Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №95617

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятия «универсальные учебные действия» и «базовые
учебные действия» как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
легкой умственной отсталостью 14
1.3. Особенности формирования личностных учебных действий у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 23
2.2. Методы и методики, направленные на экспериментальное
изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 27
2.3. Анализ результатов уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
на уровне начального образования 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
3.1. Программа внеурочной деятельности по формированию
личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 34
3.2. Анализ результатов апробации программы внеурочной
деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 42
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования во внеурочной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 97


Проблема исследования. Проблема формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования рассматривалась в разное время, разными авторами и отражена в многочисленных трудах отечественных и зарубежных дефектологов, которые отмечают ряд существенных психологических особенностей детей данной категории, которые препятствуют успешному овладению знаниями, умениями и навыками. Личностные учебные действия являются основным структурным компонентом учебной деятельности, и рассматриваются как предмет целенаправленного формирования в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - АООП) на протяжении всего обучения в урочное и внеурочное время, как на уровне начального образования, так и в последующем на уровне основного общего образования.
Актуальность темы обоснована введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО (ИН)), а также актуальностью проблемы формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Степень разработанности. Проблема формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в настоящее время ещё недостаточно изучена. Наблюдается острая нехватка и литературы по проблеме исследования, и развернутых практических рекомендаций для оценки уровня сформированности личностных учебных действий как на момент поступления в организации, реализующие АООП, так и к моменту завершения уровня начального общего образования.
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта [36, с. 4].
У обучающихся с легкой умственной отсталостью нарушения психического развития носят системный характер, отмечается недоразвитие познавательных процессов и снижение познавательной активности. Следовательно, учебные действия формируются не в полном объеме и им необходимо коррекционно-развивающее обучение, целью такого обучения является создание специальных условий, способствующих развитию личности обучающегося и эффективному усвоению им учебного материала.
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области, реализующем адаптированные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» (далее - ГБОУ «Центр «Дар»).
В констатирующем этапе экспериментального исследования участие принимало 7 обучающихся, из них 5 мальчиков и 2 девочки, имеющих легкую умственную отсталость.
Объект исследования - личностные учебные действия у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - выявить особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие личностные учебные действия в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
3) Определить уровень сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
4) Составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для реализации цели и задач работы были использованы методы беседы с родителями и педагогами, наблюдение, эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Введение предусматривает описание проблемы исследования, ее актуальности, уровень ее разработанности, место и смысл в науке и практике.
В первой главе рассматривается теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и психолого -педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Во второй главе отражены: характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования; методы и методики, направленные на экспериментальное изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; проведение констатирующего этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
Методы исследования: беседа с родителями, с педагогами, со специалистами; наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Методики исследования: «Лесенка» В. Г. Щур; Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. В. Лусканова; «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.
В третьей главе рассматриваются: процесс составления программы внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; даны методические рекомендации по реализации программы; проведение контрольного этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
В заключении приведены общие выводы по проблеме исследования.
В списке источников и литературы представлены труды ученых по проблеме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках написания выпускной квалификационной работы ставилась цель выявить особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью и составить программу внеурочной деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи.
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Дано определение сущности и значения понятий «универсальные учебные действия» и «базовые учебные действия».
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерно формирование не универсальных учебных действий, а только их «основ» - базовых учебных действий, которые формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в урочное и внеурочное время.
Проведенный теоретический анализ позволил подобрать методы и методики педагогической диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Полученные данные на констатирующем этапе экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью позволяют сделать вывод, что необходимо проводить целенаправленную работу по повышению уровня сформированности личностных учебных действий в процессе всего обучения в организациях, реализующих АООП. Для этого была составлена программа внеурочной деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и проведена работа, направленная на формирование личностных учебных действий.
Результаты, полученные при проведении повторной диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на контрольном этапе исследования, показали, что у всех обучающихся, задействованных в исследовании, отмечается незначительная положительная динамика. Они стали проявлять больший интерес к обучению, стали лучше понимать чувства других людей, оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, научились давать адекватную оценку происходящим действиям.
Для улучшения и закрепления результатов необходимо продолжить работу по формированию личностных учебных действий в урочное и внеурочное время на протяжении всего периода обучения в организации, реализующей АООП, с обязательным привлечением всех участников образовательного процесса.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития : монография / О. К. Агавелян. - М. : Челябинск, 2003. - 154 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Белявский, Б. В. Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Б. В. Белявский ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 163 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: психологические труды / Л. И. Божович. - М. : Академия, 1995. - 260 с.
5. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика : учебное пособие / С. Ю. Бородулина. - М. : Феникс, 2004. - 352 с.
6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 160 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская
психология / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с.
8. Выготский, Л. С. Сборник сочинений : в 6 т. Т. 5 Основы
дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 469 с.
9. Габай, Т. В. Педагогическая психология : учебное пособие / Т. В. Габай. - М. : Издательство МГУ, 2013. - 160 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2016. - 512 с.
11. Гуровец, Г. В. Психопатология детского возраста / Г. В. Гуровец. - М. : Владос, 2008. - 358 с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
13. Демочко, Е. С. Развитие у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости коммуникативных навыков посредством игр- драматизаций на воспитательных занятиях / Е. С. Демочко // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф., ноябрь 2015 г. - Москва : Буки-Веди, 2015. - С. 183-185. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/- 184/8934/ (дата обращения: 23.04.2019).
14. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе : психол.-пед. исслед. / Г. М. Дульнев. - Москва : Педагогика, 1969. - 216 с.
15. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - М. : Ростов-на-Дону, 2007. - 486 с.
16. Забрамная, С. Д. История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии : учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 2008. - 212 с.
17. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
18. Забрамная, С. Д. Умственная отсталость и отграничения ее от сходных состояний / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 2011. - 112 с.
19. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики : учеб. для пед. ин-тов / Х. С. Замский. - Москва : Просвещение, 1980. - 398 с.
20. Замский, Х. С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века / Х. С. Замский. - М. : Образование, 1995. - 400 с.
21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Феникс, 1997. - 480 с.
22. Ильин, Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1986. - 234 с.
23. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями
здоровья: содержание, формы, методы / Тамбов. гос. ун-т им.
Г. Р. Державина : сост. Н. Н. Иванова [и др.]. - Тамбов : [б. и.], 2006. - 51с.
24. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. - М. : Речь, 2003. - 240 с.
25. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и
зачем они нужны : док. пед. наук / О. А. Карабанова. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - URL :
https://cyberleninka.ru/article/n7chto-takoe-universalnye-uchebnye-deystviya-i- zachem-oni-nuzhny/viewer(дата обращения: 23.09.2020).
26. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
27. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для студентов учреждений сред. пед. образования / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова [и лр.] ; под ред. Г. Ф. Кумариной. - Москва : Академия, 2001. - 313 с.
28. Кузьмина, Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Т. И. Кузьмина. - Москва : Нац. книж. центр, 2016. - 192 с.
29. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учебно-методическое пособие / Ю. З. Кушнер - М. : ВЛАДОС, 2001. - 66 с.
30. Лапп, Е. А. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания : Инструктивно-методические материалы / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. - М. : Учитель, 2016. - 199 с. 83
31. Леонтьев, А. А. Психология общения : учеб. пособие /
А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2008. - 365 с.
32. Лубовский, В. И. Особые образовательные потребности : док. пед. наук / В. И. Лубовский. - М., 2013. - URL : http://psyedu.ru/files/articles/3989/pdf_version.pdf(дата обращение 15.09.2020).
33. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1989. - 104 с.
34. Малинович, В. И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием / В. И. Малинович. - М. : Дефектология, 1999. - 19 с.
35. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов педвузов / М. В. Матюхина, М. В. Гамезо, Т. С. Михальчик и Н. Ф. Прокина ; под ред. М. В. Гамезо. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
36. МКБ 10 - Международная классификация болезней 10-гопересмотра. - URL: http://mkb-10.com/index.php?pid=4380 (дата обращения: 15.09.2020).
37. Михеева, Е. А. Психолого-воспитательная поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью / Е. А Михеева // Дефектология. - 2007. - № 5. - с. 3-10.
38. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. - Москва : Академия, 2008. - 219 с.
39. Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Московкина. М. - : ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
40. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития : учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. - Москва : Академия, 2006. - 608 с.
41. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
42. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. С. Немов. - М. : Просвещение, 1995. - 576 с.
43. О введении ФГОС ОВЗ (вместе с Методическими рекомендациями
по вопросам внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образователь¬ного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : письмо М-ва образования и науки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452. - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo- Minobrnauki-Rossii-ot-11.03.2016-N-VK-452_07/ (дата обращения:
09.09.2020).
44. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ :
[принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата обращения: 13.08.2020).
45. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - с. 6.
46. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - Москва : Академия, 2002. - 480 с.
47. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 319 с.
48. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
49. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
50. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для вузов / Т. А. Добровольская, Н. А. Киселева, Т. А. Басилова [и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. - Москва : Академия, 2003. - 320 с.
51. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 365 с.
52. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов. - М. : Академия, 2001. - 272 с.
53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб. для вузов / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 712 с.
54. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С. Я. Рубинштейн. - Москва : Просвещение, 1986. - 192 с.
55. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для вузов - 8 -е изд. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2008. - 567 с.
56. Специальная педагогика : учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва : Академия, 2005. - 400 с.
57. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников / Е. А. Стребелева. - М. : Дефектология, 1994. - 62 с.
58. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста : в 3 т. Т. 1 / Г. Е. Сухарева. - Москва : Медгиз, 1955. - 458 с.
59. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учебное пособие / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 2013. - 288 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования - URL :
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 05.08.2020).
61. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - URL: http://fgos- ovz.herzen.spb.ru(дата обращения: 01.09.2020).
62. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - URL :
https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 01.09.2020).
63. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/(дата обращения: 01.09.2020).
64. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Омега - Л., 2019. - 134 с.
65. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения / авт.-сост. Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова. - М. : Учитель, 2013. - 100 с.
66. Фридман, Л. М. Психопедагогика общего образования : пособие для студентов и учителей / Л. М. Фридман. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 288 с.
67. Хитрюк, В. В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: вопросы и ответы : учеб. метод. пособие / В. В. Хитрюк. - Барановичи : РИО БарГУ, 2011. - 361 с.
68. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений / В. Ф. Шалимов. - М. : Академия, 2002. - 112 с.
69. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте : хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Д. Б. Эльконин ; под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М. : Моск. ун-та, 1981. - 293 с.
70. Шуберт, А. М. Рисунок аномального ребенка как материал для психологической характеристики. В сб. : Основные проблемы педологии в СССР. - М.: 1928. - 105 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