ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «социально-трудовые умения» как научный
феномен 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 15
1.3. Особенности формирования социально-трудовых умений у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 27
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение
сформированности социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 30
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью
на уровне начального образования 32
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
3.1. Коррекционно-развивающая программа, направленная на
формирование социально-трудовых умений у обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 37
3.2. Апробация коррекционно-развивающей программы, направленной
на формирование социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 51
3.3. Методические рекомендации педагогам по формированию социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью
на уровне начального образования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 83
Проблема исследования. Вопрос формирования социально-трудовых умений в обучении и развитии обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования приобретает в настоящее время особо важное значение и актуальность и в первую очередь это связано со сложностью в подготовке обучающихся к практической деятельности. «Обучающийся, который является ограниченным в умственном развитии, сам не в состоянии выделить, уяснить и изучить те элементы социальных систем, которые дают возможность личности поддерживать существование в социальной среде и благополучно осуществлять в ней свои потребности и цели. Фактически, обучающийся лишен базы для более независимой, благополучной жизни в непростом современном обществе.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся с умственной отсталостью имеют равноправие на образование [5]. Сегодня школа отвечает за создание необходимых условий для умственно отсталых обучающихся для реализации права на образование и профессиональную подготовку, а также за организацию образовательного процесса на основе когнитивных способностей, психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся; обеспечение профессиональной подготовки и коррекции их развития.
Обучающиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями по разным причинам своего развития могут быть не в состоянии приобретать знания и навыки самостоятельно, а также не в силах самостоятельно адаптироваться социально и осознанно включиться в самостоятельную жизнь. Им важно создать уникальную коррекционно-развивающую среду. Создание благоприятной среды для обучения, воспитания, успешного решения проблем, психологической и педагогической реабилитации и социальной адаптации сегодня является приоритетом в российской системе образования.
Во всех странах мира основной целью обучения обучающихся с умственной отсталостью является их социальная интеграция. Успех интеграции во многом зависит от социальных и повседневных компетентности личности, его способности организовать свою жизнь независимо от других. Вследствие чего основной задачей школы является подготовка каждого обучающегося к самостоятельной жизни.
Решение основной задачи школы - подготовка выпускников к самостоятельной жизни и к участию в производительном труде - во многом зависит от методического мастерства учителей труда, от их квалификации, а также от материально-технической оснащенности школьных мастерских.
Как считает, В. В. Коркунов: «Только сознательное овладение приемами труда, когда учащиеся способны рассказать о причинно-следственных зависимостях и последовательности выполнения приема, позволяет произвольно переносить способы деятельности в другие условия или рационально подбирать их в соответствии с содержанием задания»
Чтобы обучающиеся с умственной отсталостью могли развивать социальные и трудовые навыки, педагогический процесс должен основываться на системно-деятельностном подходе, обеспечивающему личностно-ориентированное отношение. Опираются на данный подход экспериментальные исследования следующих авторов (Д. А. Виткаускайте, С. Ю. Коноплястой, Е. И. Разуван, Т. Н. Стариченко и др.), теоретические положения специальной педагогики и методические рекомендации, которые относятся к данной сфере, включая справочные и энциклопедические источники. В то же время в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, с повсеместным использованием новых технологий, в том числе компьютеров, социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью становится более сложной, но в то же время более важной.
Актуальность темы. Преподавание всех дисциплин, включенных в учебную программу АООП для обучающихся с умственной отсталостью, ориентировано на их социализацию. Социальная адаптация обучающихся с ограниченными интеллектуальными возможностями предполагает, прежде всего, осознанное понимание, освоение социально-трудовых умений, в первую очередь, на уровне начального образования. Развитие социальных и трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью должно осуществляться в определенных условиях, как правило, при педагогической поддержке учителей образовательной организации, что и обусловило выбор темы «Формирование социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования».
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. В олигофренопедагогике накоплен значительный опыт работы по социально-трудовому обучению обучающихся с умственной отсталостью. В психолого-педагогических исследованиях зарубежных (П. Бонкур, Р. Вайс, Б. Меннель, Э. Сеген, Ж. Филипп, А. Фукс и др.) и отечественных ученых (А. Н. Граборов, Е. К. Грачева, В. В. Коркунов, И. В. Маляревский и др.) отмечается, что трудовое обучение есть эффективный способ исправить отклонения в развитии обучающихся с задержкой умственного развития. Одним из центральных компонентов системы преподавания и обучения в образовательной организации является умение решать проблемы социализации обучающихся с умственной отсталостью.
Особое внимание в процессе социально-трудового обучения обращается на формирование трудовых умений (Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Л. Б. Ительсон, Е. А. Милерян, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский, Е. М. Старобина, A. M. Щербакова, А. Ю. Юдилевич и др.).
