1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков 8
1.1 Теоретический анализ проблемы одаренности в отечественной и зарубежной
литературе 8
1.2 Психологические особенности коммуникативной сферы личности одаренных
подростков 21
1.3 Теоретическое моделирование взаимодействия семьи и школы в развитии
навыков эффективной коммуникации одаренных подростков 33
Выводы первой главе 40
2. Опытно-экспериментальная работа по разработке и адаптации модели взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков 43
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 43
2.2. Описание программы развития навыков эффективной коммуникации
одаренных подростков 59
2.3. Анализ результатов развивающей работы 69
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Список литературы 82
Приложения 87
Современная политика Российской федерации одним из ключевых направлений развития образования определяет психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей («Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» от 2012г., «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). Более того, с 2016г. одаренные дети получили официальный статус детей с особыми образовательными потребностями, что предполагает формирование новых технологий развития и сопровождения одаренных детей, моделей взаимодействия школы с семьей, воспитывающей одаренного ребенка.
Несмотря на повышенный интерес общества к одаренным детям в последнее десятилетие, проблема одаренности остается актуальной и малоразработанной: само понятие одаренности не имеет точного определения и структуры, практически отсутствует валидный, надежный и исчерпывающий диагностический инструментарий, не установлены факторы возникновения и развития одаренности.
При этом особое внимание государства в вопросе одаренности в последнее время отводится интеллектуально одаренным подросткам: Национальная законотворческая инициатива «Наша новая школа», ФГОС Основного общего образования. Вместе с этим отечественными и зарубежными исследователями отмечается, что в современном мире интеллектуально одаренные подростки имеют низкий уровень развития коммуникативных навыков, что негативно влияет на их адаптацию в обществе, саморазвитие и самосовершенствование (М. Е. Богоявленская, Т.Г. Горячева, Е.П. Ильин). В итоге, российское общество получает большой процент интеллектуально одаренных подростков, неспособных в будущем быть конкурентоспособными в различных областях из-за низкого социального развития.
Вместе с этим подростковый возраст является сенситивным для формирования коммуникативных навыков, что обусловлено особой социальной ситуацией развития (подросток - сверстник) и ведущим видом деятельности - эмоционально-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн). Отчужденность интеллектуально одаренных подростков от сверстников приводит к снижению динамики развития коммуникативных навыков. Поэтому необходима разработка модели, способствующей процессу развития.
Проанализировав современную литературу, мы пришли к выводу, что имеются разрозненные исследования по развитию коммуникативных навыков, способностей, коммуникативной компетентности одаренных подростков (Ю.Д. Бабаева, А.А. Лосева, О.П. Черепанова). Результаты данных исследований демонстрируют, что необходим новый подход к данной проблеме. На наш взгляд, решить ее возможно с помощью комплексного подхода и привлечения к работе семьи и сверстников. В этом случае мы видим возможным разработку модели взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков.
Актуальность данной темы и теоретическая и практическая неразработанность модели взаимодействия семьи и школы по развитию навыков эффективной коммуникации приводит к возникновению ряда противоречий:
- противоречие между потребностью общества в конкурентоспособных интеллектуально одаренных специалистах в разных областях и теоретической неразработанностью данной проблемы;
- противоречие между потребностью образовательных учреждений в
теоретически разработанной и практически проверенной модели взаимодействия семьи и школы по развитию коммуникативных навыков и несовершенством технологического инструментария выявления
интеллектуально одаренных подростков и развития их коммуникативных навыков;
- противоречие между потребностью практики в эффективной комплексной модели взаимодействия семьи и школы и неразработанностью данного вопроса с методической точки зрения.
Таким образом, проблема исследования состоит в разработке модели взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков.
Цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать модель взаимодействия семьи и школы по развитию навыков эффективной коммуникации одаренных подростков.
Объект исследования - развитие навыков эффективной коммуникации одаренных детей подросткового возраста.
Предмет исследования - модель взаимодействия семьи и школы по развитию навыков эффективной коммуникации одаренных подростков.
Гипотеза - модель взаимодействия семьи и школы по развитию навыков эффективной коммуникации одаренных подростков, направленная на развитие таких навыков, как навык решения конфликтных ситуаций, навык учета позиции собеседника, навык прогнозирования поведения собеседника и выбора собственной стратегии поведения, навык понимания собственных эмоций и эмоций собеседника, через организацию сотрудничества семьи и школы методами социально-психологического тренинга, большой психологической игры, родительского кафе, метода групповых семейных исследовательских проектов, является эффективной, так как она обеспечит автоматизацию, тренировку деятельности общения и навыков эффективной коммуникации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования мы выделяем следующие задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы одаренности.
2. Рассмотреть особенности коммуникативной сферы личности интеллектуально одаренного подростка .
3. Разработать и апробировать модель взаимодействия семьи и школы по развитию навыков эффективной коммуникации одаренных подростков.
