальных классах школы. Выявление условий, способствующих развитию активного словаря у обучающихся в начальных классах школы, приобретает особую значимость в связи с тем, что работа над словом занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.
Обогащение активного словаря имеет большое значение для развития познавательной деятельности обучающихся, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Взаимосвязь познавательного и речевого развития очевидна. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность у обучающихся в начальных классах школы, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, способствует проявлению творчества и фантазии. Развитие активного словаря в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его активный словарь. Освоение окружающего мира происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Одной из главных задач воспитания и обучения обучающихся в начальных классах школы является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Обучающиеся в начальных классах школы должны научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь должна быть связной.
В развитии активного словаря отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития, развития мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
При умственной отсталости наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у обучающихся в начальных классах школы нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В то же время одним из важных показателей готовности к школьному обучению является уровень развития словаря. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы.
Особый вклад в решение проблем, связанных с формированием активного словаря обучающихся в начальных классах школы, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. Методика развития словаря рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, С. Н. Карпова, Л. М. Козырева, Л. Г. Парамонова, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, О. Ю. Филимонова и др. Д. Б. Эльконин указывал, что расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми приводят к постепенному росту активного словаря.
В современной практике имеются противоречия между:
1. Объективно возрастающими требованиями общества к уровню активного словаря и использованием не в полной мере в системе коррекционного образования потенциала педагогического процесса для целенаправленного, систематического обогащения активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
2. Необходимостью проведения систематической работы по обогащению активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы и недостаточной разработанностью методики развития активного словаря у данного возраста.
Данные противоречия позволяют выделить проблему исследования: составить эффективную коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы.
Объект исследования - активный словарь у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы.
Цель исследования - составить и частично апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы проблемы формирования активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
2. Выявить уровень сформированности активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
3. Составить и частично апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы.
4. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
В ходе исследования применялись теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования) и практические методы.
В исследовании принимали участие 10 обучающихся, 4 класса. База исследования: ГКОУ СО «Дегтярская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (62 источника), 2 приложений.
Проведенное обследование позволяет сделать следующие выводы.
Проблема развития активного словаря актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к обучающимся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
К числу важнейших задач работы с обучающимися с умственной отсталостью в начальных классах школы относится формирование у них словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для усвоения программного материала в школе. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня развития словаря. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития словаря.
Анализ литературных данных позволил нам выявить специфические особенности развития словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы. Он показал, что обучающиеся с умственной отсталостью в начальных классах школы мало используют связную фразовую речь в процессе своей деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушение смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.
У интересующей нас категории обучающихся наблюдаются существенные затруднения при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать логико-смысловые отношения между предметами, а также трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываниях.
Следовательно, развитие активного словаря делается возможным только при условии большой коррекционно-развивающей работы, которая также должна способствовать расширению кругозора обучающихся, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.
На уроках русского языка представляется широкая возможность для обогащения словаря, для формирования умения выражать в своей речи предметные отношения, определительные, пространственные, временные и другие.
При реализации системы коррекционных занятий были достигнуты следующие результаты работы:
1. Уточнялся, активизировался и обогащался словарь.
2. Происходило структурирование словаря.
3. Увеличение и конкретизирование смысла слов - глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Результативность занятий может быть значительно повышена за счет регулярного применения дидактических игр и игровых упражнений на становление таких процессов, как классификация, обобщение, отбор ассоциации. Серия занятий, применяемая на протяжении всего этапа практики, оказали самое позитивное воздействие на образовательный процесс и процедуру запоминания материала детьми. В формирование и развитие словесного творчества, умственных и креативных возможностей детей.
Поставленные задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы проблемы формирования активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
2. Выявить уровень сформированности активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
3. Составить и частично апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы.
4. Составить методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы - достигнуты.
Цель исследования: составить и частично апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы - выполнена.
Дальнейшие перспективы проведенного исследования видим в разработке теоретических основ и технологии словарной работы по формированию активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью по определенной деятельности (бытовой, трудовой, творческой художественной деятельности).
1. Александрова, Н. А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Н. А. Александрова // Дефектология. - 2016. - № 6. - С. 11-17.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева. - М. : Академия, 2016. - 400 с.
3. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : метод. пособие в помощь педагогам и психологам дошкол. учреждениям / Е. А. Алябьева. - М. : Сфера, 2017. - 96 с.
4. Амасьянц, Р. А. Интеллектуальные нарушения : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Р. А. Амасьянц. - М. : Академия, 2016. - 238 с.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Формирование грамматического строя речи : метод. пособие для воспитателей дет. сада / А. Г. Арушанова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 296 с.
6. Аствацатуров, Г. О. Развитие речи. Учимся говорить правильно : программа для развития речи, формирования правил. произношения / Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко. - М. : Новый диск, 2018. - 95 с.
7. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М. : УРСС, 2017. - 576 с.
8. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста : метод. рекомендации для студентов пед. ин-тов, воспитателей дошкол. учреждений / Г. Н. Бавыкина ; Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-т. - Комсомольск-н/А. : [б. и.], 2016. - 29 с.
9. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества /
М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 2016. - 125 с.
10. Белопольская, Н. Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. Л. Белополская // Психологический журнал. - 2016. - Т. 14, № 4. - С. 45-52.
11. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе / А. М. Богуш. - Киев : Радян. шк, 2018. - 176 с.
12. Бородич, A. M. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / A. M Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
13. Бурангулова, Г. Х. Преемственность между детским садом и школой в овладении младшими школьниками предложением как единицей речи : автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Г. Х. Бурангулова. - Л., 1981. - 21 с.
14. Виноградов, В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1961. - № 4. - С. 3¬12.
15. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой : пособие для педагога дет. сада /
Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 2016. - 104 с.
16. Воронкова, В. В. Русский язык / В. В. Воронкова // Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений,
подготовительный, 1-4 класс : 8-е издание / ред.-сост. В. В. Воронкова. - М, 2013г. - С. 135-137.
17. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
18. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М., 1956. - С. 426-438.
19. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
20. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ толерантности : учеб. пособие / Е. О. Галицких. - М. : Акад. Проспект, 2014. - 240 с.
21. Гальперин, П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин // Возрастная и педагогическая психология : тексты / сост. М. А. Шуаре. - М., 1992. - С. 230-242.
22. Гвоздев, А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка / А. Н. Гвоздев // Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М., 2017. - С. 31-46.
23. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 59 с.
24. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация : учеб. для студентов вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина ; под ред. О. Я. Гойхман. - М. : Инфра-М, 2019. - 272 с.
25. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Медицина, 1968. - 370 с.
26. Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М., 2017. - С. 32-36.
27. Изотова. Е. М. Об осознании ребенком смысловой стороны слова /
Е. М. Изотова // Материалы Третьего Всесоюзного симпозиума по психолингвистике, июнь 1970 г., Москва / Акад. наук СССР, Ин-т
языкознания. - М., 1970. - С. 120-121.
28. Как знакомить обучающихся младших классов с умственной отсталостью с природой : пособие для воспитателей дет. сада / под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с.
29. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - М. : Академия, 2016. - 320 с.
30. Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи : пособие для педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2018. - 432 с.
31. Клинико-психологическая диагностика нарушений поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью : метод. рекомендации / И. А. Коробейников [и др.]. - М. : Минздрав России, 2016. - 30 с.
32. Колодина, Л. Воспитание бережного отношения к природе / Л. Колодина // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - С. 34-38.
33. Колунова, Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей
старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
Л. А. Колунова ; Исслед. центр семьи и детства РАО. - М., 1993. - 173 с.
34. Коррекционная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. А. Зайцева [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. - Ростов-н/Д. : МарТ : Феникс, 2018. - 352 с.
35. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. - Минск : Изд-во БГУ, 1983. - 190 с.
36. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Р. Е. Левина // Дефектология. - 1975. - № 2. - С. 18-22.
37. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1985. - 214 с.
38. Леушина, А. М. Развитие словаря у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы / А. М. Леушина // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. - Л., 1996. - Т. 30. - С. 27-71.
39. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М. : Просвещение, 1986. - 144 с.
40. Педагогическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сб. метод. рекомендаций / авт.-сост.: Л. В. Лопатина [и др.]. - СПб. : САГА ; М. : ФОРУМ, 2016. - 272 с.
41. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2019 - 704 с.
42. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 1974. - 239 с.
43. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / А. В. Ястребова [и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2019. - 240 с.
44. Мы : программа экол. образования детей / Н. Н. Кондратьева [и др.]. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. - 240 с.
45. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в педагогической классе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет / Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 230 с.
46. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) : учеб. пособие / Б. П. Пузанов [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2016. - 272 с.
47. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим
недоразвитие речи / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. - М., 1997. -
С. 210-226.
48. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика психического инфантилизма у детей / М. С. Певзнер // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Г. П. Бертынь [и др.] ; под ред. К. С. Лебединской. - М., 1999. - С. 22-28.
49. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб. : Питер, 2003. - 192 с.
50. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1972. - 272 с.
51. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2015. - 160 с.
52. Рубинштейн, С. Л. Речь / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2016. - С. 381-416.
53. Рузская, А. Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками / А. Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. - М., 2016. - С. 34-45.
54. Сиротинина, О. Б. Русская разговорная речь : пособие для учителя / О. Б. Сиротинина. - М. : Просвещение, 1983. - 80 с.
55. Снегирева, Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы : метод. рекомендации / Л. А. Снегирева. - Минск : Нар. асвета, 2015. - 126 с.
56. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. - М. : Педагогика, 1980. - 192 с.
57. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.- метод. пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.
58. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М. : ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
59. Цикото, Г. В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов / Г. В. Цикото // Дефектология. - 1979. - № 1. - С. 18-22.
60. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение: (к обоснованию
системно-структурного подхода) : учеб.-метод. пособие /
Н. И. Чуприкова ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Изд-во Моск. психол.- социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2015. - 320 с.
61. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью : пособие для учителя /
Л. М. Шипицына. - СПб. : Союз, 2016. - 336 с.
62. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Избранные работы: Язык и его функционирование - М., 1986. - С. 17-58.