Большое внимание уделено методическим подходам к обучению обучающихся данной категории на уроках труда (А. Н. Граборов, В. Ю. Карвялис, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский, A. M. Щербакова, Ж. И. Шиф).
Вопросы формирования самоконтроля в социально-трудовой
деятельности обучающихся с умственной отсталостью рассматриваются в исследованиях В. В. Коркунова, С. Л. Мирского, Б. И. Пинского.
Объект исследования - социально-трудовые умения у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - выявить особенности формирования социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования; составить и апробировать коррекционную- развивающую программу; сформулировать методические рекомендации педагогам по реализации наиболее эффективных способов формирования социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1) изучить научно-педагогическую литературу по теме исследования;
2) выявить особенности формирования социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования;
3) составить, апробировать коррекционную-развивающую
программу, направленную на формирование социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования;
4) сформулировать методические рекомендации педагогам по реализации наиболее эффективных способов формирования социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
В экспериментальном исследовании было реализовано три этапа:
1) констатирующий (проведение первичной диагностики);
2) формирующий (организация коллективно-творческих дел,
реализация программы «Спешите делать добро»);
3) контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности проведения обучающего эксперимента).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Подводя итоги данной работы, сделаем основные выводы. Лица с умственной отсталостью в настоящее время - наиболее многочисленная группа среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Среди них, по данным исследований, легкая умственная отсталость составляет 72 - 75 %, умеренная - 23 - 25 %, тяжелая - 5 %. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает лиц с умственной отсталостью в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду. Для лиц с умственной отсталостью трудовая деятельность - основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.
Часть общества, состоящая из лиц с умственной отсталостью многочисленна и постоянно, увеличивается. Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство - важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной подготовки этой группы лиц становится все более актуальной. Индивидуальные возможности школьника в трудовом обучении могут быть определены путем комплексной оценки, которая отражает особенности деятельности по трем направлениям анализа (целевая, исполнительная, энергетическая), каждое из которых соответствует определенной ее стороне.
Цель данной работы подбор и апробация наиболее эффективных способов (приемов) формирования социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Для выяснения актуальности и степени разработанности данной проблемы был проведен отбор и анализ научной, учебно-методической литературы по вопросам педагогики, психологии.
Анализ теоретических источников и результатов выявления уровня сформированности социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования в процессе экспериментальных исследований показали, что проблема является актуальной. Коррекционная направленность обуславливает выбор методов и приёмов, учёт личностных и предметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся с умственной отсталостью. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка, словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т. д.). Это способствует коррекции умственного развития обучающихся.
Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента показал, что большинство обучающихся с умственной отсталостью имеют низкий уровень сформированности социально-трудовых умений испытывают трудности в предварительном планировании деятельности, в подборе необходимых приёмов труда, в оценивании выполненной работы. Данные констатирующего эксперимента имеют практическое значение для выбора методов, приёмов и технологии при формировании социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью. С обучающимися из экспериментальной группы была проведена коррекционно-развивающая работа посредством коллективно-творческой деятельности, включающей разнообразные подходы к работе по формированию социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью.
Анализ результатов внедрения программы показал, что после проведения коррекционно-развивающей работы на обучающем этапе эксперимента уровень сформированности социально-трудовых умений у обучающихся с умственной отсталостью повысился. При этом главное внимание уделяется качественной характеристике потенциальных возможностей ребенка. Учитывая всю сложность данной проблемы в практической части работы было проведено исследование.
Таким образом, если в процессе формирования социально-трудовых умений с помощью КТД учитывать особенности обучающихся с умственной отсталостью, их интересы и потребности, то процесс формирования социально-трудовых умений проходит гораздо более эффективно.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000. - 400 с
2. Альбрехт, Э. Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у детей, страдающих олигофренией / Э. Я. Альбрехт. - М. : Просвещение, 1976. - 127 с.
3. Аникопалов, С. Н. О принципах работы специализированных школ для детей с отклонениями в развитии / С. Н. Аникопалов, Е. И. Шикова // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 18-31.
4. Белявский, Б. В. Некоторые вопросы трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Б. В. Белявский // Дефектология. - 1989. - № 6. - С. 21-28.
5. Беспалько, Л. В. Карточки-задания для контроля знаний и умений / Л. В. Беспалько // Школа и производство. - 2004. - № 3. - С. 25-29.
6. Вайзман, Н. П. Психомоторика детей-олигофренов / Н. П. Вайзман. - М. : Педагогика, 1976. - 104 с.
7. Василевская, В. Я. Понимание учебного материала учащимися коррекционной школы / В. Я. Василевская. - М. : Академия, 2005. - 210 с.
8. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе / В. В. Воронкова. - М. : Школа-пресс, 2005. - 268 с.