4. С помощью методов математической статистики проанализировать эффективность внедрения модели взаимодействия семьи и школы по развитию навыков эффективной коммуникации одаренных подростков.
Методологической основой исследования являются:
- центральные принципы психологии: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, системности, активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн);
- культурно-историческая теория личности (Л.С. Выготский);
- теория деятельности (Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев);
- рабочая концепция одаренности (Богоявленская Д. Б, Брушлинский А.В, Ильясов И.И., Дружинин В.П., Калиш И.В., Матюшкин А.М., Лейтес Н.С., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С).
- основы социально-психологического тренинга (Р. Бакли, И.В. Вачков, Ю.И. Емельянов, Т.В. Зайцева, В.П. Захаров, А.Г. Лидерс, Л.А. Петровская).
- большая психологическая игра (Битянова Б.М.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- Обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
- Психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики)
- Подростковый интеллектуальный тест/ Универсальный интеллектуальный тест (Н.А.Батурин, Н.А.Курганский, И.М.Дашков, Л.К.Федорова).
- Батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е.Туник.
- Тест коммуникативных умений Михельсона. Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха.
- Диагностика межличностных отношений, автор: А.А.Рукавишников.
База исследования: МАОУ «Лицей№21» г. Первоуральск, МАОУ «Гимназия №45» г. Екатеринбург.
Новизна исследования: в отличие от существующих программ по развитию коммуникативных навыков одаренных подростков, мы предлагаем комплексную модель, которая предполагает взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная и апробированная нами модель взаимодействия семьи и школы по развитию навыков эффективной коммуникации одаренных подростков может быть использована педагогами-психологами образовательных учреждений для комплексной работы с одаренными подростками .
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения.
В последнее десятилетие особое внимание государства уделяется работе школы с одаренными детьми и привлечению семьи в этот процесс (Национальная законотворческая инициатива «Наша новая школа», ФГОС Основного общего образования). Наряду с этим нет исследований, обеспечивающих современное научное сообщество эмпирически доказанным инструментарием по выстраиванию взаимодействия семьи и школы в вопросах развития и воспитания одаренных обучающихся.
Помимо этого, большинством ученых, занимающихся проблемой одаренности, отмечается, что на подростковом этапе развития наблюдается резкое снижение одаренных детей. Это связывается, как с дисинхронией развития одарённости, так и с социально ситуацией развития, которая подразумевает желание одаренного подростка включаться в группу сверстников, трудность взаимодействия, вызванная низким уровень развития навыков эффективной коммуникации и разрушение привычных способов взаимодействия подростка с семьей, взамен которых современные родители не умеют выстроить качественно новые отношения с одаренным подростком (М. Е. Богоявленская, Т.Г. Горячева, Е.П. Ильин).
Исходя из актуальности изучения проблемы взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков, мы провели теоретический анализ проблемы одаренности в современной отечественной и зарубежной литературе. В ходе анализа мы определили следующие центральны подходы к понятию одаренности: нами были рассмотрены основные подходы к определению понятия одаренности: интеллект как единственная детерминанта одаренности (В. Штерн, Д. Вексли), творческое мышление как основа одаренности (Э.П. Торренс, Дж. Гилфорд), структурный подход в отечественной психологии одаренности (А.М. Матюшкина, В.Н. Дружинин), одаренность как динамическая система (Ю.Д. Бабаева, А.И. Савенков), рабочая концепция одаренности (Д. Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, И.И.Ильясов, И.В.Калиш, Н.С.Лейтес, А.А.Мелик-Пашаев, В.И.Панов, Д.В.Ушаков, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков, Н.Б.Шумакова, В.С. Юркевич.
В нашей работе мы опирались на подход Д.Б. Богоявленской - «Рабочая концепция одаренности», здесь одаренность понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом в само понятие одаренности закладывается два центральный компонента: мотивационный и инструментальный.
Также нами были представлены результаты анализа видов одаренности по нескольким основаниям, раскрыты основные кризисы одаренности. В ходе данного теоретического анализа было доказано, что одаренность на подростковом этапе возрастного развития во многом зависит от успешной коммуникации подростка со сверстниками, педагогами, семьей.
Нами были проанализированы основные особенности личности одаренного подростка, подробно раскрытые и описанные А.И. Савенковым, Д.Б. Богоявленской, В.С. Юркевич, Н.С. Лейтесом. Была определена роль семьи как субъекта развития навыков эффективной коммуникации одаренных подростков. Было также определено, что наиболее эффективным направлением развития коммуникативной сферы личности подростков является формирование и развитие навыков эффективной коммуникации, которые лягут в основу успешного межличностного взаимодействия интеллектуально одаренного подростка со сверстниками, семьей, педагогами.
На основе теоретического анализа мы обобщили основные подходы к пониманию метода моделирования в отечественной и зарубежной литературе, выделили качественные характеристики модели, типологию психолого-педагогических моделей, рассмотрели современные подходы к моделированию процесса взаимодействия семьи и школы (И.Н. Миняйло, Ю.И. Якина).
А также разработали теоретическую модель взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков, которая включает в себя три основных компонента: целевой, процессуальный и содержательный.
На основе теоретического анализа в эмпирической части исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации программы взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков, соответствующей всем требованиям разработанной нами теоретической модели взаимодействия.
На констатирующем этапе посредством стандартизированного диагностического инструментария были выявлены интеллектуально одаренные подростки, у которых был определен актуальный уровень развития навыков эффективной коммуникации. Анализ
психодиагностических результатов показал, что в среднем, в выборочной совокупности преобладают одаренные подростки со средний и низким уровнем развития навыков эффективной коммуникации.
Данная потребность послужила основанием для проведения формирующего эксперимента, заключающегося в разработке и апробации программы взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков, соответствующей всем требованиям разработанной нами теоретической модели взаимодействия. В процессе апробации программы в течение учебного года были реализованы все ее компоненты: социально-психологический тренинг для одаренных подростков с участием родителей, Большая психологическая игра, проектно¬исследовательская деятельность совместно с семьей и педагогами, организация «Родительского кафе» и создание информационного ресурса для родителей.
На третьем, контрольном, этапе нами был реализован комплекс методов для оценки эффективности программы взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков, соответствующей всем требованиям разработанной нами теоретической модели взаимодействия. Для чего был применен тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатирующего эксперимента. Основная цель данного этапа была достигнута методами математико-статистического анализа данных, при использовании критериев U Манна-Уитни и Т-Вилкоксона.
Из полученных данных был сделан вывод о том, что разработанная и апробированная нами психолого-педагогическая программа взаимодействия семьи и школы в развитии навыков эффективной коммуникации одаренных подростков, соответствующей всем требованиям разработанной нами теоретической модели взаимодействия является эффективной и результативной, так как после ее проведения результаты в экспериментальной группе изменились, приобретя положительную тенденцию, так было выявлено, что произошли значительные изменения в данной выборке, при этом показатели контрольной выборочной совокупности остались без статистически значимых изменений.
Таким образом, так как результаты последнего этапа исследования дают основание утверждать, что опытно-экспериментальная работа по апробации программы развития эмоционального интеллекта у дошкольников доказала свою эффективность, то цель и задачи исследования были достигнуты, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
1. Абакирова, Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных
детей в образовательных учреждениях / Т.П. Абакирова. - Новосибирск // Часть 3: Социокультурные проблемы современного человека: сборник материалов III международной научно-практической конференции, 22-26 апреля 2008 / ред. О.А. Шамшикова, Н.Я.
Большунова. - Новосибирск : Новосибирский ГПУ, 2009. - С. 159-162.
2. Авдеева и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.:
Просвещение, 2004 - 244 с.
3. Авербух Н.В. Опыт организации психологического клуба в учебном заведении для одарённых подростков/ Психология и педагогика в образовательной и научной среде международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 3-5.
4. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение становления субъектности родителей в образовательном пространстве / Е.А. Александрова // Образование и семья: проблемы сопровождения: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2008. - С. 113-119.
5. Баныкина С.В., Туманина Н.В. Формирование конфликтологической компетентности одаренных подростков в условиях образовательной организации/ Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1950-1956.
6. Батурин Н.А., Курганский Н.А. Разработка и стандартизация теста интеллекта для среднего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 74-85.
7. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Б. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин и др. - М., 2003.
8. Воронова Т.А., Дубровина С.В., Чепурко Ю.В. Локус контроля как детерминанта агрессивности при интеллектуальной одаренности подростков/ Образование и наука. 2018. Т. 20. № 8. С. 28-45.
9. Гильбух Ю. З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993. 150 с.
10. Долгова В.И., Опыт кросскультурного использования
инновационных психолого-педагогических технологий сопровождения одаренного ребенка/ В.И. Долгова, М. Акча// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9 с.158-164
11. Егорова Е.В. Формы обучения и воспитания одарённых детей и подростков в условиях общеобразовательной школы/ Поддержка одаренности - развитие креативности материалы международного конгресса: в 2 томах. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова; редакционная коллегия И.М. Прищепа (главный редактор), О. Грауманн, М.Н. Певзнер. 2014. С. 224-227.
12. Ермекбаева А.Т. Одаренность детей как комплексная проблема современного образования/ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-2. С. 93-96.
13. Казарина В.В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности одарённых подростков/ Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика сборник научных трудов IX Международной конференции. Иркутский государственный университет, Российский гуманитарный научный фонд. 2015. С. 287-293.
14. Казарина В.В. Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков с проявлениями одарённости/ Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 2. С. 221 - 258.
15. Казеева Н.В., Морозова Е.А. психологическое сопровождение
родителей одарённых детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 292-293.
...