9. Воронкова, В. В. О структуре в учебном плане школы-интерната 8-го вида, для детей с умственной отсталостью / В. В. Воронкова // Дефектология. - 1999. - № 3. - С. 30-36.
10. Гнатюк, А. А. Изучение динамики психического развития умственно отсталых школьников / А. А. Гнатюк. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 173 с.
11. Государственные образовательные стандарты образования в период детства, основного общего и среднего (полного) образования Свердловской области. Национально-региональный компонент. - Екатеринбург, 1999. - 38 с.
12. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А. Н. Граборов. - М. : Классик стиль, 2003. - 248 с.
13. Дефектология : словарь-справочник / сост. С. С. Степанов. - М. : Новая школа, 1996. - 208 с.
14. Дульнев, Г. М. Коррекционная роль обучения в коррекционной школе / Г. М. Дульнев. - М. : Педагогика, 2002. - 164 с.
15. Дульнев, Г. М. Психологические особенности деятельности детей-олигофренов / Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский // Дефектология. - 1983. - № 4. - С. 12-18.
16. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа в коррекционной школе / Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
17. Жаренков, Г. И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения / Г. И. Жаренков. - М. : Дрофа, 1998. - 148 с
18. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение ; Владос, 1995. - 518 с.
19. Забрамная, С. Д. Умственная отсталость отграничение ее от сходных состояний: психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости / С. Д. Забрамная // Детская патопсихология / сост. Н. Л. Белопольская. - 3-е издание, стереотипное. - Москва :Когито-Центр, 2004. - С. 19-31.
20. Замский, Х. С. История воспитания и обучения умственно¬
отсталых детей / Х. С. Замский. - М. : Просвещение, 1966. - 159 с.
21. Занков, Л. В. О педагогическом изучении учащихся
вспомогательных школ / Л. В. Занков. - М. : Медицина, 1953. - 79 с.
Т1. Коркунов, В. В. Формирование коллективных отношений у учащихся коррекционной школы в процессе профессионально-трудового обучения / В. В. Коркунов // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 24-29.
23. Куделин, В. И. Использование раздаточных карточек на уроках труда в коррекционной школе / В. И. Куделин // Дефектология. - 2004. - № 2. - С. 62-68.
24. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учеб.пособие для студентов вузов по спец. «Психология» / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М. : Смысл, 2000. - 511 с.
25. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2007. - 155 с.
26. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся коррекционной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.
27. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения в коррекционной школе / С. Л. Мирский // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 54-62.
28. Мирский, С. Л. Особенности профессионального обучения в коррекционной школе : пособие для учителей коррекционной школе / С. Л. Мирский. - М. : Просвещение, 1996. - 94 с.
29. Мирский, С. Л. Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся коррекционной школы к труду / С. Л. Мирский // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 50-55.
30. Павлова, Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы / Н. П. Павлова. - М. : Просвещение, 1992. - 190 с.
31. Патракеев, В. Г. Трудовая подготовка в школах 8-го вида для детей с нарушением интеллекта / В. Г. Патракеев // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. 41-46.
32. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов /
М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М. : Наука, 1963. - 220 с.
33. Певзнер, М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии) / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова ; НИИ дефектологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1982. - 104 с.
34. Педагогика : большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - М. : Соврем.слово, 2005. - 720 с.
35. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов / В. Г. Петрова. - М. : Просвещение, 1968. - 158 с.
36. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1985. - 128 с.
37. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1962. - 319 с.
38. Пинский, Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - М. : Просвещение, 1969. - 152 с.
39. Пороцкая, Т. И. Задачи и основные направления воспитательной работы во вспомогательной школе / Т. И. Пороцкая. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
40. Программы для 0 - 4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) / науч. рук. И. М. Бгажнокова. - М. :Дидакт, 1997. - 229 с.
41. Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей / С. Я. Рубинштейн. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 40 с.
42. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ / отв. ред. Х. С. Замский. - Кишинев, 1990. - 169 с.
43. Сорокина, Г. М. Организация деятельности младших школьников на уроках трудового обучения / Г. М. Сорокина // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 48-50.
44. Старобина, Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью / Е. М. Старобина. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 120 с.
45. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - М. : АСТ ; Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 93 с.
46. Фарафонтов, В. П. Воспитание стойких интересов к профессии в процессе обучения умственно отсталых школьников труду / В. П. Фарафонтов // Дефектология. - 1987. - № 2. - С. 36-39.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - URL:http://минобрнауки.рф/документы(дата обращения: 15.12.2020).
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. - URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 15.12.2020).
49. Шинкоренко, В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда / В. А. Шинкоренко // Дефектология. - 1982. - № 2. - С. 38-41.
50. Щербакова, А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида / А. М. Щербакова // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 31-36.